«Зимний фестиваль знаний 2025»

Технологическая карта урока Окружающего мира в 3 классе УМК «Начальная школа XXI века», по теме: «СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА»

Цель урока Создание условий для углубления знаний о Солнечной системе и её планетах, развития предпосылок самоконтроля

Задачи урока формировать представление детей о звёздах;

формировать представлениео том, отчего происходит смена времён года, смена дня и ночи;

развивать познавательный интерес учащихся, умение наблюдать и анализировать;

прививать интерес к окружающему и интерес к изучаемому предмету.

развивать ууд предметные, личностные, метапредметные

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4

НЕВЬЯНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА















Технологическая карта урока

Окружающего мира в 3 классе

УМК «Начальная школа XXI века», по теме:

«СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА»









Подготовила:

учитель начальных классов

Артамонова Анастасия Евгеньевна
















г. Невьянск

2018 год

Технологическая карта урока

Предмет

Окружающий мир 3 класс УМК «Начальная  школа «XXI век».

Образовательная система

«Начальная школа 21 века»

Составитель

Артамонова Анастасия Евгеньевна, учитель начальных классов

Тема урока

«Солнечная система».

Класс

3 «Б»

Тип урока

изучение нового материала.

Цель урока

Создание условий для углубления знаний о Солнечной системе и её планетах, развития предпосылок самоконтроля

Задачи урока

  • формировать представление детей о звёздах;

  • формировать представление о том, отчего происходит смена времён года, смена дня и ночи;

  • развивать познавательный интерес учащихся, умение наблюдать и анализировать;

  • прививать интерес к окружающему и интерес к изучаемому предмету.

  • развивать ууд предметные, личностные, метапредметные

Планируемые результаты изучения темы

Предметные

Метапредметные

Личностные

Получит представление об Солнечной системе и её планетах.

Познавательные УУД

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Регулятивные УУД

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату


Коммуникативные УУД

сотрудничать в совместном решении поставленной задачи.

установка на доброжелательное отношение к участникам совместной деятельности.

Ресурсы

Учебно-методическое сопровождение

Дидактические материалы

ИКТ, ЦОР

Учебник: - Окружающий мир 3 класс. Издательство Вентана-Граф, автор Н.Ф. Виноградова.

Рабочая тетрадь: Окружающий мир 3 класс. Издательство Вентана-Граф, автор Н.Ф. Виноградова.

Аудиозапись песни «Притяжение Земли», видеофрагмент «Считалочка Планеты Солнечной системы», карточки для групп с названиями планет, модель ракеты, рисунок ладошки, для рефлексии.


ПК, проектор, экран, презентация.

Межпредметные связи

русский язык, музыка

Организация пространства

стандартная

Этапы урока

Название этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

Регулятивные, личностные, познавательные, коммуникативные

  1. Организацион-

ный момент.

Психологичес-

кий настрой учащихся.

Громко прозвенел звонок,

Начинается – Урок

На меня все посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

Сели правильно, спинки выпрямили.

Глаза смотрят и видят

Уши слушают и слышат

Сначала думаю, а потом говорю

Помню, что в классе я не один

Умею слушать мнения других.

Улыбнулись, правильно сели.

Приветствуют учителя Концентрация внимания

проверяют готовность к уроку.

Думаем, говорим

Умеем слушать

целеполагание,

учебная мотивация.

общеучебные, речевые высказывания.

Осознание целей.

передача информации.

  1. Актуализация знаний, постановка учебной задачи

-Добрый день, юные астрономы! Сегодня нам предстоит многое узнать, раскрыть секреты планет Солнечной системы, узнать, отчего на Земле происходит смена дня и ночи, времён года.

- Что нам для этого нам нужно?

- Правильно! знания, ум и смекалка, умение наблюдать и анализировать.

-Вы уже знаете что про нашу планету Земля говорят «наш космический корабль»?

- А как Земля движется в космосе?

- А когда мы еще об этом говорили?

- Умницы! Все верно! Но сегодня мы отправляемся в новое путешествие. И сейчас я рада приветствовать вас на бору космического корабля «Земля»! (на доске модель ракеты, приложение 2).

Ответы детей по поднятой руке.

Дети высказываются, приводя аргументы.

Выслушивают друг друга, дополняют, обобщают, Рекомендуют источники получения информации (библиотека, энциклопедии, интернет)




логическое предположение общеучебн.речев. высказыв. речевая деятельность с целью получения информации.

учебная мотивация.

постановка цели


  1. Постановка темы и цели урока

Звучит аудиозапись песни «Притяжение Земли»

- Как вы понимаете слова песни?

«…Мы дети галактики, Но самое главное Мы дети твои, дорогая Земля…»

-Откройте учебник на с.18, 16. Фронтальный опрос в рубрике «Вспомни: это ты уже знаешь»

- Назовите времена года

- Какие природные явления характерны для каждого времени года? Фронтальный опрос.

Работа с учебником на с. 16.

-Как представляли люди Солнечную систему, до того, как, было сделано открытие о том, что Земля круглая?

-Молодцы ребята.

- Сейчас трое ребят будут читать нам текст учебника на с. 18, а в это время вы ребята будете соотносить свои предположения с текстом при помощи простого карандаша, т.е. если в тексте прозвучит то, что вы уже знаете, вы ставите (+), если вы услышали что-то новое тогда (-)

Дети отвечают на вопрос

Открывают учебник на с. 18, 16, отвечают на вопросы в рубрике «Вспомни: это ты уже знаешь»

Трое назначенных учителем ребят выходят к доске, выразительно читают каждый по 1-му абзацу. Остальные учащиеся отмечают

(+, -). Самоконтроль


Самоконтроль чтения.

чтение, получение информации.

Нравственное, этическое ориентирование.

Кооперация усилий.

  1. Изучение новой темы

На доске 2 группы предметных картинок по теме «Тела живой и неживой природы» (приложение 3).

- На какие группы можно распределить картинки, которые вы видите на доске? По какому признаку?

Молодцы ребята все верно сказали.

- Сейчас я вызову двух учащихся, и они распределят картинки в группы, а мы проверим как они справятся с заданием.

- Какие тела относятся к живой природе?

- Что объединяет неживая природа?

- Какие тела входят в Солнечную систему?

- Что вы можете рассказать о солнце?

- Возможна ли жизнь на Земле без солнечного света и тепла? Почему?

- Как вы думаете, почему систему, в которую входит Земля, называют Солнечной?

Работа с учебником, с.15

- Во втором классе к нам на урок уже «приходили» планеты Солнечной системы. Вспомните, что они о себе рассказывали.

«Живые планеты» (составление модели Солнечной системы приложение 4)
– Может быть, вы вспомните названия всех планет Солнечной системы?

Детям раздаются карточки с названием и изображением планет и Солнца, предлагается встать в том порядке, в котором эти планеты расположены в Солнечной системе. (работа в малых подгруппах по 4 человека)

– А для того, что бы нам проверить правильность нашей Солнечной системы, давайте посмотрим видеофрагмент (видеофрагмент «Считалочка Планеты Солнечной системы»).

- А почему Плутон – самая холодная планета?  

Работа с иллюстрацией (с.15).
- Может быть, кто-нибудь из вас знает, как называется путь, по которому вращаются планеты? (Орбита)
- Найдите орбиты на иллюстрации и покажите друг другу.
- Назовите самую большую планету Солнечной системы. (Юпитер)
- Как называется планета с кольцами? (Сатурн)
- Как вы думаете, какая планета самая жаркая? Почему?

- Почему названия планет написаны с Заглавной буквы?

Дети отвечают, размышляют

Работа детей у доски, самопроверка. Проверка.

Располагают планеты в группах так как предполагают (возможны ошибки, но учитель их не исправляет! Это могут делать только сами учащиеся)

Дети хором вспоминают и проговаривают правило

Добывать новые знания при работе с научным текстом, самостоятельное извлечение новой информации, умение презентовать результаты своей деятельности.

Умение работать в паре, договариваться, отстаивать собственное мнение, слушать и понимать других. Планировать свою деятельность, исходя из ее целей, осуществлять самоконтроль и самооценку.


  1. Физминутка

- Один, два, три, четыре, пять

- В космос мы летим опять

- Отрываюсь от Земли

- Долетаю до Луны

- На орбите повисим

- И опять домой спешим

Ходьба на месте

Соединить руки над головой

Подпрыгнуть

Руки в стороны, покружиться

Покачать руками вперед, назад

Ходьба на месте

умение одновременно удерживать несколько видов деятельности: двигательную, речевую, мыслительную.


  1. Закрепление материала

- Что бы проверить, как вы запомнили и усвоили тему сегодняшнего урока, я предлагаю вам поработать в рабочей тетради на с. 7, и выполнить № 11, 12*. После выполнения заданий, я попрошу вас поменяться тетрадями и проверить работу друг друга, учитывая правильность и аккуратность.

Работают в рабочей тетради на с. 7. Выполняют самостоятельно № 11, 12*, меняются тетрадями и проверяют и оценивают друг друга.

Самооценка, взаимооценка, личное моделирование, структурирование своих знаний, презентация своих знаний, опрятность, аккуратность.

Оценивать работу одноклассников и свою работу

Формирование у учащихся практических умений

делать анализ информации

Планировать свою деятельность, исходя из ее целей, осуществлять самоконтроль и самооценку.

  1. Проверка уровня обученности

- Сейчас мы поиграем в игру «Толстые» и «тонкие» вопросы. Вы прежде чес дать ответ обсудите его с соседом по парте, придя к единому мнению, дадите ответ.(работа в парах).
Например: «тонкие» вопросы (вопросы, имеющие однозначный ответ):
1) Верно ли, что Солнце – планета?    (нет, Солнце – звезда)
2) Какую форму имеют планеты?
3) Согласны ли вы с тем, что Солнце – это тело неживой природы?
«Толстые» вопросы (вопросы, не имеющие однозначного ответа):
1) Почему Солнце кажется больше всех остальных звёзд?

2) Почему на планете Земля есть жизнь, а на других планетах её нет?
Вместо приёма «Толстые и тонкие вопросы» на данном этапе урока возможно коллективное составление синквейна (приложение 5 «Правила составления синквейна»)
Например: 1. Солнце.
2. Большое, раскалённое
3. Светит, греет, радует.
4. Без Солнца невозможна жизнь.
5. Звезда.   

Дети работают в паре, обсуждают, отвечают. Активно участвуют в составлении синквейна





сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Нравственное, этическое ориентирование.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации.

Формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для окружающих высказывания.


  1. Домашнее задание

Предлагаю выполнить модель Солнечной системы или нарисовать Солнечную систему.

Можете это сделать самостоятельно, с друзьями или родителями. Выбор за вами!

Мы организуем в школе выставку, и вы сможете показать свою работу и рассказать о солнечной системе малышам.

Право выбора!


  1. Рефлексия

– Что нового вы узнали на уроке?

Ну, а теперь подведем итог нашей работы, оценив себя с помощью нашей ладошки (Приложение 6 «Ладошка»):

М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?

Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?

С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня моё преобладающее настроение?

У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?

Б (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?



Приложение №2

Приложение №3 ТЕЛА ЖИВОЙ И НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ



Приложение №4

МОДЕЛЬ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ






Приложение №5


Правила составления синквейна

строки

Что должно быть

Пример

1 строка

одно слово, обычно существительное, отражающее  главную идею;

Котёнок

2 строка

два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

Черненький, пушистый

3 строка

три слова, глаголы, описывающие действия в  рамках темы;

Играет, спит, ест

4 строка

фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;

Он мой друг.

5 строка

одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).

Домашнее животное




Приложение №6







Мизинец

Мыслительный процесс.

Какие знания, опыт я сегодня получил?

Безымянный

Близость цели.

Что я сегодня делал и чего достиг?

Средний

Состояние духа.

Каким было сегодня моё преобладающее настроение?

Указательный–

Услуга, помощь.

Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?

Большой

Бодрость, физическая форма.

Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее