Технологии формирующего оценивания
Сажина Светлана Яковлевна
учитель технологии,
изобразительного искусства
БОУ «Чекрушанская СОШ»
Тарского муниципального района
Омской области
Одним из важнейших аспектов педагогической деятельности является оценка полученных результатов, в ходе которой можно установить успешность и результативность образовательного процесса. Сегодня в России в условиях модернизации содержания общего образования и внедрения новых стандартов общего образования перед учителями ставят задачу изменения традиционных подходов к оцениванию достижений учеников и расширения оценочного инструментария. Педагог должен овладеть методами и приемами, позволяющими оценивать предметные, метапредметные и личностные образовательные результаты обучающегося на различных этапах образовательного процесса. Причем, эта оценка должна стать средством мотивации обучающегося к достижению высоких образовательных результатов и к личностному развитию.
Формирующее оценивание оказалось самым эффективным способом повысить образовательные достижения каждого ученика, сократить разрыв между наиболее успевающими учащимися и теми, кто испытывает серьёзные затруднения в обучении. На сегодняшний день существуют информационные источники, в которых описываются теоретические аспекты введения формирующего оценивания в образовательный процесс, но о его практической реализации в образовательном процессе информация практически отсутствует.
Таким образом, актуальность данной темы обусловлена:
- поиском новых подходов к оцениванию образовательных результатов;
- дефицитом информационных источников по практике внедрения элементов формирующего оценивания на уроках и во внеурочной деятельности.
Новые образовательные стандарты задают новые ориентиры в понимании учебных результатов и соответствующих им подходов к оцениванию:
1. Оценивание осуществляется практически на каждом уроке, а не только в конце учебной четверти или года.
2. Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты.
3. Критерии оценивания заранее известны и учителю, и ученикам. Они даже вырабатываются совместно.
4. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.
Формирующее оценивание - процесс поиска и интерпретации данных, которые ученики и учитель используют для того, чтобы решить, как далеко ученики уже продвинулись в своей учебе, куда им необходимо продвинуться и как сделать это наилучшим образом.
Формирующее оценивание - наиболее эффективный способ повысить образовательные достижения каждого ученика и сократить разрыв между наиболее успевающими учащимися и теми, кто испытывает затруднения в обучении. (Пинская Марина Александровна. «Оценивание в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта.)
Принципы формирующего оценивания:
- показать ученику, что у него получилось хорошо,
- указать, что нуждается в улучшении,
- дать рекомендации о необходимых исправлениях,
- создать возможности для внесения исправлений.
Были изучены множество технологий формирующего оценивания, которые апробированы на уроках и при организации внеурочной деятельности:
1. Технология «Отчёты по темам» - это опросные листы, которые ученики заполняют после прохождения темы, отвечая на 3 вопроса:
1.Чему я научился по данной теме?
2. Какие вопросы остались для меня неясными?
3. Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?
На первых порах данное задание вызывало у учеников нескрываемое раздражение - казалось, что это лишняя трата времени. Но после того как работа вошла в систему, появился положительный результат, эта форма работы была принята всеми участниками образовательного процесса.
2. Технология «Составление учениками тестов, кроссвордов».
Задачи:
- повысить качество выполнения домашнего задания;
- выявить уровень понимания учащимися материала и разобрать моменты, вызвавшие затруднение;
- развивать критическое мышление;
- строить обучение на основе сотрудничества.
Это творческая работа, которая проявляет знания, подготовленность, мотивацию, требует очертить границы темы, структурировать знания, составлять высказывания, прогнозировать ответ.
Даже потенциально слабые ученики справляются с задачей составления тестов по пройденным темам. Практикуется обмен тестами в парах, группах, коллективная проверка – консультация.
3. Методика «Анализ группового проекта»
Позволяет ученику оценить себя, осознать свою роль в групповом проекте - насколько был продуктивен, успешен, полезен. Помогает решать коммуникативные задачи при работе в группе, в команде.
В ходе работы над групповым проектом | Постоянно | Иногда | Это не наблюдалось |
Я работал в команде |
|
|
|
Я был сосредоточен |
|
|
|
Я поддерживал других |
|
|
|
Я продолжал пытаться, даже если не получалось |
|
|
|
Я предлагал свое решение |
|
|
|
Я выслушивал мнение других |
|
|
|
Я проверял свою работу |
|
|
|
К моему мнению прислушивались |
|
|
|
4. Методика «Карта оценки презентации, проекта». Учитель использует технологию для подведения итогов проектной деятельности обучающихся (как на уроках, так и во внеурочной деятельности).
Фамилия, имя: ___________________________________________
Дата: __________________
Тема презентации: _______________________________
Презентация была интересной и содержательной.
Презентация была понятной – она помогла мне лучше понять тему.
Презентация подготовлена самим выступающим.
Автор ответил на мои вопросы.
Я узнал новое из презентации.
Достоинства работы____________________________
Недостатки работы_____________________________
Мои предложения по работе_______________________________________
5.Технология « Кластерная карта».
Кластерная карта (карта понятий) – это сетевая диаграмма, которая отражает структуру знаний ученика и позволяет ученику:
- синтезировать информацию,
- видеть связь между понятиями,
- развивать сложные мыслительные навыки,
- самостоятельно формировать представления собственных знаний и понимание предмета.
- используется при работе над проектом, эссе, презентацией.
Варианты работы с кластерами:
- составляется новый кластер,
- составляется краткий рассказ по готовому кластеру с использованием слов, входящих в его состав,
- коррекция и совершенствование готового кластера.
- анализ и завершение неполного кластера:
- без указания главного термина, с которого начинается кластер, определение этого главного термина;
- без указания одного или нескольких терминов кластера и определение этих терминов.
Формы работы с кластерами:
- самостоятельно при выполнении домашней работы,
- самостоятельно на обобщающем уроке,
- в составе малой группы с последующим конкурсом на лучший кластер, составленный по заданному главному термину,
- при выполнении контрольного задания на составление кластера, написание рассказа по кластеру или определение термина (терминов) неполного кластера, при контроле аудирования.
Данной технологией овладевают все ученики в меру своих способностей. Потенциально сильные свободно составляют карты по темам. Обучающиеся разной подготовки постоянно совершенствуются.
6. Технология Синквейн - пять строк
- учит анализировать, синтезировать, обобщать понятия и информацию.
- организуется в парах, группах, самостоятельно,
- обогащает лексический запас,
- подготавливает к пересказу;
- учит формулировать ключевую фразу;
- позволяет проявить собственное творчество;
- получается у всех.
В результате ученик:
- знает содержание учебного материала темы;
-умеет выделять наиболее характерные особенности изучаемого явления, процесса,
-умеет применять полученные знания.
Дидактический синквейн, который использует учитель:
1.Одно существительное (обозначает тему высказывания).
2. Два прилагательных (обозначают признаки).
3. Три глагола (характер действия).
4. Личное отношение.
5.Резюме.
7. Метод неоконченных предложений
Я почувствовал, что…
Было интересно…
Меня удивило…
Своей работой сегодня я…, потому что...
Мне захотелось…
Мне больше всего удалось…
Сегодня я узнал…
Было трудно…, потому что...
Я научился…
Задания для меня показались…, потому что...
Для меня было открытием то, что…
Я узнал…
Я научился…
Мне было трудно….
Я не понял…
8. «Самооценивание»
9. Взаимооценивание»
10. Оценка работы по критериям
Этапы урока | Принимал участие (1 балл) Не принимал участие (0 баллов) |
1 этап - актуализация знаний (повторение домашнего задания) |
|
2 этап – мотивация учебной деятельности |
|
3 этап – целеполагание |
|
4 этап – работа в группах |
|
5 этап – решение задач |
|
6 этап – подведение итогов (тест) |
|
7 этап – рефлексия |
|
Итого: 7 баллов – оценка «5» 5-6 баллов – оценка «4» 3-4 балла – оценка «3» |
|
11. Оценочный лист продвижения по темам:
Раздел тема | Планируемые результаты | Знаю/ умею | Частично знаю/ умею | Не знаю/ не умею | Оценка ученика | Оценка учителя |
Раздел 3 Технологии кулинарной обработки пищевых продуктов (12 часов)
| 1. составлять техническое задание, памятку, инструкцию; 2. составлять технологическую карту; 3. осуществляет сохранение информации в формах описания, схемы, эскиза, фотографии; 4. осуществлять корректное применение/хранение произвольно заданного продукта на основе информации производителя (инструкции, памятки, этикетки); 5. разъяснять содержание понятий «технология», «технологический процесс», и адекватно пользуется этими понятиями; 6. выявлять и формулировать проблему, требующую технологического решения; 7. модифицировать имеющиеся продукты в соответствии с ситуацией/заказом/потребностью/задачей деятельности и в соответствии с их характеристиками, разрабатывать технологию на основе базовой технологии; 8. приводить рассуждения, содержащие аргументированные оценки и прогнозы развития технологий в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, в информационной сфере.
|
|
|
|
|
|
В настоящее время традиционная система оценивания уже не даёт нужных результатов, поэтому необходимо искать новые подходы и инструменты. В системе оценивания используется в основном внутренняя оценка, выставляемая учителем, школой. Формирующее оценивание направлено на ученика и работает для него. Новый подход к оцениванию устраняет дефициты действующей сегодня традиционной системы и полностью меняет сложившуюся практику.
Исходя из результатов проведенной работы, видно, что при целенаправленной работе по включению в образовательный процесс элементов формирующего оценивания наблюдается положительная динамика, что выражается в развитии у обучающегося необходимых компетенций, и является основой для реализации стандартов второго поколения.
Список литературы.
Новые формы оценивания. М.А.Пинская, И.М.Улановская. – 2-е изд. – М.:Просвещение, 2014.
Пинская М.А.- Оценивание в условиях новых ФГОС: трудности перехода. – Пособие для учителей. – 15 с.
Пинская М.А.- Формирующее оценивание: оценивание в классе: учеб. пособие / М.А. Пинская. – М.: Логос, 2010. – 264 с.
Пинская М.А.- Формирующее оценивание: оценивание для обучения. - Практическое руководство для учителей. – 35 с.
Фишман И.С., Голуб Г.Б. – Формирующая оценка образовательных результатов учащихся: Методическое пособие. Самара: Издательство «Учебная литература», 2007. 244 с.