«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Технологии формирующего оценивания

Обобщение опыта работы по теме: "Технологии формирующего оценивания"

Олимпиады: Технология 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Технологии формирующего оценивания

Сажина Светлана Яковлевна

учитель технологии,

изобразительного искусства

БОУ «Чекрушанская СОШ»

Тарского муниципального района

Омской области



Одним из важнейших аспектов педагогической деятельности является оценка полученных результатов, в ходе которой можно установить успешность и результативность образовательного процесса. Сегодня в России в условиях модернизации содержания общего образования и внедрения новых стандартов общего образования перед учителями ставят задачу изменения традиционных подходов к оцениванию достижений учеников и расширения оценочного инструментария. Педагог должен овладеть методами и приемами, позволяющими оценивать предметные, метапредметные и личностные образовательные результаты обучающегося на различных этапах образовательного процесса. Причем, эта оценка должна стать средством мотивации обучающегося к достижению высоких образовательных результатов и к личностному развитию.

Формирующее оценивание оказалось самым эффективным способом повысить образовательные достижения каждого ученика, сократить разрыв между наиболее успевающими учащимися и теми, кто испытывает серьёзные затруднения в обучении. На сегодняшний день существуют информационные источники, в которых описываются теоретические аспекты введения формирующего оценивания в образовательный процесс, но о его практической реализации в образовательном процессе информация практически отсутствует.
Таким образом, актуальность данной темы обусловлена:

- поиском новых подходов к оцениванию образовательных результатов;

- дефицитом информационных источников по практике внедрения элементов формирующего оценивания на уроках и во внеурочной деятельности.

Новые образовательные стандарты задают новые ориентиры в понимании учебных результатов и соответствующих им подходов к оцениванию:

1. Оценивание осуществляется практически на каждом уроке, а не только в конце учебной четверти или года.

2. Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты.

3. Критерии оценивания заранее известны и учителю, и ученикам. Они даже вырабатываются  совместно.

4. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.

Формирующее оценивание -  процесс поиска и интерпретации данных, которые ученики и учитель используют для того, чтобы решить, как далеко ученики уже продвинулись в своей учебе, куда им необходимо продвинуться и как сделать это наилучшим образом.

Формирующее оценивание -  наиболее эффективный способ повысить образовательные достижения каждого ученика и сократить разрыв между наиболее успевающими учащимися и теми, кто испытывает затруднения в обучении. (Пинская Марина Александровна.  «Оценивание в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта.)

Принципы формирующего оценивания:

- показать ученику, что у него получилось хорошо,

- указать, что нуждается в улучшении,

- дать рекомендации о необходимых исправлениях,

- создать возможности для внесения    исправлений.

Были изучены множество технологий формирующего оценивания, которые апробированы на уроках и при организации внеурочной деятельности:

1. Технология «Отчёты по темам» - это опросные листы, которые ученики заполняют после прохождения темы, отвечая на 3 вопроса:

1.Чему я научился по данной теме?

2. Какие вопросы остались для меня неясными?

3. Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?

На первых порах данное задание вызывало у учеников нескрываемое раздражение - казалось, что это лишняя трата времени. Но после того как работа вошла в систему, появился положительный результат, эта форма работы была принята всеми участниками образовательного процесса.

2. Технология «Составление учениками тестов, кроссвордов»

Задачи:

- повысить качество выполнения домашнего задания;

- выявить уровень понимания учащимися материала и разобрать моменты, вызвавшие затруднение;

- развивать критическое мышление;

- строить обучение на основе сотрудничества.

Это творческая работа, которая проявляет знания, подготовленность, мотивацию, требует очертить границы темы, структурировать знания, составлять высказывания, прогнозировать ответ.

Даже потенциально слабые ученики справляются с задачей составления тестов по пройденным темам. Практикуется обмен тестами в парах, группах, коллективная проверка – консультация.

3. Методика «Анализ группового проекта»

Позволяет ученику оценить себя, осознать свою роль в групповом проекте - насколько был продуктивен, успешен, полезенПомогает решать коммуникативные задачи при работе в группе, в команде.


В ходе работы над групповым проектом

Постоянно

Иногда

Это не наблюдалось

Я работал в команде




Я был сосредоточен




Я поддерживал других




Я продолжал пытаться, даже если не получалось




Я предлагал свое решение




Я выслушивал мнение других




Я проверял свою работу




К моему мнению прислушивались





4. Методика «Карта оценки презентации, проекта». Учитель использует технологию для подведения итогов проектной деятельности обучающихся (как на уроках, так и во внеурочной деятельности). 

Фамилия, имя: ___________________________________________

Дата: __________________

Тема презентации: _______________________________

Презентация  была интересной и содержательной.

Презентация была понятной – она помогла мне лучше понять тему.

Презентация подготовлена самим выступающим.

Автор   ответил на мои вопросы.

Я узнал новое   из презентации.

Достоинства работы____________________________

Недостатки работы_____________________________

Мои предложения по работе_______________________________________

5.Технология « Кластерная карта».

Кластерная карта (карта понятий) – это сетевая диаграмма, которая отражает структуру знаний ученика и позволяет ученику:

- синтезировать информацию,

- видеть связь между понятиями,

- развивать сложные мыслительные навыки,

- самостоятельно формировать представления собственных знаний и понимание предмета.

-  используется при работе  над проектом, эссе, презентацией.

Варианты работы с кластерами:

- составляется новый кластер,

- составляется краткий рассказ по готовому кластеру с использованием слов, входящих в его состав,

- коррекция и совершенствование готового кластера.

-  анализ и завершение неполного кластера:

-   без указания главного термина, с которого начинается кластер, определение этого главного термина;    

 -   без указания одного или нескольких терминов кластера и определение этих терминов.

  Формы работы с кластерами:

 -  самостоятельно при выполнении домашней работы,

 -  самостоятельно на обобщающем уроке,

  - в составе малой группы с последующим конкурсом на лучший кластер, составленный по заданному главному термину,

 - при выполнении контрольного задания на составление кластера, написание рассказа по кластеру или определение термина (терминов) неполного кластера, при контроле аудирования.

Данной технологией овладевают все ученики в меру своих способностей. Потенциально сильные свободно составляют карты по темам. Обучающиеся разной подготовки постоянно совершенствуются.

6. Технология Синквейн - пять строк

-   учит анализировать, синтезировать, обобщать понятия и информацию.

- организуется в парах, группах, самостоятельно,

-  обогащает лексический запас,

-  подготавливает к пересказу;

- учит формулировать ключевую фразу;

-  позволяет проявить собственное творчество;

-  получается у всех. 

В результате ученик:

- знает содержание учебного материала темы;

-умеет выделять наиболее характерные особенности изучаемого явления, процесса,  

-умеет применять полученные знания.

Дидактический синквейн, который использует учитель:

1.Одно существительное (обозначает тему высказывания).

2. Два прилагательных (обозначают признаки).

3. Три глагола (характер действия).

4. Личное отношение.

5.Резюме.

7. Метод неоконченных предложений

  • Я почувствовал, что…

  • Было интересно…

  • Меня удивило…

  • Своей работой сегодня я…, потому что...

  • Мне захотелось…

  • Мне больше всего удалось…

  • Сегодня я узнал…

  • Было трудно…, потому что...

  • Я научился…

  • Задания для меня показались…, потому что...

  • Для меня было открытием то, что…

  • Я узнал…

  • Я научился…

  • Мне было трудно….

  • Я не понял…

8. «Самооценивание»

9. Взаимооценивание»

10. Оценка работы по критериям

Этапы урока

Принимал участие

(1 балл)

Не принимал участие

(0 баллов)

1 этап - актуализация знаний (повторение домашнего задания)


2 этап – мотивация учебной деятельности


3 этап – целеполагание


4 этап – работа в группах


5 этап – решение задач


6 этап – подведение итогов (тест)

7 этап – рефлексия


Итого:

7 баллов – оценка «5»

5-6 баллов – оценка «4»

3-4 балла – оценка «3»



11. Оценочный лист продвижения по темам:

Раздел

тема

Планируемые

результаты

Знаю/

умею

Частично знаю/

умею

Не знаю/

не умею

Оценка ученика

Оценка учителя

Раздел 3 Технологии кулинарной обработки пищевых продуктов (12 часов)



1. составлять техническое задание, памятку, инструкцию;

2. составлять технологическую карту;

3. осуществляет сохранение информации в формах описания, схемы, эскиза, фотографии;

4. осуществлять корректное применение/хранение произвольно заданного продукта на основе информации производителя (инструкции, памятки, этикетки);

5. разъяснять содержание понятий «технология», «технологический процесс», и адекватно пользуется этими понятиями;

6. выявлять и формулировать проблему, требующую технологического решения;

7. модифицировать имеющиеся продукты в соответствии с ситуацией/заказом/потребностью/задачей деятельности и в соответствии с их характеристиками, разрабатывать технологию на основе базовой технологии;

8. приводить рассуждения, содержащие аргументированные оценки и прогнозы развития технологий в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, в информационной сфере.









В настоящее время традиционная система оценивания уже не даёт нужных результатов, поэтому необходимо искать новые подходы и инструменты. В системе оценивания используется в основном внутренняя оценка, выставляемая учителем, школой. Формирующее оценивание направлено на ученика и работает для него. Новый подход к оцениванию устраняет дефициты действующей сегодня традиционной системы и полностью меняет сложившуюся практику.

Исходя из результатов проведенной работы, видно, что при целенаправленной работе по включению в образовательный процесс элементов формирующего оценивания наблюдается положительная динамика, что выражается в развитии у обучающегося необходимых компетенций, и является основой для реализации стандартов второго поколения.

Список литературы.

  1. Новые формы оценивания. М.А.Пинская, И.М.Улановская. – 2-е изд. – М.:Просвещение, 2014.

  2. Пинская М.А.- Оценивание в условиях новых ФГОС: трудности перехода. – Пособие для учителей. – 15 с.

  3. Пинская М.А.- Формирующее оценивание: оценивание в классе: учеб. пособие / М.А. Пинская. – М.: Логос, 2010. – 264 с.

  4. Пинская М.А.- Формирующее оценивание: оценивание для обучения. - Практическое руководство для учителей. – 35 с.

  5.  Фишман И.С., Голуб Г.Б. – Формирующая оценка образовательных результатов учащихся: Методическое пособие. Самара: Издательство «Учебная литература», 2007. 244 с.


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее