«Осенний фестиваль знаний 2024»

Технологическая карта урока информатики в 6 классе по теме "Компьютер – универсальное устройство обработки данных"

Цели урока:

- сформировать представление о компьютере, как универсальном устройстве для обработки данных;

Задачи:

- развитие любознательности и склонности к исследованию;

- формирование бережного отношения к технике4

- учить отбирать нужную информацию;

- формировать умение работать в группах и индивидуально;

- развивать навыки слепой печати с помощью клавиатурного тренажера.

Олимпиады: Информатика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Технологическая карта урока

Класс: 6

Урок 1. Вводный инструктаж по ТБ. Компьютер – универсальное устройство обработки данных. Техника безопасности и правила работы на компьютере

Цели урока:

- сформировать представление о компьютере, как универсальном устройстве для обработки данных;

Задачи:

- развитие любознательности и склонности к исследованию;

- формирование бережного отношения к технике4

- учить отбирать нужную информацию;

- формировать умение работать в группах и индивидуально;

- развивать навыки слепой печати с помощью клавиатурного тренажера.


Этапы урока

Материал ведения урока

УУД на этапах урока

1

Организационный момент

Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.

В этом учебном году нам предстоит познакомиться с основами древней науки – логики, немножко почувствовать себя программистами и узнать, что такое алгоритм и исполнитель. Но сначала давайте познакомимся с нашим другом и помощником - учебником. В нем имеются условные обозначения, к каждому параграфу составлены вопросы и задания. В конце учебника содержатся задания для компьютерного практикума.

Личностные УУД:

- формирование навыков самоорганизации

- воспитание требований безопасности

2

Формулирование темы и целей урока.

Для информатики компьютер – это не только инструмент для работы с информацией, но и объект для изучения. Вы узнаете, как компьютер устроен, какую работу можно выполнять с его помощью, узнаем, каким образом информация попадает в компьютер и какие устройства помогают в этом. Но для этого, ребята, давайте вспомним правила поведения в компьютерном классе

Регулятивные УУД:

- умение ставить учебную задачу

Познавательные УУД:

- умение кратко формулировать мысль

3

Инструктаж ТБ

Ребята, а все ли помнят, как правильно вести себя в кабинете информатики? Давайте посмотрим, как знают эти правила по технике безопасности другие ученики, о которых говорится в заданиях. (Слайд № 2).

Карточка 1

По звонку Андрей вбежал в класс, расталкивая товарищей, занял свободное место, вынул из кармана куртки тетрадь, открыл ее и потянулся рукой к переключателю компьютера. Но его остановил голос учителя. Какие ошибки по ТБ допустил Андрей?

Учитель: Ребята, кто мне сможет ответить какие же ошибки по ТБ, допустил Андрей? (В класс нужно войти спокойно, никого не толкая и не задевая, занять своё рабочее место, одежду оставить в раздевалке, не включать и не выключать компьютер без разрешения учителя).

Учитель: Хорошо, вы правильно нашли ошибки по ТБ, которые допустил Андрей. А теперь карточка вторая (Слайд № 3).

Карточка 2

После 4 часов работы на компьютере Лена почувствовала шум в ушах, давление в лобной кости, боль в глазах. Отчего могло такое случиться? (За компьютером можно работать 30-40 минут. При напряжённой длительной работе глаза переутомляются, поэтому каждые 5 минут надо отрывать взгляд от экрана и смотреть на что-нибудь, находящееся вдали).

Учитель: Молодцы! А теперь карточка третья (Слайд № 4).

Карточка 3

Во время урока Федя Кряков шепотом спросил соседа по парте: “Хочешь семечек?” “Давай!”-ответил тот. Часть семечек просыпалась на пол, и Федя полез под стол доставать их. При этом уму очень мешали провода от компьютера так, что их пришлось несколько раз перекладывать с места на место. Учитель сделал Крякову замечание. Чтобы показать, что он не бездельничает, Федя стал быстро стучать по клавиатуре, нажимая разные клавиши. Какие правила поведения в кабине информатики нарушил Федя?

Учитель: Ребята, кто мне сможет ответить, какие же правила поведения в кабине информатики нарушил Федя? (Нельзя ничего кушать в кабинете информатики, это запрещено, т.к. крошки от еды могут засорить клавиатуру и другие устройства компьютера. Нельзя разговаривать с соседом по парте, можешь прослушать самое главное и важное, что говорит учитель. Нельзя трогать соединительные провода т.к. они обладают магнитными полями, что может создать угрозу жизни и здоровью детей. Нельзя стучать по клавиатуре, нажимая разные клавиши. Движения пальцев должны быть лёгкими, короткими и отрывистыми).

Учитель: Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием! А сейчас давайте сделаем вывод, как правильно надо вести себя в компьютерном классе и как соблюдать меры предосторожности за компьютером, что бы не нанести вред себе и окружающим.

Вы хорошо знаете правила поведения в кабинете информатики, технику безопасности и организации рабочего места. Теперь вы можете, ребята, работать в компьютерном классе. Слайд 5


4

Объяснение новой темы через исследовательскую деятельность.

В любой деятельности человек всегда придумывал и создавал самые разнообразные средства, приспособления и орудия труда. (Слайд № 6).

Все это облегчало труд, делало его производительнее, расширяло возможности людей. По мере того как развивалось человечество, рос и поток информации. С давних времён люди стремились зафиксировать наиболее важную информацию на каких-либо устройствах, с помощью которых эту информацию можно было бы хранить и передавать. Так люди придумали абак, его сменили счёты, а счёты – арифмометр, арифмометр – машина Бэббиджа, машину Бэббиджа – первая ЭВМ (1946 г). И вот поток информации вырос такой, что с ним может справиться только компьютер - универсальная машина для работы с информацией.

Компьютеры совершили революцию в нашей жизни. Они изменили стиль работы, образования, торговли и развлечения людей. Что же такое компьютер? (Слайд 7).

Историческая справка.

Слово «компьютер» в переводе с английского языка означает «вычислитель». Пока не был изобретён компьютер, сложные расчёты выполняли большие коллективы людей. Отнимало это очень много времени и сил. Позднее были изобретены механические приборы, ускоряющие процесс вычислений. Один из таких приборов – арифмометр. С помощью сложной системы рычажков и зубчатых колёс эти арифмометры позволяли вычитать, умножать и делить числа. Но всё равно вычислительная работа отнимала много времени и сил. Поэтому первые электронно-вычислительные машины (ЭВМ) были предназначены именно для сложнейших арифметических расчётов. И их стали называть компьютерами. Современные компьютеры могут за одну секунду выполнить сотни миллионов арифметических операций.

Учитель: Ребята, а знаете ли Вы, кто и где применяет компьютер? (Слайд № 8). (Ученики - в школе пишут доклады, осуществляют поиск информации в Интернете….. Студенты – пишут курсовые и дипломные работы,…Учителя - показывают нам уроки, презентации,…….. Библиотекари - вносят книжные издания в списки,…. Инженеры - создают проекты зданий,… Художники - рисуют картины,… Врачи - проводят обследования больных при помощи компьютера,… Музыканты - набирают ноты, сочиняют музыку,…. Модельеры - делают эскизы одежды,…… Учёные - составляют прогноз погоды,….)

И многие, многие другие

Учитель: Молодцы, ребята! Вы хорошо знаете, кто применяет компьютер, и это далеко не полный список профессий. А знаете ли вы Что можно делать с помощью компьютера? (Слайд № 9).

(Рисовать. Изучать предметы и языки. Общаться по Интернету. Создавать сайты и презентации. Читать книги, журналы. Смотреть фотографии, фильмы. Слушать музыку. Записывать диски. Играть в игры. Создавать мультфильмы и кино)

И многое, многое другое

Вы хорошо знаете, что можно делать с помощью компьютера, и это далеко не полный список занятий.

Запишем в тетрадь: Универсальный - значит пригодный для многих целей, с разнообразным назначением, выполняющий разнообразные функции.

Обработка данных осуществляется на компьютере при помощи программ.

Коммуникативные УУД:

- умение слушать и понимать других

Познавательные УУД:

- развитие речи,

- умение обрабатывать информацию

развитие навыков исследования


Регулятивные УУД:

- умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему.


Познавательные УУД:

- развитие читательских навыков, умения поиска нужной информации в тексте, выборочно передавать содержание текста;

- умение кратко формулировать мысль

- умение обрабатывать информацию и делать вывод;

- развитие навыков исследования, закрепление навыков групповой работы,

Коммуникативные УУД:

- формирование владения монологической и диалогической формами речи с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

5

Физминутка


Личностные УУД:

- формирование здорового образа жизни

6

Закрепление

Ну что, ребята, теперь, надеюсь, вы понимаете, что компьютер – универсальная машина для работы с информацией.

Что означает слово «универсальность»?

Почему компьютер является универсальной машиной для работы с информацией?

Какие действия с информацией может выполнять компьютер? (хранить, обрабатывать, передавать).

Кто использует компьютер в своей профессиональной деятельности? (врачи, банковские работники, дизайнеры, бухгалтеры и т.д.)

Приведите примеры использования компьютера в вашей жизни.

Регулятивные УУД:

формирование навыков работы с ПК

Коммуникативные УУД:

- умение работать в группах

7

Практическая работа

Работа на клавиатурном тренажёре в режиме «Практика со словами»


8

Итоги урока, рефлексия

Итак, ребята я хочу вас спросить, чем мы сегодня на уроке занимались? Какие действия можно производить с информацией? Сегодня на уроке мы актуализировали знаний о компьютере – универсальной машине для работы с информацией. Информацию можно обрабатывать, хранить и передавать.

Личностные УУД:

- развитие самооценки

9

Запись домашнего задания.

Запись домашнего задания «Конспект, повторение»



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее