«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Судьба глупцов и проблема финала романа (По роману Салтыкова-Щедрина «История одного города»)

Цели урока: дать общую характеристику произведения, определить замысел автора, проблематику, рассмотреть финал повести.

Задачи урока:

  • Образовательная: открыть важный человеческий смысл произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина, раскрыть суть моральных категорий, поступков героев произведения; рассмотреть способы сатирического изображения народа и власти.
  • Развивающая: продолжать формирование навыков участия в дискуссии, анализирования противоречивой информации, аргументации и сравнения; продолжать развивать навыки работы с текстом (анализ текста, работа над характеристикой героев;
  • Воспитательная: формировать нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное отношение к жизни, воспитывать потребность осознанно определять своё место в обществе, формировать чувство ответственности за свои поступки, нравственные качества личности.
Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Судьба глупцов и проблема финала романа

(По роману Салтыкова-Щедрина «История одного города»)



Цели урока: дать общую характеристику произведения, определить замысел автора, проблематику, рассмотреть финал повести.


Задачи урока:

  • Образовательная: открыть важный человеческий смысл произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина, раскрыть суть моральных категорий, поступков героев произведения; рассмотреть способы сатирического изображения народа и власти.

  • Развивающая: продолжать формирование навыков участия в дискуссии, анализирования противоречивой информации, аргументации и сравнения; продолжать развивать навыки работы с текстом (анализ текста, работа над характеристикой героев;

  • Воспитательная: формировать нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное отношение к жизни, воспитывать потребность осознанно определять своё место в обществе, формировать чувство ответственности за свои поступки, нравственные качества личности.


Тип урока: урок-дискуссия

Методы: лекция, беседа, дискуссия.

Оборудование: текст романа Салтыкова-Щедрина «История одного города», книга по литературе 10 класс 2 часть.


Ход урока:


Эпиграф к уроку

Я совсем не историю предаю осмеянию, а известный порядок вещей 

(М.Е.Салтыков-Щедрин)


I .Организационный момент.


II. Актуализация знаний.


Вопросы к обучающимся:


Город Глупов-город гротеск почему?

(Мастерски использует писатель прием гpoтeскa и гиперболы. Исследователи отмечают, что гpoтecк у Щедрина является уже не просто литературным приемом, а принципом, определяющим художественную структуру произведения. В жизни глуповцев все нeвepoятно, преувеличено, смешно и одновременно страшно. Городом может править человек с фаршированной головой или правитель, произносящий вceгo только два слова и имеющий в голове механизм. Гротескные описания ситуаций, фантастические преувеличения подчеркивают призрачность и безумие реального мира, позволяют обнажить самую сущность общественных отношений, помогают ярче почувствовать происходящее в окружающей действительность.)


Что такое «Эзопов язык»?


III. Введение в тему урока

Дети записывают в тетради число и тему урока.

Как вы думаете исходя из темы, какова цель урока?


IV. Изучение нового материала.

Лекция учителя с элементами беседы.


а) Какое впечатление произвёл на вас роман Салтыкова – Щедрина «История одного города»?

б) Да, отношение к произведению противоречивое, но это не потому, что роман был написан давно, а дело в том, что так было всегда со времени выхода «Истории одного города».


Оценка романа современниками.


Это произведение впервые вышло отдельным изданием в 1870 году. До этого книга печаталась в несколько приёмов в журнале «Отечественные записки». Сразу по выходе книги в свет И.С.Тургенев, находившийся тогда в Лондоне, писал М.Е.Салтыкову-Щедрину:

«На днях получил Вашу «Историю одного города», прочёл её немедленно. Под своей резко сатирической, иногда фантастической формой, своим злободневным юмором, напоминающим лучшие страницы Свифта, «История одного города» представляет самое правдивое воспроизведение одной из коренных сторон российской физиономии».

Но подобное отношение к новому творению Щедрина было далеко не единодушным. Некоторые читатели и критики встретили его более чем прохладно. В апрельском номере журнала «Вестник Европы» за 1871 год появилась критическая статья, посвящённая «Истории одного города», которая называлась «Историческая сатира» Автор её рассматривал книгу как сатиру на русскую историю и в этой связи обвинял писателя в самых разных грехах: «в поверхностном знакомстве с историей 18 века, и вообще с историей русского народа», в неясности позиций автора, в смехе для смеха и старании «позабавить читателя во что бы то ни стало, в отсутствии всякой руководящей идеи. Одним из главных пунктов обвинения был тезис о глумлении сатирика над народом. Подписана статья была псевдонимом А.Б-ов, за которым скрылся А.С.Суворин – в то время литературный критик.

Чем же объяснилась разноголосица мнений по поводу новой сатиры Щедрина? Прежде всего различием в идейных позициях её читателей. Но немаловажное значение имело и то обстоятельство, что по своей художественной структуре книга была необычной, сложной. Не случайно И.С.Тургенев в своей рецензии назвал её странной и замечательной. Это и в самом деле одно из самых своеобразных произведений русской сатирической литературы.


2. Дискуссия по содержанию произведения.

- Каковы границы города Глупова?
(Границы города неопределённые, непонятные, то это уездный городишко с прилегающим к нему выгоном для скота ( рассыльный прибывает в г.Глупов из Губернии; новый градоначальник тоже), то выясняется, что это город скорее губернский (в трактате Микаладзе встречаем фразы: « В одной из приволжских губерний градоначальник был роста трёх аршин с вершком. В другой губернии столь же рослые градоначальники»), то границы города расширены до пределов всей России («Выгонные земли Византии и Глупова были до такой степени смешены, что византийские стада почти постоянно смешивались с глуповскими, и из- за этого выходили беспрестанные пререкания).

- Кто населял город Глупов?
(Город Глупов населяли странные люди, похожие на горожан, встречаем мы здесь и купечество, и интеллигенцию, и даже глуповский бомонд. А потом вдруг оказывается, что жители этого города пашут, сеют, пасут скот и живут в избах).

- Что означает сочетание «один город» в названии «История одного города»?
(Один город следует соотнести с исконным смыслом корня gard – ограждённая территория, область человеческого существования, значит, это изображение любого человеческого общества).


- С чего же начали головотяпы наведение порядка?

Но невозможно такими нелепыми действиями добиться порядка, и они обращаются к князю.

- Какая главная проблема ставится писателем в связи с этим в главе «О корени происхождения глуповцев», а потом и во всём повествовании?
(Народ и самовластие).

3. ПРОСМОТР МУЛЬТФИЛЬМА

Обсуждение:
--Какова роль каждого из градоначальников?
--Какую цель преследует каждый новый градоначальник? ( подчинение глуповцев.)
--О чем гласит трактат « О благовидной всех градоначальников»?
(все они должны быть унифицированы- (приводить (привести) к единой форме или системе, к единообразию)
Многообразие градоначальников оборачивается на самом деле их поразительным однообразием. И термин ГРАДОНАЧАЛЬНИК в данной книге употребляется не в официальном своём значении, а в чисто условном. Градоначальник – это начальник города Глупова, а поскольку Глупов – город обобщённый, то и градоначальник – понятие собирательное, обозначающее самовластного правителя
----Что должно быть главным в их облике?( мундир)
Шинель-символ , который должен был создать безгрешность тирана.. Чем жестче режим , тем больше заботился тиран о своем облике).
Многообразие градоначальников оборачивается на самом деле их поразительным однообразием. И термин ГРАДОНАЧАЛЬНИК в данной книге употребляется не в официальном своём значении, а в чисто условном. Градоначальник – это начальник города Глупова, а поскольку Глупов – город обобщённый, то и градоначальник – понятие собирательное, обозначающее самовластного правителя
4.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (я предлагаю закрыть глаза, и представить на минутку в каких красках описывал жизнь глуповцев сатирик)


V. Pеализация домашнего задания ( заранее подготовленные учащиеся зачитывают характеристики градоначальников)
Беседа
5.Градоначальники.
Обучающиеся дают характеристику Градоначальников. ( домашнее задание)
Обсуждение.
В книге нет сквозного сюжета в традиционном cмыcле этого слова: каждая глава представляет собой как бы совершенно законченное произведение, имеющее caмостоятельную, завершенную сюжетную линию,
С середины 18 века по 1825 год в России были изданы десятки тысяч разных законов. Собранные вместе, они заняли 45 томов (Полное собрание законов Российской империи. 1830). Законы, изданные при Николае Первом и Александре Втором (до 1870 года), составили ещё 45 томов. Характерной чертой многих из них были не только пространность, но и крайняя запутанность, противоречивость. Вот куда метит сатирик, заявляя, что градоначальник Иванов умер от «натуги, усиливаясь постичь некоторый сенатский указ.
В фигурах некоторых градоначальников можно отыскать черты подлинных самодержцев (так, например, в образе Негодяева есть нечто от Павла Первого, в фигуре Микаладзе и Грустилова – от Александра Первого, в Перехват Залихватском – от Николая Первого).

- Так что же, это сатирический портрет исторической личности?
(Нет. Это образы обобщённые)
Какой вывод можно сделать?
- Что общего у всех градоначальников? Чем они похожи?
(Они похожи в главном: их разнообразные прожекты сводились к одному: к выколачиванию «недоимок» и пресечению крамолы).

Вывод. Получается, что градоначальник это мундир, а кто в мундире – это неважно. В нём может быть Клементий, вывезенный из Италии за искусную стряпню макарон, или Фердыщенко, бывший денщик князя Потёмкина, большой любитель буженины и гуся с капустой, или Негодяев, бывший гатчинский истопник, или более зловещая фигура – Угрюм – Бурчеев (глава «Подтверждение покаяния. Заключение»).


- Прочитайте портретную характеристику, данную писателем этому герою. Почему герой изображается на фоне пейзажа, в котором вместо неба нависла серая солдатская шинель?

Угрюм-Бурчеев – последний градоначальник Глупова. Появляется в главе «Подтверждение покаяния. Заключение». Образ очень преувеличенный, во многом это пародия на Аракчеева. 
    У.-Б. был «мрачный идиот», который не видел дальше своего носа. Но в этом радиусе все должно быть так, как захочет он. 
    У.-Б. спал на голой земле, ел сырое лошадиное мясо, часами маршировал в одиночку и т. д. В его образе до крайней степени доведены страсть к прямолинейности (в его планах город должен состоять из одних прямых линий), страсть к уравнительности, готовность «взять топор иидти, куда глаза глядят». 
    У.-Б. решает перестроить Глупов по своему проекту, который очень напоминает тюрьму. Угрюм-Бурчеев разрушает город, пытается перегородить реку, но природа оказывается сильнее. В итоге Глупов перестраивается и превращается в город Непреклонск. Но жители Непреклонска начинают роптать против У.-Б. Их раздражение против него все растет и растет, пока наконец не появляется Нечто, Великое и Ужасное, уничтожающее У.-Б. На этом «история прекратила течение свое».

VI. Закрепление изученного материала.

- Как вы думаете, почему именно Угрюм – Бурчеев завершает вереницу градоначальников?
(Он всех превзошёл своим безграничным идиотизмом. Его цель- превратьть Глупов в вечно- достойный памяти великого Святослава Игоревича-., с прямфми одинаковыми улицами, домами для одинаковых семей. Он придумал план и приступил к строительству , разрушив город до основания.. Но ему мешала река. . Мусором была засыпана река. .Но река размывала все плотины. И тогда Угрюм развернулся и зашагал от реки и увел за собой Глуповцев.. Для города была выбрана совершенно ровная низина на которой началось строительство. Но что-то изменилось .» земля затряслась, солнце померкло ОНО пришло, прохвост моментально исчез, словно растворился в воздухе. История прекратила свое течение»

Чем он опасен?
(Тем, что у власти идиот. В его голове созрел целый систематический бред.

Вывод: Таким образом, природа, ставшая для писателя олицетворением нормальной, новой жизни – вот главное и, к сожалению, единственной, до конца последовательный противник бесчеловечной, мертвенной идеи государства. Вспомним Органчика. В чём причина его поломки? То ли под влиянием прекрасного весеннего дня (естество!) он улыбнулся, и машина государственности вдруг заработала в несвойственном для неё режиме – режим естественности, человечности и сломалась. Вот эта – то несовместимость идеи государственности и идеи человечности доводится Угрюм – Бурчеевым до предела.
Одним из прототипов этого градоначальника был Аракчеев (военный министр в последние годы царствования Александра Второго).

собой самодержавие, противопоставлены в книге щедрина глуповцы.
.
-Что представляют из себя глуповцы? Как ведут себя под игом самовластия?
(Основное их качество: неиссякаемое терпение и сильная вера в начальство.
На эти качества указывают даже звукоизобразительные характеристики. Звуко-изобразительные характеристики градоначальников и глуповцев резко отличаются.

Черты характера,
звукоизобразительные
характеристики
градоначальников,
звукоизобразительные
характеристики
глуповцев,
черты характера

тупость
грубость
жестокость
идиотизм
ограниченное
властолюбие
окрики, крики!
звуки трубы и барабана
пушечная стрельба
раскаты грома
хлопки
гул
свист
треск
грохот
стоны
вопли
тишина
безмолвие
лепет
шёпот
вздохи
ропот
плач
тихо гудела
шипела толпа
неразвитость
покорность
долготерпение
начальстволюбие
смирение
темнота


- Но возможно ли смеяться над народом? На что обречен народ? Какова судьба глуповцев.???
«Я люблю Россию до боли сердечной, - утверждал писатель, - и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России...» Увидеть страну такой, какой она предстала в романе, мог только человек, гражданин, свято веривший в великое будущее России. Иначе изображение беспросветной жестокости, тупости, ограниченности градоначальников, олицетворяющих истинную, законную власть в Глупове, только усилило бы ощущение безысходности.
Трагическая судьба глуповцев закономерна. Они веками живут в этом выдуманном, фантасмагорическом городе, призрачном и реальном, нелепом и страшном. Писатель говорил, что он рассчитывал « на возбуждение в читателе горького чувства, а отнюдь не веселонравия». Страшно за Глупов не только потому, что в нем властвуют тупые начальники, - тяжелее всего видеть безропотность и терпеливость народа.

5. Проблема финала.

Взбунтовавшееся естество сметает с лица земли угрюм – бурчеевскую утопию. Но финал книги остаётся тёмным, о чём свидетельствуют различные трактовки эпизода в литературоведении.
- ОНО означает предсказание народной революции.
-ОНО знаменует начало ещё более жёсткоё реакции.
Обе версии спорны.
«История одного города» - это сатира современности. Писатель отобрал и обобщил то, что было равно характерно для эпох, отстающих друг от друга на десятилетия и даже на столетия, т.е. созданные им образы, черты были присущи как прошлому, так и настоящему».


- Почему же в данном произведении она прекратила течение своё?
Поможет в этом разобраться жанр книги. «История одного города» - это антиутопия, т.е. изображение опасных последствий, связанных с построением общества, т.е. книга – предупреждение о том, что будет, если у власти будут такие градоначальники и им будут подчиняться такие, как глуповцы.



Заранее подготовленный учащийся зачитывает вывод.

Вывод. История города Глупова, с точки зрения сатирика, обречена на гибель как нечто противоестественное, уродливо – неразумное и бесчеловечно – жестокое. В связи с этим ОНО символизирует неминуемое возмездие, которое посылает Глупову истинная история. Это произведение не только антиутопия, но и пророчество.

Обращаясь в своей книге к истории, связывая прошлое и настоящее время, писатель пытался найти основы для будущего. В сложном сплетении прошлого и настоящего, фантастического и реального, истории и coвpeмeнности создавались гротескные, сатирические образы, oтражающие сущность российской действительности. Cвoей необычностью и дерзостью «История одного города-вызвала недоумение у читателя: что это - пародия на русскую историю, обличение cовpeмeннoгo писателю порядка вещей, фантастика или что-то другое? Сам писатель не дал прямого ответа на эти вопросы. «Кто как xoчет, тот пусть так и понимает», - говорил он.
VII. Рефлексия:
Достигли ли мы поставленных на уроке целей?
Тема урока раскрыта?
Каков был замысел сатирика?
Что больше всего запомнилось в произведении?
Син-квейн
VIII. Оценивание.
IX. Домашнее задание
Написать эссе на тему «Впечатление от романа «История одного города»
Прочитать Сказки «Дикий помещик», «Премудрый пескарь».
Индивидуальные задания:подготовить проект «Традиции сатиры в произведениях Салтыкова –Щедрина»














Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее