«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Технологическая карта урока литературного чтения Л.Н. Толстой "Прыжок"

Технологическая карта урока литературного чтения Л.Н. Толстой "Прыжок"

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Урок литературного чтения

Тема: Л.Н.Толстой «Прыжок»

Цель: организовать деятельность учащихся по ознакомлению учащихся с рассказом Л.Н. Толстого «Прыжок»;

способствовать формированию умения воссоздавать картины, нарисованные автором в произведении;

умения через создание системы образов анализировать содержание текста, обеспечить формирование читательских умений и навыков,

развитие литературной речи, умения высказывать собственное мнение о собственных впечатлениях и переживаниях при чтении художественного текста; воспитание нравственных представлений у учащихся.

Оборудование: учебная презентация, толковые словари, листы самооценки карточки для групповой работы


Этапы урока

Цель

Ход урока

УУД

Л- личностные

П- познавательные

Р- регулятивные

К- коммуникативные

1.Самоопределение к учебной деятельности (мотивация)

Выработать на личностнозначимом уровне внутренней готовности выполнение нормативов учебной деятельности

 - Кого можно назвать хорошим читателем?

- Как вы считаете, легко ли быть хорошим читателем?
- Что для этого надо делать?

- Свою работу на уроке будем отмечать в листах самооценки. Я желаю, чтобы в конце урока каждый из вас мог бы похвалить себя.


Самоопроеделение к деятельности – (Л);

-смыслообразование (Л);

- целеполагание - (П);

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками(К);

2.Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности

Подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий

Введение в тему и постановка задач (вызов)

1. На слайде произведения:

«Лев и собачка»

«Лебеди»

«Воробей»

«Белка и волк»

- Какое произведение лишнее, почему? (Воробей - Тургенев, а остальные произведения написал Л.Н. Толстой.)

- Над каким разделом мы работаем?

- Что вы помните о жизни Л. Н.Толстого?

 - Давайте с вами вспомним, произведения, каких жанров писал  Л.Н. Толстой? (работа со схемами по группам)

Л.Н.Толстой

с казки                     басни                  рассказы                                  былины

                                               худож.        научно-познават.    

     

(учащиеся называют жанр и приводят произведения этого жанра)

Сказки («Ореховая ветка», «Два брата»)

Басни «Белка и волк», «Чиж и голубка»

Рассказы – художественные: «Лев и собачка», «Лебеди»

Научно-познавательные - «Зайцы»


-Мыслительные операции (обобщение, анализ, синтез, сравнение) -П;

-Извлечение необходимой информации из текста – П;

Использование знаково- символических средств (схем, чертежей и др)-П;

-осознанное и произвольное речевые высказывание – П;

- выполнение пробного задания – Р;

-фиксирование нд.затруднений в пробном учебном действии - Р;

-волевая саморегуляция в затруднении – Р;

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью – К;

-аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации- К .

3.Постановска учебной задачи.

Поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации.

- Сегодня мы познакомимся с еще одним произведением Л.Н. Толстого. Его название узнаете, отгадав ребус:

17   18   29    8    16   12

Каждое число соответствует букве в алфавите. Название произведения «Прыжок». (работа в группах)

- Можно ли по названию сделать предположение, о чем это произведение?

Прыжки могут совершать и люди, и животные. Возможно, это был необычный прыжок.

-Но мы не знаем куда был совершен прыжок и не знаем причину.
- Может быть во время словарной работы, кто-то догадается о чем пойдет речь?

- Прочитайте  слова   и подчеркните те слова значение которых вам непонятно.  Что нам поможет разобраться? (толковый словарь работа по группам)
- Аршин – старая рус. мера длины =71см
- Чему равны 2 аршина? 3? (142, 213)
- Мачта – вертикальный столб на палубе, к которому крепятся паруса

На сладе рисунок корабля.

- Что изображено на рисунке? (парусный корабль)

(Движение парусного корабля осуществляется при помощи парусов. В безветренную погоду судно дрейфовало и приходилось грести веслами).

- Какие части корабля вы знаете?

(Перекладина, мачта,  палуба).

- Кто управляет кораблем? (капитан)

- Кто работает на палубе? (матросы)

- Сможем ли мы теперь определить о чем это произведение?

- Какие задачи поставим перед собой? (будем анализировать содержание, давать оценку событиям, характеризовать героев)

-Что будем делать для этого? (составление плана работы)

- Сегодня нам предстоит многое сделать.

- Как лучше организовать работу на уроке? (в группах)

- Почему? (можно распределить работу, посоветоваться с одноклассниками, если сомневаешься и.п.)


-Самоопределение – Л;

- смыслообразование –Л;

-мыслительные операции –П;

-самостоятельное выделение и формирование цели - П;

-поиск и выделение необходимой информации -П.

4.Простановка проекта выхода из затруднения (открытия детьми нового знания)

Построить новый способ действия и сформировать умение применять его как при решении задачи, которая вызвала затруднение, так и при решении задания такого же типа.

Первичное восприятие.

Чтение произведения.

Обратимся к вашим предположениям и первым представлениям о тексте.

- Были ли совпадения в ваших предположениях с содержанием текста?

- Каково по жанру это произведение? (художественный рассказ).

Что в этом рассказе вас рассмешило?
-  Кому из героев вы больше сопереживали?
-  Какие чувства вы испытали?
-  Когда вам было страшно? Когда вы почувствовали облегчение?

Назовите главных героев
-    Что вы можете сказать о характере мальчика?

  • Почему он залез на мачту  корабля? (желание покрасоваться, не опозорить имя капитана)

  • Что в поведении вам понравилось, а что вы осуждаете? (переоценил свои возможности, не подумал об опасности)

  • Какие черты характера отца помогли спасти мальчика? (находчивость, быстрота реакции)

  • Почему капитан заплакал?

Физкультминутка.(учащиеся находят нужную информацию по методике «Четыре угла»: действия обезьяны, действия мальчика; учащиеся свободно перемещаются по классу в поисках нужной информации)


- смыслообразование –Л;

-мыслительные операции –П;

выдвигают гипотезы и обосновывают их—П;

-поиск и выделение необходимой информации;

Установление причинно – следственные связи -П;

-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной деятельности .-Р;

-адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач-К;

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью –К;

-аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации-К.

5.Первоначальное закрепление с проговарива-

нием во внешней речи.

Усвоить учащимися новый способ действия.

1.Аналитическое чтение по сюжетно- композиционному треугольнику

Повторное чтение рассказа.

- Давайте, разделим текст на смысловые части. Найдем вступление, завязку, развитие действий, кульминацию, продолжение действия, развязку, заключение.

Какой момент самый напряженный?

2 Составление плана рассказа (работа в группах)

На палубе.

Проказы обезьяны.

Погоня за обезьяной.

На перекладине.

Непростое решение.

Мальчик спасен.

2. Заключительная беседа.

- Что бы могло произойти, если бы отец не вышел на палубу?

- Как вы думаете, как поведет себя мальчик, после того, как очнется?

- Почему плакал отец? (от счастья, что сын остался жив и здоров, так как он мог разбиться о палубу и мог также погибнуть в море - акулы.)

- Что вы можете сказать об отце, его поступке, почему он так поступил?

(отец был человек решительный, он очень любил своего сына)

- А почему произошла эта грустная история?

(мальчик раззадорился, и его обида переросла в упрямство)

- Как бы вы поступили на месте мальчика? Отца?




Извлечение из предметного текста необходимой информации - П;

- Использование знаково- символических средств (схем, чертежей и др.) -П;

-осознанное и произвольное речевые высказывание – П;

Построение логической цепи рассуждений и доказательств +КУУД 4 этапа.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Формирование адекватной самооценки и самоконтроля.

Интериоризировать (т.е пропустить через себя и отдать как собственный опыт) учащимся новый способ действия и провести рефлексию(коллективно или индивидуально) достижения цели пробного учебного действия.

 Творческое задание.

-    Как вы думаете, у этой истории мог бы быть другой конец?

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью –К;


7.Включение в систему знаний и повторения

Включить новый способ действий в систему знаний при этом повторить и закрепить раннее изученные способы подготовки к изучению следующих разделов.

Стадия рефлексии. Приём «Синквейн».

– Понравился вам рассказ?

– Попробуем передать свои впечатления, сочиняя синквейн (вид творческого письма, нерифмованное стихотворение из пяти строк)

Работа в группах.

  • 1 строка – тема состоит из одного слова – имени существительного.

  • 2 строка описание темы состоит из двух слов прилагательных.

  • 3 строка – описание действия в рамках темы состоит из трёх слов – глаголов.

  • 4 строка – отношение к теме – фраза из четырёх слов.

  • 5 строка – синоним к названию темы – одно существительное.

Дети сочиняют синквейны и читают по желанию.


Все познавательные УУД + контроль, коррекция, оценка –Р,+ КУУД 1-4 этапов + постановка вопросов К + все ЛУУД с 1по 4 этапы.

  1. отец

  2. решительный, любящий

  3. понимает, кричит, спасает

  4. Любящий отец спасает сына

  5. Капитан


8.Рефлексия деятельности

Оценить учащимися собственную учебную деятельность , осознать методы построения и границы применения нового способа действий

(методика незаконченного предложения)

- Какие чувства или мысли у вас возникли после чтения рассказа Л.Н.Толстого «Прыжок»?

- Свой ответ вы можете начать со следующих слов …

- Мне захотелось…

- Я задумался…

- Я понял (а)…

- Я почувствовал (а)…

- Я бы поставил (а)…


Рефлексия способов и условий действий – П;

-контроль и оценка способов своей деятельности -Р;

-самооценка на основе критерий успешности-Л;

- адекватное понимание успешности или неуспешности;

-- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью –К;

- планирование успешного сострудничества - К

- следование моральным нормам и этическим требованиям - Л



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее