«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Театр как средство развития речи младших школьников

Статья о том, как театр влияет на развитие речи младших школьников.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Селиванова Т.П.,

учитель начальных классов МАОУ «Гамовская средняя школа», Пермский район



ТЕАТР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В этом году мне пришлось стать классным руководителем первоклашек, которые посещали логопедическую группу детского сада. Речь детей не удовлетворяет потребности повседневного общения, им трудно грамотно выражать свои мысли. Она отличается бессвязностью, отсутствием логики, ясности, выразительности, бедностью словаря и построению грамматических конструкций.

Работая с детьми, я обратила внимание на то, как детям играя, в различные игры, очень нравится перевоплощаться в разные образы, меняя голос, используя мимику, жесты, различные атрибуты. Среди многочисленных игр у детей наибольший интерес вызывают игры в «театр». Опыт показал, что отличным средством развития речи стал кукольный театр.

Кукольный театр - это не просто игра, а еще и прекрасное средство для интенсивного развития речи, ее выразительности, обогащения словаря, развития логики мышления, воображения и творческих способностей.

Целью создания театра и является развитие связной речи у младших школьников.

Решение поставленной цели решается путём следующих задач:

-систематически и целенаправленно развивать речь детей,

-вовлечь детей в создание кукольного театра,

-открывать их артистические, художественные, литературные способности,

-добиваться, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли использовать в повседневной жизни.

При работе над театром следует соблюдать определённые правила.

1. Работа постановки начинается с подбора сказок. Для первых выступлений подбираются простые русские сказки. Выбирая сказки, дети учатся понимать темы текстов, вкладывать в текст эмоции, озвучивая образ своего героя. Знакомясь с текстом выбранной сказки, дети изучают грамматический строй речи, учатся говорить развёрнутыми предложениями, насыщенными образами, использовать эпитеты, сравнения — пользоваться в своей речи всеми богатствами языка.

2. Готовясь к участию в кукольном спектакле, дети обогащают словарный запас, получают понятие о литературном языке и норме произношения, культуре речевого поведения, знакомятся с монологическим высказыванием и диалогами. Юные актёры работают над расширением тембрального диапазона, занимаются дыхательной и артикуляционной гимнастикой, заучивают текст.

3. Важно, что кукольном театре ребёнок говорит опосредованно, от лица куклы, сам находясь в это время за ширмой. Ширма помогает раскрепоститься, снять определённый зажим перед аудиторией, так кукольный театр позволяя застенчивым детям перешагнуть черту робости и стеснения, решиться на выступление перед зрителями. Параллельно у ребёнка развиваются и движения рук — ведь актёры кукольного театра должны «оживить» своих перчаточных партнёров по спектаклю, передавая им свою энергию.

4. Кукольный театр позволяет решать задачи и трудового воспитания: подготовка к театрализованным играм предполагает изготовление кукол и декораций к спектаклям, в чем с удовольствием принимают участие воспитанники.

Главным этапом подготовки кукольного представления является работа с детьми над ролью:

I. Чтение сказки - первичное выразительное чтение учителем, прослушивание звукозаписи с текстом подобранной сказки.

II. Обсуждение сказки - анализ сказки, выстраивание цепи событий, характеристика героев, их поведение и взаимоотношения.

III. Распределение ролей – учёт интересов и индивидуальных особенностей развития каждого ученика.

IV. Работа с текстом проходит индивидуально, текст делится на речевые фрагменты. Идёт чтение фрагментов с соблюдением логических пауз, выделением главных слов. Учитываются интонационные знаки. Продолжается работа над голосом, тембром.

V. Репетиции на сцене - это кропотливый долгий труд: вождение куклы, походка, жест, поворот головы, корпуса, оценка факта, физическое и психологическое самочувствие актера в роли через куклу, приспособление к реквизиту, декорации.

Игра в театр дала свои результаты:

Театрализованная деятельность – это не просто игра, а еще и прекрасное средство для интенсивного развития речи детей. Совершенствуются навыки диалогической и монологической речи, ее грамматический строй. Речь становится эмоционально насыщенной, выразительной. Идёт интенсивное уточнение и обогащение словаря. У детей развивается мышление, воображение, внимание и память, что является психологической основой правильной речи.

Класс стал одной дружной командой, где важны все участники, где любое мнение будет высказано и выслушано, где каждый начал верить в себя и в других.

Различные ситуации во время репетиции и выступлений учат детей взаимопомощи, уважению, терпению. Ребята вместе радуются маленьким победам, рассуждают над причинами неудач.

Всё это даёт возможность развить эмоционально-волевую сферу ребёнка. Во время игры дети испытывают радостное волнение, а после выступления - глубокое удовлетворение, наслаждение, приятное чувство собственной значимости и раскрепощения.

Вся работа подчинена одному результату – рождению спектакля на сцене, которое способно зажечь в юных актёрах и зрителях подлинную театральную радость. Спектакль готов! Можно показывать зрителям!













Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее