«Зимний фестиваль знаний 2025»

Страницы жизни и творчества А.Т. Твардовского

Методическая разработка занятия "Страницы жизни и творчества А.Т. Твардовского". Это урок изучения нового материала.

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

«Страницы жизни и творчества А.Т. Твардовского»



Методические рекомендации

по проведению урока изучения нового материала

по дисциплине ОУД.02 Литература

для студентов 1 курса


Основная часть

Организационный момент

2.1.1. Взаимное приветствие

2.1.2. Отметка отсутствующих


Сообщение темы и целей занятия

Тема нашего занятия «Страницы жизни и творчества А.Т. Твардовского» Сегодня мы с вами должны познакомиться с его произведениями, которые были написаны в период Великой Отечественной войны и послевоенные годы. План изучения нового материала:

Вступительное слово преподавателя.

Рассказ преподавателя с просмотром видеоролика «Переправа» в исполнении В. Азязова.

Изучение нового материала по плану

  1. Краткие сведения из биографии А.Т. Твардовского.

Рассказ преподавателя с просмотром презентации «Страницы жизни и творчества А.Т. Твардовского.

  1. Стихотворение «Я убит подо Ржевом».

Рассказ преподавателя с просмотром видеоролика «Я убит подо Ржевом» в исполнении В. Азязова.

  1. Стихотворение «Вся суть в одном-единственном завете...».

Работа с текстом. Найти стихотворение в сети Интернет и ответить на вопросы.

  1. Стихотворение «В тот день, когда окончилась война».

Рассказ преподавателя, работа с текстом в сети Интернет.

  1. Стихотворение «К обидам горьким собственной персоны...»

Рассказ преподавателя, работа с текстом в сети Интернет.

  1. Стихотворение «Памяти матери».

Рассказ преподавателя об истории создания стихотворения. Работа с текстом. Найти стихотворение в сети Интернет и ответить на вопросы.

  1. Поэма «По праву памяти».

Чтение поэмы преподавателем, работа над содержанием.

.Вступительное слово преподавателя

Есть в истории человечества такие события, о которых нельзя забывать – они, независимо от срока давности, не теряют своей значимости, они – напоминание о неизбежной ответственности людей за каждое их, вольное или невольное, осознанное или нет, – действие, слово, дело.

Таким событием, без сомнения, является Великая Отечественная война, навсегда вошедшая в нашу историю. Участником этой войны был А.Т. Твардовский.

Говоря о военной лирике Александра Твардовского, нельзя обойти вниманием главное его сочинение – «Книгу про бойца» Василия Теркина. Этот герой был с автором еще до Великой Отечественной, он родился как фельетонный персонаж – неунывающий, сметливый, храбрый простой советский парень. И, кстати, придумал этот образ целый коллектив авторов. Но лишь Твардовский сумел впоследствии, в самый нужный момент, оживить этот карикатурный образ, наделить его чертами, близкими и понятными каждому солдату – от рядового до генерала. Как сам потом впоследствии писал, обращаясь и к своему герою, и к читателям –

Теркин, Теркин, в самом деле,

Час настал, войне отбой.

И как будто устарели

Тотчас оба мы с тобой.

Используя предельно простую, практически частушечью форму стиха, автор сумел и согреть, и вдохновить воинов: они читали новые части «Книги про бойца» в перерывах между боями, писали Твардовскому письма – с вопросами, советами, замечаниями. И ждали новых историй.

И хотя нам, сегодняшним, эпоха войны кажется бесконечно отдаленной, лучшие стихи того периода помогают проникнуть в атмосферу трагических и героических лет.

Просмотр видеоролика «Переправа» в исполнении В. Азязова.

Беседа по вопросам:

  1. О чем заставили вас задуматься кадры кинохроники?

  2. Можно ли кадры кинохроники считать иллюстрацией к поэме А. Т. Твардовского, а именно к главе «Переправа»?

Вывод: Просмотренные кадры кинохроники помогают нам представить войну такой, какой ее видели солдаты, какой видел ее поэт и журналист А.Т. Твардовский.

Изучение нового материала

Краткие сведения из биографии поэта

Рассказ преподавателя о жизни и творчестве А. Т. Твардовского с использованием презентации «Страницы жизни и творчества А.Т. Твардовского».

Просмотр эпизода о жизни и творчестве поэта во время Великой Отечественной войны из фильма «Три судьбы А. Твардовского».

Беседа по содержанию:

1. Почему Твардовский говорит, что у него две биографии?

2. Как поэт относится к творчеству в период войны (Поэзия – всерьёз!)


Я убит подо Ржевом

Рассказ преподавателя об истории создания стихотворения «Я убит подо Ржевом...»

Стихотворение написано после войны, в конце 1945 и в самом начале 1946 года. Как писал сам А. Т. Твардовский «...Стихи эти продиктованы мыслью и чувством, которые на протяжении всей войны и в послевоенные годы более всего заполняли душу... Обязательство живых перед павшими за общее дело, невозможность забвения, неизбывное ощущение как бы себя в них, а их в себе – так приблизительно можно определить эту мысль и чувство».

Стихотворение «Я убит подо Ржевом...» написано от лица убитого солдата. Твардовский как бы дал голос погибшему воину, выполнившему свой долг на поле боя, но оказалось, что солдат «думает» не о мертвых, а о живых. Он «помнит» о себе как о живом, который лежал в безымянном болоте и погиб во время жестокого налета. Он «знает», что от него, как и от многих его друзей, не осталось ничего, нет даже могилы, куда бы могла прийти попрощаться его мать. Его речь сохраняет все черты речи живого человека, она насыщенна пословицами, поговорками с непременным военным просторечием («И ни дна ни покрышки», «Ни петлички, ни лычки»).

Просмотр видеоролика «Я убит подо Ржевом» в исполнении В. Азязова.

Беседа по содержанию:

1.Кто является лирическим героем данного стихотворения?

Лирическим героем стихотворения является погибший солдат. Уже после смерти, снова как бы находится среди живых, невидим и растворен в воздухе, которым дышат его современники(«Я – где ваши машины/Воздух рвут на шоссе...»), он в земле, по которой они ходят («Я – где корни слепые/Ищут корма во тьме...»), в облаке ржаной пыли, которую они убирают(«Я – где с облачком пыли/Ходит рожь на холме...»). Убитый «чувствует» себя частичкой мира, в котором был участником труда живых.

2.Какая главная забота одолевает героя стихотворения?

Но главная его забота сейчас, как воюют его сограждане, каковы их успехи в ратном деле. Он, убитый, не знает, «Наш ли Ржев наконец?», но поэт дает ему предчувствие, сначала тревожное («Неужели до осени/Был за ним уже Дон,/И хотя бы колесами/К Волге вырвался он?»), однако в это он не хочет и не может верить («Нет, неправда. Задачи/Той не выиграл враг!/Нет же, нет! А иначе/Даже мертвому – как? »), затем все более растет уверенность в конечной победе...

Твардовский дает возможность через мысли и чувства убитого солдата узнать о поражениях и военных успехах. Читатель мысленно восстанавливает, вспоминает ход Великой Отечественной войны. При этом поэт использует местоимения «наш», «ваш», которые становятся важными образными обозначениями. С одной стороны, погибший солдат уже отдален смертной чертой от живых и для него они находятся по ту сторону смерти («ваши машины», «ваши спины» и т. д.), но с другой – он не может мыслить себя вне родной земли, вне своих воинов-братьев. Мысленно он с ними, хотя уже не в силах встать рядом. Отсюда: «Наш ли Ржев...», «Удержались ли наши...». Разъединяясь, он тут же объединяется с живыми, хотя и осознает грань между ним и живущим. Получается так, что чувства и мысли убитого воина как бы «перетекают» в живых, становятся их мыслями и чувствами, а живые сохраняют верность тем движениям души, которые звали на битву погибшего героя. Так возникает в стихотворении святое слово «братья», объединяющее всех – и живых, и мертвых, без различий.

3.Какое завещание звучит из уст героя стихотворения?

Убитый и его товарищи, павшие в боях, передают знамя в руки живых, а живые принимают его, чтобы, в свою очередь, передать другим и чтобы целью этой вечной жизни было счастье «родимой отчизны» и счастье каждого:

Завещаю в той жизни

Вам счастливыми быть

И родимой отчизне

С честью дальше служить.

4.Какую языковую форму использует автор в стихотворении?

Эти простые истины, передаваемые от умерших, погибших живым, а от них к новым поколениям, выражены Твардовским с той языковой простотой, которую нетрудно заметить. Язык стихотворения насыщен оборотами, выражениями, словами народной устной, разговорной речи с множеством неумирающих пословиц и поговорок («Там, куда на поминки/Даже мать не придет», «Есть отрада одна:/Мы за родину пали,/Но она – спасена», «Было все на кону»). Иногда эта устная речь наполнена характерными, часто встречающимися канцеляризмами, языковыми штампами с оттенком военного жаргона («Нет, неправда. Задачи/Той не выиграл враг!»), а военные термины приобретают «общее» значение: «На земле на поверке/Выкликают не нас». Однако рядом с речью народной, устной, разговорной постепенно возникает в стихотворении другая языковая часть – высокая, с обилием архаизмов, славянизмов, устаревших слов («Наши очи померкли,/Пламень сердца погас...», «Эта кара страшна», «Да исполнится/слово клятвы святой!..»). Размеренная, неспешная, негромкая речь постепенно переходит в напевную и сказовую, а слог вдруг становится торжественным и величественным.

5.Какое впечатление произвело на вас стихотворение «Я убит подо Ржевом»?

(Заслушать 2-3 мнения)

Стихотворение «Вся суть в одном-единственном завете...»

Задание. Найдите стихотворение в сети Интернет и ответьте на вопросы на рабочих листах (рабочий лист – во вложенном файле)

Что можно сказать об особенностях поэтической лексики?

Возвышенная лексика находится рядом с просторечными словами.

С какой целью автор использует слова суть, завет, свет, бог?

После прочтения слов: суть, завет, свет, бог - возникает ассоциация с незыблемой истиной, настоящей правдой жизни, которую каждый человек должен вывести для себя сам, оглядываясь на прожитые годы и припоминая все свои ошибки.

Приведите примеры

аллитерации,

ассонанса,

гиперболы,

антитезы,

символов

Во второй строфе произведения мы убеждаемся в твердом намерении поэта оставить «заветное слово» при себе: жесткость и уверенность в этом подчеркивает аллитерация:

Сказать то слово никому другому

Я никогда бы ни за что не мог…

Обращаясь к символике стихотворения, хотелось бы обратить внимание на выражение «живые и мертвые». Отметим, в каком контексте употребляется данное выражение:

Я это знаю лучше всех на свете-

Живых и мертвых, - знаю точно я.

«Живые и мертвые» символизируют целую эпоху, в которую довелось жить поэту. Так автору удается создать оттенок преувеличения (гиперболизации) и таинственности.

К синтаксическим, а точнее, к лексико-синтаксическим средствам выразительности должна быть отнесена антитеза (противопоставление) – стилистическая фигура контраста, которой часто пользуется Твардовский.

Так в рассматриваемом стихотворении автор использует совершенно противоположные понятия: бог и смертный, живые и мертвые.


Стихотворение «В тот день, когда окончилась война»


А. Рассказ преподавателя об истории создания стихотворения.

Это стихотворение поэта-фронтовика Александра Твардовского, прошедшего всю войну, писавшего о ней, - в прямом и переносном смысле, - по горячим следам. Именно поэтому его творчество, связанное с войной, вернее, даже рожденное войной – абсолютно достоверно. И в таких случаях на дальний план отходят достоинства или недостатки формы: главное – проникновенность, вовлеченность души автора в суть вещей и событий, о которых он пишет. И именно благодаря этому качеству военное творчество Твардовского прошло испытание временем.

Б. Чтение стихотворения преподавателем

* **

В тот день, когда окончилась война

И все стволы палили в счет салюта,

В тот час на торжестве была одна

Особая для наших душ минута.


В конце пути, в далекой стороне,

Под гром пальбы прощались мы впервые

Со всеми, что погибли на войне,

Как с мертвыми прощаются живые.


До той поры в душевной глубине

Мы не прощались так бесповоротно.

Мы были с ними как бы наравне,

И разделял нас только лист учетный.


Мы с ними шли дорогою войны

В едином братстве воинском до срока,

Суровой славой их озарены,

От их судьбы всегда неподалеку.


И только здесь, в особый этот миг,

Исполненный величья и печали,

Мы отделялись навсегда от них:

Нас эти залпы с ними разлучали.


Внушала нам стволов ревущих сталь,

Что нам уже не числиться в потерях.

И, кроясь дымкой, он уходит вдаль,

Заполненный товарищами берег…

В. Беседа по содержанию:

  1. О чем это стихотворение?

  2. О каком прощании говорится в стихотворении?

  3. Можно сказать, что это была «радость со слезами на глазах»?

  4. Какие чувства вызывает у вас это произведение

Стихотворение «К обидам горьким собственной персоны...»


Задание. Найдите стихотворение в сети Интернет и ответьте на вопросы на рабочих листах (рабочий лист – во вложенном файле)


О чем говорится в стихотворении?

В стихотворении говорится о том, что человек должен сам отвечать за свои поступки, вести себя так, чтобы с ним легко было найти общий язык

Что означают слова «жить, как живешь»?

«Жить, как живешь», то есть оставаться таким, каким тебя привыкли видеть окружающие, «быть самим собой»

Объясните роль пословицы в стихотворении

Не нужно искать виноватого среди окружающих, нужно самому попытаться найти выход из сложившейся ситуации

К обидам горьким собственной персоны

Не призывай участье добрых душ…

К кому обращается поэт?

Отметьте особенности построения стихотворения.

Твардовский может с полным правом учить тех, у кого всё впереди.

Твардовский пишет:

Так со своей управиться судьбой,

Чтоб в ней себя нашла судьба любая…

Стихотворение не имеет обращения, подлежащего, здесь одни сказуемые. Стихотворение звучит настойчиво и призывающее («не поступая», «не отступая», «жить, как живёшь»).

Стихотворение «Памяти матери»

Рассказ преподавателя об истории создания стихотворения. Работа с текстом. Найти стихотворение в сети Интернет и ответить на вопросы.

После смерти Марии Митрофановны Твардовский в 1965 году опубликовал цикл стихотворений «Памяти матери». Специалисты считают его лучшим из того, что создано поэтом: эти стихи вошли в золотой фонд не только русской, но и мировой литературы.

Четыре стихотворения – четыре столба ограды на могиле, четыре угла, очерчивающие путь человека, вобравшие всю его жизнь: Цикл отличается многоплановостью, сложностью поэтической структуры, психологической напряженностью, драматичностью повествования, трагическим исходом. По жанру – это своеобразные психологические рассказы-очерки или что-то вроде дневниковых записок «для себя». Как справедливо заметил один из исследователей творчества поэта, «цикл завершил многолетнее движение одной из ключевых тем всего творчества Твардовского... жизни и смерти, памяти, человеческой общности, судеб человека и судеб народных».


«Памяти Матери»


О многом можно написать,

Но лишь о главном хочется

Нам в жизни много не понять

И много сделать не получиться:

Суметь себя простить и близких,

Любить ,дружить и ненавидеть,

Увидеть всех больших и низких,

Стараться слабых не обидеть.

Суметь любовь свою найти,

И друга близкого по жизни,

Пол мира сразу обойти

И к счастью на мгновенье ближе.

И песнь души суметь исполнить,

Большую радость подарить,

И каждый миг, красой наполнить,

Оставить след,мир покорить!

Встать по среди, там где красиво

И громко-громко закричать

«Большое Господи СПАСИБО!»

Что жизнь сумел мне дать!

Спасибо моей матери!

Беседа по вопросам

А. Как относится поэт к матери

Все стихи, посвященные матери Александра Трифоновича, овеяны грустью, это его тоска о счастливом времени, когда жив был родной человек, и неотвратимость ухода, невозможность заново прожить то безмятежное, пусть и трудное время. Перевозчик-водогребщик, Парень молодой, Перевези меня на ту сторону, Сторону - домой… Отжитое - пережито, с кого какой же спрос? Да уже неподалеку/ И последний перевоз. Этот цикл напоен истинной любовью поэта к матери, к женщине-труженице вообще и безграничной благодарностью за этот мир, подаренный ему и тысячам таких, как и он. И первый шум листвы еще неполной, И след зеленый по росе зернистой, И одинокий стук валька на речке, И грустный запах молодого сена, И отголосок поздней бабьей песни, И просто небо, голубое небо – Мне всякий раз тебя напоминают…

Б. Какие две темы объединяет это стихотворение?

Со страниц этого цикла веет подлинной Россией, той малой Родиной, которая взрастила поэта, о которой он никогда не забывал, подчеркивая свое неразрывное родство со Смоленщиной. Мать и Родина – это два самых дорогих образа в поэзии Александра Трифоновича. Для него Родина-мать – не просто красивая метафора - это та основа, на которой держится жизнь. Поэт понял ее хрупкость в далекой юности, когда семью сослали в Сибирь, осудив за мнимое кулачество. Эта боль осталась в Твардовском на всю жизнь, никогда не забываемый упрек, не высказанный ему матерью, и оттого еще больнее и безысходнее чувствовал свою беспомощность за них. В краю, куда их вывезли гуртом, Где ни села вблизи, не то что города. На севере, тайгою запертом, Всего там было – холода и голода. Но непременно вспоминала мать, Чуть речь зайдет про все про то, что минуло, Как не хотелось там ей помирать,– Уж очень было кладбище немилое.


Поэма «По праву памяти»

Рассказ преподавателя об истории создания поэмы

Поэма была создана в 1963–1969 годах, а напечатана только в 1987 году. В ней поэт попытался переосмыслить время сталинизма, разобраться в том, что происходило тогда в стране. Ведь Сталин был кумиром поколения, и одновременно в стране царило беззаконие, по масштабам сопоставимое только с ужасами фашизма. Твардовский, человек бескомпромиссный и честный, считал, что неправильно замалчивать эти черные страницы нашей истории, необходимо предать их гласности, осмыслить эти события. Он ставил целью нравственное очищение поколения той эпохи. В декабре 1963 года, окончив поэму «Теркин на том свете», Твардовский записал в рабочих набросках:

Недосказал. Могу ль оставить

В неполноте такую речь,

Где что убавить, что прибавить –

Так долей правды пренебречь.

Безостановочна планета,

Годам и дням ведя отсчет.

Недосказал – и горя нету…

Нет, недосказанное жжет.

Первоначально поэт собирался добавить «недосказанное» как главу к поэме «За далью – даль». Затем главы сложились в самостоятельное произведение, получившее название «По праву памяти», – последнее, итоговое произведение поэта. Поэма вобрала в себя настроение и мотивы поэта, которые Твардовский планировал воплотить в автобиографической пьесе «Пан», затем хотел написать прозаическое произведение, но все-таки создал поэму. Он торопился рассказать о наболевшем:

Не те уже годочки –

Не вправе я себе отсрочки

Предоставлять. Гора бы с плеч –

Еще успеть без проволочки

Немую боль в слова облечь.

Главная тема поэмы «По праву памяти» – покаяние. Проблема памяти перерастает здесь в проблему ответственности перед будущими поколениями за нежелание разбираться в прошлом: «Кто прячет прошлое ревниво, тот вряд ли с будущим в ладу». Мы не вправе забывать свое страшное прошлое, потому что оно касается всех нас, даже тех «непосвященных», кто не был свидетелем событий: А к слову – о посвященных:

Где взять их? Все посвящены!

Не по отметкам и рубцам,

Так мимоездом, мимоходом,

Не сам,

Так через тех, кто сам…


События тех лет имели такое огромное влияние на судьбу всего народа, что забвение их – самая страшная ошибка, которая может привести к трагическим последствиям. Тема преемственности, связи поколений находит очень сильное звучание в поэме. Она построена как взволнованный монолог, исповедь о том, что «душу жжет». Первая глава поэмы «Перед отлетом» – воспоминания автора о своей юности, о друге, с которым они наивно мечтали и верили в будущее:

Готовы были мы к походу.

Что проще может быть:

Не лгать. Не трусить,

Верным быть народу.

Любить родную землю-мать,

Чтобы за нас в огонь и в воду.

А если что – и жизнь отдать.

Не предполагали уверенные в себе оптимисты, что не только счастья следовало ждать от жизни. В этой главе между строк возникает предзнаменование суровой исторической реальности, трагических конфликтов эпохи.

Вторая часть поэмы называется «Сын за отца не отвечает». Само это название воспроизводит распространенный официальный штамп сталинского времени. Времени, когда детей принуждали отказываться от родителей; когда отец доносил на сына, а сын на отца, – времени всеобщего страха. Вопреки сталинской формуле (сын за отца не отвечает), в те годы уже появилось и другое выражение – «враг народа»:


Пять ровно слов… Но год от года

На нет сходили те слова,

И званье сын врага народа

Уже при них вошло в права.

Сам Твардовский вначале 30-х годов волей системы был поставлен в ту самую неразрешимую ситуацию, которую он описал во второй главе поэмы. В 1934 году он был отчислен с третьего курса института как «сын кулака»:

А как с той кличкой жить парнишке,

Как отбывать безвестный срок, –

Не понаслышке,

Не из книжки

Толкует автор этих строк.

Чтение второй части поэмы преподавателем


Беседа по содержанию

А. Почему Твардовский, долгое время вынужденный скрывать свое происхождение от окружающих, возмущен фразой Сталина:

Сын за отца не отвечает.

С тебя тот знак отныне снят

…Конец твоим лихим невзгодам,

Держись бодрей, не прячь лица.

Благодари отца народов,

Что он простил тебе отца

Родного…


Б. Найдите в тексте слова, где Твардовский подчеркивает, что отказ от родства – самое подлое предательство

Ясна задача, дело свято, –

С тем - к высшей цели – прямиком

Предай в пути родного брата

И друга лучшего тайком.

И душу чувствами людскими,

Не отягчай, себя щадя.


В. Что требовала эпоха по словам Твардовского?

Эпоха требовала подавления личного во имя государственного:

Забудь, откуда вышел родом,

И осознай, не прекословь:

В ущерб любви к отцу народов –

Любая прочая любовь.

Тема покаяния – основная в поэме «По праву памяти». Каждый человек несет ответственность перед своим прошлым и прошлым своего народа. В поэме звучит мысль о врожденной связи со своей историей, о невозможности лукавить и притворяться «перед лицом ушедших былей»..

Рефлексия

Преподаватель: Что для вас оказалось самым интересным, важным, значимым? Поделитесь своими мыслями о занятии. Попробуйте начать свой ответ словами:

Я узнал, что ...

Меня удивило ...

Мне показалось спорным ...

Я задумался о ...

Итоги урока

Комментирование оценок.


Заключительное слово преподавателя

Самое последнее стихотворение Твардовского, из опубликованных при жизни, «К обидам горьким собственной персоны» датировано 1968 годом. Это не значит, что больше он уже вообще не написал ни строки, хотя, по свидетельству А. Кондратовича, «писал с каждым годом все мучительнее и труднее». В одном из самых последних, написанном уже на шестидесятом году жизни и опубликованном посмертно, Твардовский спокойно прощался с жизнью:


Что нужно, чтобы жить с умом ?

Понять свою планиду:

Найти себя в себе самом

И не терять из виду.

И труд свой пристально любя, -

Он всех основ основа, -

Сурово спрашивать с себя,

С других не столь сурово.

Хоть про сейчас, хоть про запас,

Но делать так работу,

Чтоб жить да жить,

Но каждый час

Готовым быть к отлёту.

И не терзаться - ах да ох -

Что, близкий или дальний, -

Он всё равно тебя врасплох

Застигнет, час летальный.

Аминь! Спокойно ставь печать,

Той вопреки оглядке:

Уж если в ней одной печаль, -

Так, значит, всё в порядке.


Наверное, не одни только поэты, но все, кто стремиться быть настоящими людьми, будут правы, сделав это завещание великого советского поэта своим жизненным девизом.

Домашнее задание.

Сделать презентацию или плакат о Твардовском А.Т. или его герое. Выучить понравившееся Вам стихотворение.



1


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее