Технологическая карта урока
Предмет | Химия |
Класс | 8 |
Тема | «Основные сведения о строении атома» |
Авторы УМК | О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, С.А. Сладков |
Цели для ученика 1. изучить строение атома. 2. научиться описывать строение атомов химических элементов по их положению в периодической системе
| Цели для учителя Обучающие: обучающийся будет знать строение атома, модели атома; научится описывать строение атома по его положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; представлять информацию в виде схемы. Личностные: будут сформированы творческие, интеллектуальные способности; ответственное отношение к обучению; познавательные интересы и мотивы, направленные на успешное усвоение предмета. Универсальные учебные действия Регулятивные. Обучающийся научится: выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы, формировать приемы работы с информацией; получит возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, одноклассниками. Познавательные. Обучающийся научится: устанавливать причинно-следственные связи, систематизировать информацию; получит возможность научиться: применять приемы работы с информацией Коммуникативные. Обучающийся научится: принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; принимать другое мнение, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получит возможность применить: умение и опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии. |
Тип урока Комбинированный | Форма урока Урок с использованием ИКТ |
Опорные понятия, термины Атом, химический элемент, порядковый номер, относительная атомная масса | Новые понятия Нуклоны, протон, нейтрон, ядро атома, электронная оболочка, изотопы |
Формы контроля Устный опрос (фронтальный, индивидуальный), выполнение упражнений, построение схемы | Домашнее задание § 30, стр. 132, упр. 4,5,8 (письменно), чтобы оценить, как вы усвоили сегодняшний материал, для самооценки решите тест, пройдя по ссылке https://onlinetestpad.com/ru/testview/62348-stroenie-atoma |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые умения | Используемые методы, приемы, формы | Текущий контроль | ||||||||||||||||||||||||||||||
Организационный этап
| 1. Приветствует учащихся. 2. Проверяет посещаемость
| 1.Приветствует учителя. | Самоконтроль | Беседа | Наблюдение | ||||||||||||||||||||||||||||||
Актуализация знаний Проверка знаний, необходимых обучающимся для изучения нового материала
| Активизирует знания, необходимые обучающимся для работы на уроке. Осуществляет фронтальный контроль.
1.Задает вопросы и оценивает правильность ответов: - Какие признаки были положены в классификацию химических элементов Д.И. Менделеевым
- Как был открыт Периодический закон Д.И. Менделеевым, как он его сформулировал?
- Как изменяются в периоде слева направо: - металлические свойства - неметаллические свойства - валентность в высших оксидах - характер высших гидроксидов.
Организует выполнение задания 1.Расположите элементы в порядке возрастания металлических свойств: А) Be, F, C; B) S, Mg, P; В) B, Li, Be. 2. Расположите оксиды в порядке возрастания основных свойств: А) MgO; CaO; BeO В) MgO; Na2O; Al2O3 3. Расположите гидроксиды в порядке возрастания кислотных свойств: B) HCLO4, H2SiO3, H3PO4 | Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы учителя. Слушают мнение одноклассников. 1. Отвечают на вопросы: - В основу классификации химических элементов были положены 2 признака: относительная атомная масса, свойства веществ образованных химическими элементами. - Дмитрий Иванович расположил карточки с химическими элементами и их соединениями в порядке возрастания атомных весов. Сделав это, ученый заметил, что в этой последовательности имеются участки, в которых свойства элементов и образованных ими веществ изменяются сходным образом. Свойства химических элементов и образованных ими веществ находятся в периодической зависимости от их относительных атомных масс.
- ослабевают - усиливаются - возрастает от I до VII - характер высших гидроксидов изменяется от оснований через амфотерные гидроксиды к кислотам.
| Вспоминают историю открытия Периодического законы, признаки классификации химических элементов. Вспоминают закономерности изменения свойств элементов по периодам. Выстраивают свои ответы таким образом, чтобы они были понятны и учителю и одноклассникам.
Применяют полученные знания при выполнении упражнения. Осуществляют самоанализ своей деятельности.
| Фронтальная беседа | Вопросы учителя. | ||||||||||||||||||||||||||||||
Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. Обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности
| Мотивирует учащихся к определению темы и цели урока. Озвучивает тему и цели урока. - Итак, в основу классификации химических элементов Д.И. Менделеев положил относительную атомную массу. - Что такое атом?
- Слово «атом» греческого происхождения, что оно может означать? Прочитайте на стр. 132 учебника как переводится это слово. - В конце XIX века ученые экспериментально доказали, что атом – делимая частица, он имеет сложное строение. - Знаете ли вы, как устроен атом? - Как вы думаете, какова тема нашего урока? Учитель, опираясь на высказывания учащихся, ещё раз проговаривает тему и цель урока - Итак, тема нашего урока – «Основные сведения о строении атома», цель урока – изучить строение атома, научиться описывать строение атомов химических элементов по их положению в периодической системе. | Отвечают на вопросы учителя. Выдвигают предположения. Ставят цели, формулируют тему урока. Выдвигают свои идеи. Слушают одноклассников.
- Атом – это частицы, из которых состоят молекулы (частицы из которых состоят физические тела).
- С греческого «атом» - «неделимый».
Записывают тему урока в тетради. | Осуществляют анализ сказанного и прочитанного. Находят причинно-следственные связи. Ставят цели. | Вводная беседа. Постановка проблемы.
Работа с учебником | Вопросы учителя. Устные ответы обучающихся | ||||||||||||||||||||||||||||||
Изучение нового материала. Подведение обучающихся к самостоятельному выявлению новых знаний. Развитие умений находить ответы на проблемные вопросы.
| В ходе беседы дает задание обучающимся. Контролирует выполнение работы. Осуществляет индивидуальный контроль. Организует коллективную проверку по уточнению и конкретизации составленной схемы. - XIX – начало XX века, учеными были открыты частицы, входящие в состав атома – ядро, электроны. Как же расположены эти частицы? Ученые предлагали разные модели. Например, модель Джозефа Томсона, её назвали «булочка с изюмом». В 1911 году Эрнест Резерфорд предложил «планетарную модель» строения атома. В центре атома, как Солнце, – положительно заряженное ядро, а вокруг, как планеты по орбитам, вращаются электроны. - Кроме ядра и электронов есть ещё частицы. А что это за частицы, какие они, вам предстоит выяснить самим. Прочитайте текст учебника на странице 132 – 133, обменяйтесь мнениями в группах, вместе дополните схему «Атом». - Давайте подведем итог групповой работы. - Итак, расскажите, что нового вы узнали об атоме? Учитель демонстрирует слайд со схемой «Атом» с дополнениями.
- На данном этапе мы достигли цели урока?
- Верно. Для описания строения атома нам понадобится информация о химическом элементе, которая содержится в каждой ячейке Периодической системы. Какая это информация?
Учитель выдвигает проблему. - Как можно использовать эту информацию для описания строения атома? Чтобы ответить на этот вопрос изучите текст учебника на стр. 133 – 134 и таблицу № 13 на стр.134.
- Подведем итог вашей работы. Ответьте на вопросы:
- как определить число протонов в ядре атома? - как определить заряд ядра атома? - как определить число электронов? - как определяется число нейтронов?
- Расскажите, какой заряд имеет атом? - Какое определение можно дать химическому элементу? | Воспринимают информацию, сообщаемую учителем.
Учащиеся работают в группах, изучают текст параграфа, заполняют схему «Атом». Фиксируют в тетрадях новые понятия.
Учащиеся (представители от групп) рассказывают, что нового они узнали. Учащиеся дополняют, исправляют данные в своих схемах. - Нет, мы не научились описывать строение атома по его положению в периодической системе.
Учащиеся отвечают на вопрос. Ответ учащегося: - химический знак элемента; - его название; - порядковый номер; - относительная атомная масса Учащиеся изучают текст учебника и таблицы. Пополняют схему о строении атома.
Учащиеся, опираясь на самостоятельно полученную информацию, отвечают на вопросы учителя. Ответы: - по порядковому номеру элемента. - по порядковому номеру элемента, по числу протонов. - по порядковому номеру элемента. - по формуле N = A - Z - атом не имеет заряда, т.к. число протонов в ядре атома равно количеству электронов. | Устанавливают причинно-следственных связи, систематизируют информацию. Планируют свою деятельность для решения поставленной задачи, свою работу в группе, контролируют полученный результат. Оценивают промежуточные результаты и осуществляют саморегуляцию. Представляют результат своей работы.
Обучающиеся вспоминают структуру Периодической системы, информацию об элементе, содержащуюся в ячейке.
Систематизируют полученную информацию. | Фронтальная беседа. Работа в группах. Работа с учебником. Самостоятельный поиск знаний
| Вопросы учителя, составляемая схема. | ||||||||||||||||||||||||||||||
Первичное закрепление новых знаний
| Организует работу с использованием схемы «Атом». Осуществляет выборочный контроль, а так же обсуждение решения упражнения. Устанавливает осознанность восприятия, побуждает к высказыванию своего мнения. Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи между положением элемента в Периодической системе и строением атома. Обеспечивает положительную реакцию обучающихся на творчество одноклассников. - Ребята, опишите строение следующих атомов. Демонстрирует слайд с упражнением. Один пример показывает для образца.
- Проверим упражнение. | Учащиеся усваивают алгоритм описания строения атома химического элемента по его положению в периодической системе. Следующие примеры, учащиеся выполняют самостоятельно. Учащиеся по желанию комментируют выполненную работу, исправляют допущенные ошибки. | Планируют свою деятельность для решения поставленной задачи, контролируют полученный результат. Оценивают промежуточные результаты и осуществляют саморегуляцию | Работа по схеме, выполнение упражнения | Выполнение задания | ||||||||||||||||||||||||||||||
Учитель ставит проблему. - Ребята, подумайте, что произойдет, если в ядро атома добавить протон? Учитель выслушивает предположения, направляя учащихся к верному ответу. - А если изменить количество нейтронов?
Учитель подводит итог обсуждения: атомы одного химического элемента, содержащие различное число нейтронов в ядре, имеющие разные массовые числа, называют изотопами. | Учащиеся высказывают предположения: увеличится заряд ядра, а определяем его по порядковому номеру, значит, изменится порядковый номер, получим другой элемент. Учащиеся высказывают предположения: изменится масса атома, но другого элемента мы уже не получим.
| Учащиеся находят причинное-следственные связи. Выслушивают мнения одноклассников. Воспринимают новое понятие. | Фронтальная беседа. | Вопросы учителя. | |||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия. Подведение итогов. | - Ребята, достигли мы сегодня цели урока? Что нового вы узнали об атоме? Чему научились? Какие трудности вы испытывали? Учитель озвучивает отметки за работу на уроке. | Учащиеся отвечают на вопросы. Проводят самоанализ своей деятельности в классе и в группе. | Воспринимают оценку своей деятельности учителем. | Фронтальная беседа | Устные ответы. Наблюдение. | ||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание | Учитель информирует обучающихся о домашнем задании, проводит инструктаж по его выполнению; проверяет понимание учащимися содержания работы и способов ее выполнения, подводит итог урока. - Запишите домашнее задание: § 30, стр. 132, упр. 4,5,8 (письменно), чтобы оценить, как вы усвоили сегодняшний материал, для самооценки решите тест, пройдя по ссылке https://onlinetestpad.com/ru/testview/62348-stroenie-atoma (ссылка будет размещена в электронном дневнике), скриншот итога теста пришлите на электронный адрес учителя. | Учащиеся фиксируют домашнее задание. | Задают уточняющие вопросы. | Беседа, домашнее задание |
|