«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Технологическая карта урока по литературе 5 класс ФГОС по теме "Специфика фольклора. Основные жанры"

Технологическая кар та урока по литературе для 5 класса. Разработана по теме "Специфика фольклора. Основные жанры"

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Дата: Класс: 5

Тема: Специфика фольклора. Основные жанры.

Цель урока:

формировать представление о фольклоре как коллективном устном народном творчестве, об исполнителях фольклорных произведений; показать вариативную природу фольклора; развивать деятельность уч-ся.

Планируемые результаты:

Предметные: знание понятия «фольклор», основных особенностей фольклора; причины возникновения жанров фольклора.

Личностные: испытывает положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные: принимает и сохраняет ;

Ожидаемый результат: получат представление о творчестве двух поэтов.


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

наглядности

3 мин.

I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха.

Ученики осмысливают поставленную цель. С помощью пазлов класс делится на группы.

пазлы


5 мин.

II. Проверка домашней работы. С помощью приема «Эврика» осуществляет повторение пройденного материала.

Ученики демонстрируя свои знания, заполняют перфокарты.

перфокарты

20 мин.

III. Актуализация знаний.

С помощьюметода «Подумать-сговориться-обсудить» осуществляет усвоение нового материала.

.





Знакомство с понятием «ФОЛЬКЛОР».

«Учение без размышления бесполезно» (Конфуций). Поразмышляем?

  Произведения УНТ знакомы нам с самых первых дней жизни.

Какие виды УНТ вы знаете?

Это колыбельные песни, пестушки, которые напевают малышам мамы и бабушки уже много столетий, приговорки и потешки (ладушки). Подрастая, дети любят слушать сказки, разгадывать загадки, рассказывать небылицы, скороговорки. В речи каждого человека можно услышать пословицы и поговорки. (ПРИМЕР). Всё это – произведения УНТ, или ФОЛЬКЛОРА. Слово  «фольклор» в переводе с английского означает «Народная мудрость». Понимают это слово по-разному: иногда под ним подразумевают любое народное искусство: танцы, музыку, плетение кружев, вышивание, резьбу по дереву, лаковую миниатюру и т. д.). Более узкое значение слова – устная словесность, устное поэтическое творчество. Мы будем рассматривать фольклор именно в этом значении.

 Составление КЛАСТЕРА

                           СВОЙСТВА ФОЛЬКЛОРА

  1. Важнейшие особенности Ф. – коллективность, устная форма бытования, традиционность. Фольклорные произведения передаются из поколения в поколение, передавая традиции народа. Автором их можно считать весь народ.

2. Понятие «Малые жанры фольклора» - загадки, скороговорки, пословицы, поговорки; лаконичны, ритмичны, легко запоминаются.

  1. Вариативность фольклора – сказки (зависит от лексического запаса, воображения, речи рассказчика).

  2. Привязанность к определённой ситуации.

  3. Люди, сочинявшие фольклорные произведения, есть у всех народов (русские гусляры и скоморохи, украинские кобзари, казахские акыны, кавказские ашуги, французские трубадуры).




Самостоятельно изучают новый материал.

Ученики демонстрируют свои знания. Выполняют упражнения.


Учебник


Графический тест


10 мин.

IV. Закрепление урока. По методу «Ромашка Блума» проводит закрепление урока.

Стратегия «Т-схема».

Блиц – турнир по сказкам.

  1. Что делили мужик с медведем на вершки и корешки?

  2. Какие птицы помогали Бабе-Яге украсть Иванушку?

  3. Что надо крикнуть в чистом поле, чтобы прискакал конь?

  4. Какой новый вид транспорта изобрёл Емеля?

  5. Какую пословицу повторяют герои перед трудным заданием?

  6. Что обычно произносит Баба-Яга, когда кто-нибудь приходит к ней в гости?

  7. Назовите магическое число в русских сказках.

  8. Какой новый способ рыбалки изобрела Лиса?

  9. Какие реки текут в сказках?

  10. Где живёт сказочный царь?

года



Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Ромашка Блума

5 мин.

V.Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма»

Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить.

Оценивают работу своих одноклассников.

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока.



стикеры

2 мин.

VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения домашней работы.

Записывают домашнюю работу в дневниках.






Итог урока:_____________________________________________________________________





Положительные стороны урока:____________________________________________________

______________________________________________________________________________

Отрицательные стороны урока:____________________________________________________

_______________________________________________________________________


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее