«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Технологическая карта урока на тему: "Басни Крылова"

В технологической карте разработан полностью урок.

Цель урока: создать условия для ознакомления с жанром басни и биографией И.А. Крылова

Задачи

Образовательные: способствовать формированию ознакомления с некоторыми фактами биографии Крылова, баснями отрабатывать навык выразительного чтения басен;

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Конспект урока литературного чтения в 3 классе

УМК «Школа России»

Класс: 3 "В"

Дата: 19.11.20

Предмет: литературное чтение

Тема: «И.А.Крылов. Басни.»

Место и роль урока в изучаемой теме: урок открытия новых знаний

Цель урока: создать условия для ознакомления с жанром басни и биографией И.А. Крылова

Задачи

Образовательные: способствовать формированию  ознакомления с некоторыми фактами биографии Крылова, баснями отрабатывать навык выразительного чтения басен;

Развивающие: содействовать развитию расширения и углубления знаний учащихся о творчестве Крылова; развитие умения сравнивать, анализировать и обобщать информацию, делать выводы;

Воспитательные: способствовать воспитанию любви и уважения к людям старшего возраста.

Дидактические средства:

· для учителя – учебник, книги для выставки, портрет Крылова

· для обучающегося – учебник , сообщения и презентации биографии И.А. Крылова

Характеристика этапов урока


Название этапа,

цель

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма

работы

Результат

1.

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
(1 - 2 мин)

Цель для учителя: создать условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность

Приветствие
Психологический настрой

Вот звонок нам дал сигнал,

Поработать час настал.

Ни минуты не теряем,

И к работе приступаем.


-Здравствуйте ребята, меня Виктория Вячеславовна, сегодня урок литературы проведу у вас я, надеюсь, нам понравится вместе работать, и мы достигнем общих целей. Ну что ж приступим.

Приветствуют. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей.




фронтальная

Формирование УУД:

(Р) волевая саморегуляция

2.






















Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
(5-7)

Цель для учителя: способствовать актуализации у обучающихся соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов.

Цель для обучающихся: мотивация к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление.

Речевая разминка





Подведение к теме урока

- Сейчас я вам скажу предложение, а потом вы за мной повторите.

«На дворе трава,

На траве дрова».

-Теперь давайте вместе.

«На дворе трава,

На траве дрова».

-Молодцы, а что за жанр мы сейчас вместе с вами произнесли?


- Прочитаем и разберём ещё одну скороговорку.


Осип орёт, Архип не отстаёт.

Кто кого переорёт?

Осип охрип. Архип осип.

- почему слова Осип и Архип написаны с заглавной буквой?

- как вы понимаете понятия: охрип и осип?

Прочитайте скороговорку

медленно,

с ускорением,

в быстром темпе,

хитрым, льстивым голосом

с огорчением

- Как вы думаете, что высмеивает народ этой скороговоркой?
- Как вы считаете, хорошо это или плохо, и почему?





- В каком литературном жанре мы можем встретить приём, когда высмеиваются плохие поступки, недостатки людей

- Я помогу вам в этом.

- Как вы думаете , какая у нас с вами сегодня тема урока, о чем мы будем говорить?

Кого из  автора басен вы знаете?

Сформулируйте тему урока.





-«На дворе трава,

На траве дрова».


-Скороговорка.










- русские старинные имена

- голос потеряли










- неумение слушать друг друга

- не услышишь мнение собеседника, не можем его понять, что приводит к ссоре


-предположения детей

- Басня








- тема урока –басни



- Крылов И.А


- И.А.Крылов. Басни..

Фронтальная























Фронтальная

Формирование УУД:

(Р) самоконтроль: осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.(П) формирование мыслительных операций: анализ,

3.

Выявление места и причины затруднения.
(7-10)

Цель для учителя: создать условия для формирования умения у обучающихся выявлять и фиксировать во внешней речи причину затруднения.

Цель для обучающихся: выявить причину и место затруднения


Введение литературоведческого понятия









Беседа





Исследование

- Давайте вспомним, что такое басня? Для этого предлагаю вам ответить на вопросы теста

Выберите правильный ответ

1.Басня- это:

А) лирическое стихотворение

Б) короткая сказочная история

В) краткий поучительный сатирический рассказ или стихотворение?

2. Герои басни-это:

А) животные

Б) богатыри

В) дети

3. Басни писались с целью:

А) прославить русский народ

Б) помочь исправить недостатки поведения людей, посмеявшись над ними

В) развлечь читателя, создать хорошее настроение?

4.Особенности басни:

А) троекратные повторы

Б) волшебство

Г) мораль, сатира, диалог ( что такое МОРАЛЬ?- краткое нравоучительное заключение. )

- Прочитайте что вы выбрали. Молодцы с заданием справились хорошо! А теперь соединим всё воедино и дадим определение – что такое басня.

Басня   – краткое иносказательное, нравоучительное стихотворение, рассказ.

- Мы определились, что такое басня, а теперь послушайте небольшой рассказ о баснописце И.А.Крылове, который приготовили несколько ребят нашего класса. (рассказ учеников с презентацией).
















- Иван Андреевич Крылов – знаменитый отечественный литератор, баснописец. Его творчество оказало влияние на развитие русского языка, произведения разошлись по цитатам и стали крылатыми выражениями и пословицами Семья, в которой появился на свет будущий баснописец в 1769 2(13) февраля, была далеко не богатой. Отец, Андрей Пантелеевич Крылов, был военным, имел офицерское звание, участвовал в боевых действиях во время восстания Пугачева. Сначала семья проживала по месту службы отца в небольшом Яицком городке. После выхода в отставку Андрей Пантелеевич перевез семью в Тверь, где поступил на государственную службу в судебное управление.

Родители не имели средств на образование детей. Но будущий литератор отличался большой любознательностью, тягой к знаниям. Благодаря самообразованию он стал одним из самых просвещенных людей того времени. Обеспеченные соседи, Львовы, позволили ему присутствовать на уроках французского языка вместе со своими детьми. Крылов быстро овладел устным и письменным языком, а в последствии одолел еще два: итальянский и немецкий. Самостоятельно научился играть скрипке, освоил теорию музыки, разбирался и в математике.

















Формирование УУД:

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

(П) умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя

4.








































Проектирование и фиксация нового знания.

Построение проекта выхода из затруднения.
(7-10 мин)

Цель для учителя: способствовать усвоению нового знания с помощью подводящего диалога.

Цель для обучающихся: обдумать проект будущих учебных действий






















Работа с учебником

- Откроем учебник на стр. 132 и прочитаем , что нам расскажут авторы учебника о Крылове, может мы найдём в тексте то, о чём ребята нам не рассказали.

-Первым баснописцем был Эзоп. Он жил в др.  Греции около 3.000 лет тому назад. Эзоп был рабом и не мог открыто смеяться над людьми, которые обладали властью, поэтому он рассказывал истории, которые якобы случались с животными. И хотя все понимали, что речь идет о людях, никто не мог обвинить Эзоп в том, что он показывает пороки человека.

 - Перед вами лежит текст с басней Эзопа. Я предлагаю вам прочитать название 

- Я прочитаю, а вы следите и слушаете.

- Однажды зимой муравей вытащил из норы и стал сушить на воздухе свои припасы, которые он накопил, собирая летом.
Голодная цикада попросила его дать ей немножко поесть и тем спасти ее от смерти.
Муравей спросил: «А что же ты делала летом?» Та в ответ: «Времени у меня не было: все я носилась по плетням и пела».
Засмеялся муравей и, припрятывая свое добро, сказал: «Если летом ты пела, то зимой пляши».

-На какую басню похожа?

- Кто может вспомнить басню «Стрекоза и Муравей»?

 - Иван Крылов заимствовал у Эзопа сюжеты басен и писал свои. Только у Крылова басни в стихах, а у Эзопа в прозе, в виде рассказа.

- проверяют ищут новую информацию



























- Муравей и цикада

























- Стрекоза и муравей
















фронтальная

Формирование УУД:

(Р) проговаривание последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы.

(П) умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их.

(Л) умение осознавать ответственность за общее дело;

умение следовать в поведении






5.


Динамическая пауза
(1-2 мин)
Цель для учителя: способствовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Обеспечить необходимую двигательную активность.
Цель обучающихся: отдохнуть, подготовиться к следующему этапу

Фзминутка.

Рано утром на полянке так резвятся обезьянки:
Левой ножкой: топ, топ! Правой ножкой: топ, топ!
Руки вверх, вверх, вверх, кто поднимет выше всех?
Руки вниз – и наклонились, на пол руки положили.
А теперь на четвереньках погуляем хорошенько.
А потом мы отдохнем, посидим и спать пойдем.


-Дети выполняют движения



6.

Реализация построенного проекта.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
(7-10 мин)

Цель для учителя: создать условия для уточнения обучающимися общего характера нового знания.

Цель для обучающихся: научиться в форме коммуникативного взаимодействия решать типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

















































Более 200 басен было создано Иваном Андреевичем Крыловым. Замечательный русский скульптор Петр Карлович Клодт создал всеми любимых персонажей басен в бронзе. В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу. Крылов изображен сидящим в кресле, он задумчив (фотография на доске), а рядом с ним, чуть ниже, фигурки персонажей его басен. Это памятник был сооружен на деньги, собранные народом всей России.

Почему же народ так высоко чтит память о великом баснописце?

Да, дедушка Крылов, так его называли, был добрым человеком. Он боролся с недостатками, которые мешают людям жить в мире, согласии и счастье. Его оружием были басни – маленькие произведения, которые учили жить по справедливости. Познакомиться с новой басней Крылова – значит узнать что-то новое и важное о себе и людях

«Загадочные животные»

Назовите животных, которые здесь написаны. Все они герои басен И.А. Крылова.

К В О Л                        

П У Х Е Т                    

Й Е В А Р У М            

Г У Б О Л Ь                

Ё С О Л                    

Л С О Н                    

А Ц И С И Л            

Л Ё З О К                

И Ш К А М            

К А Р                      

А Н О Р О В        

К У Щ А              

Посмотрите на выставку книг И. А. Крылова. Кого вы видите на обложках?

Почему на обложках есть и звери, и люди?

В чём сила басен?
























-Он учил людей узнавать самих себя, помогал находить в себе недостатки, учил мудрости жизни.





















- волк

- петух

-муравей

- голубь

- осёл

- слон

- лисица

- козёл

- мишка

- рак

- ворона

- щука



- это герои его басен



Групповая

Формирование УУД:

(Р) оценка, контроль, коррекция.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.
(Р) проговаривание последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы

(П) умение находить и выделять необходимую информацию;

7.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.
(3мин)



Цель для учителя:
способствовать организации самооценки работы обучающихся.

Цель для обучающихся: самооценка обучающимися собственной учебной деятельности.





Итог.

Рефлексия.




- Скажите, какой жанр мы сегодня с вами изучили?

- Какую басню прочитали?

-Давайте продолжим с вами предложение
Я- узнал…

Я-могу…

Я-похвалю…

Я-расскажу…

-Ну что ж мы с вами молодцы, выполнили интересную работу, мы с вами достигли наших с вами целей?

-Давайте запишем домашнюю работу: вам надо найти в библиотеке басни Крылова и прочитать одну выразительною

Теперь можете быть свободны, идите на переменку.

-басня

-Эзоп Муравей и цикада
Описание действия.















-Да







фронтальная

– рефлексия способов и условий действия (П);

– контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

– самооценка на основе критерия успешности (Л);

– адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);

– использование критериев для обоснования своего суждения (К);






Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее