Урок литературного чтения
Тема: Л.Н.Толстой «Прыжок»
Цель: организовать деятельность учащихся по ознакомлению учащихся с рассказом Л.Н. Толстого «Прыжок»;
способствовать формированию умения воссоздавать картины, нарисованные автором в произведении;
умения через создание системы образов анализировать содержание текста, обеспечить формирование читательских умений и навыков,
развитие литературной речи, умения высказывать собственное мнение о собственных впечатлениях и переживаниях при чтении художественного текста; воспитание нравственных представлений у учащихся.
Оборудование: учебная презентация, толковые словари, листы самооценки карточки для групповой работы
Этапы урока | Цель | Ход урока | УУД Л- личностные П- познавательные Р- регулятивные К- коммуникативные |
1.Самоопределение к учебной деятельности (мотивация) | Выработать на личностнозначимом уровне внутренней готовности выполнение нормативов учебной деятельности | - Кого можно назвать хорошим читателем? - Как вы считаете, легко ли быть хорошим читателем? - Свою работу на уроке будем отмечать в листах самооценки. Я желаю, чтобы в конце урока каждый из вас мог бы похвалить себя.
| Самоопроеделение к деятельности – (Л); -смыслообразование (Л); - целеполагание - (П); - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками(К); |
2.Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности | Подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий | Введение в тему и постановка задач (вызов) 1. На слайде произведения: «Лев и собачка» «Лебеди» «Воробей» «Белка и волк» - Какое произведение лишнее, почему? (Воробей - Тургенев, а остальные произведения написал Л.Н. Толстой.) - Над каким разделом мы работаем? - Что вы помните о жизни Л. Н.Толстого? - Давайте с вами вспомним, произведения, каких жанров писал Л.Н. Толстой? (работа со схемами по группам) с худож. научно-познават.
(учащиеся называют жанр и приводят произведения этого жанра) Сказки («Ореховая ветка», «Два брата») Басни «Белка и волк», «Чиж и голубка» Рассказы – художественные: «Лев и собачка», «Лебеди» Научно-познавательные - «Зайцы»
| -Мыслительные операции (обобщение, анализ, синтез, сравнение) -П; -Извлечение необходимой информации из текста – П; Использование знаково- символических средств (схем, чертежей и др)-П; -осознанное и произвольное речевые высказывание – П; - выполнение пробного задания – Р; -фиксирование нд.затруднений в пробном учебном действии - Р; -волевая саморегуляция в затруднении – Р; -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью – К; -аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации- К . |
3.Постановска учебной задачи. | Поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации. | - Сегодня мы познакомимся с еще одним произведением Л.Н. Толстого. Его название узнаете, отгадав ребус: 17 18 29 8 16 12 Каждое число соответствует букве в алфавите. Название произведения «Прыжок». (работа в группах) - Можно ли по названию сделать предположение, о чем это произведение? Прыжки могут совершать и люди, и животные. Возможно, это был необычный прыжок. -Но мы не знаем куда был совершен прыжок и не знаем причину. - Прочитайте слова и подчеркните те слова значение которых вам непонятно. Что нам поможет разобраться? (толковый словарь работа по группам) На сладе рисунок корабля. - Что изображено на рисунке? (парусный корабль) (Движение парусного корабля осуществляется при помощи парусов. В безветренную погоду судно дрейфовало и приходилось грести веслами). - Какие части корабля вы знаете? (Перекладина, мачта, палуба). - Кто управляет кораблем? (капитан) - Кто работает на палубе? (матросы) - Сможем ли мы теперь определить о чем это произведение? - Какие задачи поставим перед собой? (будем анализировать содержание, давать оценку событиям, характеризовать героев) -Что будем делать для этого? (составление плана работы) - Сегодня нам предстоит многое сделать. - Как лучше организовать работу на уроке? (в группах) - Почему? (можно распределить работу, посоветоваться с одноклассниками, если сомневаешься и.п.)
| -Самоопределение – Л; - смыслообразование –Л; -мыслительные операции –П; -самостоятельное выделение и формирование цели - П; -поиск и выделение необходимой информации -П. |
4.Простановка проекта выхода из затруднения (открытия детьми нового знания) | Построить новый способ действия и сформировать умение применять его как при решении задачи, которая вызвала затруднение, так и при решении задания такого же типа. | Первичное восприятие. Чтение произведения. Обратимся к вашим предположениям и первым представлениям о тексте. - Были ли совпадения в ваших предположениях с содержанием текста? - Каково по жанру это произведение? (художественный рассказ). Что в этом рассказе вас рассмешило? Назовите главных героев
Физкультминутка.(учащиеся находят нужную информацию по методике «Четыре угла»: действия обезьяны, действия мальчика; учащиеся свободно перемещаются по классу в поисках нужной информации)
| - смыслообразование –Л; -мыслительные операции –П; выдвигают гипотезы и обосновывают их—П; -поиск и выделение необходимой информации; Установление причинно – следственные связи -П; -самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной деятельности .-Р; -адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач-К; - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью –К; -аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации-К. |
5.Первоначальное закрепление с проговарива- нием во внешней речи. | Усвоить учащимися новый способ действия. | 1.Аналитическое чтение по сюжетно- композиционному треугольнику Повторное чтение рассказа. - Давайте, разделим текст на смысловые части. Найдем вступление, завязку, развитие действий, кульминацию, продолжение действия, развязку, заключение. Какой момент самый напряженный? 2 Составление плана рассказа (работа в группах) На палубе. Проказы обезьяны. Погоня за обезьяной. На перекладине. Непростое решение. Мальчик спасен. 2. Заключительная беседа. - Что бы могло произойти, если бы отец не вышел на палубу? - Как вы думаете, как поведет себя мальчик, после того, как очнется? - Почему плакал отец? (от счастья, что сын остался жив и здоров, так как он мог разбиться о палубу и мог также погибнуть в море - акулы.) - Что вы можете сказать об отце, его поступке, почему он так поступил? (отец был человек решительный, он очень любил своего сына) - А почему произошла эта грустная история? (мальчик раззадорился, и его обида переросла в упрямство) - Как бы вы поступили на месте мальчика? Отца?
| Извлечение из предметного текста необходимой информации - П; - Использование знаково- символических средств (схем, чертежей и др.) -П; -осознанное и произвольное речевые высказывание – П; Построение логической цепи рассуждений и доказательств +КУУД 4 этапа. |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Формирование адекватной самооценки и самоконтроля. | Интериоризировать (т.е пропустить через себя и отдать как собственный опыт) учащимся новый способ действия и провести рефлексию(коллективно или индивидуально) достижения цели пробного учебного действия. | Творческое задание. - Как вы думаете, у этой истории мог бы быть другой конец? | - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью –К;
|
7.Включение в систему знаний и повторения | Включить новый способ действий в систему знаний при этом повторить и закрепить раннее изученные способы подготовки к изучению следующих разделов. | Стадия рефлексии. Приём «Синквейн». – Понравился вам рассказ? – Попробуем передать свои впечатления, сочиняя синквейн (вид творческого письма, нерифмованное стихотворение из пяти строк) Работа в группах.
Дети сочиняют синквейны и читают по желанию.
| Все познавательные УУД + контроль, коррекция, оценка –Р,+ КУУД 1-4 этапов + постановка вопросов К + все ЛУУД с 1по 4 этапы.
|
8.Рефлексия деятельности | Оценить учащимися собственную учебную деятельность , осознать методы построения и границы применения нового способа действий | (методика незаконченного предложения) - Какие чувства или мысли у вас возникли после чтения рассказа Л.Н.Толстого «Прыжок»? - Свой ответ вы можете начать со следующих слов … - Мне захотелось… - Я задумался… - Я понял (а)… - Я почувствовал (а)… - Я бы поставил (а)…
| Рефлексия способов и условий действий – П; -контроль и оценка способов своей деятельности -Р; -самооценка на основе критерий успешности-Л; - адекватное понимание успешности или неуспешности; -- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью –К; - планирование успешного сострудничества - К - следование моральным нормам и этическим требованиям - Л |