«Осенний фестиваль знаний 2024»

Технологическая карта урока по русскому языку "Несклоняемые существительные"

Конспект урока разработан в соответствии с требованиями по новым ФГОС НОО. Есть задания на развитие функциональной грамотности; разноуровненые.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Технологическая карта урока русского языка

Тема:  "Несклоняемые имена существительные". УМК «Школа России», 4 класс

Составитель: учитель начальных классов Маринина Наталья Александровна МОАУ «Гимназия № 3 г. Орска Оренбургской области»

Тип урока: «открытие» новых знаний

Тема

 "Несклоняемые имена существительные".

Цель

Знакомство обучающихся с несклоняемыми именами существительными.

Задачи

Образовательные: узнать классификацию несклоняемых имен существительных;
Развивающие: развивать речь, логику, мышление, орфографические навыки;
Воспитательные: воспитывать любовь к русскому языку и привитие интереса к его познанию, побуждение обучающихся к грамотному использованию средств языка, прививать чувство товарищества, взаимовыручки.

Планируемые результаты

Предметные: обучающиеся научатся находить несклоняемые существительные и правильно их употреблять в речи.

Личностные: принимают учебную задачу, соотносят свои действия с этой задачей, ищут способ её решения, осуществляя пробы.

Метапредметные:

Регулятивные: умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи в словарях и алфавите; логические – сравнивают древнерусский алфавит с современными буквами.

Коммуникативные учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; распределяют роли и очередность действий при работе в паре и группе.

Метапредметные связи

Чтение (обогащение словарного запаса)

Ресурсы

 Информационные:  «ЯКласс», learningapps.org, облако слов; дополнительные: презентация, раздаточный материал, словарь иностранного языка.

Оборудование

Доска, телевизор, компьютер, доступ в Internet.


План урока:


1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний

3. Постановка учебной задачи, проблемы.

4. «Открытие» нового знания

5. Физ. минутка

6. Первичное закрепление

7. Самостоятельная работа

8. Рефлексия деятельности

9. Домашнее задание

Формы урока

Ф - фронтальная, Д- дифференцированная; П – парная, Г – групповая

Методические приемы

Дидактическая игра "Вставь букву", "Отгадай загадку", "Поймай слово".

Технология

 Здоровьесберегающая; игровая; информационно-комммуникативная; оценивания учебных успехов; деятельностного подхода



Этапы урока

Методы и приемы

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Этап самоопределения к деятельности


Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

(2 мин)

Метод словесный,

практический

-У нас на уроке присутствуют уважаемые гости. Для любого учителя очень важно, когда ученики радуют своими успехами.

И я надеюсь, что сегодня на уроке у нас все получится, и мы доставим нашим гостям минуты радости от общения с нами, а я буду гордиться вашими успехами на уроке.

-Желаю вам хорошего настроения и интересной работы на уроке.

-Запишите с доски сегодняшнее число и вид работы.


Приветствуют друг друга и гостей







Записывают число, классная работа




Л: самоопределение.

2. Актуализация знаний и мотивация

Цель: актуализировать мыслительные операции необходимые и достаточные для восприятия нового материала: наблюдения, сравнения, аналогии

Словесный:

беседа

подводящий диалог

объяснение

(5 мин)


Анализ домашней работы на платформе ЯКЛАСС


- Начнем наш урок с орфографической разминки.

Дидактическая игра "Вставь букву" (СЛАЙД 1)

Организует самопроверку по образцу. (СЛАЙД 2)

-Кто справился без ошибок?

-  Прочитайте ещё раз внимательно  слова. Какое слово  лишнее и почему? Докажите. Что объединяет другие  слова? (Наводящий вопрос: Какой частью речи они являются?)  

Докажите.


Вывешивает на доску одну часть темы





Совершим виртуальное путешествие в зоопарк.

(Вывешиваю иллюстрацию.) Как Вы считаете существуют ли правила поведения в зоопарке?

Понаблюдаем и найдем интересные существительные.

Дидактическая игра "Отгадай загадку"

1. На этой маленькой лошадке не прочь прокатиться каждый из вас (пони)

2. Кто вынашивает своего детеныша в сумке? (Кенгуру)

3. Это кто здесь самый главный? Желтый, с гривою шикарной, Не привык скрывать свой гнев, Царь зверей, свирепый!

В зоопарке живут..

- Ребята, выполните синтаксический разбор и охарактеризуйте предложение.


Ф: Сравнивают


Формируют функциональную грамотность


Записывают слова в тетрадь













Проверяют записанные слова по образцу


(Интересный. Это имя прилагательное).


Приводят доказательства.


Имя существительное


Конечно. Перечисляют.


Помечают в тетради на полях, что задание с ВПР


Ребята отгадывают загадки.

Из отгадок составляют предложение.


В зоопарке живут пони, кенгуру, львы.


Невосклицательное, повествовательное, простое с однородными подлежащими.

П: анализ.

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями;

3. Постановка учебной задачи


Словесный : беседа, создание проблемной ситуации;

(5 мин)

Морфологический разбор слова. Назовите непостоянные категории у существительных

1 вариант определяет число и падеж у существительных в зоопарке и пони.

2 вариант: кенгуру, львы.

 

Как иначе называется изменение по падежам? (Склонение)

- Сформулируйте тему, цель.

Задачи: 1)Узнавать несклоняемые существительные

2) Научиться правильно писать и употреблять в речи.




Определяют число и падеж.



В зоопарке (ед.ч, П.п)

Львы ( мн.ч., И.п)

Делают вывод о том, что кенгуру и пони не имеют категории числа и падежа

Формулируют тему урока:"Несклоняемые имена существительные"

Формулируют цель урока: познакомиться с понятием «несклоняемые имена существительные»

Р: целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно и не известно).


4. Открытие нового знания


Словесный – беседа, объяснение;

Наглядный:

Работа со словарем .

Практический :

морфологическое упражнение.


(8 мин)


















Работа в паре. Прочитайте предложения на карточке.


В магазине продаются разные пальто.   У  пальто  меховой воротник. К пальто  пришиты красивые пуговицы. Мама купила  мне   новое зимнее пальто.  Я доволен своим  пальто.  Мне было тепло в  пальто.


Что вы заметили?  Какой частью речи оно является?

- Давайте узнаем ,  в каком падеже и числе употребляется  слово  пальто в каждом предложении.    Как будем действовать?  Что нужно сделать?


                                 Памятка.

Чтобы определить падеж существительного, надо:

  1. Найти слово, к которому относится имя существительное, и поставить от него вопрос.

  2. По вопросу и предлогу определить падеж.

- Несклоняемые существительные- это существительные, которые во всех падежах имеют только форму именительного падежа. Падеж у данных существительных можно определить только по контексту.


Вывод: кенгуру, пони, пальто -слова ,которые относятся к несклоняемым именам существительным.


- Как Вы думаете эти несклоняемые существительные русского происхождения или иностранного?

- Знакомство со словарем иностранных слов.

- Важно! Написание таких слов нужно знать наизусть


- Какую задачу урока решили?

Знакомство с классификацией несклоняемых существительных.


П: Читают предложения в паре.




(  Во всех предложениях повторяется слово пальто)



Существительным.




Работают с памяткой. Определяют падеж у существительных.















Зачитывают значения слов кашпо, суфле



Изучают классификацию.

П: анализ объектов с выделением существенных признаков.

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания.

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию.

5. Физминутка

(2 мин)

Цель: снятие напряжения, утомления.


Игра "Поймай слово".

Если называю склоняемые имена существительные - то хлопаете, если не склоняемые- приседаем.

Театр, радио, слон, дорога, метро, поле, кафе, эскимо.

Ф: Склоняют слово и выполняют упражнение.


6. Первичное закрепление

Словесный: объяснение;


(8 мин)






Напишите словосочетания. Изменяйте, где нужно, окончания существительных.

   Слушали (музыка, радио); вышли  из (автобус, метро); шли по (шоссе, переулок); ходил без (шапка, пальто); вернулся  из (театр, кино).


- Какую задачу урока решили?







И: Работа у доски, комментированное письмо.





Повторяют правило.

