«Осенний фестиваль знаний 2024»

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе УМК «Начальная школа XXI века», по теме: «М. М. ПРИШВИН. «МОЯ РОДИНА» (ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ)»

Цель урока создание условий для осознания и осмысления новой учебной информации, для проявления познавательной активности, развития индивидуальных особенностей обучающихся.

Задачи урока обучающие: обучать ориентированию в тексте-повествовании, анализировать его и находить нужное место; учить детей рассуждать, делать выводы; способствовать полноценному восприятию смысла произведения; формировать представление о своеобразии творчества М. Пришвина; развивающие: формировать систему читательских умений; совершенствовать навыки выразительного чтения; развивать навыки работы в парах; воспитывающие: воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою родину, любовь к родине, к родному краю…

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4

НЕВЬЯНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА













Технологическая карта урока

литературного чтения в 3 классе

УМК «Начальная школа XXI века», по теме:

«М. М. ПРИШВИН. «МОЯ РОДИНА» (ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ)»














Подготовила:

учитель начальных классов

Артамонова Анастасия Евгеньевна













г. Невьянск

2018 год

Технологическая карта урока

Тема урока

М. М. Пришвин. «Моя Родина» (из воспоминаний)

Класс

3

Цель урока

создание условий для осознания и осмысления новой учебной информации, для проявления познавательной активности, развития индивидуальных особенностей обучающихся.

Задачи урока

1. обучающие: обучать ориентированию в тексте-повествовании, анализировать его и находить нужное место; учить детей рассуждать, делать выводы; способствовать полноценному восприятию смысла произведения; формировать представление о своеобразии творчества М. Пришвина.

2. развивающие: формировать систему читательских умений; совершенствовать навыки выразительного чтения; развивать навыки работы в парах.

3. воспитывающие: воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою родину, любовь к родине, к родному краю…

Планируемые результаты изучения темы

Предметные

Метапредметные

Личностные

Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; формулировать учебную цель урока, научится ценить и уважать писателя, выражающего свои чувства к Родине через художественное слово; читать осознанно, находить главную мысль рассказа, сопоставлять с пословицей.

Познавательные УУД

извлекать информацию; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные УУД

ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно; обдумывать последовательность своих действий; контролировать и корректировать свою работу на уроке.

Коммуникативные УУД

оформлять свои мысли в устной речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения; работать в паре и группе.

формировать стремление к совершенствованию собственной речи; умение осознавать и определять эмоции героев произведения, сочувствовать и сопереживать; развивать чувство сострадания и любви к людям, нуждающимся в помощи.

Ресурсы

Учебно-методическое сопровождение

Дидактические материалы

ИКТ, ЦОР

Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2-х частях
Ефросинина Л.А.

ПК, проектор, экран, презентация

Межпредметные связи


Организация пространства

стандартная

Этапы урока

Название этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организационный

момент



Приветствие обучающихся.

- Начнём мы наш урок, как только вы сядете ровно, спинки выпрямите, глазками друг другу улыбнётесь, ведь мы все друзья!



Личностные:

формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Подготовка

к основному этапу

занятия

- Как вы понимаете словосочетание «Люби живое»?

- Многие поэты и писатели, так же как и вы, любят природу и всегда подмечают в ней что-нибудь необычное интересное. Сегодня мы познакомимся с удивительным человеком, страстно любящим природу. Он описывал её так, словно пел торжественную песню в её честь. Вам о чём-то говорит фамилия Пришвин?



- Итак, тема сегодняшнего урока: 

Знакомство с произведением М. М. Пришвина .

-Какие задачи мы поставим перед собой?

  1. Познакомиться…


  1. Будем учиться …

  2.  Узнать…

  3. Высказывать …

III. Работа над темой урока.

1.Сведения об авторе.

-Сегодня мы познакомимся с удивительным человеком, страстно любившим природу. Это Михаил Михайлович Пришвин.

1. 23 января (4 февраля н.с.) 1873 года 
родился 
в имении Хрущеве Елецкого уезда Орловской губернии. 

2. «Село Хрущево представляло собой небольшую деревеньку с соломенными крышами и земляными полами. Рядом с деревней, разделенная невысоким валом, была усадьба помещика, рядом с усадьбой — церковь, рядом с церковью — Поповка, где жили священник, дьякон и псаломщик». 

3. Мать М.М. Пришвина Мария Ивановна 

4. В 1883 мальчик поступил в Елецкую гимназию, из 4-го класса которой был изгнан "за дерзость учителю". 

5. Путешествовать Пришвин будет очень много, он объездит почти всю страну и напишет о Дальнем Востоке, Средней Азии, Кавказе, Крыме так, словно в этих краях много лет прожил, но сердце его навсегда будет отдано Русскому Северу. 

6. Сидит Пришвин на пне, а кругом большой лес. В руках Пришвин держит записную книжечку. Сидит и слушает, что ему шепчет лес, а может быть, лес притих от уважения и внимания к писателю, который еще умнее и старше самого леса, все понимает и записывает в книжечку. 










- Свободные высказывания детей




- с биографией писателя и произведением

- читать

- жанр произведения

- своё отношение


- слушают рассказ об авторе



Познавательные:

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; ориентироваться на развороте учебника; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Регулятивные:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника; учиться работать по предложенному учителем плану.

Закрепление полученных

знаний и способов

действий

2. Подготовка к восприятию через ассоциации.

Стратегия « Паутинка ассоциаций».



















Словарь Ожегова дает такое объяснение этому слову. Прочитайте выдержки из толкового словаря, постарайтесь запомнить.

«РОДИНА» – 1)ЭТО ОТЕЧЕСТВО, РОДНАЯ СТОРОНА; 2) МЕСТО РОЖДЕНИЯ, ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОГО-ЧЕГО-НИБУДЬ.

3.Составление предвидения.

- Прочитайте ещё раз заголовок произведения в учебнике.

- Как вы думаете, о чём произведение?

- После того, как мы его прочитаем, сделаем вывод – кто же из вас был наиболее близок к мысли автора.


- Каждый ученик в своём листочке записывает слова, которые ассоциируются у них со словом «родина», а затем обсуждают в паре, какую ассоциацию можно представить, т.е. написать на доске вокруг слова «родина». Условие: слова не должны повторяться!


Коммуникативные:

развиваем умение слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказывать текст; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; умение работать в паре и в группах.


Первичная проверка понимания

- Чтение произведения.

- Определение жанра и главной мысли произведения.

- Какое по жанру произведение? Докажите.

- С чего начиналась Родина для маленького Пришвина?

- Как вы понимаете выражение «рано, до солнца»?

- Чем угостила мать автора?

- В чём кипятилось молоко?

- Чем покрывалось сверху?

- Как вы понимаете выражение «это угощение решило мою жизнь в хорошую сторону»?

- Всегда ли Пришвин жил в деревне?
- В городе люди встают обычно позже, чем в деревне.

- Сохранилась ли у Пришвина привычка вставать рано? Прочитайте.
- Он пробуждался вместе с животным и растительным миром. О чём это говорит?
- Какое значение он придаёт раннему подъёму? Прочитайте. ( «Сколько бы тогда у людей прибыло здоровья, радости жизни и счастья!»)

 К кому же обращается писатель?


- Что значит «кладовая солнца»?






- Что Пришвин называет «сокровищами жизни»?


- К чему призывает Пришвин?


- Что значит «охранять природу»? Вспомним выражение «Мы хозяева нашей Родины».

- Да, без растений и животных жизнь на Земле невозможна.

- Какие слова главные в этом произведении? Какова основная мысль?

Вывод: Писатель не только показывает красоту и своеобразие природы, он призывает нас внимательно изучать её и беречь всё живое. Ибо, оберегая природу, живое, мы сберегаем свою Родину.












- Вкусный чай







- Он очень любил природу




- Восход солнца

- К детям, которые читают его книги

- Так образно автор называет природу. Именно солнце источник жизни, а его «кладовая» - природа – позволяет существовать всему живому.

- «Сокровищами жизни» Пришвин называет растения и животных

- Пришвин призывает охранять природу




Домашнее задание

-






Рефлексия педагогической деятельности

- А каков Пришвин, как художник? Обратите внимание, как он очень точно описывает и называет природу. Как хорошо надо знать природу, быть очень внимательным, наблюдательным. (Природа на латинском языке – натура ).Таких писателей, которые изучали природу, то есть натуру, и называют натуралисты.

  • Какие задачи ставили для изучения?

Добились мы их выполнения (да).



Личностные результаты:

придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей;




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее