Методическая разработка
преподавателя ДШИ №2 им. А.Г. Розума
г.Ржева Тверской области
Азаренковой Светланы Юрьевны
на тему:
«Техника линогравюры на художественном
отделении в ДШИ»
г. Ржев
2017 год
Художественное образование, вовлекая ребенка в процесс общения с подлинным искусством, способствует воспитанию эстетических и
нравственных качеств как основы формирующейся личности. Особое место в этом процессе принадлежит искусству графики.
Важнейшей частью искусства графики остается эстамп. Как средство художественной педагогики, он разворачивает перед учителем широкие возможности. Воспитание будущего зрителя становится особенно эффективным в условиях практического знакомства с искусством печатной графики. Формирование творческой личности в процессе работы над
эстампом происходит в особой творческой атмосфере. Весь процесс его создания учит умению вести работу целенаправленно, целостно ее воспринимать, осознанно подходить к работе в материале. Эстамп расширяет возможности плодотворной самореализации учащихся. Однако преподавание печатной графики детям, в том числе в сфере дополнительного образования, до сих пор остается малоизученной областью художественной педагогики. В этом нет вины педагогов: занятия печатной графикой предполагают наличие определенной материально-технической базы. Тем не менее, существует возможность знакомства с искусством эстампа с помощью технически несложных и в то же время профессиональных его разновидностей.
Особое место в этом ряду может и должна занять линогравюра, для создания которой не требуется специального оборудования. Здесь препятствием является недостаток информации у художников-педагогов об особенностях ее художественно-выразительного языка и техники исполнения. Научный анализ и обобщение имеющихся сведений об истории и различных способах работы художников-графиков в линогравюре является необходимым условием для включения этой разновидности эстампа в учебный процесс дополнительного художественного образования. Только методологически обоснованные подходы к вопросам преподавания станковой графики, в частности, линогравюры, могут помочь эффективно осуществлять художественное образование детей в соответствии с новыми требованиями, предъявляемыми самой жизнью в условиях модернизации системы образования. Исследование возможностей работы с этим видом эстампа в сфере дополнительного художественного образования представляется в существующих условиях исключительно актуальным.
Эстамп, который сам по себе несет высокохудожественные ценности, является одним из примеров "процесса воплощения образов", имеющего "особую культуру". Условность этого искусства воспитывает особое мышление, становится подготовкой юного художника и зрителя к восприятию искусства.
Эстамп как способ познания художественной действительности - умения
понимать художественное произведение и материал, в котором оно выполнено, эстетического восприятия произведения и освоения художественной действительности, безусловно, существенно отличается от других техник изобразительного искусства.
Прежде всего, последовательность работы над эстампом в любой его технике требует сосредоточенности и внимания. Интерес к печатной графике - новому, необычному виду занятий, увлекательность процесса подготовки и выполнения эстампа вызывают в учащихся интерес и к самим занятиям, что является одним из основополагающих принципов обучения.
Изучение печатной графики на занятиях помогает практически осознать
взаимосвязь между разными видами искусства. Невозможно выполнить гравюру без участия дисциплин, являющихся основами художественного
образования. В ней переплетаются элементы композиции (замысел и
выполнение эскиза), рисунка (тональное или линейное решение), живописи, если гравюра цветная (гравирование с учетом цветового эскиза, а также при печати). Эстамп является примером интеграции, соединяющим два различных процесса: искусство (что хочет сказать художник средствами этого жанра, подвида искусства) и технологию (как сделано, какими техническими средствами).
Доступность материала, возможность печати практически подручными средствами делает линогравюру незаменимой в художественном образовании детей.
Возможности печатной графики, проявляющиеся в сотворчестве между
художником и материалом, приобретают особое значение в сотворчестве
учителя и ученика и делают эстамп необходимым компонентом художественного дополнительного образования. Именно эстамп как результативный творческий процесс способен решить проблему способности к созданию завершенного произведения. Использование линогравюры в учебном процессе школ дополнительного художественного образования в силу богатства художественно-выразительных возможностей, относительной
простоты выполнения, доступности материально-технического оснащения
оказывается наиболее плодотворным и реально осуществимым на практике.
Материалы и оборудование студии для занятий школьников
линогравюрой.
Для занятий линогравюрой необходимо отдельное, хорошо проветриваемое помещение, т.к. этого требует специфика исполнения. Во всех случаях помещение должно быть сухое, с естественным доступом воздуха, с достаточным дневным и вечерним освещением. Красивое оформление учебного помещения, чистота и порядок в нем, правильно организованные рабочие места
имеют большое воспитательное значение. Все это дисциплинирует ребят,
способствует повышению культуры их труда и творческой активности.
Учебное оборудование кабинета должно включать комплект мебели, инструменты для обучения и приспособления, необходимые для организации занятий, хранения и показа наглядных пособий.
Столы для работы в учебном кабинете следует разместить так, чтобы естественный свет падал с левой стороны и спереди, а падающие от рук тени не создавали помех во время работы. В классе должны находиться: специальные парты для работы над линогравюрой, подиумы для натюрмортов, печатный станок, софиты и пр. При изготовлении отпечатка используется типографская краска, поэтому в классе должны быть резиновые перчатки и халаты. А так же моющие средства, в том числе и керосин, для отмывки доски.
В помещении должна быть настенная доска. На ней мелом выполняют графические работы, развешивают плоские наглядные пособия, устраивают кратковременную выставку работ.
Инструменты и приспособления нужно хранить так, чтобы не портились их рабочие части. Размещения каждого вида инструментов в отдельных ящиках и в определенном порядке обеспечивает также быструю раздачу их на занятиях.
Наглядные пособия. Применение наглядных пособий играет большую роль в освоении учениками нового материала. Средства наглядности позволяют дать учащимся разностороннее понятие о каком-либо образце или выполнении определенного задания, способствует более прочному усвоению материала. Наглядные пособия демонстрируют при объяснении задания или в процессе беседы.
Так же для занятий необходимы следующие инструменты и материалы:
Линолеум - изготовляется из прочной джутовой ткани, покрываемой оксидированным льняным маслом, смешанным со смолами, минеральными красками и молотой пробкой, заменяемой иногда торфом или древесной мукой.
На нижнюю сторону его обычно наносится красная краска, а верхняя -ровная или с. цветными узорами. Линолеум бывает различной толщины; для
гравирования желателен линолеум толщиной в 4 или 5 мм. Минимальная толщина, пригодная для гравирования, 3 мм, в крайнем случае - 2,5 мм.
Для резьбы линолеум берется без рисунка; шлифуется он искусственной или морской пемзой с водой до зеркальной поверхности. Можно использовать также линолеум с рисунком, но это удлиняет шлифовку.
Так же пригодится обыкновенный линолеум, такой, каким покрывают полы. Техника гравирования на нем ничем существенным не отличается от ксилографической, однако, самые свойства линолеума, легко узнаваемые в оттиске, позволяют обособить ее в самостоятельную разновидность эстампа.
Эластичный и мягкий, линолеум легко режется самыми простыми инструментами - ножом, угловой стамеской, штихелями, имеющим форму желобка. Линии, оставленные движением инструмента, широкие, свободные и гибкие, лишены резкой ксилографической четкости, имеют мягкие, иногда даже рваные края. Художники, работающие в линолеуме, охотно используют эти качества, строя свои гравюры на резких контрастах черных и белых пятен, добиваясь предельной обобщенности форм, большей, чем в других графических техниках.
Вообще черный цвет в линогравюре обладает удивительной эмоциональной насыщенностью и силой. По самой природе линогравюра - искусство лаконичных образов, предельно краткого языка - тяготеет к обобщению, к большой смысловой емкости содержания. Она является как бы воплощением художественного принципа: при крайней экономии средств - максимум выразительности.
Штихель художника как бы выхватывает из мрака лишь самое необходимое: никакого многословия, крайняя скупость использованных средств - только напряженные контрасты черного и белого, но это и есть тот художественный лаконизм, который позволяет достигнуть концентрированной силы впечатления.
Однако под влиянием таких листов, до предела насыщенных черным цветом, нередко складывается неверное представление о возможностях линогравюры. Подчас можно слышать мнение, что линогравюре с ее резкими контрастами доступны только драматические эффекты, что это искусство, слишком мрачное в своей приверженности к черным поверхностям, плохо приспособлено к передаче светлых образов и спокойных состояний. Подобное мнение ошибочно.
Линолеум, как и дерево, но в значительно большей степени, используется современными художниками для цветной печати. Это превосходный материал для создания больших, декоративно решенных цветных эстампов.
Основным инструментом для гравирования на линолеуме служит резец,
жало которого в разрезе имеет вид треугольника, или так называемая угловая стамеска. Таких инструментов желательно иметь два - для выполнения тонких и для более широких линий. Основным инструментом для получения различной силы тона является угловая стамеска. Угловая стамеска должна быть сделана из хорошей стали, и иметь острый угол в своем конусном углублении - только тогда инструмент будет давать тонкую и чистую не зазубрин линию. Наружная сторона угла может быть и не острой. Далее идут полукруглые стамески (штихели) различной ширины, из которых широкие служат для того, чтобы вынимать белые места, узкие - для обводки черных линий и получения различных фактур тона.
Полукруглые стамески можно сделать самому из спиц старого зонтика. В зонтичной спице желобок имеется в готовом виде и бывает различной ширины в зависимости от сорта зонта. Иногда этот желобок в разрезе представляет угол, как в упоминавшемся выше резце. Поэтому, напилив спицы в размер, их остается лишь закалить без всякой специальной обработки таким же образом, как закаливались и штихели для дерева.
Обычный перочинный нож из хорошей стали также может служить отличным инструментом. Лезвие ножа надо заточить так, чтобы образовался острый угол. Концом ножа можно успешно вырезать детали, к которым трудно подойти угловой стамеской, например прямой угол у мелкого шрифта, зрачок глаза в портрете и многое другое.
В инструментах для линолеума точатся только концы, при этом инструменты поворачиваются вокруг главной оси, у угловых стамесок точат только бока. Заточить угловую стамеску надо так, чтобы лезвие приходилось под прямым углом к стамеске. Инструменты затачиваются (а они обязательно должны быть острыми) на точильном бруске, смазанном машинным маслом.
Резец следует держать в кулаке, вытянув вперед большой палец. При работе угловой стамеской нужно следить, чтобы линия была без зазубрин. Вырезая линии волнистые и круглые, необходимо поворачивать доску, а не резец.
Во время работы широкой стамеской левую руку следует обязательно убирать, чтобы в случае неожиданного срыва стамески избежать пореза.
Прежде чем приступить к гравированию по собственному рисунку, желательно сделать пробу каждому имеющемуся инструменту выяснить его возможности по аналогии с началом гравирования на дереве. Сделать это можно на обрезках или на маленьком куске линолеума.
Для изготовления оттиска используют типографскую краску или масляные краски. Данные материалы обладают плотной консистенцией, что не позволяет им затекать в вырезы линолеума
Линогравюра (от линолеум и гравюра), выпуклая гравюра на линолеуме или сходных с ним полимерно-пластических материалах, по технике близка к ксилографии. Специфические качества линогравюры (лаконизм художественного языка; резкие контрасты черного и белого, сочный и живописный штрих, получаемый благодаря мягкости материала; возможность быстро работать, использовать большой размер листа и цветную печать; высокая тиражность) очень скоро привлекли к себе многих мастеров печатной графики.
В станковой графике гравюра на линолеуме занимает по праву одно из лучших мест. Поэтому можно считать совершенно-закономерным тот большой интерес, который проявляет зритель и художник к этому сравнительно новому материалу. Как и гравюра на дереве, гравюра на линолеуме - один из способов высокой печати.
Линолеум как материал для гравирования возник сравнительно недавно. Если гравюра на дереве, особенно обрезная, насчитывает сотни лет своего существования, то первые гравюры на линолеуме выполнены в конце первого десятилетия ХХ века. Для решения крупных по размеру декоративных композиций художники Европы давно искали материал, способный заменить дорогостоящие клееные, торцовые и продольные доски. Таким материалом оказался линолеум - он хорошо «держит» линию и легко отдает краску при печати.
Гравюра на линолеуме может быть и цветной и черной.
Подбор материалов и инструментов.
Для работы нам понадобятся: Листы бумаги, ватманы, карандаши, уголь и сангина, тушь и перья, гелиевая белая и черная ручки, акварель. Для работы над линогравюрой необходимы следующие материалы: линолеум, резцы разного размера, калька, копировка, а для печати типографская краска и валик.
Упражнение №1 «Прямые линии». Вырезание прямых линий.
Первое, чему должны научиться дети, - дисциплина штриха (линии). Эта основной прием резьбы.
Задача - загравировать небольшую часть линолеума горизонтальными (параллельными) линиями равной толщины и с равным промежуткам.
Инструмент проталкивают, начиная с правого угла доски, на не сразу проводят всю линию, а маленькими отрезками. Вынимая инструмент и опять вставляя его в канавку, начинающий приучает руку к тому, чтобы уметь останавливаться там, где эта нужна в будущей гравюре. Инструмент, если его проталкивать правильно, не сворачивая ни в правую, ни в левую стороны от горизонтали, дает линии абсолютно прямое направление. Канавку нельзя делать излишне глубокой, и нужно следить, чтобы глубина вреза на всем протяжении была одинаковой. Одинаковыми должны быть и расстояния между отдельными штрихами. Загровировав всю доску линиями, необходимо снять отпечаток для проверки результата рабаты.
Это упражнение рекомендуется повторить несколько раз до полного его усвоения.
Упражнение №2 «Волнистые линии». Вырезание волнистых линий.
Вторая ступень развития руки юного гравера – резьба волнистых линий. При постепенном усложнении приемов данное упражнение дает возможность развить руку не только в одном горизонтальном направлении, но и в движении по кругу. Волнистая линия гравируется так же, как и горизонтальная, маленькими проталкиваниями инструмента вперед, но с обязательным поворачиванием доски навстречу инструменту – слева направо. Благодаря этому штрих не заминается и выглядит на доске блестящим. Проделать это упражнение нужно несколько раз, затем проверить работу в оттиске.
Упражнение №3 «Круг». Вырезание по кругу.
Следующим этапом обучения является резьба по кругу. Это упражнение просто не обходимо для получения новых навыков. Чтобы не сбить направления, проводим циркулем ряд кругов различного диаметра внутри основного круга, диаметр которого 4,5 см. Первая линия режется по наружному кругу, остальные – параллельно ей; постепенно уменьшаясь, круги должны сойтись в точку. Если при гравировании волнистых линий
доска поворачивается наполовину, то в круге мы имеем полный поворот доски.
Упражнение №4 «Линия и тон». Тональные возможности каждого инструмента.
Основа тоновой гравюры – различные градации тональностей от черного к светлому. Тон достигается чередованием белых и черных линий, а также черных и белых точек. Как правило, в тоновой гравюре начинают работать от темного к светлому и сравнивают соотношение гравируемого тона с черным.
Основная задача этого упражнения – изучить тональные возможности каждого инструмента и получить навык в передаче всех тональных отношений изображаемого.
Доску расчерчивают на ряд прямоугольников в зависимости от того, сколько тональностей предполагается получить. Первый прямоугольник оставляют нетронутым. Он в отпечатке получится черным. В следующем прямоугольнике тонштихелем нужно давать самую тонкую линию с широким черным промежутком. В дальнейших прямоугольниках этот
промежуток постепенно сокращается за счет более широкого тонштихеля и тонкости черного промежутка.
Упражнение №5 «Точка и тон». Дать различные градации силы тона черной и белой точкой.
Точка может быть белой и черной. Белую точку получить легко – точно углубить штихель в дерево. Черную точку получить трудно – надо обвести ее кругом и вынуть окружающие ее белые места. Точка, часто применяется, если нужно дать сильную по тону и воздушную тень. Точкой можно выразительно почувствовать фактуру предмета.
Задача данного упражнения – дать различные градации силы тона черной и белой точкой.
Упражнение №6 «Черная и белая линии».
Цель упражнения – получить ряд черных штрихов на белой плоскости и ряд белых штрихов на черной. Белый штрих получить легко. Любая линия, проведенная на доске, будет в отпечатке белой на черном фоне.
В линогравюре получение черной линии более сложно, чем белой. Линию надо обрезать с двух сторон и вынуть кругом белые места. Хорошо для практики сделать копию с гравюры Дюрера или любого другого мастера, где все построено на черной линии. Все черные линии с двух сторон обводятся грабштихелем более широкого сечения. Грабштихель надо держать, не напрягая руку в локте и плече и сообщая ему движение ладонью. Проводить
грабштихелем закругленные линии помогают движением доски навстречу
инструменту. При гравировании мелких деталей можно употреблять лупу.
Только после того как черные линии обрезаны с двух сторон, начинают
вынимать белые места. Они выбираются болтштихелямии различной ширины и при помощи палочки-подкладки. На подкладку кладем два пальца левой руки – указательный и средний. В упор к указательному пальцу ставим нижнее ребро болтштихеля, который упирается в подкладку. «Роющим» движением, свободно, без усилия вынимаем линолеум. Вырезанный штрих должен иметь пологие края; слишком отвесные края делают тонкие гравированные линии непрочными.
Тренировка в получении белых мест имеет огромное практическое значение для всей последующей работы учащегося, начинающего заниматься гравюрой. Перевод рисунка на доску для данного упражнения можно сделать фотографическим способом или через кальку.
Создание натюрморта из геометрических тел в технике «линогравюра».
Для начала надо поставить несложный натюрморт – куб и цилиндр. Фон можно оставить черным. Изображая куб, необходимо передать три градации тональности: освещенную сторону куба тонировать предельно светло, боковую, тень дать значительно сильнее, верх – тоном промежуточной силы между двумя указанными ранее. Объем цилиндра передать тоном различной силы. Направление штриха может быть любым.
Рисунок подготавливают следующим образом. На бумаге в формате доски
делают тщательный рисунок с натуры графитным карандашом. При этом светотень решается по возможности лаконично. Затем рисунок сводят на
кальку и переводят на линолеум в зеркальном отражении, прорисовывая на
доске карандашом.
Начинать работу нужно от темных тональностей, переходя к светлым и все время, сравнивая тоновые соотношения. Рисунок нужно ставить к зеркалу, чтобы видеть его в зеркальном отражении.
Данное упражнение – первая проба передачи объема в пространстве. В приведенных выше примерах линией решались тоновые плоскости различной градации. Здесь мы имеем возможность проверить достигнутые ранее результаты. Но с первого раза не всегда удается разрешить это задание; при необходимости работу следует повторить.
Натюрморт из простейших бытовых предметов в технике «линогравюра».
Для занятия можно поставить натюрморт из любых предметов обихода
(стакан, яблоко, книга, драпировка). Если в предыдущем упражнении была
задача добиться объема, то здесь нужно показать и фактуру предмета.
Стакан – тот же цилиндр, яблоко – шар, но эти вещи из различного материала, и нужно почувствовать фактуру предмета. Рисунок на бумаге в
формат доски должен быть продуман композиционно и тщательно выполнен.
Светотень надо решать по возможности лаконично. И в этом упражнении рисунок рекомендуется ставить к зеркалу, чтобы видеть его (зеркальное) изображение.
«Черное и белое пятно». Выполнение графического этюда. (Натюрморт, фигура, пейзаж).
Задача упражнения решить графический этюд, композиция которого построена на контрасте черного и белого. Дополнительно вводят черные и белой линии. Задание рассчитано на развитие графического мышления, которое поможет уяснить приемы графических средств. Для упражнения полезно взять натюрморт, фигуру, пейзаж и
Выполнять задание можно на слегка тонированной негрунтованной доске. Применяются все имеющиеся инструменты.
Интересным примером гравюры, решенной в таком плане, является работа Валлоттона.
В его работе представлены все основные приемы графических средств и решений. Например, в гравюрах Дюрера и Гольбейна мы видим графическое
решение темы при помощи одной черной линии. Т. Бьюик работает на доске белой линией, гравюры Менцеля, наоборот, построены на одной черной линии. Лепер работает тоном и белой точкой, прием Валлотона – черное или белое пятно.
Внимательно изучая эти приемы, можно многое понять и усвоить в искусстве гравюры.
Контрольное занятие: творческая работа (свободная тема).
После перечисленных упражнений можно ставить перед учащимися самостоятельные задачи. Ребята должны разработать свою композицию и предложить ее графическое решение. В последствии вырезать работу на линолеуме, используя все имеющиеся материалы. В этой работе ребята показывают свои навыки, приобретенные во время обучения, а так же творческие способности. Но учащимся надо твердо помнить, что все графические приемы служат одной цели – идейно-художественному выражению темы.
Цель данной работы – применить все приобретенные навыки в одной работе, предложить свое композиционное решение. Разработать эскиз и выполнить авторскую работу.
Наброски с натуры. (Пейзаж, натюрморт, человек)
Прежде чем приступить к резьбе по линолеуму, необходимо овладеть техникой рисунка. Лучше всего начать тренировку с набросков фигуры, добиться живой, непосредственной линии, твердости руки. Наброски необходимо делать не только на занятиях, но и дома, что ускоряет процесс обучения.
Второй этап – наброски с натуры. Их надо делать на пленере, чем больше,
тем лучше. Учитель помогает детям вычленить главное из природного однообразия, научить видеть массами и отсекать все лишнее.
Третий этап – наброски натюрмортов. Быстрые наброски с разных ракурсов развивают глазомер. Но необходимы и занятия по тщательному построению, что позволит прочувствовать форму предмета и правильно расположить его на листе.
Переработка набросков в эскизы для изготовления линогравюры. Приемы обобщения.
Наброски или эскизы для линогравюры можно выполнять как на белой бумаге, так и на тонированной в черный цвет. Для работы понадобится: тушь, белая гуашь, перья, кисти, гелиевые белая и черная ручки.
Для того, чтобы использовать пленэрные наброски, нам нужно их переработать. Это очень важный этап в работе над линогравюрой. Эскиз разрабатывается в черно-белом цвете. Линогравюре свойственны лаконизм, обобщенность форм, декоративность.
Учитель должен научить детей обобщать формы, уравновешивать цвета, ведь от правильности выполнения эскиза зависит итог работы в целом. Все работы получатся разными, даже на начальном этапе у детей проявляется свое видение, свой стиль. Учитель, в свою очередь, дает учащимся полную свободу действия и лишь изредка корректирует творческие поиски.
Подготовка рисунка для гравюры. Перевод рисунка на доску.
Существует ряд приемов перенесения рисунка, предназначенного для гравирования, на дерево или линолеум.
Как правило, рисунок, гравируемый на дереве или линолеуме, должен иметь обратный, «зеркальный» вид, чтобы при печати он совладал с эскизом
на бумаге. Рисование на доске без обратного перевода – редкое исключение. Способы перевода рисунка на доску могут быть различными, самый простой из них такой: отшлифованная и загрунтованная (или негрунтованная) доска слегка и равномерно протирается воском, затем до блеска шлифуется суконкой. Рисунок, сделанный на бумаге мягким карандашом, прикладывается к доске и притирается с обратной стороны косточкой для печати. Карандаш почти целиком переходит на дерево или линолеум, но рисунок все же необходимо опять прорисовать карандашом, кистью или пером (обычной флаконной тушью, слегка разведя ее водой).
Можно перевести рисунок на кальку химической литографской тушью. В этом случае переводятся только контуры рисунка. Калька прикладывается к доске и притирается косточкой через бумажку, натертую воском. Тушь переходит с кальки на дерево или линолеум.
Есть еще самый примитивный способ перевода рисунка: обычной тушью на кальку, затем в обратную сторону через копировальную бумагу. На доске рисунок окончательно дорабатывается тушью и карандашом.
Силу печатаемого тона проверяют в процессе работы, время от времени отгибая край бумаги. Печатать можно при любом освещении.
Итоговое занятие: просмотр работ, оформление выставки.
В конце учебного года в классе устраивается просмотр работ. Все учащиеся по очереди выкладывают работы, выполненные в течение учебного года.
Целью данного мероприятия – проанализировать и показать рост каждого учащегося, учить детей самим комментировать работы друг друга.
Работы на выставку оформляются с помощью учителя. От оформления на 50 процентов зависит успех работы. Так же обязательно организовать выставку, что бы показать свои успехи окружающим.
Подводя итоги о технике линогравюры в художественной педагогике, мы может утверждать, что линогравюра - особое явление как в художественно-педагогическом процессе, так и в эстампе.
Интерес к эстампу в русле художественно-педагогического процесса обусловлен задачей воспитания будущих зрителей и художников. Использование в деятельности эмоционального и интеллектуального процессов, обязательное освоение технологического компонента выполнения, предполагаемые характером и условиями создания эстампа, их неразрывность ставит печатную графику в уникальное положение в сфере обучения.
Именно линогравюра в силу особенностей выполнения, материально-технического оснащения становится наиболее плодотворной и практически осуществимой возможностью знакомства и работы в печатной графике для самого широкого круга учащихся в учебном процессе школ дополнительного художественного образования. Она обогащает процесс обучения, создавая атмосферу творческой мастерской на уроках.
Современная ситуация в отношении линогравюры характеризуется спадом интереса к ней со стороны художников и, как следствие, со стороны искусствоведов. Невостребованность данной разновидности эстампа сопровождается недооценкой ее художественно-выразительных возможностей, убежденностью в том, что она является суррогатом, пытающимся имитировать классические техники эстампа. Зачастую такое отношение объясняется незнанием или недостаточным вниманием к технологии выполнения линогравюры, ее особенностей.
Анализ истории линогравюры, опыта работы в ней художников доказал, что линогравюра занимает особое место в системе печатной графики. Техника дает возможность работы в черно-белой и цветной гравюре; позволяет использовать
разнообразные выразительные средства. Художественно-выразительные возможности техники создают благоприятные условия для создания полноценных художественных произведений.
Техника линогравюры, безусловно, обладает богатым творческим потенциалом, что подтвердилось и рассмотрением технологии выполнения.
Наиболее важным для нас при рассмотрении технологии стало подтверждение
положения о технологической доступности этой разновидности эстампа для работы с детьми в условиях различной материальной оснащенности.
В процессе исследования мы выяснили, что занятия линогравюрой углубляют знания учащихся об эстампе и расширяют их творческую реализацию.
Все этапы, сопровождающие выполнение линогравюры, имеют определенные временные рамки, в целом весь процесс неизбежно сопровождается конечным результатом. Таким образом, выполнение линогравюры можно расценивать как результативный творческий процесс. Именно занятия линогравюрой позволяют решить проблему способности к созданию завершенного произведения и связанную с ней проблему уверенности в своих силах - важные задачи в художественно-педагогическом процессе.
Список литературы
1. Богачкина Л.Г., Богачкин Б.М. Линогравюра в школе. М.: Просвещение 1983.
2. Бесчастнов Н.П. Графика. Пособие для вузов. Изд. Владос.25с.
3. Волков М.П. Учим творчеству: опыт работы учителя рисования. – М.: Педагогика, 1988.113с.
4. Гравюра 500 шедевров. СТД М., 2006
5. Зорин Л., Эстамп: Руководство по графическим и печатным техникам-М.: ООО «Издательство АСТ», 2004.
6. Издательство академии художеств СССР, выпуск 7. Школа. изобразительного искусства в десяти выпусках. М.: 1963.63-70с.
7. Изобразительное искусство 5-9 классы. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. М. «Просвещение»: 2005.32-50с.
8. История гравюры и литографии в России. Голлербах Э.- Печатается по изданию: М. 1923.
9. Павлов И., Маторин М., Техника гравюры на дереве и линолеуме, М., 1952.35-48с
10.Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. – М.: Просвещение, 1974.50-56с.
11. Староносов П. Н., Гравюра на линолеуме, М. - Л., 1938
12.Черно-белая графика. Изд. Владос Москва. Под ред. Н. П., Бесчастного.
13.Щербаков B.C. Изобразительное искусство. Обучение и творчество. М.: Просвещение,1969. 78с.
14. Юный художник 11 выпуск – М., 1983. 20-23с.
~ 22 ~