Технологическая карта урока
Класс: 6
Урок 1. Вводный инструктаж по ТБ. Компьютер – универсальное устройство обработки данных. Техника безопасности и правила работы на компьютере
Цели урока:
- сформировать представление о компьютере, как универсальном устройстве для обработки данных;
Задачи:
- развитие любознательности и склонности к исследованию;
- формирование бережного отношения к технике4
- учить отбирать нужную информацию;
- формировать умение работать в группах и индивидуально;
- развивать навыки слепой печати с помощью клавиатурного тренажера.
| Этапы урока | Материал ведения урока | УУД на этапах урока |
1 | Организационный момент | Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей. В этом учебном году нам предстоит познакомиться с основами древней науки – логики, немножко почувствовать себя программистами и узнать, что такое алгоритм и исполнитель. Но сначала давайте познакомимся с нашим другом и помощником - учебником. В нем имеются условные обозначения, к каждому параграфу составлены вопросы и задания. В конце учебника содержатся задания для компьютерного практикума. | Личностные УУД: - формирование навыков самоорганизации - воспитание требований безопасности |
2 | Формулирование темы и целей урока. | Для информатики компьютер – это не только инструмент для работы с информацией, но и объект для изучения. Вы узнаете, как компьютер устроен, какую работу можно выполнять с его помощью, узнаем, каким образом информация попадает в компьютер и какие устройства помогают в этом. Но для этого, ребята, давайте вспомним правила поведения в компьютерном классе | Регулятивные УУД: - умение ставить учебную задачу Познавательные УУД: - умение кратко формулировать мысль |
3 | Инструктаж ТБ | Ребята, а все ли помнят, как правильно вести себя в кабинете информатики? Давайте посмотрим, как знают эти правила по технике безопасности другие ученики, о которых говорится в заданиях. (Слайд № 2). Карточка 1 По звонку Андрей вбежал в класс, расталкивая товарищей, занял свободное место, вынул из кармана куртки тетрадь, открыл ее и потянулся рукой к переключателю компьютера. Но его остановил голос учителя. Какие ошибки по ТБ допустил Андрей? Учитель: Ребята, кто мне сможет ответить какие же ошибки по ТБ, допустил Андрей? (В класс нужно войти спокойно, никого не толкая и не задевая, занять своё рабочее место, одежду оставить в раздевалке, не включать и не выключать компьютер без разрешения учителя). Учитель: Хорошо, вы правильно нашли ошибки по ТБ, которые допустил Андрей. А теперь карточка вторая (Слайд № 3). Карточка 2 После 4 часов работы на компьютере Лена почувствовала шум в ушах, давление в лобной кости, боль в глазах. Отчего могло такое случиться? (За компьютером можно работать 30-40 минут. При напряжённой длительной работе глаза переутомляются, поэтому каждые 5 минут надо отрывать взгляд от экрана и смотреть на что-нибудь, находящееся вдали). Учитель: Молодцы! А теперь карточка третья (Слайд № 4). Карточка 3 Во время урока Федя Кряков шепотом спросил соседа по парте: “Хочешь семечек?” “Давай!”-ответил тот. Часть семечек просыпалась на пол, и Федя полез под стол доставать их. При этом уму очень мешали провода от компьютера так, что их пришлось несколько раз перекладывать с места на место. Учитель сделал Крякову замечание. Чтобы показать, что он не бездельничает, Федя стал быстро стучать по клавиатуре, нажимая разные клавиши. Какие правила поведения в кабине информатики нарушил Федя? Учитель: Ребята, кто мне сможет ответить, какие же правила поведения в кабине информатики нарушил Федя? (Нельзя ничего кушать в кабинете информатики, это запрещено, т.к. крошки от еды могут засорить клавиатуру и другие устройства компьютера. Нельзя разговаривать с соседом по парте, можешь прослушать самое главное и важное, что говорит учитель. Нельзя трогать соединительные провода т.к. они обладают магнитными полями, что может создать угрозу жизни и здоровью детей. Нельзя стучать по клавиатуре, нажимая разные клавиши. Движения пальцев должны быть лёгкими, короткими и отрывистыми). Учитель: Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием! А сейчас давайте сделаем вывод, как правильно надо вести себя в компьютерном классе и как соблюдать меры предосторожности за компьютером, что бы не нанести вред себе и окружающим. Вы хорошо знаете правила поведения в кабинете информатики, технику безопасности и организации рабочего места. Теперь вы можете, ребята, работать в компьютерном классе. Слайд 5 |
|
4 | Объяснение новой темы через исследовательскую деятельность. | В любой деятельности человек всегда придумывал и создавал самые разнообразные средства, приспособления и орудия труда. (Слайд № 6). Все это облегчало труд, делало его производительнее, расширяло возможности людей. По мере того как развивалось человечество, рос и поток информации. С давних времён люди стремились зафиксировать наиболее важную информацию на каких-либо устройствах, с помощью которых эту информацию можно было бы хранить и передавать. Так люди придумали абак, его сменили счёты, а счёты – арифмометр, арифмометр – машина Бэббиджа, машину Бэббиджа – первая ЭВМ (1946 г). И вот поток информации вырос такой, что с ним может справиться только компьютер - универсальная машина для работы с информацией. Компьютеры совершили революцию в нашей жизни. Они изменили стиль работы, образования, торговли и развлечения людей. Что же такое компьютер? (Слайд 7). Историческая справка. Слово «компьютер» в переводе с английского языка означает «вычислитель». Пока не был изобретён компьютер, сложные расчёты выполняли большие коллективы людей. Отнимало это очень много времени и сил. Позднее были изобретены механические приборы, ускоряющие процесс вычислений. Один из таких приборов – арифмометр. С помощью сложной системы рычажков и зубчатых колёс эти арифмометры позволяли вычитать, умножать и делить числа. Но всё равно вычислительная работа отнимала много времени и сил. Поэтому первые электронно-вычислительные машины (ЭВМ) были предназначены именно для сложнейших арифметических расчётов. И их стали называть компьютерами. Современные компьютеры могут за одну секунду выполнить сотни миллионов арифметических операций. Учитель: Ребята, а знаете ли Вы, кто и где применяет компьютер? (Слайд № 8). (Ученики - в школе пишут доклады, осуществляют поиск информации в Интернете….. Студенты – пишут курсовые и дипломные работы,…Учителя - показывают нам уроки, презентации,…….. Библиотекари - вносят книжные издания в списки,…. Инженеры - создают проекты зданий,… Художники - рисуют картины,… Врачи - проводят обследования больных при помощи компьютера,… Музыканты - набирают ноты, сочиняют музыку,…. Модельеры - делают эскизы одежды,…… Учёные - составляют прогноз погоды,….) И многие, многие другие Учитель: Молодцы, ребята! Вы хорошо знаете, кто применяет компьютер, и это далеко не полный список профессий. А знаете ли вы Что можно делать с помощью компьютера? (Слайд № 9). (Рисовать. Изучать предметы и языки. Общаться по Интернету. Создавать сайты и презентации. Читать книги, журналы. Смотреть фотографии, фильмы. Слушать музыку. Записывать диски. Играть в игры. Создавать мультфильмы и кино) И многое, многое другое Вы хорошо знаете, что можно делать с помощью компьютера, и это далеко не полный список занятий. Запишем в тетрадь: Универсальный - значит пригодный для многих целей, с разнообразным назначением, выполняющий разнообразные функции. Обработка данных осуществляется на компьютере при помощи программ. | Коммуникативные УУД: - умение слушать и понимать других Познавательные УУД: - развитие речи, - умение обрабатывать информацию - развитие навыков исследования
Регулятивные УУД: - умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему.
Познавательные УУД: - развитие читательских навыков, умения поиска нужной информации в тексте, выборочно передавать содержание текста; - умение кратко формулировать мысль - умение обрабатывать информацию и делать вывод; - развитие навыков исследования, закрепление навыков групповой работы, Коммуникативные УУД: - формирование владения монологической и диалогической формами речи с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка |
5 | Физминутка |
| Личностные УУД: - формирование здорового образа жизни |
6 | Закрепление | Ну что, ребята, теперь, надеюсь, вы понимаете, что компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Что означает слово «универсальность»? Почему компьютер является универсальной машиной для работы с информацией? Какие действия с информацией может выполнять компьютер? (хранить, обрабатывать, передавать). Кто использует компьютер в своей профессиональной деятельности? (врачи, банковские работники, дизайнеры, бухгалтеры и т.д.) Приведите примеры использования компьютера в вашей жизни. | Регулятивные УУД: - формирование навыков работы с ПК Коммуникативные УУД: - умение работать в группах |
7 | Практическая работа | Работа на клавиатурном тренажёре в режиме «Практика со словами» |
|
8 | Итоги урока, рефлексия | Итак, ребята я хочу вас спросить, чем мы сегодня на уроке занимались? Какие действия можно производить с информацией? Сегодня на уроке мы актуализировали знаний о компьютере – универсальной машине для работы с информацией. Информацию можно обрабатывать, хранить и передавать. | Личностные УУД: - развитие самооценки |
9 | Запись домашнего задания. | Запись домашнего задания «Конспект, повторение» |
|