ТЕХНОЛОГИИ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ У
ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.
Для предупреждения агрессивных поведенческих реакций различного происхождения существует достаточно широкий спектр различных возможностей. В ряде случаев для эффективного гашения детской или подростковой агрессии требуется срочное вмешательство. Стратегия экстренного вмешательства нацелена на уменьшение или избежание агрессивного поведения в напряжённых ситуациях. В этих случаях взрослые должны иметь адекватные установки в отношении проявления агрессии детьми. Для оптимизации конструктивного воздействия на агрессивные реакции детей и подростков разработаны специальные рекомендации для взрослых. Правила экстренного вмешательства позволяют в конфликтной ситуации с агрессивными детьми и подростками обеспечивать позитивные разрешение конфликтов и устанавливать партнёрские отношения.
Правило 1. ИГНОРИРОВАТЬ НЕЗНАЧИТЕЛЬНУЮ АГРЕССИЮ.
В тех случаях, когда агрессия детей и подростков не опасна и объяснима, целесообразно использовать следующие позитивные стратегии.
* простое игнорирование реакций ребёнка (подростка);
* выражение понимания чувств ребёнка: «Я понимаю, что тебе обидно»;
* переключение внимания или предложение какого-либо задания;
* позитивное обозначение поведения: «Ты злишься потому, что ты устал».
Так как агрессия естественна для людей, то адекватная и неопасная агрессивная реакция в ряде случаев не требует вмешательства со стороны. Дети нередко используют агрессию просто для привлечения к ним внимания. Если ребёнок или подросток проявляют гнев в допустимых пределах и по вполне объяснимым причинам, можно просто позволить ему пережить это, внимательно выслушав и переключив его внимание на что-то другое. Игнорирование является мощным способом гашения нежелательного поведения.
Правило 2. АКЦЕНТИРОВАТЬ ВНИМАНИЕ НА ПОСТУПКАХ (ПОВЕДЕНИИ), А
НЕ НА ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА И ПОДРОСТКА.
Негативная оценка личности является одной из наиболее распространённых причин перехода агрессивных реакций в устойчивое агрессивное поведение. Родители и педагоги склонны обобщать однократные поступки до личного ярлыка. Дети, проявляющие агрессию, моментально получают репутацию «агрессивных», «конфликтных», «враждебных». Самое опасное, если эту характеристику усваивают сверстники. Окружающие начинают ожидать от ребёнка или подростка агрессивного поведения, тем самым провоцируя его. Проводить чёткую границу между поступком и личностью позволяет техника объективного описания поведения.
Самое главное - дать описание поведения без его оценки. После того, как ребёнок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение более подробно, объяснить, почему его поступки неприемлемы, избегая субъективных, оценочных слов, которые вызвали бы раздражение и протест и в конечном итоге увели бы от решения проблемы.
Анализируя проступок, важно ограничиться обсуждением только актуального поведения ребёнка, по принципу «здесь и сейчас», избегая анализа других поступков. В противном случае у ребёнка возникает ощущение несправедливости происходящего, вследствие чего его способность критично оценивать своё поведение снижается.
Оценивать поведение ребёнка, следует апеллировать только к фактам и к тому, что произошло только что. Вместо распространённой и неэффективной моральной оценки нежелательного поведения целесообразно прибегать к оценке негативных последствий поведения. В этом случае ребёнку объясняют, что его поведение вредит не столько окружающим, сколько ему самому. Очень важным является анализ возможных конструктивных способов поведения в конкретной ситуации.
В ряде случаев необходимым является установление с агрессивным ребёнком обратной связи. Для этого чаще всего используются следующие приёмы:
1. Констатация факта: «Ты преступаешь допустимую черту» или «Ты ведёшь
себя агрессивно».
Констатирующий вопрос: «Ты злишься?».
Раскрытие мотивов агрессора: «Ты хочешь меня обидеть? Ты хочешь продемонстрировать силу?»
«Я – сообщение (раскрытие собственных чувств по отношению к нежелательному поведению): «Мне нравится, когда со мной говорят в таком тоне», «Я напрягаюсь, когда кто-то громко кричит».
Апелляция к правилам: «Ты нарушаешь правило».
Давая обратную связь агрессивному поведению ребёнка, взрослый человек должен проявить по меньшей мере три качества: заинтересованность, доброжелательность и твёрдость. Твёрдость должна проявляться исключительно в отношении конкретного поступка, в направлении его искоренения. Ребёнок должен услышать от нас, что мы не против него, а только против конкретного поступка.
Правило 3. КОНТРОЛИРОВАТЬ СОБСТВЕННЫЕ НЕГАТИВНЫЕ ЭМОЦИИ.
Когда ребёнок демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает выраженные негативные эмоции, включая: раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность. Взрослым необходимо признать нормальность и естественность данных негативных переживаний. Кроме того, важно понять характер переживаемых чувств, их силу и длительность переживаний.
Взрослым необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми.
Если взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он:
НЕ ПОДКРЕПЛЯЕТ АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ.
ДЕМОНСТРИРУЕТ положительный пример в обращении со встречной агрессией.
СОХРАНЯЕТ партнёрские отношения, необходимые для дальнейшего сотрудничества.
Для оценки характера и уровня агрессивности консультанта (педагога) можно использовать тест Спилбергера.
Если результаты превышают указанные нормы, уровень агрессии выше допустимого, непосредственно сам взрослый является источником агрессии. С большой вероятностью им провоцируется агрессивное поведение детей, что требует дополнительной психологической помощи.
Как показывает практика, агрессивное поведение детей является частью «групповой игры», цель которой - желание вызвать гнев педагога, вывести его из «напускного» равновесия, продемонстрировать его слабость. Не понимающие ситуации педагоги обречены на психологический провал. Подростки также широко используют агрессию для разоблачения взрослых, для их обесценивания, что облегчает процесс эмансипации от них. Иначе взрослые теряют авторитет в глазах подростков и теряют возможность конструктивного взаимодействия с ними.
Правило 4. НЕ УСИЛИВАТЬ НАПРЯЖЕНИЕ СИТУАЦИИ.
Основная задача взрослого, сталкивающегося с детско-подростковой агрессией, - снизить напряжение ситуации. Типичные действия взрослого, усиливающие напряжение и агрессию, включают в себя:
повышение голоса, изменение тона на устрашающий;
демонстрация власти: «Учитель здесь пока ещё я», «Будет так, как я скажу»;
крик, негодование;
агрессивные позы и жесты; сжатие челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор «сквозь зубы»;
сарказм, насмешки;
оценка характера ученика, его личности, личностей его родителей или друзей;
использование физической силы;
втягивание в конфликт других людей, непричастных к нему;
настаивание на своей правоте;
нотации, проповеди;
угрозы или наказания;
оправдания или защита;
обобщения типа «Вы все одинаковые»;
придирки;
передразнивание;
сравнение ребёнка с другими детьми;
команды, жёсткие требования, давление;
подкуп, награды.
Некоторые из этих реакций могут остановить проступок на короткое время. Однако отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем сама его причина.
Правило 5. ОБСУЖДАТЬ ПРОСТУПОК.
Для профилактики агрессивного поведения необходимо обсуждать нежелательное поведение ребёнка всякий раз, когда оно превышает допустимый порог. Существуют некоторые общие рекомендации для такого разговора, повышающие его воспитательную силу.
Когда стороны возбуждены, невозможно достичь конструктивной договорённости. В критический момент важно быстро и решительно остановить агрессивное действие с минимальным количеством слов. Анализировать поведение нужно не в момент самой выходки, а только после того, как ситуация разрешится и обе стороны успокоятся.
В то же время обсуждение необходимо провести как можно скорее после инцидента. Лучше это сделать наедине, без свидетелей, а затем обсудить в группе или семье. При обсуждении важно сохранять спокойную и объективную позицию, апеллируя не к личности ребёнка, а к тем правилам, которые он нарушил. Также важно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но и, прежде всего для самой личности.
Правило 6. СОХРАНЯТЬ ПОЛОЖИТЕЛЬНУЮ РЕПУТАЦИЮ.
Ребёнку, тем более подростку, очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное – публичное осуждение и негативная оценка. Дети и подростки стараются избежать этого любой ценой, используя различные механизмы защиты и защитного поведения. Их цель – сохранить самоуважение, так как плохая репутация и негативный ярлык опасны и, закрепившись за ребёнком, становятся самостоятельной побудительной силой агрессивного поведения личности.
Для сохранения положительной репутации целесообразно:
публично минимизировать вину подростка («Ты неважно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть»), что не распространятся на последующую индивидуальную беседу;
не требовать полного подчинения, позволить подростку выполнить требование взрослого по-своему;
предложить ребёнку компромисс, договор со взаимными уступками.
Настаивая на полном подчинении, т. Е. на том, чтобы ребёнок не только немедленно сделал то, что вы хотите, но и вашим способом, можно спровоцировать новый взрыв агрессии.
Как известно из практики образовательных учреждений, ученики используют и другие, «свои способы» сохранения самоуважения, такие, как:
«тянут» несколько секунд, прежде, чем согласиться;
Строят гримасы, выполняя вашу просьбу;
Делают какой-то жест, свидетельствующий о неуважении;
Несколько раз повторяют то, что вы просите прекратить делать, и только потом перестают;
Перед тем как подчиниться, говорят что-то типа «не буду», «не хочу», чтобы последнее слово осталось за ними.
Если позволить им подчиниться «по-своему», инцидент будет исчерпан скорее.
Правило 7. ДЕМОНСТРИРОВАТЬ МОДЕЛИ НЕАГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ.
Важное условие воспитания «контролируемой агрессии» - это демонстрирование моделей поведения, альтернативных агрессивному. В ситуации столкновения (агрессии) обе стороны теряют самообладание. Возникает диоемма6 бороться за свою власть или разрешить ситуацию мирным способом на основе паритета.
В ситуациях повседневного общения с детьми и подростками необходима демонстрация альтернативного поведения их агрессивным реакциям. Чем меньше возраст ребёнка, тем более неагрессивным должно быть взрослого в ответ на его агрессивную реакцию.
Альтернативное поведение взрослого, направленное на снижение напряжения ситуации, может включать в себя следующие приёмы:
выдерживание паузы (молчаливое заинтересованное выслушивание);
тайм-аут - предоставление возможности ребёнку успокоиться наедине;
внушение спокойствия невербальными средствами;
прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;
использование юмора («Ты сейчас круче Шварцнеггера»);
признание чувств и интересов собеседника;
сообщение своих интересов;
апелляция к правилам и т. Д.
Наибольшая польза от этих приёмов в том, что дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения. Главное условие – искренность взрослого, соответствие словам его невербальных реакций.
Поведение взрослого существенно зависит от характера и силы агрессивных реакций ребёнка.
На начальной стадии агрессивного поведения (при первых незначительных признаках) целесообразно использовать мягкую тактику -
1-игнорирование
2-перключение внимания
3- «изящный уход».
Нередко этого бывает достаточно, чтобы предотвратить усиление агрессии и разрядить ситуацию.
Изящный уход – это дипломатический манёвр, позволяющий всем участникам выйти из травмирующей, конфликтной ситуации.
Любая оригинальная или просто нестандартная реакция педагога на агрессивное поведение циников помогает разрядить конфликтную ситуацию лучше, чем любые угрозы и административные меры.
ВАРИАНТЫ НЕСТАНДАРТНЫХ РЕШЕНИЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ ДЛЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ АГРЕССИВНОГО
ПОВЕДЕНИЯ УЧЕНИКОВ.
1. ПРИЗНАТЬ СИЛУ УЧЕНИКА.
Правило вытекает из принципа «Чем больше давление, тем сильнее сопротивление, и наоборот». Приём заключается в том, чтобы не втягиваться в обречённую на проигрыш битву, а, напротив, неожиданно признать силу ученика: «Я действительно не могу заставить тебя работать, пока ты сам этого захочешь».
Признание власти (силы) подростка часто разряжает напряжённую ситуацию, т. К. означает фактически признание равенства статусов ученика и учителя как личностей. Люди властные часто агрессивны, нападают на других, атакуют и задевают окружающих. С ними трудно строить партнёрские отношения, однако необходимо создать атмосферу кооперации, а не конфрронтации.
2. УБРАТЬ ЗРИТЕЛЕЙ.
Убрать сторонних наблюдателей с места происшествия не всегда возможно, особенно если конфликт происходит в классе. Но в некоторых случаях, например, если произошла драка