9 класс. Тема: Тайные смыслы образов искусства, или Загадки музыкальных хитов.
Цель урока |
|
Задачи |
Личностные УУД: уметь оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, размышления на тему «Человек в поисках нравственных смыслов жизни»; выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; Метапредметные УУД:
Предметные УУД: познакомиться с пьесой Т. Альбинони и фильмом режиссёра Г. Я. Бардина «Адажио», проанализировать его, выявить нравственные ценности в произведениях, показать актуальность этих ценностей сегодня |
Тип урока | Открытие новых знаний. |
Методы и формы обучения | Объяснительно-иллюстративный, практический; фронтальная, в парах, групповая. |
Оборудование | Мультимедийный проектор, компьютер. |
Наглядно-демонстрационный материал | презентация к теме урока, Томазо Альбинони «Адажио», фильм режиссёра Г. Я. Бардина «Адажио». |
Основные понятия и термины | Адажио, Томазо Джованни Альбинони, классикал кроссовер, |
Организационная структура (сценарий) урока.
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Формируемые умения Универсальные учебные действия. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. Мотивация к учебной деятельности | Подготовка учащихся к работе на уроке Постановка проблемы в учебной деятельности. | Слайд №1
Слайд №2 Слайд №3 - закончить
| Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Ставят перед собой цель учебной деятельности.
| Фронтальная работа
| Регулятивны: определяют цель, проблему в учебной деятельности. Личностные: осознают свои интересы |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений | Организовать актуализацию изученных способов действий |
|
| ||
3. Выявление места и причины затруднения |
| Слайд №4 (открыть доску)
Слайд № 5
«Зло мгновенно в этом мире, неизбывна доброта» (Ш. Руставели).
| |||
4. Построение проекта выхода из затруднения |
|
|
|
|
|
5. Реализация построенного проекта
6. Первичное закрепление во внешней речи. | Реализация построенного проекта |
Слайд №6 (Томазо Джованни Альбинони (1671 - 1750 г.) - венецианский композитор, написавший около 50 опер и множество инструментальных концертов. Большая часть его наследия была безвозвратно утрачена во время бомбежки Дрездена авиацией союзников в конце Второй мировой войны. Именно архиву неопубликованных произведений Альбинони тогда не повезло - его не успели вывезти.)
(Ада́жио (итал. Adagio, «ада́джо» — медленно, спокойно) — медленный музыкальный темп) Слайд № 7
(Произведение внесено в книгу "Рекордов Гиннесса", потому что авторство Альбинони признается ошибочным. Существует версия о том, что мелодию этого произведения среди сгоревших рукописей композитора нашел в середине XX в. исследователь жизни и творчества Альбинони - Ремо Джацотто и сочинил на ее основе музыкальное произведение.)
(Впервые реконструированное "Адажио" было исполнено в 1958 году. Ремо Джадзотто утверждал, что восстановил произведение по маленькому фрагменту, который нашел в Миланской библиотеке в начале сороковых. | |||
|
| Проверить музыковеда, самого крупного знатока творчества композитора, было просто некому. Авторитет профессора истории музыки университета Флоренции, автора биографии многих знаменитых итальянских композиторов, был столь высок, что ему поверили безоговорочно. Сейчас же мало кто сомневается, что автором Adagio является сам Ремо Джадзотто.
Слайд № 8
(Classical crossover (классикал кроссовер) — музыкальный стиль, представляющий собой своеобразный синтез, гармоничное сочетание элементов классической музыки и поп, рок, электронной музыки. Название официально утвердилось не так давно, войдя в список номинаций музыкальной премии Grammy, ежегодно присуждаемой Национальной академией звукозаписи США.) Слайд № 9
Слайд № 10 В русскоязычном варианте широкую популярность приобрела песня «Мгновения» в исполнении Николая Баскова.
Прослушивание «Адажио» в исполнении: Слайд № 11-12 Слайд № 13-14 Слайд № 15-16 (закрыть экран)
О чем же эта музыка? 3. Может быть, "Адажио" Альбинони о самой Жизни, когда неповторим каждый день и час, и каждое мгновение... розовый рассвет и мерцающий закат, первая тающая снежинка на ладони и первая улыбка внука, встречи, разлуки и потери, смех детей, звездопад светлой ночью и пройденные дороги...
ФИЗМИНУТКА | |||
7. Включение в систему знаний и повторение | Объяснительно -иллюстративный |
(Музыка «Адажио» наполнена явными и скрытыми смыслами, знаками- символами. Ее мелодическая основа с ниспадающими, слово никнущими фразами, которые завершаются скорбными интонациями, строгий и возвышенный тембр органа, траурный минорный лад и, наконец, мерная неторопливая поступь шага вызывают у слушателей представление о движении по тернистому жизненному пути, которое ассоциируется с глубокой тоской и одиночеством. Символ движения стал исходной точкой для создания мультипликационного фильма. На фоне музыки «Адажио» разворачивается неторопливое действие, в котором режиссер (с помощью бумажной пластики) призывает зрителей осмыслить вечные темы — добро и зло, свет и тень, черное и белое, кумиры и поклонники, чужой среди своих и др.)
Слайд №17
Слайд № 18
и фрагмент мультфильма «Адажио»
(учат нас быть «светлыми», добрыми, чистыми.
Слайд № 19.
(закрыть экран)
| Слушают учителя, отвечают на вопросы. Слушают музыку. Смотрят фрагменты мультфильма, обсуждают образы главных героев, анализируют киномузыку. | Фронтальная работа | Познавательные:анализируют язык киноискусства как средства раскрытия драматургии музыкальных образов. Метапредметные: излагают своё мнение в диалоге, аргументируют его. Участвуют в обсуждении содержания и выразительных средств киноискусства. Личностные: Понимание важной роли музыки в кино. |
8. Творческая практическая деятельность. | Практический |
(Вечные ценности, воспитательная функция искусства) | Отвечают на поставленный вопрос. | Фронтальная работа | Регулятивные: Планируют действие в учебной ситуации. |
9. Итоги урока. Рефлексия | Беседа в форме «вопрос-ответ», |
ОЦЕНКИ
| Отвечают на поставленный вопрос. | Фронтальная работа | Коммуника-тивные: излагают своё мнение в диалоге. |
10. Домашнее задание |
| Слайд №22 Учебник с.180-181 Посмотреть мультфильм Г. Бардина «Конфликт» с целью дальнейшего обсуждения в классе. Мини-сочинение «Зло мгновенно в этом мире, неизбывна доброта» |
|
|
|
|
| Слайд №23
|
|
|
|