«Зимний фестиваль знаний 2025»

Технологическая карта урока химии Обобщение и повторение материала по теме"Периодический закон и периодическая система Д.И.Менделеева. Строение атома, виды химической связи. ОВР"

Цель урока: - обобщение и систематизация знаний обучающихся по периодическому закону и периодической системе, важнейших закономерностях заложенных в периодической системе; знаний о строении атома и вещества.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: систематизировать знания и умения обучающихся раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева; объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в периодической системе Д.И. Менделеева; объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; объяснять причины образования химической связи и знать ее виды, знать овр и процессы окисления и восстановления, уметь определять окислитель и восстановитель

Метапредметные: развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, умения оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности учащихся к самообразованию на основе мотивации к обучению; формирование коммуникативной компетентности в образовательной деятельности.

Основные понятия, изучаемые на уроке: строение атома, электронная формула, химическая связь, окислительно- восстановительные реакции.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.

Олимпиады: Химия 7 - 11 классы

Содержимое разработки

8 класс

Тема урока: Обобщение и повторение материала по теме: «Периодический закон и периодическая система Д.И.Менделеева. Строение атома. Виды химической связи. ОВР»

Цель урока: - обобщение и систематизация знаний обучающихся по периодическому закону и периодической системе, важнейших закономерностях заложенных в периодической системе; знаний о строении атома и вещества.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: систематизировать знания и умения обучающихся раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева; объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в периодической системе Д.И. Менделеева; объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; объяснять причины образования химической связи и знать ее виды, знать овр и процессы окисления и восстановления, уметь определять окислитель и восстановитель

Метапредметные: развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, умения оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.

Личностные:  формирование ответственного отношения к учению, готовности учащихся к самообразованию на основе мотивации к обучению; формирование коммуникативной компетентности в образовательной деятельности.

Основные понятия, изучаемые на уроке: строение атома, электронная формула, химическая связь, окислительно- восстановительные реакции.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.

Методы и формы обучения: методы: словесно-наглядно-практические; формы: фронтальный опрос (блиц-опрос), тестирование, работа в группах, решение проблемных вопросов.

Оборудование: периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, таблица растворимости, электрохимический ряд напряжений металлов

Структура урока:

  1. Организационный момент.

  2. Постановка целей урока.

  3. Систематизация и обобщение знаний:

– блиц-опрос,

– работа в группах.

  1. Взаимоконтроль (тестирование).

  2. Закрепление знаний, умений и навыков.

  3. Домашнее задание.

  4. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Ход урока

I. Организация класса

II. Постановка целей урока

III. Обобщение и систематизация знаний

а) Блиц – опрос

1. Сформулируйте Периодический закон, данный Д.И.Менделеевым.

2. Какую характеристику химических элементов взял Д.И.Менделеев за основу их классификации?

3. Какие ряды химических элементов называют периодами?

4. Какие бывают периоды?

5. В чем физический смысл номера периода?

6. Какие ряды химических элементов называют группой? Группы делятся на …

7. Какие подгруппы называются главными, побочными?

8. Дайте определение атома.

9. Какие элементарные частицы входят в состав атома? Какой они имеют заряд?

10. Что такое изотопы? Назовите изотопы водорода.

11. Дайте современную формулировку периодического закона.

12. Что лежит в основе периодичности свойств химических элементов с современной точки зрения?

13. В чем физический смысл порядкового номера?

14. Элементы, каких семейств относятся к главным подгруппам?

15. Элементы, каких семейств относятся к побочным подгруппам?

16. Как изменяются свойства химических элементов в группах?

17. В чем физический смысл номера группы?


б) Работа в группах

Учитель: Ребята, работая в группах вам необходимо:

  1. дать характеристику элементов III периода натрия и серы по их положению в периодической системе химических элементов согласно плану характеристики элемента;

  2. Ответить на вопрос: В чем философское значение периодического закона Д.И.Менделеева?

Группа 1.

Дайте характеристику элемента №11 по его положению в периодической системе химических элементов и строению атома (по плану: пункты I, II, III)

Группа 2.

Дайте характеристику элемента №11 по его положению в периодической системе химических элементов и строению атома (по плану: пункты IV. V)

Группа 3.

Дайте характеристику элемента №11 по его положению в периодической системе химических элементов и строению атома (по плану: пункты VI, VII)

Группа 4.

Дайте характеристику элемента №16 по его положению в периодической системе химических элементов и строению атома (по плану: пункты I, II, III)

Группа 5.

Дайте характеристику элемента №16 по его положению в периодической системе химических элементов и строению атома (по плану: пункты IV, V)

Группа 6.

Дайте характеристику элемента №16 по его положению в периодической системе химических элементов и строению атома (по плану: пункты VI, VII)


Задание1. Элемент находится в III периоде в III группе побочной подгруппе. Определите элемент. Составьте формулу его оксида и гидроксида. С


Сделайте вывод: 1) Как по положению в периодической системе изменяется:

а) строение атомов описанных элементов;

б) физические и химические свойства описанных элементов;

в) какова взаимосвязь между строением атомов и их свойствами?

2) Как эти изменения связать с философским значением периодического закона Д.И.Менделеева? (Периодический закон -- яркое проявление действия общих законов природы (диалектики), в частности закона перехода количества в качество)

5. Взаимоконтроль (тестирование)

I вариант

  1. В каком ряду химические элементы расположены в порядке возрастания их атомных радиусов?

1) N, B, C 3) Na, Mg, K

2) N, P, As 4) B, Si, N

  1. Неметаллические свойства у азота выражены сильнее, чем у

1) углерода 3) фтора

2) кислорода 4) хлора

  1. В каком ряду химические элементы расположены в порядке увеличения числа валентных электронов?

1) BeBC 3) SPC

2) NPLi 4) CSiGe

  1. В каком ряду химические элементы расположены в порядке усиления металлических свойств?

1) Na → Mg → Al 3) Ca → Mg → Be

2) K → Na → Li 4) Al → Mg → Na

  1. Свойства оксидов в ряду Al2O3SiO2SO3 изменяются от

1) амфотерным к кислотным 3) амфотерным к основным

2) основных к кислотным 4) кислотных к основным

  1. Какую электронную конфигурацию имеет атом наиболее активного металла?

1) …3s23p1 3) …4s1

2) …3s1 4) …3s23p2

  1. Ряд чисел 2, 8, 3 соответствует распределение электронов по электронным слоям атома

1) магния 3) кремния

2) алюминия 4) фосфора

II вариант

  1. В каком ряду химические элементы расположены в порядке увеличения зарядов ядер атомов?

1) N, B, C 3) Br, Cl, F

2) O, Se, S 4) Be, Mg, Ca

  1. У какого элемента наиболее выражены металлические свойства?

1) лития 3) натрия

2) железа 4) магния

  1. В каком ряду уменьшается число валентных электронов?

1) Li, Na, K 3) Br, S, Si

2) Al, S, Cl 4) N, O, Br

  1. В каком ряду химические элементы расположены в порядке усиления неметаллических свойств?

1) P → S → Cl 3) O → S → Se

2) N → P → As 4) S → P → Si

  1. В ряду оксидов MgOAl2O3SiO2 свойства изменяются от

1) кислотных к амфотерным 3) основных к кислотным

2) амфотерных к основным 4) кислотных к основным

  1. Химическому элементу соответствует высший оксид состава RO. Электронная конфигурация внешнего энергетического уровня атома этого элемента

1) ns2np1 3) ns2np3

2) ns2 4) ns2np2

  1. Ряд чисел 2, 8, 6 соответствует распределение электронов по электронным слоям атома

1) серы 3) кислорода

2) углерода 4) хлора


IV. Закрепление знаний, умений и навыков:

. Какой тип хим связи и кристаллической решётки образуют следующие вещества:

а) KCl; б) O2.

  1. 6. Укажите степень окисления в соединениях Cl2O, Mn2O7, P2O5, CaO, Na2O

3) Окисление и восстановление

+ 2e = , процесс присоединения элементов, называется восстановлением, элемент принимающий электроны –окислителем ( запись в тетради)

– 3e = , процесс отдачи электронов называется окислением, элемент, отдающий электроны восстановителем.


4) Метод электронного баланса.

Al + =

– 3e = , восстановитель, процесс окисления.

+ 4e = 2 , окислитель, процесс восстановления

(УЭ 5) Взаимодействие меди с концентрированной азотной кислотой.

Cu + =Cu + N + О

– 2e =

+ 1e =

Самостоятельно найдите окислитель и восстановитель.


Выполнение упражнений по алгоритму на составление уравнений окислительно – восстановительных реакций. ( индивидуальные задания на карточках)

Любой исследователь должен иметь прочные знания.

(Взаимопроверка и самопроверка)

Карточка № 1. Mg + = MgO

Карточка №2. S + = S

Карточка №3. Na + O = NaOH +

Запишите уравнение и электронный баланс.

V. Домашнее задание: Повторить параграфы §49 - §53.Подготовка к контрольной работе

VI. Подведение итогов урока. Рефлексия.

1)  Тема урока вызвала интерес.

2) Углубил (а) знания по теме, могу применить их на практике.

3) Я с удовольствием работал (а).

4) На все вопросы, возникающие в ходе урока, я получил (а) ответы.

5) Эта тема для меня трудная.





План характеристики


I. Название элемента, его символ, Ar.


II. Положение в периодической системе:

  1. порядковый номер;

  2. номер периода;

  3. номер группы, подгруппа.


III. Строение атома:

  1. заряд ядра;

  2. количество протонов, электронов, нейтронов;

  3. электронная формула, ячейковая структура внешнего уровня;

  4. количество электронных уровней;

  5. количество электронов на внешнем уровне, сколько электронов не хватает до завершения внешнего уровня.


Задание 2.

Дать характеристику элемента №16 по его положению в периодической системе химических элементов и строению атома (по плану: пункт IV)

План характеристики

IV. Металл или неметалл:

1) свойства простого вещества:

для металлов

для неметаллов

а) с кислородом;

б) с неметаллами;

в) с кислотой

а) с кислородом;

б) с металлами;

в) с водородом


Задание 3.

Дать характеристику элемента №16 по его положению в периодической системе химических элементов и строению атома (по плану: пункт V)

План характеристики

V. Высший оксид:

  1. формула, место в классификации (характер);


  1. свойства:

для основных

для амфотерных

для кислотных

а) с водой;

б) с кислотными оксидами;

в) с кислотами;

а) с кислотами;

б) со щелочами;

а) с водой;

б) с основными оксидами;

в) со щелочами;








6


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее