«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Тайные смыслы образов искусства, или Загадки музыкальных хитов.

Конспект урока искусства в 9 классе по УМК «Искусство» для 8—9 классов авторов Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой, Е. Д. Критской, являющимся продолжением линии «Музыка» для 1—7 классов.

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

9 класс. Тема: Тайные смыслы образов искусства, или Загадки музыкальных хитов.


Цель урока

  • Раскрыть тайный смысл музыкальных произведений Альбинони, формировать представление о синтезе искусств (музыки и кинематографии) и средствах их эмоционального воздействия, развивать способность сопоставлять художественные образы музыки и кино

Задачи

  • Образовательные: познакомить с пьесой Т. Альбинони «Адажио» для струнного оркестра и органа, её интерпретациями в музыкальном творчестве современных исполнителей (С. Брайтман (Англия), Л. Фабиан (Франция), Н. В. Басков (Россия), в анимации (фильм режиссёра Г. Я. Бардина); осмысление духовно-нравственной основы данных произведений искусства. Формировать представление о синтезе искусств (музыки и кинематографии) и средствах их эмоционального воздействия

  • Развивающие: способствовать развитию умения выделять главное, обобщать, доказывать, делать выводы; развивать умение анализировать художественное произведение через решение познавательных задач и проблемных вопросов; развивать речь обучающихся; умение самостоятельно работать над текстом учебника.

  • Воспитательные: воспитывать чувство нравственности, выявить нравственные ценности в произведениях искусства, показать актуальность этих ценностей сегодня

  • Планируемые результаты:

Личностные УУД: уметь оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, размышления на тему «Человек в поисках нравственных смыслов жизни»; выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

Метапредметные УУД:

  • Познавательные — смогут  перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт; познакомятся с различными трактовками классической музыки;

  • Коммуникативные — смогут оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; уметь доказывать свое мнение, приводя доводы согласно тексту, проследят возможности общения разных народов благодаря музыкантам и исполнителям из разных стран мира;

  • Регулятивные — сумеют поставить цель на основе имеющихся знаний; контролировать результаты работы;

  • Информационные — поиск необходимой информации по теме урока, запись музыки из Интернета.

Предметные УУД: познакомиться с пьесой Т. Альбинони и фильмом режиссёра Г. Я. Бардина «Адажио», проанализировать его, выявить нравственные ценности в произведениях, показать актуальность этих ценностей сегодня

Тип урока

Открытие новых знаний.

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный, практический; фронтальная, в парах, групповая.

Оборудование

Мультимедийный проектор, компьютер.

Наглядно-демонстрационный материал

презентация к теме урока, Томазо Альбинони «Адажио», фильм режиссёра Г. Я. Бардина «Адажио».

Основные понятия и термины

Адажио, Томазо Джованни Альбинони, классикал кроссовер,

Организационная структура (сценарий) урока.

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения



Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность

учащихся

Формы организации

взаимодействия

Формируемые

умения

Универсальные

учебные

действия.

1

2

3

4

5

6

1. Мотивация к учебной деятельности

Подготовка

учащихся к работе на уроке

Постановка проблемы в учебной деятельности.

Слайд №1

  • Здравствуйте … (чистый слайд) (посадка)

Слайд №2 Слайд №3 - закончить



  • Предлагаю вам прослушать мелодию, может она вам знакома. (урок начинается со звучания мелодии "Адажио" Т.Альбинони)

  • Знакома ли эта мелодия вам, ребята? (далее беседа строится в зависимости от высказанных ответов: если знакома, то просьба назвать автора и произведение).

  • Попробуйте её повторить!

  • Что сразу же впечатляет? (мелодия запоминается быстро, её можно исполнить как песню или вокализ).

Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Ставят перед собой цель учебной деятельности.


Фронтальная работа







Регулятивны:

определяют цель, проблему в учебной деятельности.

Личностные: осознают свои интересы

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений

Организовать актуализацию изученных способов действий

  • Если она на знакома, как говорят «на слуху», значит это – хит? А что такое Хит .. популярное музыкальное (или иное) произведение, вышедшее на первые места хит-парада. Так же — узнаваемое, известное, популярное произведение музыканта, исполнителя. В более широком смысле — нечто широко распространённое, нравящееся многим. При этом объект, называемый хитом, не обязательно должен быть именно произведением. Например: «кубик Рубика стал хитовой игрушкой в 1980-е годы». Обычно хитом называют нечто современное, ставшее популярным относительно недавно (в противоположность классике — чему-то известному и почитаемому издавна).

  • Открою вам секрет – этой мелодии почти три столетия. Возникает парадокс – что же это? В чем загадка этого музыкального произведения? Какие неожиданные истории мы можем узнать о полюбившихся нам произведениях музыкального искусства? Попробуем разобраться в этом, и приглашаю вас совершить экскурсию по страницам музыкальных тайн и загадок.


3. Выявление места и причины затруднения


Слайд №4 (открыть доску)

  • Запишите тему урока: Тайные смыслы образов искусства, или Загадки музыкальных хитов.

  • Поставим перед собой цель урока: познакомиться с пьесой Т. Альбинони «Адажио», проанализировать его, выявить нравственные ценности в произведениях, показать актуальность этих ценностей сегодня.

Слайд № 5

  • Прочитайте эпиграф сегодняшнего урока, который определит тему нашего разговора:

«Зло мгновенно в этом мире,

неизбывна доброта»

(Ш. Руставели).

  • Все ли слова в эпиграфе вам понятны? Неизбывный – это какой? (постоянный, неуходящий, вечный, непреходящий, всегдашний, такой, что не кончается, не иссякает) 

  • Записать эпиграф в тетрадь.

  • В ходе урока мы должны будем согласиться с Шота Руставели или опровергнуть его высказывание.

4. Построение проекта выхода из затруднения


  • На протяжении нескольких веков мы с величайшим удовольствием слушаем шедевры мировой классической музыки, но очень мало знаем об истории их создания. Полюбившиеся всему миру мелодии станут ещё более близкими нашему сознанию, воображению – если мы в дополнение к волшебным звукам произведения, будем знать тайну их появления на свет.

  • Откройте учебник на с.180, добудем знания самостоятельно. (чтение вслух статьи учебника с.180)









5. Реализация построенного проекта





6. Первичное закрепление во внешней речи.

Реализация построенного проекта


  • О каком композиторе прочитали в тексте?

Слайд №6

(Томазо Джованни Альбинони (1671 - 1750 г.) - венецианский композитор, написавший около 50 опер и множество инструментальных концертов. Большая часть его наследия была безвозвратно утрачена во время бомбежки Дрездена авиацией союзников в конце Второй мировой войны. Именно архиву неопубликованных произведений Альбинони тогда не повезло - его не успели вывезти.)

  • О каком произведении говорится в статье?

(Ада́жио (итал. Adagio, «ада́джо» — медленно, спокойно) — медленный музыкальный темп)

Слайд № 7

  • Запишите определение в тетрадь.

  • Что интересного узнали о возникновении этого произведения? Кому приписывается его авторство?

(Произведение внесено в книгу "Рекордов Гиннесса", потому что авторство Альбинони признается ошибочным. Существует версия о том, что мелодию этого произведения среди сгоревших рукописей композитора нашел в середине XX в. исследователь жизни и творчества Альбинони - Ремо Джацотто и сочинил на ее основе музыкальное произведение.)

  • Когда впервые было исполнено «Адажио» Альбинони?

(Впервые реконструированное "Адажио" было исполнено в 1958 году. Ремо Джадзотто утверждал, что восстановил произведение по маленькому фрагменту, который нашел в Миланской библиотеке в начале сороковых.



Проверить музыковеда, самого крупного знатока творчества композитора, было просто некому. Авторитет профессора истории музыки университета Флоренции, автора биографии многих знаменитых итальянских композиторов, был столь высок, что ему поверили безоговорочно. Сейчас же мало кто сомневается, что автором Adagio является сам Ремо Джадзотто.

  • Так это или нет, покажет время. Пусть разбираются специалисты.)


  • Нам важна сама музыка!

  • А она такова, что существует огромное количество переложений, аранжировок, интерпретаций этого поразительного шедевра, как оркестровых, так и вокальных.


  • Назовите наиболее из­вестных современных исполнителей «Адажио». (Сара Брайтман (Anytime, Anywhere), Лара Фабиан (AdagioAlbinoni). В русско­язычном варианте широкую популяр­ность приобрела песня «Мгновения» в исполнении Николая Баскова.)



Слайд № 8

  • Сара Брайтман - британская певица (сопрано) и актриса, исполнительница популярной музыки, а также одна из ведущих мировых исполнительниц в жанре классического кроссовера.

(Classical crossover (классикал кроссовер) — музыкальный стиль, представляющий собой своеобразный синтез, гармоничное сочетание элементов классической музыки и попрокэлектронной музыки. Название официально утвердилось не так давно, войдя в список номинаций музыкальной премии Grammy, ежегодно присуждаемой Национальной академией звукозаписи США.)

Слайд № 9

  • Лара Фабиан Франкоязычная певица бельгийско-итальянского  происхождения, гражданка Канады. Исполняет песни на французском, английском, итальянском, испанском, русском и других языках.

Слайд № 10

В русско­язычном варианте широкую популяр­ность приобрела песня «Мгновения» в исполнении Николая Баскова.


  • Мы сейчас прослушаем отрывки из «Адажио» в разном исполнении. А вы подумайте: Чем похожи все эти мелодии? Попытайтесь высказать свои суждения о содержании этого произведения, приняв за основу идею: «человек на дороге жизни».


Прослушивание «Адажио» в исполнении:

Слайд № 11-12

Слайд № 13-14

Слайд № 15-16 (закрыть экран)


  • Чем похожи эти мелодии?

  • А похожи они эмоциями, которые возникают от их прослушивания. Печаль, вроде и светлая, но разрывающая сердце. Рыдать под такую музыку, да и только. А когда музыка так сильно эмоционально "пробирает", то порой мелодические и гармонические контуры в памяти нивелируются, остается некий собирательный образ, что ли....

О чем же эта музыка?


Раздать слова трем обучающимся:
1. Может быть, 
"Адажио" о Любви, счастливой и печальной, неразделённой и взаимной, убивающей и дающей силы, вдохновение и рождающей новую жизнь. 
   
    2. Сколько крика надо для шепота? 
     Сколько горечи - для печали?
     Сколько надо позднего опыта,
     Чтобы жизнь была как в начале?
     Сколько, сколько всего, что хочется,
     Когда хочется так немного.
     Сколько надо иметь одиночества,
     Чтобы не было так одиноко...


3. Может быть, "Адажио" Альбинони о самой Жизни, когда неповторим каждый день и час, и каждое мгновение... розовый рассвет и мерцающий закат, первая тающая снежинка на ладони и первая улыбка внука, встречи, разлуки и потери, смех детей, звездопад светлой ночью и пройденные дороги...


  • Почему исполнители обращаются к теме любви в трактовках «Адажио»?



ФИЗМИНУТКА

7. Включение в систему знаний и повторение

Объяснительно -иллюстративный

  • Продолжим нашу работу с учебником - с. 181

(Музыка «Адажио» наполнена явны­ми и скрытыми смыслами, знаками- символами. Ее мелодическая основа с ниспадающими, слово никнущими фразами, которые завершаются скорбными интонациями, строгий и воз­вышенный тембр органа, траурный минорный лад и, наконец, мерная не­торопливая поступь шага вызывают у слушателей представление о движении по тернистому жизненному пути, кото­рое ассоциируется с глубокой тоской и одиночеством.

Символ движения стал исходной точкой для создания мультиплика­ционного фильма. На фоне музыки «Адажио» разворачивается нетороп­ливое действие, в котором режиссер (с помощью бумажной пластики) призывает зрителей осмыслить веч­ные темы — добро и зло, свет и тень, черное и белое, кумиры и поклонники, чужой среди своих и др.)


  • Кинематографисты в своем творчес­тве нередко обращаются к интерпре­тации шедевров мирового искусства. Примером обращения к популярной музыке «Адажио»ТомазоАльбинони(1671-1750— является мультипликационный фильм с одно­именным названием отечественного режиссера Г. Бардина.

Слайд №17

  • Гарри Яковлевич Барденштейн (Гарри Бардин) (род. 1941 г.) советский, российский художник-мультипликаторрежиссёр-мультипликатор, сценарист и актёр. Известен работами в жанрах пластилиновой и кукольной  мультипликации.


Слайд № 18

  • На слайде вы видите награды Г. Бардина:

  • «Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля за мультфильм «Выкрутасы».

  • В 2010 году награждён премией «Триумф».

  • Премия Федерации еврейских общин России «Скрипач на крыше» — 2015 год.

и фрагмент мультфильма «Адажио»


  • Сейчас мы посмотрим этот мультфильм. А для вас задания: (по группам)

  1. Определите содержание фильма — (история о трагедии новатора, вождя, пророка, о последствиях прихода в мир новых идей, о том, как искажаются последователями вечные истины; противопоставление философских категорий добра и зла, света и тени, чёрного и белого, возвышенного и земного. о торжестве добра и света, о возрождении отвергнутой души; возникают ассоциации с образами Данко, Иисуса Христа, образами простых людей, не жалеющих своей жизни, ради добра и любви к другим людям.

  2. Рассмотрение техники подачи музыкального образа — (объёмная бумажная пластика, приёмы драматургического развития.)

  3. Поиск ответа на вопрос: Какие нравственные уроки преподносят нам произведения музыки и кинематографии?

(учат нас быть «светлыми», добрыми, чистыми.

  • Может быть, "Адажио" о трагическом непонимании других, непохожих на всех, смелых и талантливых людях, их не признаёт серая толпа, их высмеивают и забрасывают камнями, над ними смеются, их подвергают пыткам, но они поднимаются, оплёванные, в грязи и крови, они встают и идут до конца, до Распятия, неся свой Крест на Голгофу. Об этом рассказывают простенькие фигурки из бумаги в гениальном фильме Гарри Бардина "Адажио".   Без музыки Альбинони представить этот кино-шедевр невозможно.)


Слайд № 19.

  • Просмотр мультфильма Г.Бардина «Адажио», ответы на поставленные вопросы. (выше)

(закрыть экран)

  • Как все ваши ответы соотносятся с эпиграфом к уроку «Зло мгновенно в этом мире, неизбывна доброта»? Противоречат они ему или подтверждают его? Докажите.


  • Составьте синквейн на тему «Добро» или «Зло». Понятие я уже написала на листочках, вам необходимо продолжить. Схема синквейна – на экране. (Слайд №20) Работа в парах, кто закончит – покажет условный знак.



  • Прочтите свои синквейны, начнем с понятия «Зло», - оно сильно, вездесуще, в чем-то соблазнительно…

  • Прочтите синквейны с понятием «Добро» (Добро сильнее зла!)


Слушают учителя, отвечают на вопросы. Слушают музыку.

Смотрят фрагменты мультфильма, обсуждают образы главных героев, анализируют киномузыку.

Фронтальная работа

Познавательные:анализируют язык киноискусства как средства раскрытия драматургии музыкальных образов.

Метапредметные:

излагают своё мнение в диалоге, аргументируют его. Участвуют в обсуждении содержания и выразительных средств киноискусства.

Личностные:

Понимание важной роли музыки в кино.

8. Творческая практическая деятельность.

Практический

  • Как вы думаете, почему два художественных произведения, созданные в разное время, заставляют современных слушателей и зрителей задуматься над проблемой: «Человек в поисках жиз­ненных смыслов»? Что выбрать: добро или зло? Белое или черное?


(Вечные ценности, воспитательная функция искусства)

Отвечают на поставленный вопрос.

Фронтальная работа

Регулятивные:

Планируют действие в учебной ситуации.

9. Итоги урока. Рефлексия

Беседа в форме «вопрос-ответ»,

  • Наш урок подходит к концу. Какой вывод вы сделали в конце урока?

  • Закончите фразу: (Слайд № 21)

  • Я понял, что …

  • Мне захотелось …


ОЦЕНКИ


Отвечают на поставленный вопрос.

Фронтальная работа

Коммуника-тивные: излагают своё мнение в диалоге.

10. Домашнее задание


Слайд №22


Учебник с.180-181

Посмотреть мультфильм Г. Бардина «Конфликт» с целью дальнейшего обсуждения в классе.

Мини-сочинение «Зло мгновенно в этом мире, неизбывна доброта»







Слайд №23







Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее