Дата: Класс: 5 | |||
Тема:Пословицы и поговорки. | |||
Цель Продолжить знакомство учащихся с произведениями народного творчества; показать мудрость и ценность русских пословиц. Дать понятие о пословицах и поговорках, загадках как малых фольклорных жанрах; активизировать и закрепить знания учащихся о пословицах и поговорках; показать прямой и переносный смысл пословиц. | |||
| Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | наглядности |
3 мин. | I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Рисунок на спине». | Ученики осмысливают поставленную цель. Рисуют рисунки. | Бумага А4 |
5 мин. | II. Проверка домашней работы. С помощью метода «КСО» осуществляет проверку домашней работы. Что такое пословица? -Какие пословицы о пословицах вы помните? («Пословица век не сломится», «Пень не околица, глупая речь не пословица», «Пословица – всем делам помощница», «Поговорка – цветочек, пословица – ягодка», «Без пословицы речь не молвится»…) Какие ещё пословицы вы знаете? (Каждый ученик – по пословице.)
| Ученики демонстрируют свои знания, задают друг другу вопросы. |
|
20 мин. | III. Осмысление новой информации. С помощью метода «Подумать – сговориться - обсудить» осуществляет усвоение нового материала. Проводит игру «Хочу спросить» У казахского народа существует огромное количество пословиц и поговорок. Тематика их охватывает все сферы и многообразие жизни: рождение и смерть, богатство и бедность, дружбу и вражду, любовь к родине, семейные ценности,взаимоотношения людей, взаимодействие человека и природы, отношение к труду, особенности воспитания детей и множество других тем. Красноречие всегда ценилось у казахов. С детства бабушки и мамы обучали детей несложным стихам, песням. Подрастая юноши и девушки могли не только красиво петь или читать стихи, но и становились мастерами импровизации, устраивали состязания айтысы в умении "на ходу" сочинять остроумную рифму в ответ на рифмованное обращение соперника. Простота, краткость, несложная рифма и в тоже время емкость казахских пословиц и поговорок сделали их столь популярными в народе. Правильное включение их в речь, делает ее более яркой, выразительной, подчеркивает остроумие и гибкость мышления говорящего. В казахских пословицах и поговорках отражается мудрость народа, его опыт, история, идеалы. Не всегда при переводе пословицы дословно можно правильно понять ее смысл, так как смысл ее может быть заложен в виде метафоры и буквальный перевод с казахского языка, например на русский язык, будет выглядеть нелепо. Иногда, чтобы понять смысл пословицы необходимо знать определенные обычаи и традиции народа, так как они пронизывают всю жизнь человека, формируют его жизненные ценности и уклад, и не могут не отразиться в устном народном творчестве. Через пословицы и поговорки можно приблизиться к пониманию мышления народа, к его восприятию тех или иных исторических моментов, заглянуть, если можно так выразиться, в душу народа. Источник возникновения или авторы казахских пословиц и поговорок, как правило не известны, их имена скрыло время, но безусловно это были очень умные люди, выходцы из народа, чья наблюдательность и остроумие, нашедшие воплощение в устном народном творчестве, пройдя через века дошли до нас и не теряют своей актуальности. В данном разделе мы собрали казахские пословицы и поговорки различной тематики на казахском языке в переводе на русский язык.
| Ученики демонстрируют свои знания. Проводят игру «Хочу спросить». Ученики задают вопросы, читать текст. |
Учебник
|
10 мин. | IV. Закрепление урока. По методу «Ромашка Блума» проводит закрепление урока. Предлагает ученикам тестовые вопросы.
Восстанови свойственную пословицам конструкцию (форму): Если ты любишь смородину, то люби и оскомину. Хоть он и мягко стелет, но жестко спать. Если ты хочешь есть калачи, то не сиди на печи. (Любишь смородину, люби и оскомину. Мягко стелет, жестко спать. И т. д.)
Определите, все ли пословицы на заданную тему: Про лентяя: 1. Люди пашут, а он руками машет. 2. На чужой каравай рта не разевай, но пораньше вставай да сам добывай. 3. День гуляет, два больной, а на третий выходной. 4. Словами и туда и сюда, а делом никуда. 5. Как волка ни корми, все в лес глядит. Про ум, учение: 1. Корень учения горек, да плод сладок. 2. Правда в воде не тонет, в огне не горит. 3. Человек неученый, что топор неточеный. 4. Не зная броду, не суйся в воду. 5. По платью встречают, по уму провожают.
Определите, о чем эти пословицы. Подумайте, в каких случаях они употребляются: 1. Если бы на горох не мороз, он давно бы через тын перерос. 2. Из песни слова не выкинешь. 3. Как аукнется, так и откликнется. 4. Любишь кататься, люби и саночки возить. 5. Рыбак рыбака видит издалека. 6. Я про сапоги, а он про пироги. 7. Готовь летом сани, а зимой телегу.
| Учащиеся отвечают на разноуровневые вопросы. Работают с тестовыми вопросами. | Тестовые вопросы |
5 мин. | V. Итог урока. Вы сегодня многое узнали о спряжении глаголов. Каждый воспринял новую информацию по-своему. Давайте, напишем телеграмму своим одноклассникам. (По стратегии «Телеграмма») | Ученики пишут телеграммы своим одноклассникам. Оценивают свои работы.
|
стикеры
фишки |
2 мин. | VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения д/работы. | Записывают домашнюю работу в дневниках. |
|
Итог урока:_____________________________________________________________________
Положительные стороны урока:____________________________________________________
______________________________________________________________________________
Отрицательные стороны урока:____________________________________________________
_______________________________________________________________________