Правильно употребляли несклоняемые существительные в речи.






П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в и письменной форме.


К: планирование учебного сотрудничества со сверстниками.


Р: контроль в форме сличения способа действия.

7. Самостоятельная работа

Словесный: беседа, объяснение;

Частично-поисковый:


Практический: упражнение.

(5 мин)

Работа в группах. Дифференцированная работа. Задание для ребенка с ЗПР (Приложение 1)


Группа 1.

Задание  вставьте в словосочетания подходящие по смыслу несклоняемые имена существительные: такси, метро, пальто, фортепьяно, радио, кино, портмоне, ателье, салями, шоссе, пони.

Выйти из                 , гулять без                ,    

ехать по                 , бутерброд с              , приехать на                 ,  

родители вернулись из ____________.

Группа 2

Любит кины детвора
Если в кинах кенгура
Ходит-бродит по шоссу,
Носит в сумке шимпанзу.
Кенгуру в кафу зашел,
Занял там свободный стол
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.



Работа в паре (задание для одаренных обучающихся)

Ссылка на материал:https://learningapps.org/watch?v=p2bhpsp7j20



Группа 3

Вставьте в предложения  подходящие по смыслу несклоняемые существительные .

Слова для справок: фламинго, пони, шимпанзе.

Мы были в зоопарке. Там мы увидели розовых  __________________  , большого _______________________ . Маленький   ___________ был грустным.

Бабушке мы рассказали о розовых _______________, о том  как

______________ катал детей по зоопарку, а _________рисовал красками картину.


Группа 4

Соедините несклоняемое имя существительное с его значением:

манто                   спортивный судья ( в боксе)

рЕфери                  выдающийся музыкант или композитор

кашпо         меховое широкое женское пальто

жалюзи                декорат. поддон для цветочного горшка

маэстро                 шторы, состоящие из жёстких пластин.  


Повторяют правила работы в группе.

Д:

- Выполняют упражнение.


Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию.

Р: контроль в форме сличения способа действия.





























Группа 5

1. Найдите правильный ответ:

А) Несклоняемые имена существительные имеют окончания.

Б) Несклоняемые имена существительные относятся к среднему роду и не изменяются по падежам.

В) Несклоняемые имена существительные имеют род и не изменяются по падежам.

2. Какое из данных существительных не изменяется по падежам?

А) земля   Б) кафе В) зеркало

3. Какое слово не относится к несклоняемым именам существительным?

А)  кенгуру Б) кашпо В) метафора

4. Какое словосочетание стоит в родительном падеже. 
А)сочинить про метро Б)вернулись из кино

В)играл на пианино.

5. Выделите словосочетание, в котором несклоняемое существительное употреблено правильно:
 А) появилось на табле    Б) еду в метре
В) об умном шимпанзе

Оценивает свою работу на уроке










Р: оценка – осознание того, что усвоено и что необходимо усвоить.

8. Рефлексия деятельности

Цели: помочь осмыслить и оценить личную деятельность ребенка, вызвать положительные эмоции

(3 мин)

Подведём итог урока.

Какую цель мы ставили в начале урока?

Как вы думаете, добились ли мы поставленной цели урока?



Рефлексия: оценивание уровня знаний (Приложение 1)

Цель достигнута, задачи решены


9. Домашнее задание

(2 мин)


Используя несклоняемые существительные, составить 5-8 предложений или текст  на тему  «Кругосветное путешествие»

Записывают домашнее задание









Список использованной литературы и Интернет-ресурсов:

1. https://learningapps.org/watch?v=p2bhpsp7j20

2. https://yamkino45.narod.ru/assets/doc/obrazovanie/11.pdf

3. https://www.art-talant.org/publikacii/876-konspekt-uroka-nesklonyaemye-imena-suschestvitelynyh



Приложение 1

Адаптированное задание для обучающегося с ЗПР.

Выписать только несклоняемые существительные.

Котенок, какаду, шоссе, лужа, желе , лак, кафе, такси, небо.

___________________________________________________________________________________________



Лист самооценки

Я доволен своей работой


Было интересно


Было трудно


У меня всё получилось


Мне надо стараться









Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее