«Осенний фестиваль знаний 2024»

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды" с элементами развития критического мышления

Для учителя начальных классов. На уроках окружающего мира

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Технологическая карта урока

Тема урока: Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды

Класс: 2 класс

Цели: создание условий для формирования знаний о некоторых свойствах воды, значении воды в природе и для человека, бережном отношении к воде.

Образовательные:

через практическую деятельность познакомить учащихся со свойствами воды;

повторить значение экологически чистой воды для природы и человека;

показать необходимость охраны воды.

Развивающие:

развивать познавательный интерес к предмету;

развивать навыки экспериментального исследования свойств воды;

развивать умение анализировать учебный материал, делать выводы.

Воспитательные: воспитывать готовность к сотрудничеству, умение работать в парах, в группах; воспитывать экологически правильную позицию школьников по отношению к воде.


Тип урока:

комбинированный

Форма урока

фронтальная, групповая

Планируемые результаты

Предметные:

- знать, почему вода необходима для жизни на земле,

- уметь определять признаки воды,

- уметь проводить несложные исследования,

- освоить основы экологической грамотности, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей

Метопредметные:

- понимать и принимать учебную задачу,

- планировать деятельность на уроке в соответствии с поставленной задачей,

- работать в паре, в группе, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь,

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия,

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме,

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей,

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию

Личностные:

- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки,

- проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий,

- оценивать себя, границы своего знания и незнания,

- соблюдать экологическую культуру.


Формы контроля

Индивидульный, фронтальный, практическая работа, работа в группах

Домашнее задание

составьте «тонкие» и «толстые» вопросы для одноклассников по теме урока.




Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

I.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности)





II. Актуализация и проблемное учебное действие


















III.Стадия «Вызова»



































IV.Стадия «Осмысления»
























































































































































































V.Стадия «Рефлексии»









































VI. Подведение итогов


Мы сегодня будем исследовать и наблюдать,

Выводы делать и рассуждать,

А чтобы урок пошёл каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!




- Ребята, отгадайте загадки:

1) Падают капли, но это не дождь,
Речка не снизу, а сверху течет.

2) Вот так дивные проказы - 

На траве горят алмазы. 
Миллионы их, а все ж
 
В сундучки не соберешь.…


3) Кто напоит нас с тобой

Чистой ключевой водой?

Он из-под земли возник.

Весело журчит...


- Что объединяет все слова-отгадки?

- О чём мы будем говорить сегодня на уроке?

- Какие задачи поставим перед собой?


- Что вы ждёте от сегодняшнего урока?

- Начнём с игры «Верите ли вы…» У каждого из вас на парте лежит таблица. Я буду задавать вопросы, а вы в первой строке ставьте «+», если согласны с утверждением, и «-», если не согласны. Вторая строка пока останется пустой.

1

2

3

4

5

6

7

8

















- Верите ли вы, что вода – главный строительный материал всего живого на Земле?

- Верите ли вы, что растения и животные могут прожить без воды?

- Верите ли вы, что вода может быть твёрдой?

- Верите ли вы, что вода обладает различными свойствами?

- Верите ли вы, что лёд легче воды?

- Верите ли вы в слова Д. Менделеева, что «вода дороже золота».

- Верите ли вы, что, загрязняя воду, мы убиваем себя?

- Верите ли вы, что вода может впитывать в себя эмоции людей?

- Сегодня в течение урока вы будете обращаться к этой таблице и видеть, насколько были правы.





1.Беседа о воде.

- Первое из природных богатств, с которыми человек встречается в своей жизни, - это вода.

Французский лётчик, писатель Антуан де Сент-Экзюпери, который был вынужден по воле случая некоторое время провести в пустыне, так оценил цену и вкус воды: «У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни! Ты – сама жизнь!»

- Как вы понимаете эти слова писателя?


- Что вы знаете о воде?



















- Вспомните, в каких агрегатных состояниях может быть вода?



- Игра «Кто больше?»: поработайте в парах, подготовьте ответ на вопрос: какая бывает вода?



2. Практическая работа (работа в группах)

- Казалось бы, что о воде мы с вами всё знаем. Но оказывается много удивительного и чудесного хранит в себе вода. С этими свойствами, явлениями и фактами мы с вами сегодня и познакомимся.

Сейчас вам предстоит поработать в «лабораториях». Прошу группы пройти к столам. Прошу лаборантов подойти и взять задания для своих групп. Внимательно прочитайте инструкцию и приступайте к работе. (Приложение)




- Ребята, поработав в группах и проведя опыты, вы увидели, что вода – это уникальное вещество, которое обладает свойствами. Давайте назовём эти свойства.


(По мере выступления групп учитель заполняет таблицу)

Вопросы

Полученный результат

Прозрачность и цвет воды

Вода прозрачная, бесцветная

Запах воды

Не имеет запаха

Вкус воды

Не имеет вкуса

Растворимость в воде других веществ

Некоторые вещества растворяются в воде

Есть ли в воде воздух

В воде есть воздух

Форма воды

Вода не имеет собственной формы, она принимает форму того предмета, в который её наливают.

Что легче: вода или лёд

Лёд легче воды


- Сделайте общий вывод.






- Как вы думаете, зачем необходимо знать свойства воды?








Физкультминутка
Дождик капнул на ладошку (правой рукой касаемся левой)
На цветы- (круговое движение правой рукой)
И на дорожку- (обе руки перед собой)
Льется, льется- ой, ой-ой! (покачивание головы)
Побежали мы домой (бег на месте).



3. Беседа об охране воды.

- Казалось бы, воды на Земле сколько угодно – океаны и моря покрывают большую часть поверхности планеты. Но не забывайте, что вода в океанах и морях солёная. А людям необходима пресная вода, её на Земле не так уж много. Но почему же люди её не берегут? Можно много говорить на эту тему, но лучше один раз увидеть.


- О чём этот фильм?


















- Решите такую задачу: «В квартире неисправен кран, из которого за 1 час вытекает 1 стакан воды. Сколько чистой воды вытекает за сутки? За 10 дней?»


- Что вы, дети, можете сделать для охраны воды?





Воду попусту не лей,

Дорожить водой умей,

Закрывай покрепче кран,

Чтоб не вытек океан.


- Без воды не обойтись никому и никогда и заменить её нечем. А вода – главный строительный материал всего живого на Земле.

При недостатке воды жизнедеятельность организмов нарушается. Растения увядают и могут погибнуть. Животные без воды тоже быстро погибают. Без пищи собака может прожить до 100 дней, а без воды менее 10 дней. Человек без пищи может прожить более месяца, без воды всего лишь несколько дней. Очень важно, какая вода попадает в организм. Всему живому на Земле нужна вода чистая, природная.

- Какие водоёмы Новосибирска, Новосибирской области вы знаете?

- Какие водоёмы и источники находятся в нашей местности? Что вы скажете об их экологическом состоянии?



- Многие писатели, поэты, художники любовались красотой водной стихии, сочиняли стихи, рассказы, сказки, песни, загадки, пословицы о воде.

- Вспомните, какие пословицы о воде вы знаете. Объясните их смысл.

- Отгадайте загадки:

  • Меня пьют, меня льют.

Всем нужна я. Кто я такая?

  • Я и туча, и туман,

И ручей, и океан.

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу.

- Объясните смысл следующих фразеологизмов:

  • Как в воду глядел.

  • Воды в рот набрал.

  • Сухим из воды вышел.

  • Как с гуся вода.








- Поработайте в парах и составьте синквейн о воде.





- Учеными-исследователями было доказано, что вода впитывает в себя негативные и положительные эмоции живущих на Земле людей. Пусть ваши мысли и слова будут хорошими! И тогда вода будет вам только верным другом и трудолюбивым помощником! Берегите воду! Цените её и уважайте! Вода – это настоящая и будущая жизнь на Земле!


1.– Итак, ребята! Вернёмся к таблицам, которые вы заполняли в начале урока. Проверим ответы. Возможно, что ваше мнение в течение урока поменялось.

2. Итог:

- Что нового и интересного вы узнали сегодня на уроке?

- Почему необходимо беречь и охранять воду?

- Пригодятся ли вам полученные знания в дальнейшем?

3. Домашнее задание: составьте «тонкие» и «толстые» вопросы для одноклассников по теме урока.


«тонкие» вопросы

«толстые» вопросы

Что…?

Когда…?

Может…?

Зачем…?

Верно ли…?

Объясните, почему…?

Почему вы считаете…?

Предположим, что будет, если…?


4.

- Оцените свою работу на уроке. Если вы были активными, выберите красный цвет сигнальной карточки, если вы были внимательными – жёлтый цвет, если вы были любознательными – зелёный.

- Смотрите, какое разноцветие сегодня в классе. Вы, действительно, сегодня были активными, внимательными, любознательными. Молодцы! Очень приятно было с вами работать.


Учащиеся произносят после слов учителя:

У нас хорошее настроение.

Мы будем внимательны на уроке.

Мы будем терпеливыми.

Мы успеем сделать всё.




- Водопад.




- Роса.




- Родник.

- Все слова-отгадки связаны с водой.

- О воде.

- Рассказать, что мы знаем о воде, исследовать воду, открыть новые знания.

- Повторю знакомый материал. Узнаю что-то новое о воде. Хорошо поработаю на уроке. Получу положительную оценку…

Учащиеся заполняют таблицу.
















































- Вода – главное вещество в природе, главное богатство, без которого невозможна жизнь.

- Вода растекается по всей Земле огромными океанами и маленькими ручейками. Вода содержится и в почве, и в воздухе. В воде мы моемся, плаваем. Воду мы пьем и едим, потому что она входит в состав всех живых организмов. Да и сами мы, больше, чем на половину, состоим из воды. Воду пьют поля и леса. Без неё не могут жить животные. Вода «добывает» электрический ток на электростанциях…

- Вода может находиться в трёх состояниях: жидком (вода), твёрдом (лёд, снег), газообразном (пар).





- Питьевая, пресная, солёная, морская, водопроводная, дождевая, кипяченая, талая, минеральная и т.д.



У каждой группы на столе микролаборатория для опытов. Лаборант (помощник учителя) получает задания для исследования от учителя.

Исследователи выполняют задание.

Эксперт заносит результат в лист исследования.

Каждая группа рассказывает о проведенных опытах и полученных результатах. Остальные группы внимательно слушают и делают свои комментарии.





































- Вода – это жидкость, которая не имеет запаха, цвета, собственной формы, она прозрачная и текучая. Вода – растворитель.



- В быту, на различных производствах, в промышленности, в сельском хозяйстве человек использует свойства воды.


























Учащиеся просматривают презентацию «Загрязняя воду, мы убиваем себя»

youtube.com/watch?v=L3JE3Ck_wQ8


- Вся жизнь на Земле не может существовать без воды. Вода очень важна для человека. Человек с каждым годом оказывает все большее влияние на природу. Вода загрязняется промышленными стоками, удобрениями и прочими вредными веществами. Загрязнение воды несёт гибель всему живому. Возникла необходимость в охране природы. И каждый из нас должен бороться за чистоту воды.



- За сутки вытекает 24 стакана воды. За 10 дней вытечет 240 стаканов воды.



- Не загрязнять реки, озёра, пруды.

Не бросать мусор в водоёмы.

Не оставлять отходы на берегу водоёмов.

Охранять родники, колодцы.

Закрывать водопроводные краны, зря не

растрачивать воду.

Можно нарисовать плакаты с призывом

беречь и экономить воду и развесить их на

улицах нашего города.














Река Обь, Обское водохранилище

и др..







Учащиеся рассматривают выставку репродукций картин русских художников.


Вода – всему голова.

У воды нос остёр – всюду пробьётся.

Была бы водица, а зелень народится. И др.


- Вода.




- Вода.


Ученики объясняют смысл фразеологизмов.










Вода.

Чистая, светлая, святая.

Напоит, умоет, вылечит.

Нужно её беречь.

Это жизнь! И др.












Учащиеся обсуждают вопросы.





Беседа о том, чему учились на уроке.






















Оценивают работу с помощью сигнальных карточек.

психологический настрой на урок








разгадывание загадок



















прием «Верно – неверно»,

игра



































Беседа о воде.






































работа в парах





наблюдение, исследование,

практическая работа, работа в группах,

метод эксперимента,

поисковый метод, рефлексия
















Т-таблица










































здоровьесберегающие технологии











Беседа об охране воды.








Метод демонстрации,

ИКТ
















решение практических задач



























беседа









наглядный


























Составление синквейна


























Прием «Тонкий и толстый вопрос»
















Прием формирования самооценки, «светофор»

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действия смыслообразования.

Коммуникативные: планирование  учебного сотрудничества  с учителем и сверстниками.


Регулятивные: умения формулировать цель урока, проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки, высказывать свое предположение.

Познавательные: произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Личностные: формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию; формирование мотивации к обучению и познанию; формирование уважительного отношения к иному мнению.















































































Регулятивные: контроль.

Коммуникативные:

работа в группах











































































Познавательные: извлечение необходимой информации и её использование;


коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

формирование основ экологической культуры

регулятивные: целеполагание, самоконтроль знаний.












































































































Регулятивные: (адек-

ватная оценка выполненных действий)

Коммуникативные: самоконтроль;

Личностные: самооценка.























Приложение

Опыты по выявлению свойств воды.


Инструкция.


1) Ребята, вам предстоит проделать несколько опытов.

2) Чтобы у вас все получилось, внимательно читайте задание к каждому опыту.

3)Старайтесь четко выполнять указания по проведению опыта.

4)Работайте дружно, соблюдая правила работы в группах и не забывайте о той роли, которая у вас есть.

5) После проведения опыта не забудьте записать вывод в лист исследователя.





Задания для 1-й группы


Опыт 1. Какова прозрачность и цвет воды?

-Перед вами стоят 2 стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положите ложки. В каком из стаканчиков ложка видна, а в каком нет? Почему?

- Обсудите ответ в группе.

-Запишите вывод в лист исследователя.


Опыт 2. Каков запах воды?

Когда мама печет пироги, аппетитный запах, мы чувствуем. Тонкий аромат издают духи, цветы. А чем пахнет чистая вода?

- Возьмите стаканчик № 1 и понюхайте воду, а теперь стакан № 2 и понюхайте воду. Что вы почувствовали?

- Чем это можно объяснить? Обсудите ответ в группе.

- Запишите вывод в листке исследователя.











Задания для 2-й группы


Опыт 3. Какой вкус у воды?

- Попробуйте на вкус родниковую воду. Есть ли у неё вкус?

- Попробуйте для сравнения сок. Какой сделаете вывод?

- Обсудите группой. Запишите в свои листки.

- А какая на вкус морская вода? Почему? Обсудите.


Опыт 4. Вода - растворитель?

- Положите в стакан с водой обычный песок и попробуйте его размешать ложкой. Что вы заметили?

- А теперь в другой стакан с водой положите ложку сахарного песка и размешайте. Что происходит? В каком из стаканов песок растворился?

- Какой можно сделать вывод? Обсудите.

-Запишите вывод.


Задания для 3-й группы

Опыт 5. Есть ли в воде воздух?

- Опустите медицинскую грушу в стакан с водой и нажмите.

- Что наблюдаете? Какой можно сделать вывод? Обсудите.

-Запишите вывод.

Опыт 6. Какая форма у воды?

- Возьмите стакан с водой и несколько емкостей разной формы. Аккуратно перелейте воду из стакана поочередно в разные ёмкости.

- Изменила ли вода свою форму? Почему?

-Обсудите.

- Запишите вывод.

Опыт 7. Что легче: вода или лёд?

- Возьмите стакан с водой и аккуратно положите в него несколько кубиков льда.

- Что наблюдаете? Почему лёд не утонул?

-Обсудите.

- Запишите вывод.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее