«Зимний фестиваль знаний 2025»

Технологическая карта урока Литературное чтение 3 класс В. П. Астафьев «Капалуха»

Тема урока: В. П. Астафьев «Капалуха»

Тип урока: усвоение новых знаний.

Цели урока: - познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.П.Астафьева;

- учить видеть и понимать поступки героев;

Задачи:

  1. Образовательная:
  • создать условия для формирования читательских умений и навыков (умения выразительно читать, анализировать текст художественного произведения).
  1. Развивающая:
  • способствовать развитию коммуникативных умений и навыков и творческих способностей через групповую и парную форму работы, в ходе анализа текста рассказа.
  1. Воспитывающая:
  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Технологическая карта урока

Литературное чтение 3 класс


Тема урока: В. П. Астафьев «Капалуха»

Тип урока: усвоение новых знаний.

Цели урока: - познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.П.Астафьева;

- учить видеть и понимать поступки героев;

Задачи:

  1. Образовательная:

  • создать условия для формирования читательских умений и навыков (умения выразительно читать, анализировать текст художественного произведения).

  1. Развивающая:

  • способствовать развитию коммуникативных умений и навыков и творческих способностей через групповую и парную форму работы, в ходе анализа текста рассказа.

  1. Воспитывающая:

  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Планируемые результаты обучения, в том числе формирование УУД:

Предметные: -прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, опорным словам и осознавать цель чтения; определять главную мысль и героев произведения; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста;

Метапредметные:

Познавательные УУД: формировать умения сравнивать, анализировать, обобщать учебный материал, прогнозировать, предугадывать содержание художественного текста; использовать знаково-символические средства; строить логическое рассуждение и речевое высказывание в устной форме, ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Регулятивныее УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

Личностные УУД: формировать мотивационную основу учебной деятельности, включающей учебно-познавательные и внешние мотивы; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности; стремиться к совершенствованию своих знаний; ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.


Этапы, методы и приёмы

Хро-номе-траж

Содержание. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.

Мотивационный


Словесн.: слово учителя







Практич.: хоровое чтение

речевая разминка







1 мин










3 мин

- Прозвенел звонок для нас!

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Мы легонечко вздохнем

Урок литературного чтения начнем!

Давайте, ребята, улыбнёмся друг другу, нашим гостям. Приятного вам учебного дня.


-Ребята, а чтобы хорошо работать на уроке, читать, мы проведём небольшую речевую разминку.

"Я сорвал цветок - и он завял.

Я поймал жука - и он умер у меня на ладони.

Я посадил птицу в клетку - и она погибла в неволе.

И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем". (А.Барто)

- Давайте прочитаем хором

- Ребята, что значит, по-вашему "прикоснуться к красоте сердцем"? (Радоваться всему живому, любоваться заходом и восходом солнца, улыбаться бабочкам, цветам, разговаривать с животными, знать, что это нужно беречь и любить).

Приветствовать учителя;


Настраиваться эмоционально на урок;





Читать хором;






Р: положительный настрой ребят на урок, создание благоприятной обстановки на уроке.






П: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах;

2.

Проверка домашнего задания


Словесн.: пересказ

5 мин








Учитель спрашивает учащихся пересказ по плану:

Б.С.Житков. «Про обезьянку»

План:

1.Знакомство с обезьянкой

2. Жизнь и проказы Яшки

3. Царь двора

4. Расставание





Пересказ произведения Б.С. Житкова «Про обезьянку» по плану



К: Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

3.

Постановка учебной задачи


2 мин

А сейчас я предлагаю вам разгадать слово. Для этого мы вместе составим цепочку букв.

1 буква – такая же, как удвоенная согласная в слове аккуратно (К)

2 буква – такая же, как безударная гласная в 1-ом слоге слова малина (А)


3 буква – в алфавите стоит раньше чем Р, но позже О (П)

4 буква – такая же, как вторая в этом слове (А)

5 буква – в алфавите предшествует букве М (Л)

6 буква – такая же, как гласная в слове пух (У)

7 буква – стоит в алфавите после буквы Ф (Х)

Добавьте последнюю букву, чтобы стало истинным утверждение:

В этом слове есть 3 одинаковые буквы (А)

- Прочитайте, что у нас получилось. (КАПАЛУХА)

- Это не просто слово – это название нашего сегодняшнего произведения.

- Вы уже догадались, что написал его Виктор Петрович Астафьев.

- На доске вы видите годы жизни писателя:

1 мая 1924 г - 29 ноября 2001г

- Давайте сформулируем тему нашего урока. (Виктор Петрович Астафьев «Капалуха»)

- Сформулируйте цели урока.

(собираем цветок)

- Сегодня мы с вами опять окунёмся в удивительный, полный тайн мир живой природы. Мы попадём в лес, а поможет нам в этом произведение Виктора Астафьева. Но чтобы лес открыл вам свои тайны, вы должны вести себя тихо, быть внимательными, уметь слушать и слышать. Соблюдая эти несложные правила, вы сможете много увидеть и узнать.




Просматривать видеофрагмент


Высказывать свои предположения


Понимать учебную задачу

Р: Формулировать учебную задачу урока, принимать её, сохранять на протяжении всего урока

3.

Решение частных задач.

Сл.: выступление ученика



























2мин


























- Родился В.П.Астафьев 1 мая 1924 года в селе Овсянка Красноярского края, село стоит на берегу Енисея.

Мальчиком Астафьев много времени проводил в лесу, на реке и навсегда полюбил их. В семь лет мальчик потерял мать. Заступницей и кормилицей мальчика становится его бабушка Екатерина Петровна. Так сложились обстоятельства, что детство и юность писателя прошли за Полярным кругом - в детском доме посёлка Игарка.

Учитель школы-интерната сибирский поэт Игнатий Рождественский заметил в Викторе склонность к литературе и развивает её. Сочинение о любимом озере, напечатанное в школьном журнале, развернётся позднее в рассказ "Васюткино озеро".

После школы Астафьев учился в железнодорожной школе, работал составителем поездов.

Осенью 1942 года - в 18 лет - ушёл на фронт добровольцем. На войне был тяжело ранен. Фронтовая биография писателя отмечена орденами и медалями.

После войны Виктор Петрович работал слесарем, грузчиком, плотником. В 1959 году поступил на Высшие литературные курсы.

Виктор Астафьев писал о том, что отлично знал. Именно поэтому произведения его по-настоящему правдивы и достоверны. Он писал об Урале, Сибири, их природе, о людях. У него внимательный и зоркий глаз, отзывчивое сердце.

- Большинство произведений посвящено отношениям между человеком и природой.


Подготовленный ученик выступает


























Р: Читать в соответствии с целью чтения:

выразительно;


К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами;



Р: саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии.














Физминутка








2мин





-Ребята, а сейчас давайте перед тем, как приступить к чтению немного разомнемся.


-



Встают и выполняют упражнения


Л:-общие правила, снятие мышечного и эмоционального напряжения








Практич.: чтение учителем






















Словарная работа.










Практич.: чтение по цепочке








Словесн: ответы на вопросы;




Прочитайте название рассказа. («Капалуха»)

- Можно ли по названию рассказа предположить о ком или о чём пойдёт речь? (Нет).

- Почему? (Непонятно слово).

- Капалуха - так сибирские охотники называют глухарку.

Сообщение о глухаре:

Глухарь – это большая чёрная птица, краснобровая и бородатая. Самка меньше самца. Живут в сосновых лесах. Весной самка откладывает от 4 до 15 яиц. Глухарят за собой водит мать. Зимой птицы кормятся хвоей сосен, пихт, кедров. Ночуют в снегу. Часто гибнут под ледяной коркой. Этих птиц осталось мало на Земле. Их надо беречь и охранять.

Большую часть года глухари ведут наземно-древесный образ жизни, т.к. кормятся на деревьях и только в период гнездования становится полностью наземной птицей. Насиживает глухарка яйца 24 дня, придерживаясь строгого распорядка: отлучается от гнезда в сутки три раза - ранним утром, днём и вечером. К концу насиживания привязанность её к гнезду возрастает, вылупившиеся птенцы едва обсохнув, свободно могут следовать за матерью.


- Посмотрите на картину. Что такое тайга? (трудно проходимый лес)



В тексте встретятся трудные слова. Научимся читать и понимать их.


  • - Предварительно узнаем лексическое значение трудных слов, используя презентацию и толковый словарь.

Читаем хором.

Тайга – трудно проходимый лес Просека – очищенное от деревьев место Пастьба – место, где пасут скот Валежник – сухие сучья, деревья Папоротник – растения с крупными листьями Черничник – заросли черники Покоробленные – кривые Редколапых Пошевеливали Зарождающимися

Напружены – напряжены Альпийским – высокогорные

- Я начну читать рассказ, вы продолжаете.

- Работа над текстом по плану:

1У черничного бугорка на просеке.

2Гнездо! Гнездо!

3Тревога капалухи.

4(Снова в гнезде)


Вопросы по тексту рассказа

- Где происходило действие?

- Что делали дети в тайге?

- Где поднялся шум?

- Почему сердце автора забилось от испуга?

- Как выглядело гнездо?

- Почему дети не взяли яйца?

- Какой матерью была капалуха?

- Кого она вам напоминает? Почему?

- Что испытала птица?

- Как об этом сказал автор?

- Что испытывали ребята?

- А глухарка?

- Какие чувства испытали вы?

Работа с иллюстрацией.

- Расскажите, какой момент изображён?

- Какой жанр этого произведения?

- Тема?

- Главное действующее лицо этого произведения?

- Какая главная мысль?

- Какой вывод вы сделали для себя?

- Любовь к природе, животным облагораживает чувства человека. Как связать пословицу: “Добра мать до своих детей, а земля до всех людей” с содержанием текста?

- Главное назначение человека – творить добро. Беречь землю, всё живое на ней и тогда земля, природа будет добра к нам.





























Чтение и объяснение слов с помощью

толкового словаря и презентации.







П: -прогнозировать, предугадывать содержание художественного текста; строить речевое высказывание в устной форме

Л: ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;













П: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах - иллюстрация, текст












П: формировать умения анализировать, учебный материал

-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

К:оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь



Составление синквейна


















Составьте синквейн с помощью карточек –помощников. Работа в группах.


Имя сущ.

КАПАЛУХА

2 им. прилаг.


3 глагола


Предложение


Синоним к им. сущ.



Оцените работу смайликом.






Самостоятельная работа в группах.

Капалуха

Смелая, храбрая

Защищает, оберегает, хлопочет

Заботливая мама для своих детей.

МАМА

Оценка















Информация о домашнем задании



1 мин


Пересказ по плану с.98-100.


Записывать д/з

К:уметь оформлять свои мысли в устной форме


4.

Рефлексия. Подведение итогов

3 мин

Оцените свою работу на сегодняшнем уроке и выберите соответствующую надпись на слайде.

На сегодняшнем уроке я узнал …

На этом уроке я похвалил бы себя …

Мне понравились ответы таких ребят, как …

После урока мне захотелось

Подводить итог урока;


Анализировать свою деятельность на уроке

Р: понимание причин успеха в учёбе;

Р: осуществлять итоговый контроль по результату;







Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее