«Зимний фестиваль знаний 2025»

Технологическая карта урока по литературе 5 класс по теме "Пословицы и поговорки". ФГОС

Технологическая карта урока по литературе для 5 класса.

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Дата: Класс: 5

Тема:Пословицы и поговорки.

Цель

Продолжить знакомство учащихся с произведениями народного творчества; показать мудрость и ценность русских пословиц. Дать понятие о пословицах и поговорках, загадках как малых фольклорных жанрах; активизировать и закрепить знания учащихся о пословицах и поговорках; показать прямой и переносный смысл пословиц.


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

наглядности

3 мин.

I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Рисунок на спине».

Ученики осмысливают поставленную цель. Рисуют рисунки.

Бумага А4

5 мин.

II. Проверка домашней работы. С помощью метода «КСО» осуществляет проверку домашней работы.

Что такое пословица?

-Какие пословицы о пословицах вы помните? («Пословица век не сломится», «Пень не околица, глупая речь не пословица», «Пословица – всем делам помощница», «Поговорка – цветочек, пословица – ягодка», «Без пословицы речь не молвится»…)

Какие ещё пословицы вы знаете? (Каждый ученик – по пословице.)


Ученики демонстрируют свои знания, задают друг другу вопросы.


20 мин.

III. Осмысление новой информации.

С помощью метода «Подумать – сговориться - обсудить» осуществляет усвоение нового материала.

Проводит игру «Хочу спросить»

У казахского народа существует огромное количество пословиц и поговорок. Тематика их охватывает все сферы и многообразие жизни: рождение и смерть, богатство и бедность, дружбу и вражду, любовь к родине, семейные ценности,взаимоотношения людей, взаимодействие человека и природы, отношение к труду, особенности воспитания детей и множество других тем. Красноречие всегда ценилось у казахов. С детства бабушки и мамы обучали детей несложным стихам, песням. Подрастая юноши и девушки могли не только красиво петь или читать стихи, но и становились мастерами импровизации, устраивали состязания айтысы в умении "на ходу" сочинять остроумную рифму в ответ на рифмованное обращение соперника. Простота, краткость, несложная рифма и в тоже время емкость казахских пословиц и поговорок сделали их столь популярными в народе. Правильное включение их в речь, делает ее более яркой, выразительной, подчеркивает остроумие и гибкость мышления говорящего. В казахских пословицах и поговорках отражается мудрость народа, его опыт, история, идеалы. Не всегда при переводе пословицы дословно можно правильно понять ее смысл, так как смысл ее может быть заложен в виде метафоры и буквальный перевод с казахского языка, например на русский язык, будет выглядеть нелепо. Иногда, чтобы понять смысл пословицы необходимо знать определенные обычаи и традиции народа, так как они пронизывают всю жизнь человека, формируют его жизненные ценности и уклад, и не могут не отразиться в устном народном творчестве. Через пословицы и поговорки можно приблизиться к пониманию мышления народа, к его восприятию тех или иных исторических моментов, заглянуть, если можно так выразиться, в душу народа. Источник возникновения или авторы казахских пословиц и поговорок, как правило не известны, их имена скрыло время, но безусловно это были очень умные люди, выходцы из народа, чья наблюдательность и остроумие, нашедшие воплощение в устном народном творчестве, пройдя через века дошли до нас и не теряют своей актуальности. В данном разделе мы собрали казахские пословицы и поговорки различной тематики на казахском языке в переводе на русский язык.


Ученики демонстрируют свои знания. Проводят игру «Хочу спросить». Ученики задают вопросы, читать текст.


Учебник



10 мин.

IV. Закрепление урока. По методу «Ромашка Блума» проводит закрепление урока. Предлагает ученикам тестовые вопросы.

    1. Группа.

Восстанови свойственную пословицам конструкцию (форму):

Если ты любишь смородину, то люби и оскомину.

Хоть он и мягко стелет, но жестко спать.

Если ты хочешь есть калачи, то не сиди на печи.

(Любишь смородину, люби и оскомину.

Мягко стелет, жестко спать. И т. д.)

    1. группа.

Определите, все ли пословицы на заданную тему:

Про лентяя:

1. Люди пашут, а он руками машет.

2. На чужой каравай рта не разевай, но пораньше вставай да сам добывай.

3. День гуляет, два больной, а на третий выходной.

4. Словами и туда и сюда, а делом никуда.

5. Как волка ни корми, все в лес глядит.

Про ум, учение:

1. Корень учения горек, да плод сладок.

2. Правда в воде не тонет, в огне не горит.

3. Человек неученый, что топор неточеный.

4. Не зная броду, не суйся в воду.

5. По платью встречают, по уму провожают.

    1. группа

Определите, о чем эти пословицы. Подумайте, в каких случаях они употребляются:

1. Если бы на горох не мороз, он давно бы через тын перерос.

2. Из песни слова не выкинешь.

3. Как аукнется, так и откликнется.

4. Любишь кататься, люби и саночки возить.

5. Рыбак рыбака видит издалека.

6. Я про сапоги, а он про пироги.

7. Готовь летом сани, а зимой телегу.

  1. Вопрос: Чем пословица отличается от поговорки? (Поговорка — это лишь часть суждения, в ней нет вывода, заключения. Это не целое предложение. В поговорке скорее выражено отношение человека к чему-либо, его чувства. Например: «Чудеса в решете», «Шито-крыто», «И нашим и вашим». Недаром говорится: «Поговорка — цветочек, пословица — ягодка».)

  2. «Поговорка очень близка к пословице. Резкой границы между ними нет. Стоит прибавить, по словам М. А. Рыбниковой, лишь одно слово или сделать перестановку, и из поговорки выйдет пословица, например:

Учащиеся отвечают на разноуровневые вопросы. Работают с тестовыми вопросами.

Тестовые вопросы

5 мин.

V. Итог урока. Вы сегодня многое узнали о спряжении глаголов. Каждый воспринял новую информацию по-своему. Давайте, напишем телеграмму своим одноклассникам. (По стратегии «Телеграмма»)

Ученики пишут телеграммы своим одноклассникам. Оценивают свои работы.




стикеры


фишки

2 мин.

VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения д/работы.

Записывают домашнюю работу в дневниках.






Итог урока:_____________________________________________________________________



Положительные стороны урока:____________________________________________________

______________________________________________________________________________



Отрицательные стороны урока:____________________________________________________

_______________________________________________________________________








Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее