Класс: 3
Предмет: Математика
Автор урока: Касперович Виктория Анатольевна – учитель начальных классов высшей категории Макеевской общеобразовательной школы I - III ступеней № 72
Учебник: Математика. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова. – 6-е изд. – М., Просвещение, 2016. Школа России
ТЕМА: Таблица умножения и деления. Закрепление изученного материала.
ЦЕЛИ: закрепить знание таблицы умножения и деления с числами 2-7, умение решать задачи изученных видов, выполнять задания творческого и поискового характера; создавать условия для формирования познавательного интереса к математике, помочь ощутить радость успеха в проявлении своих знаний; самостоятельно делать выбор, опираясь на общие правила; учить самостоятельно оценивать результат своих действий, находить и исправлять собственные ошибки; воспитывать интерес к предмету, умение работать в группах, дружбу и взаимопомощь.
Оборудование: презентация, проектор, экран; карточки с заданиями «круговые» примеры, таблица для математического диктанта, таблицы с условием задачи, картинки машин разного цвета, конверты с заданиями для групповой работы.
Ход урока:
I. Организация класса.
Учитель: Вот звонок нам дал сигнал
Ученики: Он учиться нас позвал
Учитель: А мы время не теряем
Ученики: И урок наш начинаем
Учитель: Встаньте прямо, подтянитесь
И друг другу улыбнитесь.
II. Мотивация.
Ребята! Мы с вами хорошо поработали. Очень многому научились, многое узнали. А вот чему именно научились на уроках математики, надеюсь, мы сегодня покажем.
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. (Слайд 2)
Ребята! А на чём можно путешествовать? (Самолет, корабль, машина, автобус, поезд, воздушный шар, ракета.) (Слайд 3)
А вот на чем мы с вами будем путешествовать, узнаем, если быстро и верно выполним задание.
III. Работа над материалом урока
Работа в группах (5 групп по 4 человека). Определение вида транспорта.
Решение примеров. Получили ответы. На обратной стороне ответов – буква. В каждой группе выпало по 2 буквы. Ученики, которым выпали в ответах буквы, взяли буквы с парты крупнее размером, вышли и прикололи их к доске.
Из букв составили слово: АВ-ТО-МО-БИ-ЛЬ. (Слайд 4)
Определение групп. Дифференцирование.
Поскольку нас много и на одном легковом автомобиле не сможем ехать, то нам потребуется несколько машин. А кто в какой машине будет ехать, вы узнаете, открыв свой конверт на парте.
Итак, на оранжевой машине поедут … (поднимают руки)
на синей машине будут передвигаться … (поднимают руки)
а на красной машине совершать путешествие … (поднимают руки)
Скажите, а когда люди, в основном, путешествуют? (В отпуске) (Слайд 5)
Работа по учебнику.
Решение задачи № 3 (стр.64)
Прежде, чем выехать в дорогу, что обычно хорошие водители должны сделать? (проверить исправность машины, заправить топливо).
Мы тоже с вами поступим так же. Проверим нашу готовность.
Задание № 1. Решение «круговых» примеров.
9 • 7 56 – 2 48 : 8
8 • 7 42 + 6 54 : 6
7 • 6 63 + 7 70 : 10
Теперь нам с вами надо выбрать маршрут нашего путешествия.
Задание № 2. Математический диктант.
10 | 1 | 9 | 7 | 49 |
70 | 4 | 63 | 42 | 18 |
8 | 6 | 40 | 72 | 81 |
6 | 8 | 4 | 0 | 3 |
48 | 7 | 41 | 30 | 32 |
Проверка математического диктанта (Слайд 6)
Ребята! А что еще водителям-путешественникам надо знать и обязательно выполнять? (ПДД)
Действительно, правила дорожного движения должны знать все: и пешеходы, и водители. На городских улицах и дорогах сейчас очень много автомобилей и надо быть очень внимательным, чтобы не попасть в неприятности.
Повторение ПДД. (Учитель – загадка о светофоре. Три ученика – стихи.)
Самый главный на дороге, -
Говорили мне друзья, -
Разноглазый, одноногий,
С ним шутить никак нельзя.
Я немного испугалась,
Слыша этот разговор,
Но, увидев, догадалась,
Это ж просто … (светофор) (Слайд 7)
Этот зоркий светофор
Не даёт создать затор.
За машинами следит
Ими он руководит.
У него всего три глаза,
Но не все открыты сразу.
Если красный глаз открыт,
Это значит он сердит-
На движение вперёд
Разрешенье не даёт!
Открывает жёлтый глаз-
Будь внимательным сейчас-
Жди зелёный цвет у глаза.
А увидел - тут же сразу
Можешь ехать и идти!
И счастливого пути!
Ну, что ж, отправляемся в путь! Нам по ходу движения придется выполнять много различных поворотов, разворотов и других манёвров, т.е. заданий.
Двигаясь по городу, мы встречаем много транспорта. (Слайд 8)
Решение уравнений и примеров на порядок действий (с объяснением).
60 – (7 • 8 ) = а • 6 = 18
24 : (11 – 5) = 54 : х = 9
6 • (21 : 3) = с : 7 = 8
14 + 42 : 7 = 8 • b = 32
Задание для туристов в красной машине: Найди ошибки в решении уравнений и реши их правильно.
24 + х = 37 а : 7 = 8 у – 25 = 18
х = 37 + 24 а = 7 • 8 у = 25 – 18
х = _________ а = __________ у = __________
____________ _____________ _____________
Мы выехали их душного города и направляемся поближе к природе – через поле, через лес – как вы думаете, куда? ( в деревню). (Слайд 9)
Наша первая остановка около живописного пруда на краю леса.
Ребята, а какой вид отдыха любят очень многие папы, дедушки, а иногда и мамы и бабушки? (Рыбалка.)
А главное орудие для ловли рыбы – это … (удочка.) (Слайд 10)
Вот на эту тему наше следующее задание. Это не простое обычное задание. Это задание «Блиц» - решение задач в темпе, без условия, без записи в тетрадь, то есть устно. Но и ответы в этом задании необычные, они зашифрованы буквами. Приготовили карточки с буквами. Это ваш сигнал. А числа – ответы – перед вами на листах.
Вы готовы? Ну, что ж, вперед.
Решение задач (устно)
Для изготовления 1 удочки надо 7 м лески. Сколько м лески потребуется для 5 таких же удочек? (а - 21; б - 28; в - 35) Решение: 5 • 7 = 35
Во время коллективной рыбалки удалось поймать 8 окуней, 5 карасей и 2 щуки. Сколько всего рыб поймали рыбаки? (а - 10; б - 15; в - 20) Решение: 8 + 5 + 2 = 15
Путешественники варили компот из ягод. За день они выпили 6 котелков компота по 4 л в каждом котелке. Сколько всего литров компота выпили путешественники? (а - 24; б - 20; в - 12) Решение: 4 • 6 = 24
За день туристы съедают 7 банок мясных консервов. Сколько банок консервов они съедят за 7 дней? (а - 35; б - 49; в - 42) Решение: 7 • 7 = 49
Физкультминутка (под музыку)
Итак, продолжаем наше путешествие. Мы приехали на юг, в Крым. (Слайд 11)
Решение примеров. Цепочка «Как получили число?»
8 9
42
48 7 5
24 56 50 40
Скажите, а что выращивают на южном берегу Крыма? (виноград, персики …) (Слайд 12)
Следующее задание как раз об этом.
Решение задачи (условие на доске)
Было – 60 кг
Продали – ? кг
Осталось – 8 ящ. по 4 кг
Задание: составить задачу в соответствии с условием.
Подумали над решением.
(На экране запись) (Слайд 13)
32
60 + 4 • 8 = 92 (кг)
32
60 – 4 • 8 = 28 (кг)
32
60 – 4 • 8 = 18 (кг)
Посмотрите внимательно на эти выражения. Какое из них является решением нашей задачи? Объясните.
Запись решения задачи в тетради (без условия)
Геометрическое задание.
«Найди «лишнюю» фигуру» (на убывание)
Остались на доске только три прямоугольника: оранжевый, красный и синий.
Работа с геометрическим материалом ( на листочках)
Какая фигура «лишняя» ? (Куб, т.к. он объемный, а все остальные – плоские)
1 2 3 4 5 6
Самостоятельная работа (дифференцированное задание)
Задание для туристов в оранжевой машине. Найди прямоугольник. Измерь длину и ширину, отметь на чертеже. Найди периметр и площадь. Запиши на этом листке.
Задания для туристов в синей и красной машинах – на листке. Работу выполняете в тетрадях. Условие не писать. Найти площадь прямоугольника.
Ребята, а теперь наш путь лежит через красивую реку. И пересечем мы её по мосту. (Слайд 14)
У вас на листах – 4 квадрата.
12. Задание. Провести одну прямую так, чтобы получилось:
1) два треугольника;
2) два четырехугольника;
3) треугольник и четырехугольник;
4) треугольник и пятиугольник.
(Проверка – на экране проектора) (Слайд 15)
Наше путешествие подошло к концу. И наш путь снова лежит по городским улицам.
Заключение:
Ребята, когда мы с вами путешествовали, преодолевали трудности в пути (решали задачи, примеры, уравнения), нам всем вместе было легко? (Да)
Как вы думаете, почему? (Мы были дружные, были вместе, работали сообща).
Значит, что важно для все нас? (Дружить).
Рефлексия:
Скажите, ребята, вам понравилось наше путешествие?
У вас на партах на листах есть фигура. Дорисуйте эти смайлики, покажите своим рисунком свое настроение после нашего урока.
• •
Молодцы. Вы хорошо сегодня работали на уроке. Всем спасибо.
Домашнее задание
3