«Зимний фестиваль знаний 2025»

Технологическая карта урока химии в 8 классе по теме "Соли"

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Задачи урока:

Познавательные: способствовать формированию знаний о составе, классификации, номенклатуре и применении солей;

исследовать физические свойства предложенных солей;

Регулятивные: развивать способность учащихся работать с учебником, с дополнительными источниками информации;

выделять главное, делать выводы.

Коммуникативные: формировать умение работать в парах; оформлять отчет о проделанной работе и аргументировано его излагать, способствовать формированию умения давать самооценку.

Личностные: способствовать формированию у учащихся бережного отношения к своему здоровью, умения применять полученные знания в повседневной жизни.

Методы обучения: коммуникативный, исследовательский, частично-поисковый, словесный, наглядный,

репродуктивный, метод самооценки и контроля.

Олимпиады: Химия 7 - 11 классы

Содержимое разработки

Технологическая карта

Предмет: химия

Класс: 8 класс

Автор учебника: О.С.Габриелян

Тема урока: «Соли»

Учитель:

Дидактическая цель: создание условий для формирования знаний учащихся о составе, классификации, номенклатуре и применении солей.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Задачи урока:

Познавательные: способствовать формированию знаний о составе, классификации, номенклатуре и применении солей;

исследовать физические свойства предложенных солей;

Регулятивные: развивать способность учащихся работать с учебником, с дополнительными источниками информации;

выделять главное, делать выводы.

Коммуникативные: формировать умение работать в парах; оформлять отчет о проделанной работе и аргументировано его излагать, способствовать формированию умения давать самооценку.

Личностные: способствовать формированию у учащихся бережного отношения к своему здоровью, умения применять полученные знания в повседневной жизни.

Методы обучения: коммуникативный, исследовательский, частично-поисковый, словесный, наглядный,

репродуктивный, метод самооценки и контроля.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная.

Средства:

1. Учебник, презентация, компьютер, проектор;

2. Лабораторное оборудование: наборы солей, химические стаканы, колбы с водой, стеклянные палочки, измерительные цилиндры;

3. Раздаточный материал.








Ход урока:


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задание для учащихся

Результат

Этап 1. Организационный

Слайд 1

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Светлана Валерьевна. Урок химии в вашем классе сегодня проведу я. Надеюсь на плодотворное сотрудничество.

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

Приветствие

Личностные

Психологический, эмоциональный настрой на работу


Этап 2. Актуализация субъектного опыта


- Ребята, достаньте цветные карточки из пластиковых уголков.

Девиз нашего урока «Химию надо знать, ведь прожить без неё нельзя».

Поднимите зеленые карточки те, кто согласен с девизом, а красные – кто не согласен.

Спасибо! Посмотрим, изменится ли ваше мнение к концу урока.

Положите карточки на стол. Они нам ещё понадобятся.


Достают цветные карточки.





Высказывают свои мнения.



Поднимают карточки.




Достать цветные карточки.

Высказать свое мнение.

Поднять карточки выбора ответа.

Регулятивные Прогноз результата учебной деятельности








Слайд 2








А сейчас возьмите со стола белый конверт, откройте его. Достаньте карточки с формулами веществ, сравните их состав и распределите по группам.

Одну пару учеников приглашаю поработать у доски.


Работают в парах над заданием по классификации веществ.

Одна пара учащихся выходит к доске. Объясняют, как распределили вещества.


Выполнить задание по классификации веществ. Определить классы соединений. Предположить новый класс веществ.



Предметные: формирование знаний учащихся о классификации веществ, номенклатуре и применении солей.



Слайд 3



Слайд 4

По какому принципу вы распределяли вещества? Сравним результаты.



Переходим к слайду. Поднимите зеленую карточку, если ваш результат совпадает, красную - если вы допустили ошибки.

Спасибо! Положите карточки на край стола

Группируют на простые и сложные. Сложные группируют по классам: оксиды, основания, кислоты. Вспоминают уже знакомые им классы соединений.

Предположения учащихся о предложенных веществах.

Сравнивают результаты.

Поднимают карточки.

Сравнить результаты, выполнить самооценку.

Личностные: самооценка результата работы.







Этап 3. Этап изучения новых знаний и способов деятельности









Что за неизвестная группа веществ вы узнаете, отгадав загадку.



Отгадывают загадки:

1) Белый камень из горы всегда стоит на столе, кто его не ест, тот вкуса не знает.

2) Отдельно я не так вкусна, но в пище - каждому нужна.

3) Меня одну не едят, а без меня мало едят.


Отгадать загадки.

Познавательные

Поиск и выделение необходимой информации, анализ объектов с целью выделения признаков.



Слайд 5





Следовательно, какой будет тема урока?

А сейчас откройте тетради и запишите число и тему нашего урока.






Отвечают: «Соли».

Открывают тетради и записывают число и тему урока.

Определить тему урока. Записать тему урока в тетради.

Регулятивные:

Определение темы.

Слайд 6

Посмотрите на слайд и на стол. Где мы можем встретить или применить эти вещества и предметы?

Отвечают: в быту, в повседневной жизни, в медицине, хозяйственной деятельности.

Определить сходство веществ и предметов.

Коммуникативные: умение точно выражать свои мысли.

Познавательные:

Анализ объектов с целью выделения признаков.

Слайд 7

-Все это соли. Как вы думаете, что мы сегодня должны узнать о солях?


-Совершенно верно. Это и будет целью нашего урока.




В конце показываю поваренную соль. Спрашиваю, где применяем.

Дети составляют (предполагают) план изучения солей. (Должны давать полные ответы: «Сегодня на уроке мы должны узнать…»). Ответы детей.


Высказывают свое мнение.

Определить цели урока.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

Предметные:

Целеполагание.

ВИДЕО-

ФРАГМЕНТ

-Ребята, про соль часто говорят: «Соль – это яд». Правда это или нет, узнаем из видеофрагмента.

Просматривают видеофрагмент.

Просмотреть видеофрагмент.

Познавательные: постановка проблемы.

Слайд 8

Прав ли был царь, узнаем в конце урока.

Продолжаем изучение новой темы.

Посмотрите внимательно на слайд.

Смотрят на слайд, на котором представлены формулы солей из первого задания.

Найти отличие в слайдах. Определить состав соли. Дать определение классу «Соли».

Познавательные:

Логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

Слайд 9

Что изменилось?

Отмечают, что изменился цвет. Синим отмечены атомы металлов, а красным – остатки кислот.

Дают определение.

Прочитать определение класса «Соли». Сравнить с самостоятельно выведенным определением.

Регулятивные: Контроль (сличение способа действия и его результата).

Слайд 10


щелчок

Ребята, а сейчас мы можем дать определение классу соли.

Откройте учебник на с.107, §21. Сравните данное нами определение с тем, которое дано в учебнике. Запишите его в тетрадь.

Отвечают, что соли – сложные вещества, состоящие из атомов металлов и кислотных остатков.

Работают в тетрадях.

Записывают определение.

Определить изменения на слайде. Сделать вывод о составе солей. Запись определения в тетрадь.

Познавательные. Общеучебные. Построение высказывания, определения.

Слайд 11

Номенклатура или названия солей состоят из двух слов (на слайде). Откройте учебник на с.109 таблица 5. Первая кислота – азотистая. Кислотный остаток – нитрит. Соответственно называются соли – нитриты. Прочитаем правильно формулы и названия: 2 примера хором, 1 пример - первый вариант – второму, ещё один пример – второй вариант – первому.

А что такое классификация?

Как можно классифицировать соли?

Вы уже знакомы с таблицей растворимости. Откройте её. Определите по таблице растворимость соли NaCl, BaSO4, CaSO4.


Открыли учебник. На с.109, таблица 5. Читают хором названия кислот, кислотных остатков и солей (по вариантам).










Определяют растворимость солей по таблице.

Прочитать по таблице названия кислот, кислотных остатков и солей (коллективно, хором, по вариантам).










Определить растворимость солей по таблице растворимости.

Познавательные: работа по таблице растворимости.








Знаково-символические: работа по таблице.

Коммуникативные: умение сотрудничать в паре.

Слайд 12

Предлагаю провести исследование растворимости некоторых солей. Для его проведения вам нужно быть очень внимательными. Посмотрите на слайд. Запомните, что изображено на нем.

Выполняют задание.

Определить изменения на слайде, найти отличия.

Познавательные: логические, анализ объектов с целью выделения признаков.

Слайд 13

А на следующем слайде найдите отличия.

-Замечательно! Чем больше отличий вы нашли, тем лучше у вас развита образная память!

- А сейчас достаньте инструктивные карты из пластиковых конвертов.

- Необходимо вспомнить правила ТБ.

Выполняют задание.

Определить изменения на слайде, найти отличия.

Познавательные: логические, анализ объектов с целью выделения признаков.

Слайд 14

Приступаем к выполнению работы. В конце – сделайте вывод.

Достали инструктивные карты из пластиковых конвертов.

Называют правила ТБ. Класс выполняет практическую работу, делает вывод о растворимости представленных солей по инструктивной карте «Физические свойства солей».

Результаты работы заносят в таблицу.

Делают вывод о свойствах солей.

Вспомнить-назвать правила ТБ.

Выполнить практическую работу по инструктивной карте «Физические свойства солей». Сделать вывод о растворимости солей. Самопроверка с использованием сигнальных карточек.

Регулятивные: планирование, контроль, оценка своих действий.

Предметные: формирование знаний о растворимости солей, проведение практической работы, описание результатов.

Слайд 15

Проверим результаты, которые у вас получились. Если вещество растворимое - поднимите красную карточку, если нет - зеленую.

Проверяют результаты. Если вещество растворимое - поднимают красную карточку, если нет - зеленую.


Самопроверка с использованием сигнальных карточек.

Регулятивные: планирование, контроль, оценка своих действий.

Слайд 16

Оцените работу соседа и поставьте отметку в соответствии с критериями, представленными на слайде.

Оценивают работу соседа и ставят отметку в соответствии с критериями на слайде.

Взаимопроверка и оценка.

Коммуникативные: умение сотрудничать в паре.

Слайд 17

Предлагаю разноуровневые домашние задания по выбору:

1 уровень: §21, упр.3, выучить названия кислотных остатков по таблиуе 5 на с.109.

2 уровень: используя дополнительные источники информации. Ответьте на вопрос о вреде и пользе поваренной соли для организма человека.

Записывают домашнее задание в дневники.

Записать домашнее задание.

Регулятивные: выделение усвоенного и того, что подлежит самостоятельному усвоению.

Слайд 18

- Ребята, соли называют по их кислотному остатку.

Запомнить это помогает рифмовка.

Читаем хором:

Хлориды и нитраты,

Сульфаты, карбонаты

Я без труда и боли

Объединю в класс… СОЛИ!

Читают хором.

Прочитать и закончить рифмовку.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения общего признака.

Этап 4. Подведение итогов занятия.

ВИДЕО-ФРАГМЕНТ

Вспомните фрагмент и скажите, прав ли был царь, когда выгнал дочь? Досмотрите фрагмент внимательно и будьте готовы ответить на вопросы по его содержанию.

А сейчас прошу вас ответить на вопросы. Если вы отвечаете – да, хлопните в ладоши, если – нет, топните ногами.

1. Человек не может прожить без соли.

2. Бессолевая диета не вредит здоровью.

3. Без соли невозможен обмен веществ.

4. Без соли человек может прожить больше 11 суток.

5. В сутки человек должен съедать примерно 6г соли.

6. 1. Соли – это сложные вещество, которые состоят из ионов металлов и кислотных остатков.


Ответы учащихся.










Хлопают.


Топают.


Хлопают.


Топают.


Хлопают.


Хлопают.

Просмотреть видеофрагмент и ответить на вопросы по содержанию в игровой форме. Оценить в игровой форме результат работы на уроке.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, анализ объектов с целью выделения признаков.

Регулятивные: Контроль, определение верности результата учебной деятельности.

Слайд 19

7. Химию надо знать, ведь без неё нельзя прожить.

Урок окончен.

Хлопают.




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее