Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 5"
Конспект урока по литературному чтению
в 1 классе
«Стихи детям А. Л. Барто»
подготовила
учитель начальных классов
Накоскина Валентина Романовна
Краснокамск, 2018г.
Технологическая карта урока
1. Класс: 1
2. Учебный предмет: Литературное чтение. УМК: Школа России
3. Тема урока: Стихи детям А.Л.Барто
4. Цель урока:
Образовательная: познакомить обучающихся с творчеством русской поэтессы А.Л. Барто; развивать внимание, память; формировать навыки выразительного чтения, прививать любовь к родному языку; воспитывать бережное отношение к игрушкам, трудолюбие и заботу о младших.
5. Планируемый результат:
Личностные:
формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Метапредметные:
развитие умения работать с информацией;
развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта);
развитие умения использовать различные способы поиска информации;
развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД);
формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)
формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её.
Предметные:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
овладение умениями правильно читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к творчеству А.Л.Барто, пробуждение познавательного интереса к произведениям, стремления совершенствовать свою речь.
6. Тип урока: урок открытия нового знания
7. Формы работы: работа парами, индивидуальная работа, работа с учебником, тестовая работа, работа с текстом, с рисунками.
8. Ведущие технологии: технология формирования типа правильной
читательской деятельности, структурно-логические технологии, игровые
технологии, информационно-коммуникационные технологии
9. Основные понятия: А.Л.Барто. Стихи. Сообщение об авторе. Заголовок.
10. Ресурсы:
Основные :
Учебник Азбука, проектор, презентация, выставка книг А.Л. Барто
Дополнительные:
Раздаточный материал, тесты, картинки.
Ход урока.
Мотивация слайд 1
– Доброе утро, ребята! сегодня у нас будет необычный урок литературного чтения, к нам сегодня пришли гости, я надеюсь, что вы себя покажете, только с хорошей стороны. Посмотрите на свои парты: всё ли у вас готово к уроку?
– А сейчас повернёмся друг другу и улыбнемся. Мысленно пожелаем себе и всем, кто рядом, успехов и хорошего настроения. А теперь посмотрите на меня, улыбнитесь мне, пожалуйста. Спасибо. Тихонечко присаживаемся. Я хочу пожелать вам успешной работы на уроке и позитивных эмоций.
Работа над мимикой слайд 2
Мы с вами на уроках чтения научились читать, а сегодня мы будем учиться читать выразительно. Тот, кто хочет научиться выразительно читать, должен уметь управлять мимикой, передавать настроение героя. Давайте потренируемся. Покажите мне такое настроение: J. А теперь, вот такое: L. А сейчас, вот такое: K.
Давайте, еще раз потренируемся. Молодцы!
Этап актуализации знаний. Слайд 3
Ребята, я попросила вас принести сегодня на урок свои любимые игрушки. У всех они разные. У кото-то машинка, у кого-то мягкая игрушка… игрушек разных очень много.
А вот моими любимыми игрушками в детстве были МИШКА и ЗАЙКА.
Скажите, а знает ли кто-нибудь стихи про свои игрушки?
Я вот, про свои знаю.
Мишка
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Всё равно его не брошу -
Потому что он хороший.
Зайка
Зайку бросила хозяйка -
Под дождём остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок
Постановка учебной задачи. Слайд 4
- Как вы думаете, чему учат эти стихи?
- Молодцы! Кто знает автора этих знакомых вам с раннего детства стихов?
Это Агния Львовна Барто — великая русская поэтесса.
- Ребята, а кто- то ещё знает стихи А.Л.Барто наизусть?
Сегодня мы познакомимся с биографией А.Л. Барто, будем учиться выразительно читать стихи А. Барто, будем учиться определять главную мысль произведений. Работать с учебником.
Проблемное объяснение нового знания
Барто Агния Львовна (17.02.1906 – 01.04.1981) русская советская детская поэтесса, писательница, родилась в Москве 17 февраля 1906 года в образованной еврейской семье. Получила хорошее домашнее воспитание, которым руководил отец. Агния училась в хореографическом училище и собиралась стать балериной. Она очень любила танцевать.
Стихи А. Барто начала писать в раннем детстве, в первых классах гимназии. Самым строгим ценителем первых стихов А. Барто был ее отец Лев Николаевич Волохов, ветеринарный врач. С помощью серьезных книг, без букваря, отец обучил Агнию азбуке, и она самостоятельно стала читать. Отец требовательно следил за ней, учил, как надо "правильно" писать стихи. Но Агнию Львовну в ту пору манило другое - музыка, балет. Она мечтала стать танцовщицей она очень любила танцевать. Поэтому и поступила учиться в хореографическое училище, но и там продолжала сочинять стихи. Прошло несколько лет, и Агния Львовна поняла, что поэзия для нее важнее.
Слайд 5 И в 1925 г. (ей тогда было всего только 19 лет!) вышла в свет ее первая книжка "Китайчонок Ван Ли и мишка-воришка". Стихи очень понравились читателям. Агния Львовна Барто мечтала стать балериной, училась в хореографическом училище. Но желание писать детские книги оказалось сильнее. Еще она вела на радиостанции "Маяк" передачу "Найти человека", ей удалось соединить около 1000 семей, разбросанных по белу свету войной.
В стихах А. Барто много игры, шуток, смеха. По её стихам маленький человек учится жалеть, сочувствовать, быть добрым и надёжным товарищем.
А.Барто всегда была окружена детьми, именно так и появлялись её стихи.
Стихи А.Л. Барто простые, легко запоминающиеся, не зря Ю.А.Гагарин брал их с собой в космос.
- Посмотрите, сколько книг написано этой замечательной поэтессой.
- Когда вы были ещё маленькими, ваши мамы наверняка разучивали с вами её стихи.
Слайд 6 -У Агнии Барто есть несколько стихотворений про девочку Таню. Одно из них напечатано на стр. 106 Азбуки.
-Давайте откроем с.106..
-Сейчас я вам прочту стихотворение, которое называется "Помощница", а вы следите пальчиком.
-Вам понравилось это стихотворение? Чем? С каким настроение нужно читать?
-Давайте теперь прочитайте про себя.
-Читаем хором
-Какие незнакомые слова вам встретились в этом стихотворении?
Столярный клей - клей, с помощью которого склеивают деревянные изделия.
Читает несколько учеников.
-Давайте ещё прочитаем стихотворение. Начинай…
5. Первичное закрепление во внешней речи
Игра «Исправь ошибку»
Слайд 7
Уронили зайку на пол, (мишку)
Оторвали зайке лапу, (мишке)
Все равно его не брошу-
Потому что он хороший.
Слайд 8
Идет медведь, качается, (бычок)
Вздыхает на ходу:
-Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!
Слайд 9
Наша Саша громко плачет, (Таня)
Уронила в речку мячик
Тише, Сашенька, не плачь: (Танечка)
Не утонет в речке мяч.
Молодцы ребята, справились с заданием. Что объединяет эти стихи? Эти стихи из сборника «Игрушки».
Динамическая пауза. Слайд 10. (включить видео)
Физкультминутка.
Продолжение усвоения новых знаний и способов действий
-Скажите ребята, а как вы обращаетесь со своими любимыми игрушками?
Слайд 11
-Мы сейчас прочитаем стихотворение, в котором девочка по-другому относится к своей игрушке.
-С каким чувством вы слушали это стихотворение? Почему? (Читают стихи, высказывают своё мнение.)
-Попробуем прочитать его с чувством?
-Как вы понимаете выражение "до ниточки промок"?
-Почему зайка остался на скамейке?
-Как относится девочка к своей игрушке?
-Можно ли её назвать хозяйкой? (Ребята отвечают на вопросы)
«Игра в слова» слайд 12
- Ребята, а сейчас я вам предлагаю поиграть в игру, которая называется «Игра в слова» (слайд)
А.Л.Барто есть стихотворение, которое называется «Игра в слова»
-От чего зависит звучание слова?(от звуков, из которых оно состоит)
-А какие звуки вы
знаете?(гласные, согласные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие и т. Д.)
-Какие звуки в этом стихотворении передают раскаты грома? В каких словах встречаются?
-Как мы должны прочитать это стихотворение?
-Что такое родник?
- С каким ключом его можно спутать?
8. Самостоятельная работа с взаимопроверкой слайд 13
«Строчки перепутались»
Расположите строчки в нужном порядке, приготовьтесь к выразительному чтению. Вспомните название стихотворений.
Ребята работают с текстами самостоятельно, после выполняют проверку работ.
1 Уронили мишку на пол, Оторвали мишке лапу. Всё равно его не брошу – Потому что он хороший.
| Уронили мишку на пол, Всё равно его не брошу – Оторвали мишке лапу. Потому что он хороший.
|
2 Идёт бычок, качается, Вздыхает на ходу: - Ох, доска кончается, Сейчас я упаду!
| Идёт бычок, качается, Сейчас я упаду! Вздыхает на ходу: - Ох, доска кончается,
|
Этап рефлексии слайд 14
Что нового вы сегодня узнали?
-С каким автором познакомились?
-Какие стихотворения читали?
– Что больше всего вам понравилось на уроке?
– Что нового и интересного вы сегодня узнали?
– Я довольна вашей работой на уроке. Но мне хотелось бы знать , с каким настроением вы уходите с урока. У вас на столах лежат смайлики. Если у вас хорошее настроение, вы не устали, поднимите смайлики с улыбкой, а если вы устали и считаете, что сегодня на уроке зря потратили время, вы сердитые и грустные, поднимите грустные смайлики.
Мы с вами ещё не раз вернёмся к творчеству А. Л. Барто. Вы продолжите знакомство во 2, 3 и 4 классах, а я хотела вам посоветовать посетить библиотеку и прочитать книги, которые вы видите на выставке.
Используемые источники:1)В.Г.Горецкий, Н.А.Белянкова. Обучение грамоте. Методическое пособие с поурочными разработками М:Просвещение, 2014
2) В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин. Азбука. 1 класс, Часть 2. М:Просвещение, 2014