СТРАТЕГИЯ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К УСТНОЙ ЧАСТИ ОГЭ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Аннотация. В статье описаны эффективные стратегии подготовки учащихся к устной части ОГЭ по английскому языку. Автором представляется современная модель устной части экзамена, включающая задание на умение читать вслух, проводится анализ заданий и предлагаются стратегии, которые можно использовать при подготовке к устной части ОГЭ по английскому языку.
Ключевые слова: ОГЭ, устная речь, речевая ситуация, фонетические навыки.
В отличие от письменной речи устная речь обладает собственной специфичностью, выражающейся в организации устного текста, стилистике и лингвистическом оформлении, равно как и в типах и характеристиках речевой продукции. При этом устная речь постоянно обуславливается наличием речевой ситуации. Целью работы по обучению устной речи является освоение учащимися выпускных классов основной школы навыков неподготовленной произвольной речи в пределах тематических и ситуативных заданий, приведенных в типовой и примерной программах.
Задача разговорной речи - это решить коммуникативную проблему в установленном объёме и озвучить ее устно.
В устную часть ОГЭ входят три задания:
1) задание №1 на чтение текста небольшого размера научно-популярного жанра (первый уровень сложности) и оценивается в два балла;
2) задание №2 на условный диалог-расспрос: представление необходимой информации (второй уровень сложности) на 6 баллов;
3) задание №3 про создание тематического монолога при поддержке вербальной модели ситуации и фото (рисунка) (третий уровень сложности), что оценивается в 7 баллов.
Предлагаю следующие стратегии для задания №1: - следует регулярно прочитывать вслух тексты небольшого объема, помня о том, что нужно следить за транскрипцией неизвестных слов; - необходимо уделять внимание словам, которые трудно произнести ("unpronounceable letters"); использовать специальные словари для контроля произношения и ударения.
Стратегии для успешного выполнения задания № 2: слушайте вопрос внимательно, пытаясь его зафиксировать в памяти; следите за временем, в котором задается вопрос.
В подготовке к третьему заданию можно использовать такие эффективные приемы, как "Незавершенное предложение" (ученик должен закончить предложение, объяснив, почему именно так он думает, составить два-три разных предложения); "Верно/неверно" с комментариями; "Вытянутые предложения"; пересказывание текстов с употреблением ключевых слов.
В заключение хочется подчеркнуть, что фундаментом подготовки к ОГЭ по английскому языку по-прежнему является систематическое и регулярное изучение языка и практика его применения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Галкина, П. П. Коммуникационная технология при обучении английскому языку в рамках подготовки к устной части ОГЭ / П. П. Галкина // Вопросы современной филологии и теории обучения иностранным языкам : Сборник тезисов I Международной студенческой конференции, Коломна, 23–24 марта 2022 года / Под общей редакцией Н.И. Хомутской, Ю.С. Черняковой. Том Часть I. – Коломна: Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области "Государственный социально-гуманитарный университет", 2022. – С. 152-156. – EDN ISANFN.
Полухина, Е. А. Устная часть ОГЭ по английскому языку как стимул формирования устно-речевых умений учащихся 9 класса / Е. А. Полухина // Филология, лингвистика и лингводидактика: вопросы теории и практики : Сборник по материалам Всероссийской с международным участием конференции, Елец, 18 апреля 2019 года. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2019. – С. 119-123. – EDN SZVKEN.