«Зимний фестиваль знаний 2025»

Стихи детям А.Л.Барто

Конспект открытого урока в 1 классе. Литературное чтение. "Стихи детям А.Л.Барто"

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 5"











Конспект урока по литературному чтению


в 1 классе

«Стихи детям А. Л. Барто»










подготовила

учитель начальных классов

Накоскина Валентина Романовна













Краснокамск, 2018г.

Технологическая карта урока


1. Класс: 1

2. Учебный предмет: Литературное чтение. УМК: Школа России

3. Тема урока: Стихи детям А.Л.Барто

4. Цель урока:

Образовательная: познакомить обучающихся с творчеством русской поэтессы А.Л. Барто; развивать внимание, память; формировать навыки выразительного чтения, прививать любовь к родному языку; воспитывать бережное отношение к игрушкам, трудолюбие и заботу о младших.

5. Планируемый результат:

Личностные:


  • формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Метапредметные:

  • развитие умения работать с информацией;

  • развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта);

  • развитие умения использовать различные способы поиска информации;

  • развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД);

  • формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)

  • формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;

  • формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её.

Предметные:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

  • овладение умениями правильно читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к творчеству А.Л.Барто, пробуждение познавательного интереса к произведениям, стремления совершенствовать свою речь.

6. Тип урока: урок открытия нового знания


7. Формы работы: работа парами, индивидуальная работа, работа с учебником, тестовая работа, работа с текстом, с рисунками.


8. Ведущие технологии: технология формирования типа правильной

читательской деятельности, структурно-логические технологии, игровые

технологии, информационно-коммуникационные технологии


9. Основные понятия: А.Л.Барто. Стихи. Сообщение об авторе. Заголовок.


10. Ресурсы:

Основные :

Учебник Азбука, проектор, презентация, выставка книг А.Л. Барто

Дополнительные:

Раздаточный материал, тесты, картинки.



Ход урока.

    1. Мотивация слайд 1

– Доброе утро, ребята! сегодня у нас будет необычный урок литературного чтения, к нам сегодня пришли гости, я надеюсь, что вы себя покажете, только с хорошей стороны. Посмотрите на свои парты: всё ли у вас готово к уроку?

– А сейчас повернёмся друг другу и улыбнемся. Мысленно пожелаем себе и всем, кто рядом, успехов и хорошего настроения. А теперь посмотрите на меня, улыбнитесь мне, пожалуйста. Спасибо. Тихонечко присаживаемся. Я хочу пожелать вам успешной работы на уроке и позитивных эмоций.

Работа над мимикой слайд 2

Мы с вами на уроках чтения научились читать, а сегодня мы будем учиться читать выразительно. Тот, кто хочет научиться выразительно читать, должен уметь управлять мимикой, передавать настроение героя. Давайте потренируемся. Покажите мне такое настроение: J. А теперь, вот такое: L. А сейчас, вот такое: K.

Давайте, еще раз потренируемся. Молодцы!

    1. Этап актуализации знаний. Слайд 3

Ребята, я попросила вас принести сегодня на урок свои любимые игрушки. У всех они разные. У кото-то машинка, у кого-то мягкая игрушка… игрушек разных очень много.

А вот моими любимыми игрушками в детстве были МИШКА и ЗАЙКА.

Скажите, а знает ли кто-нибудь стихи про свои игрушки?

Я вот, про свои знаю.

Мишка

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Всё равно его не брошу -

Потому что он хороший.

Зайка

Зайку бросила хозяйка -

Под дождём остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок

    1. Постановка учебной задачи. Слайд 4

- Как вы думаете, чему учат эти стихи?

- Молодцы! Кто знает автора этих знакомых вам с раннего детства стихов?

Это Агния Львовна Барто — великая русская поэтесса.

- Ребята, а кто- то ещё знает стихи А.Л.Барто наизусть?

Сегодня мы познакомимся с биографией А.Л. Барто, будем учиться выразительно читать стихи А. Барто, будем учиться определять главную мысль произведений. Работать с учебником.

    1. Проблемное объяснение нового знания

Барто Агния Львовна (17.02.1906 – 01.04.1981) русская советская детская поэтесса, писательница, родилась в Москве 17 февраля 1906 года в образованной еврейской семье. Получила хорошее домашнее воспитание, которым руководил отец. Агния училась в хореографическом училище и собиралась стать балериной. Она очень любила танцевать.

Стихи А. Барто начала писать в раннем детстве, в первых классах гимназии. Самым строгим ценителем первых стихов А. Барто был ее отец Лев Николаевич Волохов, ветеринарный врач. С помощью серьезных книг, без букваря, отец обучил Агнию азбуке, и она самостоятельно стала читать. Отец требовательно следил за ней, учил, как надо "правильно" писать стихи. Но Агнию Львовну в ту пору манило другое - музыка, балет. Она мечтала стать танцовщицей она очень любила танцевать. Поэтому и поступила учиться в хореографическое училище, но и там продолжала сочинять стихи. Прошло несколько лет, и Агния Львовна поняла, что поэзия для нее важнее.

Слайд 5 И в 1925 г. (ей тогда было всего только 19 лет!) вышла в свет ее первая книжка "Китайчонок Ван Ли и мишка-воришка". Стихи очень понравились читателям. Агния Львовна Барто мечтала стать балериной, училась в хореографическом училище. Но желание писать детские книги оказалось сильнее. Еще она вела на радиостанции "Маяк" передачу "Найти человека", ей удалось соединить около 1000 семей, разбросанных по белу свету войной.

В стихах А. Барто много игры, шуток, смеха. По её стихам маленький человек учится жалеть, сочувствовать, быть добрым и надёжным товарищем.

А.Барто всегда была окружена детьми, именно так и появлялись её стихи.

Стихи А.Л. Барто простые, легко запоминающиеся, не зря Ю.А.Гагарин брал их с собой в космос.

- Посмотрите, сколько книг написано этой замечательной поэтессой.

- Когда вы были ещё маленькими, ваши мамы наверняка разучивали с вами её стихи.


Слайд 6 -У Агнии Барто есть несколько стихотворений про девочку Таню. Одно из них напечатано на стр. 106 Азбуки.

-Давайте откроем с.106..

-Сейчас я вам прочту стихотворение, которое называется "Помощница", а вы следите пальчиком.

-Вам понравилось это стихотворение? Чем? С каким настроение нужно читать?

-Давайте теперь прочитайте про себя.

-Читаем хором

-Какие незнакомые слова вам встретились в этом стихотворении?

Столярный клей - клей, с помощью которого склеивают деревянные изделия.

Читает несколько учеников.

-Давайте ещё прочитаем стихотворение. Начинай…

5. Первичное закрепление во внешней речи

Игра «Исправь ошибку»

Слайд 7

Уронили зайку на пол, (мишку)

Оторвали зайке лапу, (мишке)

Все равно его не брошу-

Потому что он хороший.


Слайд 8

Идет медведь, качается, (бычок)

Вздыхает на ходу:

-Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду!


Слайд 9

Наша Саша громко плачет, (Таня)

Уронила в речку мячик

Тише, Сашенька, не плачь: (Танечка)

Не утонет в речке мяч.



Молодцы ребята, справились с заданием. Что объединяет эти стихи? Эти стихи из сборника «Игрушки».


    1. Динамическая пауза. Слайд 10. (включить видео)

Физкультминутка.

    1. Продолжение усвоения новых знаний и способов действий

-Скажите ребята, а как вы обращаетесь со своими любимыми игрушками?

Слайд 11

-Мы сейчас прочитаем стихотворение, в котором девочка по-другому относится к своей игрушке.

-С каким чувством вы слушали это стихотворение? Почему? (Читают стихи, высказывают своё мнение.)

-Попробуем прочитать его с чувством?

-Как вы понимаете выражение "до ниточки промок"?

-Почему зайка остался на скамейке?

-Как относится девочка к своей игрушке?

-Можно ли её назвать хозяйкой? (Ребята отвечают на вопросы)

«Игра в слова» слайд 12

- Ребята, а сейчас я вам предлагаю поиграть в игру, которая называется «Игра в слова» (слайд)

А.Л.Барто есть стихотворение, которое называется «Игра в слова»

-От чего зависит звучание слова?(от звуков, из которых оно состоит)

-А какие звуки вы

знаете?(гласные, согласные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие и т. Д.)

-Какие звуки в этом стихотворении передают раскаты грома? В каких словах встречаются?

-Как мы должны прочитать это стихотворение?

-Что такое родник?

- С каким ключом его можно спутать?

8. Самостоятельная работа с взаимопроверкой слайд 13

«Строчки перепутались»

Расположите строчки в нужном порядке, приготовьтесь к выразительному чтению. Вспомните название стихотворений.


Ребята работают с текстами самостоятельно, после выполняют проверку работ.

1

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Всё равно его не брошу –

Потому что он хороший.


Уронили мишку на пол,

Всё равно его не брошу –

Оторвали мишке лапу.

Потому что он хороший.


2

Идёт бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

- Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду!


Идёт бычок, качается,

Сейчас я упаду!

Вздыхает на ходу:

- Ох, доска кончается,




  1. Этап рефлексии слайд 14

Что нового вы сегодня узнали?

-С каким автором познакомились?

-Какие стихотворения читали?

– Что больше всего вам понравилось на уроке?

– Что нового и интересного вы сегодня узнали?

– Я довольна вашей работой на уроке. Но мне хотелось бы знать , с каким настроением вы уходите с урока. У вас на столах лежат смайлики. Если у вас хорошее настроение, вы не устали, поднимите смайлики с улыбкой, а если вы устали и считаете, что сегодня на уроке зря потратили время, вы сердитые и грустные, поднимите грустные смайлики.

Мы с вами ещё не раз вернёмся к творчеству А. Л. Барто. Вы продолжите знакомство во 2, 3 и 4 классах, а я хотела вам посоветовать посетить библиотеку и прочитать книги, которые вы видите на выставке.



Используемые источники:1)В.Г.Горецкий, Н.А.Белянкова. Обучение грамоте. Методическое пособие с поурочными разработками М:Просвещение, 2014

2) В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин. Азбука. 1 класс, Часть 2. М:Просвещение, 2014


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее