«Осенний фестиваль знаний 2024»

Технологическая карта урока "Строение атома" 8 класс

Данная разработка предназначена для учителей химии, работающих в 8 классах. Подробно описан ход урока по теме "Строение атома". Много интересных заданий

Олимпиады: Химия 7 - 11 классы

Содержимое разработки

Технологическая карта урока


Предмет

Химия

Класс

8

Тема

«Основные сведения о строении атома»

Авторы УМК

О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, С.А. Сладков

Цели для ученика

1.      изучить строение атома.

2.       научиться описывать строение атомов химических элементов по их положению в периодической системе

 

Цели для учителя

Обучающие: обучающийся будет знать строение атома, модели атома; научится описывать строение атома по его положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; представлять информацию в виде схемы.

Личностные: будут сформированы творческие, интеллектуальные способности; ответственное отношение к обучению; познавательные интересы и мотивы, направленные на успешное усвоение предмета.

Универсальные учебные действия

Регулятивные. Обучающийся научится: выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы, формировать приемы работы с информацией; получит возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, одноклассниками.

Познавательные. Обучающийся научится: устанавливать причинно-следственные связи, систематизировать информацию; получит возможность научиться: применять приемы работы с информацией Коммуникативные. Обучающийся научится: принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; принимать другое мнение, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получит возможность применить: умение и опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии.

Тип урока     Комбинированный

Форма урока    Урок с использованием ИКТ

Опорные понятия, термины

Атом, химический элемент, порядковый номер, относительная атомная масса

Новые понятия

Нуклоны, протон, нейтрон, ядро атома, электронная оболочка, изотопы

Формы контроля

Устный опрос (фронтальный, индивидуальный), выполнение упражнений, построение схемы

Домашнее задание

§ 30, стр. 132, упр. 4,5,8 (письменно), чтобы оценить, как вы усвоили сегодняшний материал, для самооценки решите тест, пройдя по ссылке https://onlinetestpad.com/ru/testview/62348-stroenie-atoma

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые умения

Используемые методы, приемы, формы

Текущий контроль

Организационный этап

 

 

 

 

 

 

1. Приветствует учащихся.

2. Проверяет посещаемость


1.Приветствует учителя.

Самоконтроль

Беседа

Наблюдение

Актуализация знаний

Проверка знаний, необходимых обучающимся для изучения нового материала

 

 

 

 

 

 

Активизирует знания, необходимые обучающимся для работы на уроке. Осуществляет фронтальный контроль.

 

1.Задает вопросы и оценивает правильность ответов:

- Какие признаки были положены в классификацию химических элементов Д.И. Менделеевым

 

 

 

 

- Как был открыт Периодический закон Д.И. Менделеевым, как он его сформулировал?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Как изменяются в периоде слева направо:

 - металлические свойства

- неметаллические свойства

- валентность в высших оксидах

- характер высших гидроксидов.

 

 

 

 

Организует выполнение задания

1.Расположите элементы в порядке возрастания металлических свойств:

А) Be, F, C; B) S, Mg, P; В) B, Li, Be.

2. Расположите оксиды в порядке возрастания основных свойств:

А) MgO; CaO; BeO В) MgO; Na2O; Al2O3

3. Расположите гидроксиды в порядке возрастания кислотных свойств:
А) Mg(OH)2, Ca(OH)2, Be(OH)2

B) HCLO4, H2SiO3, H3PO4

Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы учителя. Слушают мнение одноклассников.

1. Отвечают на вопросы:

- В основу классификации химических элементов были положены 2 признака: относительная атомная масса, свойства веществ образованных химическими элементами.

- Дмитрий Иванович расположил карточки с химическими элементами и их соединениями в порядке возрастания атомных весов. Сделав это, ученый заметил, что в этой последовательности имеются участки, в которых свойства элементов и образованных ими веществ изменяются сходным образом. Свойства химических элементов и образованных ими веществ находятся в периодической зависимости от их относительных атомных масс.

 

- ослабевают

- усиливаются

- возрастает от I до VII

- характер высших гидроксидов изменяется от оснований через амфотерные гидроксиды к кислотам.

 

Вспоминают историю открытия Периодического законы, признаки классификации химических элементов.

Вспоминают  закономерности изменения свойств элементов по периодам.

Выстраивают свои ответы таким образом, чтобы они были понятны и учителю и одноклассникам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Применяют полученные знания при выполнении упражнения. Осуществляют самоанализ своей деятельности.

 

Фронтальная беседа

Вопросы учителя.

Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. Обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности

 

 

 

 

 

Мотивирует учащихся к определению темы и цели урока.
Выдвигает проблему.

Озвучивает тему и цели урока. 

- Итак, в основу классификации химических элементов Д.И. Менделеев положил относительную атомную массу.

- Что такое атом?

 

 

 

- Слово «атом» греческого происхождения, что оно может означать?

Прочитайте на стр. 132 учебника как переводится это слово. 

- В конце XIX века ученые экспериментально доказали, что атом – делимая частица, он имеет сложное строение.

- Знаете ли вы,  как устроен атом?

- Как вы думаете, какова тема нашего урока?

Учитель, опираясь на высказывания учащихся, ещё раз проговаривает тему и цель урока

- Итак, тема нашего урока – «Основные сведения о строении атома», цель урока – изучить строение атома, научиться описывать строение атомов химических элементов по их положению в периодической системе.

Отвечают на вопросы учителя. Выдвигают предположения. Ставят цели, формулируют тему урока. Выдвигают свои идеи. Слушают одноклассников.

 

- Атом – это частицы, из которых состоят молекулы (частицы из которых состоят физические тела).

 

 

 

- С греческого «атом» - «неделимый».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают тему урока в тетради.

Осуществляют анализ сказанного и прочитанного. Находят причинно-следственные связи.

Ставят цели.

Вводная беседа. Постановка проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с учебником

Вопросы учителя. Устные ответы обучающихся

Изучение нового материала.

Подведение обучающихся к самостоятельному

выявлению новых знаний. Развитие умений находить ответы

на проблемные вопросы.

 

 

 

 

В ходе беседы дает задание обучающимся.  Контролирует выполнение работы.  Осуществляет индивидуальный контроль. Организует коллективную проверку по уточнению и конкретизации составленной схемы.

- XIX – начало XX века, учеными были открыты частицы, входящие в состав атома – ядро, электроны. Как же расположены эти частицы? Ученые предлагали разные модели. Например, модель Джозефа Томсона, её назвали «булочка с изюмом». 

В 1911 году Эрнест Резерфорд предложил «планетарную модель» строения атома. В центре атома, как Солнце,  – положительно заряженное ядро, а вокруг, как планеты по орбитам, вращаются электроны.

- Кроме ядра и электронов есть ещё частицы. А что это за частицы, какие они, вам предстоит выяснить самим. Прочитайте текст учебника на странице 132 – 133, обменяйтесь мнениями в группах, вместе дополните схему «Атом».

- Давайте подведем итог групповой работы.

- Итак, расскажите, что нового вы узнали об атоме?

Учитель демонстрирует слайд со схемой «Атом» с дополнениями.

 

 

- На данном этапе мы достигли цели урока?

 

 

- Верно. Для описания строения атома нам понадобится информация о химическом элементе, которая содержится в каждой ячейке Периодической системы. Какая это информация?

 

 

 

 

 

 

Учитель выдвигает проблему.

- Как можно использовать эту информацию для описания строения атома? Чтобы ответить на этот вопрос изучите текст учебника на стр. 133 – 134 и таблицу № 13 на стр.134.

 

- Подведем итог вашей работы. Ответьте на вопросы:


 

 

- как определить число протонов в ядре атома?

- как определить заряд ядра атома?

- как определить число электронов?

- как определяется число нейтронов?

 

 

 

- Расскажите, какой заряд имеет атом?

- Какое определение можно дать химическому элементу?

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся работают в группах, изучают текст параграфа, заполняют схему «Атом». Фиксируют в тетрадях новые понятия.

 

 

Учащиеся (представители от групп) рассказывают, что нового они узнали.

Учащиеся дополняют, исправляют данные в своих схемах.

- Нет, мы не научились описывать строение атома по его положению в периодической системе.

 

 

 

 

Учащиеся отвечают на вопрос. Ответ учащегося:

- химический знак элемента;

- его название;

- порядковый номер;

- относительная атомная масса

Учащиеся изучают текст учебника и таблицы. Пополняют схему о строении атома.

 

 

 

Учащиеся, опираясь на самостоятельно полученную информацию, отвечают на вопросы учителя. Ответы:

- по порядковому номеру элемента.

- по порядковому номеру элемента, по числу протонов.

- по порядковому номеру элемента.

- по формуле N = A - Z

- атом не имеет заряда, т.к. число протонов в ядре атома равно количеству электронов.

Устанавливают причинно-следственных связи, систематизируют информацию.

Планируют свою деятельность для решения поставленной задачи, свою работу в группе, контролируют полученный результат. Оценивают промежуточные результаты и осуществляют саморегуляцию.

Представляют результат своей работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обучающиеся вспоминают структуру Периодической системы, информацию об элементе, содержащуюся в ячейке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Систематизируют полученную информацию.

Фронтальная беседа.

Работа в группах.

Работа с учебником. Самостоятельный поиск знаний

 

 

 

 

 

Вопросы учителя, составляемая схема.

Первичное закрепление новых знаний

 

Организует работу с использованием схемы «Атом». Осуществляет выборочный контроль, а так же  обсуждение решения упражнения. Устанавливает осознанность восприятия, побуждает к высказыванию своего мнения. Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи между положением элемента в Периодической системе и строением атома. Обеспечивает положительную реакцию обучающихся на творчество одноклассников.

- Ребята, опишите строение следующих атомов. Демонстрирует слайд с упражнением. Один пример показывает для образца.

Хар-ка

алюминий

железо

фосфор

натрий

Номер

 

 

 

 

Аr

 

 

 

 

p

 

 

 

 

n

 

 

 

 

e

 

 

 

 

 

- Проверим упражнение.

Учащиеся усваивают алгоритм описания строения атома химического элемента по его положению в периодической системе.

Следующие примеры, учащиеся выполняют самостоятельно.

Учащиеся по желанию комментируют выполненную работу, исправляют допущенные ошибки.

Планируют свою деятельность для решения поставленной задачи, контролируют полученный результат. Оценивают промежуточные результаты и осуществляют саморегуляцию

Работа по схеме, выполнение упражнения

Выполнение задания

Учитель ставит проблему.

- Ребята, подумайте, что произойдет, если в ядро атома добавить протон?

Учитель выслушивает предположения, направляя учащихся к верному ответу.

- А если изменить количество нейтронов?

 

Учитель подводит итог обсуждения: атомы одного химического элемента, содержащие различное число нейтронов в ядре, имеющие разные массовые числа, называют изотопами.

Учащиеся высказывают предположения: увеличится заряд ядра, а определяем его по порядковому номеру, значит, изменится порядковый номер, получим другой элемент.

Учащиеся высказывают предположения: изменится масса атома, но другого элемента мы уже не получим.

 

Учащиеся находят причинное-следственные связи.

Выслушивают мнения одноклассников.

Воспринимают новое понятие.

Фронтальная беседа.

Вопросы учителя.

Рефлексия.

Подведение итогов.

- Ребята, достигли мы сегодня цели урока?

Что нового вы узнали об атоме? Чему научились? Какие трудности вы испытывали?

Учитель озвучивает отметки за работу на уроке.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Проводят самоанализ своей деятельности в классе и в группе.

Воспринимают оценку своей деятельности учителем.

Фронтальная беседа

Устные ответы.

Наблюдение.

Домашнее задание

Учитель информирует обучающихся о домашнем задании, проводит инструктаж по его выполнению; проверяет понимание учащимися содержания работы и способов ее выполнения, подводит итог урока.

- Запишите домашнее задание: § 30, стр. 132, упр. 4,5,8 (письменно), чтобы оценить, как вы усвоили сегодняшний материал, для самооценки решите тест, пройдя по ссылке https://onlinetestpad.com/ru/testview/62348-stroenie-atoma

(ссылка будет размещена в электронном дневнике), скриншот итога теста пришлите на электронный адрес учителя.

Учащиеся фиксируют домашнее задание.

Задают уточняющие вопросы.

Беседа, домашнее задание




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее