Сущность и перспектива выбора правильной профессии. Личность, личный интерес, склонность и способность в выборе профессии
цели урока:
• образовательная: стимулирование интереса учащихся к миру профессий;
• развивающая: привлечение внимания учащихся к осознанному выбору будущего профессионального пути;
•- воспитательная: воспитание трудовой дисциплины, ответственности
Методы обучения: личный показ, рассказ, беседа
Задачи урока:
1. Охарактеризовать профессии с точки зрения гарантии трудоустройства. Провести конкурс: “Угадай профессию”.
2. Определить классификацию профессий по предмету труда. Провести конкурс: “Типы профессий по предмету технологии”.
3. Показать многообразие мира профессий. Провести конкурс: “Много ли вы знаете профессий?”.
4. Выявить основные аспекты выбора профессии.
5. Провести конкурс презентаций “Профессии моих родителей” с помощью MS Office PowerPoint
Оборудование: стенды классификации профессий, карточки с названиями профессий, памятка: как выбрать профессию, презентация профессий с точки зрения гарантии трудоустройства, презентации рабочих профессий и учебных заведений .
Структура (ход) урока :
I. Организационная часть:
1. Проверка наличия девочек
2. Проверка санитарного состояния и внешнего вида девочек
II. Вводный инструктаж:
1. Сообщение темы и целы урока
2. Выявление знаний у девочек по материалу урока:
Слово учителя.
Здравствуйте сегодня будем говорить о мире профессий, а также поучаствуем в интересных конкурсах.
Выбор профессии у вас, друзья, впереди. Но многие из вас уже задумывались над этой проблемой. Чтобы найти любимую работу, прежде всего надо хорошо знать, какие профессии есть на свете. В мире насчитывается более 60 тысяч профессий. Но эта огромная цифра далека от определенности. Жизнь не стоит на месте и все время какие-то старые профессии отмирают, а новые появляются. Все профессии с точки зрения гарантии трудоустройства можно классифицировать следующим образом: “вечные”; “сквозные”; дефицитные”; “перспективные”; “свободные”(презентация: характеристика профессий с точки зрения гарантии трудоустройства). Профессия (от лат. рrofitere – «объявлять своим делом», «говорить публично», «заявлять») - означает род трудовой деятельности, требующей определённой подготовки и являющейся источником существования.
Профессия – это знания, умения, личные качества, необходимые для успешного занятия работой и получения вознаграждения за труд.
Специальность – содержание образовательной программы подготовки специалиста.
Должность – это трудовой пост, который занимает работник в данной организации
«ХОЧУ» - личные цели и ценности, профессиональные интересы и
склонности, желания и потребности.
«МОГУ» - проблема человеческих физиологических возможностей и
способностей, психологических особенностей и состояния
здоровья.
«НАДО» - потребности рынка труда в специалистах, знание
профессиональной сферы, определение путей и средств
достижения цели, основывающихся на самооценке собственных
достоинств и недостатков, возможность трудоустройства
Конкурс: “Угадай профессию. Профессии с точки зрения гарантии трудоустройства”.Сейчас ребята расскажут нам четверостишья о профессиях, которые они выучили, девочки определяют к какому классу профессий с точки зрения гарантии трудоустройства их можно отнести.
Дайте повару продукты:
Мясо птицы, сухофрукты,
Рис, картофель... И тогда
Ждёт вас вкусная еда.
Д айте ножницы, расчёску,
Он вам сделает причёску.
Парикмахер непременно
Подстрижёт вас современно.
Молоток в работе нужен,
И с пилою столяр дружен.
Он дощечки распилил
И скворечник смастерил
Звери, птицы, все, кто болен,
Кто здоровьем недоволен!
Вас зовёт ветеринар –
Перевяжет, даст микстуру
Он и фрукты, и природу
Нарисует, и портрет.
Взял художник на работу
Кисти, краски и мольберт
Есть у фермера хозяйство,
Держит фермер поросят.
Труд не терпит разгильдяйства –
Знает каждый из ребят.
Если вдруг беда случится,
Где-то что-то загорится,
Там пожарный нужен срочно.
Он погасит, – это точно.
Как играет музыкант,
Как прекрасны скрипки звуки!
У него большой талант,
Золотые руки.
В микроскоп учёный смотрит,
Видно, опыты проводит.
Дела нет ему до скуки –
Весь в работе, весь в науке.
Спасатель там, где есть беда,
Придёт на помощь он всегда.
И сомневаться нет причин:
Спасать – работа для мужчин
Итоги конкурса. Вечные профессии: ветеринар, парикмахер, фермер, пожарный; сквозная: столяр; свободные: повар, художник, музыкант; перспективная: ученый; дефицитная: спасатель.
В зависимости от предмета труда все профессии подразделяются на 5 типов (классификация:
"Человек – живая природа" (П)
Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования.
Сюда можно отнести профессии, связанные с изучением живой и неживой природы, с уходом за растениями и животными, с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных: микробиолог, геолог, овощевод, орнитолог, зоотехник, ветеринар, эколог, агрохимик, мелиоратор, лесовод и др.
"Человек – техника" (и неживая природа) (Т)
Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда.
Тип "Человек – техника" включает в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических средств: газоэлектросварщик, токарь, инженер, конструктор, слесарь, монтажник, водитель, механик, машинист, технолог и др.
"Человек – человек" (Ч)
Предметом интереса, распознавания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста.
К профессиям типа "Человек – человек" относятся профессии, связанные с медицинским обслуживанием и правовой защитой человека: врач, медсестра, фельдшер, преподаватель, психолог, референт, гувернер, менеджер, продавец, официант, агент по рекламе, экспедитор, юрист, следователь, инспектор ГИБДД и др.
"Человек – знаковая система" (3)
Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы – вот предметные миры, которые занимают представителей профессий этого типа.
Тип "Человек – знаковая система" объединяет профессии, связанные с текстами, цифрами, формулами, и таблицами, с чертежами, картами, схемами, звуковыми сигналами: переводчик, программист, бухгалтер, экономист, специалист по маркетингу, геодезист, телефонист, налоговый инспектор, чертежник и др.
"Человек – художественный образ" (X)
Явления, факты художественного отображения действительности – вот что занимает представителей этого типа профессий.
К типу "Человек – художественный образ" можно отнести профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений, с изготовлением различных изделий по эскизу, образцу: журналист, художник, модельер, закройщик, ювелир, дизайнер, архитектор, парикмахер, гример-пастижер, декоратор-оформитель, актер и др.
Для того чтобы найти идеальную работу, нужно ясно представлять, какой она должна быть. Для этого нужно ответить на следующие вопросы:
• В какой сфере я хочу работать?
• Мне больше нравится руководить или подчиняться?
• Мне хочется работать в большом коллективе, маленькой фирме или самостоятельно?
• Какой график работы мне по душе: полная занятость, частичная, свободный график?
• Чего я хочу от работы – стабильности, карьерного роста или творческой реализации?
• На что я буду тратить заработанные деньги?
: А давайте поиграем в конкурс пантомим! Я буду называть вам профессию, а вы постараетесь без звуков изобразить представителя этой профессии. Профессии:
повар
постовой
музыкант
балерина
художник
водитель
охранник
журналист
строитель
7. Просмотр презентаций рабочих профессий и учебных заведений
– Вот и подошел к концу наш урок по профессиональному самоопределению. А что думаете вы о выборе профессии. Поговорите на эту тему со своими родителями, узнайте, как они выбрали свою профессию. И в итоге, нельзя поставить точку. А надо поставить вопросительный знак. И ответы на эти вопросы каждый из вас должен найти сам.
Заключение.
Подведение итогов, награждение победителей, раздача памяток “Как выбрать профессию”, домашнее задание – беседа с родителями о том, как они выбирали профессию.
Использованная литература:
Учебник по технологии. 8 класс. Тахиров У.О., Каримов И. и др. Ташкент: 2019
Технология, Учебник для 9 класса школ общего среднего образования, Саттарова З., Абдусаламова Н., Ахмедова Н., 2019
www.ziyonet .uz