«Зимний фестиваль знаний 2025»

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе УМК «Начальная школа XXI века», по теме: «Н.А. НЕКРАСОВ «МУЖИЧОК С НОГОТОК»

Цель урока: познакомить с отрывком из поэмы Некрасова «Крестьянские дети», расширить знания о жизни детей в прошлом, раскрыть основную идею произведения.

Задачи урока: решать задачи литературного образования и развития учащихся, формировать творческого читателя, способного воспринимать художественное произведение согласно авторскому замыслу.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4

НЕВЬЯНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА











Технологическая карта урока

литературного чтения в 3 классе

УМК «Начальная школа XXI века», по теме:

«Н.А. НЕКРАСОВ «МУЖИЧОК С НОГОТОК»















Подготовила:

учитель начальных классов

Артамонова Анастасия Евгеньевна
















г. Невьянск

2018 год

Технологическая карта урока

Предмет:

Литературное чтение

Класс:

3 класс

Учебно-методический комплект (автор):

УМК «Начальная школа XXI века», Ефросинина Л.А., Оморокова М.И.

Тема урока:

Н.А. Некрасов «Мужичок с ноготок

Тип урока:

урок изучения нового

Цель урока:

познакомить с отрывком из поэмы Некрасова «Крестьянские дети», расширить знания  о жизни детей в прошлом, раскрыть основную идею произведения.

Задачи урока:

  1. решать задачи литературного образования и развития учащихся,

  2. формировать творческого читателя,

  3. способного воспринимать художественное произведение согласно авторскому замыслу.

Планируемые результаты изучения темы

Предметные

Метапредметные

Личностные

учить школьников анализировать поэтическое произведение;

учить выразительному чтению стихотворения с соблюдением логических ударений, пауз, интонации;

формировать представления об историческом прошлом;

учить работать с произведением, ориентироваться в тексте

учить рассуждать;

обогащать словарный запас учащихся.

Познавательные УУД

умение ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы и представлять результаты своей работы по предложенному плану; развитие операций мышления.

Регулятивные УУД

умение удерживать внимание при решении учебной задачи; проводить работу по предложенному учителем плану, используя необходимые средства; учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения; оценивать свою деятельность; вносить необходимые коррективы в оперативные действия.

Коммуникативные УУД

использовать речевые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи; умение формулировать выводы; высказывать свою точку зрения; соблюдать грамматические нормы речи.

расширение познавательных интересов и учебных мотивов; владение приемами взаимооценки и самооценки результатов деятельности по предложенным критериям и заданному алгоритму работы; стремление к достижению положительных результатов в учебе.



Ресурсы

Учебно-методическое сопровождение

Дидактические материалы

ИКТ, ЦОР

учебник по литературному чтению, автор: Ефросинина Л.А., Оморокова М.И.

портрет Н. А. Некрасова, памятка «Как читать стихотворение», «Лесенка знаний»

ПК, проектор, экран, презентация

Межпредметные связи


Организация пространства

Стандартная

Этапы урока

Название этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организационный

момент

Мир волшебный перед вами

Здесь за книжными листами,

Поздравляет нас звонок,

Начинается урок!

Прочитайте девиз нашего урока на доске: «То, что знаешь – не скрывай, на вопросы отвечай!»



Личностные:

формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Создание проблемной ситуации для выяснения темы урока.


Некрасов сочувствовал тяжёлой жизни крестьян. У него есть большая поэма, целиком посвящённая крестьянским детям. Она так и называется "Крестьянские дети". Когда вы будете учиться в старших классах, вы обязательно прочитаете это произведение полностью. А сейчас мы познакомимся с одним из отрывков.

Прослушивание г/записи. Н.А.Некрасов "Мужичок с ноготок"

- Прослушайте г/запись. Приготовьтесь ответить на вопрос:

"Кого встретил Н.А.Некрасов?"

-Какие впечатления после прочтения стихотворения?

-так кого встретил Н.А.Некрасов? (маленького мальчика)

- Что узнали об этом мальчике? Каким представили его себе?

Самостоятельное чтение стихотворения Н.А.Некрасова "Мужичок с ноготок" (вполголоса)

- Откройте учебники на с.125 и прочитайте самостоятельно вполголоса стихотворение. Приготовьтесь к чтению вслух.

Чтение вслух. Словарная работа.

- Что значит «студёная пора»? (очень холодно)

- «хворост»(сухие сучья)

- Подумайте, что такое «полушубок»?

( Короткая, до колен, верхняя одежда на меху.)

-«миновал» (исполнился)

- «чинно» (степенно, важно)

- «мёртвая лошадь» (значит остановилась)

- «уздцы»( упряжь лошади)

- Что значит «вестимо»? Посмотрите сноску в учебнике? (конечно, разумеется)



Познавательные УУД

развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; представлять информацию в виде схемы; выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам; ориентироваться на развороте учебника; находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Постановка цели.

Беседа по содержанию прочитанного текста.

- Как зовут мальчика? (Власом) Сколько ему лет? (шестой миновал)

- Как выглядит мальчик? Найдите в тексте его описание.

В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах…

- Подумайте, почему вся одежда велика Власу? (В бедной крестьянской семье одежда передавалась от одного ребёнка к другому.)

- Где встретил Н.А.Некрасов мальчика? (в лесу)

- В какое время года произошла встреча? (зимой)

- Найдите в тексте и прочитайте описание времени, когда происходят события.

Однажды, в студёную зимнюю пору,
Я из лесу вышел, был сильный мороз.

- Почему мальчик оказался в лесу в такой мороз? (с отцом пришёл в лес за дровами). Он хоть и маленький, но уже помогает взрослым.

- Что узнали о семье, в которой рос мальчик? (большая семья)

- Найдите в тексте и прочитайте слова Власа о его семье.

Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я.

- Подумайте, почему мальчик так говорит? (Он понимает важность своей работы в семье.)

- Как идёт мальчик? Найдите в тексте и прочитайте нужные строки. ( Он идёт гордо, важно. Ему некогда разговаривать с Некрасовым. Ему нужно работать.)

И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведёт под уздцы мужичок.

- Прочитайте слова на доске: идёт, бредёт, шагает, шествует.

Кто может совершать эти действия?

Идёт ребёнок, бредёт грибник, шагает солдат, шествует король…

- Некрасов Н.А. говорит, что мальчик шествует важно. Не идёт, не бредёт, не шагает. А шествует. Почему? (Мальчик уважает себя за то, что ему доверили такое важное дело. Он гордится этим.)

- Что значит, мальчик шествует в спокойствии чинном? (Не суетится, не резвится, не шалит.) Он во всём подражает взрослым. Делает всё неторопливо, уверенно, без лишних движений.

Физ/мин. 1 мин

- Итак, мальчик подражает походке, речи взрослых, а как он обращается с животными?

- Найдите слова, с которыми Влас обращается к лошади.

Ну, мёртвая! – крикнул малюточка басом…

- Почему он так говорит? (Она остановилась. Мальчик кричит так, как кричат взрослые на лошадей, которые замедлили шаг.)

- Как разговаривает Влас? (Грубо и коротко) Найдите подтверждение своим словам в тексте.

- Здорово, парнище! – "Ступай себе мимо!"

- Почему он так разговаривает? ( Словами "парнище" Некрасов подчёркивает, что мальчик мал и ростом, и по годам. Поэтому он сердито и отвечает.)



Регулятивные УУД

развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Первичная проверка понимания

Чтение по ролям диалога мальчика с Некрасовым, исключая слова автора.

Прочитаем по ролям диалог Некрасова и мальчика.

- Прежде, чем начнём читать, я хотела бы ещё раз обратить ваше внимание на слова, которые говорит Влас. С какой интонацией их надо говорить? (важно, с гордостью)

Чтение сначала в парах, затем – вслух.

- Здорово, парнище!
- Ступай себе мимо!
- Уж больно ты грозен, как я погляжу!
- Откуда дровишки?
- Из лесу вестимо, отец слышишь рубит, а я отвожу.
- А что у отца – то большая семья?
- Семья-то большая, да два человека всего мужиков – то: отец мой да я.
- Так вон оно что! А как звать тебя?
- Власом
- А кой тебе годик?
- Шестой миновал.

Продолжение беседы по содержанию прочитанного текста.

- Как вы думаете, как относится автор к мальчику? (Он его любит, с уважением.)

- Почему так решили? (Он называет его ласково "мужичок", "малюточка")

- Подумайте, почему Н.А.Некрасов называет Власа "мужичок с ноготок"?

Чтение стихотворения вместе с учителем с соблюдением пауз, логических ударений.

Выразительное чтение стихотворения детьми. Кто лучше? Показать оценку.



Личностные результаты

развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

развиваем умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме.

Домашнее задание

Д/з  Выучить это стихотворение наизусть. Как будете учить наизусть? (с выражением, с интонацией, с соблюдением пауз) Откройте дневники, запишем домашнее задание: с.125 наизусть

На этом наш урок подошёл к концу.




Рефлексия педагогической деятельности

Итог урока. 3мин

- Понравилось ли вам стихотворение? Чем? Почему стихотворение называется "Мужичок с ноготок"? (Влас - маленький труженик.)

- Как вы думаете, зачем Некрасов Н.А. написал это стихотворение? (Хотел рассказать, как тяжело жилось крестьянам, в том числе и детям в то время. Ведь даже детям приходилось работать наравне со взрослыми.)

- Удалось ли ему это?

- Прочитайте слова, записанные на доске еще раз:

Играйте же, дети, растите на воле, 
На то вам и красное детство дано.

- Как вы понимаете эти слова Н.А.Некрасова?

(В этих словах надежда на лучшее будущее русских детей!)

Оцените свою работу на уроке. Устную и письменную, коллективную, самостоятельную и в парах. Покажите своё настроение. (У каждого ученика есть смайлы настроения: смайлы разного цвета отражают настроение) Спасибо всем за урок!



Личностные:

придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей;







Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее