«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Технологическая карта урока "Имя числительное"

Урок соответстаует требованиям ФГОС. Первое знакомство с именем числительным как частью речи.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки









Технологическая карта урока по русскому языку

Тема : «Имя числительное»















Автор:

Неудахина Оксана Викторовна,

учитель начальных классов МОУ СОШ №3 г. Балашова Саратовской области





Технологическая карта изучения темы


Учебный предмет

Русский язык, «Школа 21 века»

Тема урока

Имя числительное»

Цель урока

создать условия, способствующие формированию представления учащихся об имени числительном как части речи

Тип урока.

Урок открытия новых знаний.

Задачи урока

-  познакомить с новой частью речи — именем числительным;  

- сформировать умение находить имена числительные в тексте, задавать вопросы к числительным;

- наблюдать различие вопросов к количественным и порядковым числительным, анализировать использование количественных и порядковых числительных в речи;

- развивать речь учащихся;

- способствовать воспитанию культуры общения на уроке, коллективизма, товарищества.


Планируемые результаты

егулятивные УУД:

умения определять и формулировать цель на уроке,

работать по плану, в парах, в группах,

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей,

проводить самооценку успешности своей деятельности.

Познавательные УУД:

умения работать с текстовой информацией,

:

уметьумения определять и формулировать цель на уроке,

работать по плану, в парах, в группах,

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей,

проводить самооценку успешности своей деятельности.

Познавательные УУД:

умения работать с текстовой информацией,

Регулятивные УУД:

умения определять и формулировать цель на уроке,

работать по плану, в парах, в группах,

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей,

проводить самооценку успешности своей деятельности.

Познавательные УУД:

умения работать с текстовой информацией,

исследовательской работы,

преобразовывать информацию из одной формы в другую,

понимать значимость изучаемого предмета.

Коммуникативные УУД:

умения формулировать связный ответ на поставленный вопрос,

участвовать в диалоге в паре,

аргументированно высказывать свои предположения,

слушать и понимать речь других на уроке

исследовательской работы,

преобразовывать информацию из одной формы в другую,

понимать значимость изучаемого предмета.

Коммуникативные УУД:

умения формулировать связный ответ на поставленный вопрос,

участвовать в диалоге в паре,

аргументированно высказывать свои предположения,

слушать и понимать речь других на уроке

исследовательской работы,

преобразовывать информацию из одной формы в другую,

понимать значимость изучаемого предмета.

Коммуникативные УУД:

умения формулировать связный ответ на поставленный вопрос,

участвовать в диалоге в паре,

аргументированно высказывать свои предположения,

слушать и понимать речь других на уроке

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Метапредметные:

 Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУДуметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им, учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

 Предметные:

- умение узнавать  имя числительное в ряду слов;

- Уметь  различать порядковые и количественные числительные.

-Дать возможность обучающимся научиться узнавать простые, составные и сложные числительные.

-Обобщить и закрепить знания о различных частях речи русского языка.



Организация пространства

Формы работы


Фронтальная

Групповая

Индивидуальная




Образовательные ресурсы

Книгопечатная продукция:

Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В. Математика 4 класс (учебник)

Технические средства обучения:

компьютер,мультимедийная установка

Экранно-звуковые пособия:

презентация в PowerPoint





















Технологическая карта учителя



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Самоопределение к деятельности.

Эмоциональный настрой.


(1-2 минуты)

(СЛАЙД 1)

Урок я хочу начать словами французского философа Ж.Ж. Руссо (1712-1778гг.): "Вы - талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь тому, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…”


-Я желаю вам удачи и желаю уже сегодня на уроке убедиться в этих словах.


- Глубоко вдохните и выдохните обиду, беспокойство. Поднимите головку и улыбнитесь, если у вас сейчас хорошее настроение, опустите головку , если у вас настроение плохое.


-Я очень рада видеть ваши улыбки. Пусть хорошее настроение останется у нас до конца урока.




Приветствуют, садятся





Показывают свое настроение
















Регулятивные:

формирование умения оценивать своё настроение

  1. Актуализация опорных знаний и фиксация затруднения в деятельности


(5-6 минут)











































  1. Постановка учебной задачи


(2 минуты)



























4. Построение проекта выхода из затруднения































































































5 .Первичное

закрепление с проговариванием во внешней речи


















































  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.


(4 минуты)

























- Сегодня на уроке вы будете работать в группах. Постарайтесь работать дружно, так, чтобы каждый был активен. Сейчас наша основная задача –не скорость, а качество выполнения.

- Итак, группы готовы? Возьмитесь за руки, улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи.


- У каждой из групп на столе лежит задание на белом листе: распределить слова в таблицу по столбикам в зависимости от части речи.


(СЛАЙД 2 )

Слова: говорит, красный, шесть, мы, назад, лисья, ученик , болеет, восьмой, вскачь, школа, ты


Сущ.

Прилаг.

Глагол

Местоим.

Наречие







- 1 группа называет существительные, 2-прилагательные, 3-глаголы, 4 –местоимения, наречия называют представители любой группы





(СЛАЙД 3)

-Проверим!

Сущ.

Прилаг.

Глагол

Местоим.

Наречие

ученик

школа

красный

лисья

говорит

болеет

мы

ты

назад

вскачь







- Есть ли такие слова, которые не вышли ни в одну группу известных вам частей речи?

- Назовите эти слова.

-Совершенно верно!

Если эти слова мы не смогли уверенно отнести ни к одной из изученных частей речи, значит, они чем-то существенно отличаются.

- Эти слова действительно относятся к части речи, с которой мы пока еще не знакомы, но обязательно сегодня познакомимся!



-Попробуем определить название этой части речи.

-Положите перед собой задание на красном листе.

СЛАЙД 4

У каждой группы на листе написано своё слово, которое нужно разобрать по составу.

1 группа разбирает по составу слово ЧИСЛО

2 группа – УЧИТЕЛЬ

3 группа – БОЛЬНОЙ

4 группа - БЕЛОЕ

Чтобы собрать название новой части речи, 1 группа называет корень своего слова, 2 группа – оба суффикса по порядку, 3 группа – суффикс, 4 группа – окончание.

- Как же называется часть речи, с которой мы сегодня познакомимся?

- Сформулируйте тему нашего урока.(СЛАЙД 5)

-Запишите в тетради тему урока.



(СЛАЙД 6)

На уроке мы :


  • Познакомимся с новой частью речи - …

- Будем учиться находить имена… в тексте

  • Будем учиться задавать вопрос к именам …

  • Познакомимся с разрядами имен…

  • Будем учиться оценивать … и …




Вернёмся к словам, которые мы не внесли ни в одну группу изученных частей речи. (СЛАЙД 8)

 -На что, прежде всего, обращаем внимание при изучении новой части речи?    



-На какой вопрос отвечает слово ШЕСТЬ?

-Что называет, обозначает это слово?



-На какой вопрос отвечает слово ВОСЬМОЙ?




-Что называет это слово?




-Давайте попробуем сами дать определение имени числительного.











-Посмотрим, что же говорит об этой части речи учебник

(с.76)




- А где мы используем числительные в жизни?

-Оказывается, имена числительные есть и в песнях.


-Оказывается, имена числительные можно встретить даже в песнях.


- Вы слушаете фрагменты песен и находите в них имена числительные.





1. Тридцать три коровы…

2. Жили у бабуси два весёлых гуся.

3. 3 белых коня…

4. Дважды два четыре, дважды да четыре…

5. В первый погожий сентябрьский денёк



-Молодцы!







- На с. 77 найдите упражнение 1. Запишите числительные в 2 столбика:

1. Числительные, отвечающие на вопрос СКОЛЬКО?

2. Числительные , отвечающие на вопрос КАКОЙ?




- Проверим!

- Что обозначают числительные, которые отвечают на вопрос СКОЛЬКО?


- Предположите, как могут называться такие числительные. Напишите название своего первого столбика.


-Что обозначают числительные, которые отвечают на вопрос КАКОЙ?



-Предположите , как могут называться такие числительные.


Физминутка.

 Раз – прогнуться, потянуться,

 Два – согнуться, разогнуться,

 Три – в ладоши три хлопка,

 Головою три кивка.

 На четыре – руки шире,

 Пять – руками помахать,

 Шесть – на стульчик тихо сесть.

 - Какая новая часть речи встретилась в физминутке?



- Как вы думаете, сколько в русском языке числительных? - --Какое место по частоте употребления в речи среди частей речи занимают числительные?



- Давайте обратимся к нашей службе спасения 911!


-Ребята провели исследование и вот что выяснили…













- Повторим, какие бывают числительные?





  1. Игра с мячом «Волшебники».

Поиграем! Я называю количественное числительное, а вы превращаете его в порядковое.



СЛАЙД 9

  1. У каждой группы есть задание на жёлтом листе.

Каждая группа читает задание и его выполняет.


1гр.

Прочитайте пословицу, найдите в ней числительные, определите их разряд:

Один ум хорошо, а два лучше.

2 гр.

Ответьте на вопрос, найдите в ответе числительное, определите его разряд:

В каком классе вы учитесь?

3 гр.

С какой пьесой- сказкой С.Я. Маршака вы познакомились на последнем уроке литературного чтения?

4 гр.

На каком этаже школы находится наш кабинет?





СЛАЙД 10

ТЕСТ
1. Числительное – это 
а)часть речи 
б) часть слова 
в)член предложения 
г) цифра

2. Числительное отвечает на вопросы: 
а) Кто? Что?
б) Что делать? что сделать? 
в) Сколько? какой (который)? 
г)Какой? какая? какое? какие? 

3. Числительное называют: 
а)действие предмета 
б) признак предмета 
в) предмет 
г) количество предметов и порядок при счете 

4. Числительные бывают: 
а) качественные/относительные / притяжательные
б/ одушевлённые / неодушевлённые
в/ количественные / порядковые


Определите разряд числительных:

А) девять, сто, шестнадцать - ___________ числительные

Б) пятый, десятый, сотый - ______________ числительные

- Проверьте свою работу и поставьте себе за тест отметку.



















Распределяют слова по столбикам









по группам дают определение своей части речи и называют слова, которые они включили в свою группу



да

шесть, восьмой























Числительное


Имя числительное

записывают













Вопрос, значение





Сколько ?

Количество предметов



какой?

который по счёту, по порядку

порядок при счёте




имя числительное –это часть речи, которая обозначает порядок при счете или количество предметов




читают правило о числительном в учебнике




высказывают мнение





слушают отрывки песен, находят в них имена числительные и называют

33

2

миллион

2,4

3

первый










Расписывают числительные ив 2 столбика в зависимости от вопроса




Количество предметов


количественные



порядок предметов при счёте


порядковые










Называют числительные



Высказывают своё мнение






Подготовленные дети говорят о том, что числительных чуть больше 50 и все их можно назвать; по частоте употребления в речи числительные занимают 8 место

Количественные и порядковые































Выполняют тест







Сравнивают с эталоном









Познавательные: осуществление анализа, синтеза, сравнения



Коммуникативные:

умение высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения

, умения оценивать работу других


















Познавательные: осуществление анализа, синтеза, сравнения


Коммуникативные:

умение высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения, формирование умения внутригруппового взаимодействия








Регулятивные:

принятие и сохранение учебной задачи, планирование путей решения














Познавательные:

осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебного задания


Познавательные: умение анализировать

























Регулятивные:

принятие и сохранение учебной задачи, планирование путей решения























Познавательные: умение анализировать


Коммуникативные:

умение высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения







Познавательные: осуществление анализа








Коммуникативные: умение высказывать и обосновывать свою точку зрения



























Коммуникативные:

умение высказывать свои мысли в устной форме

















Познавательные: осуществление анализа, синтеза


























Познавательные:

Осуществление анализа


  1. Включение в систему знаний и повторения


(4-5 минут)









  1. Рефлексия


(5-6 минут)

























- Выполним упр.2 на с.77








-Вспомните всё то, что мы говорили об имени числительном.

-Предлагаю кому –то из вас выступить в роли числительного и рассказать о себе как о части речи (Приём «Архивариус»)





Внимание на экран. Дополните предложения (СЛАЙД 11)

Мы познакомились сегодня с….

Новым для меня было….

Мне понравилось на уроке…

Мне было трудно…


- Вернёмся к задачам нашего урока (СЛАЙД 12)


- Мы все задачи выполнили?

СЛАЙД 13

- Встаньте ровно. Поднимите руки вверх, если вам было всё понятно на уроке.

- Руки в сторону – если что-то осталось не понятным.

-Руки вниз – если материал урока вы совсем не усвоили.


- На жёлтых листочках у вас написано домашнее задание (СЛАЙД)

1. уч. С. 78, упр.3, правило на с. 76

2. выяснить названия произведений, в которых есть числительные.


- Вы можете сделать только первое задание, а можете выполнить оба.

Оценивание работы на уроке каждого (по тесту)

- Оцените работу своей группы и работу других групп.



- Наш урок подходит к концу.

Покажите жестом при помощи большого пальца )вверх или вниз) своё настроение.

- Урок окончен! Спасибо вам за работу.












Ребёнок в образе числительного рассказывает о себе как о части речи






Дополняют предложения













да



показывают усвоение учебного материала








Знакомятся с домашним заданием








Оценивают работу групп





Оценивают своё настроение
















Познавательные:

Осуществление анализа





Коммуникативные:

умение высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения








Регулятивные: умение оценивать работу группы




Коммуникативные:

умение высказывать и обосновывать свою точку зрения










Регулятивные: умение оценивать работу группы, свою работу на уроке, своё настроение











Коммуникативные: формирование умения строить рассуждение, правильно излагая свои мысли
















Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее