План конспект
Тема урока: степи и пустыня.
Тип урока: получение новых знаний.
Вид урока: смешанный
Цель урока: Формирование у учащихся представление о природных зонах пустыня и степи. Ознакомление с географическим положением зон, с особенностями климата, растениями и животным миром.
Задачи урока:
Образовательные: Познакомить учащихся с природными зонами пустыни и степи; с их характерными особенностями.
Развивающие: Развивать устную речь у учащихся; формировать навыки культурного общения, навыки по сплочению детского коллектива.
Воспитательные: Создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку окружающего мира путём вовлечения каждого в активную деятельность;
Воспитывать внимательное, доброе отношение друг к другу.
Планируемые результаты:
Предметные: Ученик научится определять на практике природные зоны пустыни и степи
Личностные: Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной образовательной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: Выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.
Коммуникативные УУД: Формулировать собственное мнение и позицию;
Познавательные УУД: Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
Основные понятия: Степь, пустыня.
Форма урока: Урок-путешествие.
Методы: Словесный, наглядный, практический.
Приемы: Загадки, беседа.
УМК: Школа 2100
Дидактическая структура урока | Ход урока | примечание | |
Деятельность учителя | Деятельность учеников | ||
Организационный момент. Время:2 мин
| Заливистый школьный звонок | Проверяют готовность к уроку. |
|
Подготовка к основному этапу. Время: 5мин | Ребята давайте с вами вспомним, как изменяется климат от полюса к экватору? Почему? Правильно, молодцы! А теперь, расставьте изученные природные зоны от самой холодной к самой тёплой и определите, какая пропущена. (лиственные леса ледяные пустыни тайга) на доске в разном порядке расположены карточки, один ученик выходит к доске. А природные зоны располагаются так: ледяные пустыни, тундра, тайга, широколиственные леса. Теперь давайте вспомним, в чём отличие климата умеренного пояса от холодного? Молодцы!
Ребята теперь попробуйте отгадать мою загадку. Здесь самые плодородные почвы, тёплое лето, холодная зима, часто бывают дожди, но не растёт ни одного дерева. Где это? Ребята, какие же вопросы у нас возникают по прочитанной загадке? Правильно. В течение урока нам нужно будет узнать отгадку.
| Отвечают, чем ближе к экватору тем теплее. Лучи падают прямо. Пропущена зона тундр. Один ученик выходит к доске и располагает зоны правильно.
Отвечают. Солнечные лучи обогревают умеренный пояс больше из-за изменения угла наклона солнечных лучей.
Мы сразу не можем ответить, с такой зоной мы ещё не встречались. Но похоже, что эта зона находится в умеренном поясе. Почему в таких благоприятных (хороших) условиях не растут деревья? Какие же растения там встречаются? И т.д. |
|
Основной этап урока: 20 мин | Посмотрите внимательно на картинки. Здесь изображены степь и пустыня. Что вы можете сказать о климате на этих картинках? Значит эти две зоны находятся близко к экватору. Сформулируйте тему нашего урока? У меня на доске на карточках в разном порядке расположены этапы нашего урока, давайте составим эти этапы по порядку. Один ученик у доски. Этапы: 1. климатические условия, 2. растения, 3. животные. Теперь открываем учебник на стр. 104-105, давайте посмотрим на зоны лесов степей и пустынь. Где будет жарче? В какой зоне?
Что вы можете о них сказать? Как эти зоны расположены по отношению к экватору? Теперь давайте рассмотрим картинку степи. Что вы можете сказать про климат? Правильно молодцы. Рассказ про степь. А что вы можете сказать о климате в пустыне? А почему в пустынях жарче чем в степях? Если в степи тепло и солнечно как вы думаете какие растения могут там произрастать? Посмотрите на доску, здесь расположены гербарии растений которые тоже растут в степи. Посмотрите внимательно на эти растения, что вы можете сказать о стебельках, листьях и корнях этих растений? Почему они такие? Ребята, а может кто-нибудь из вас уже догадался, почему в зоне степей не растут деревья? Давайте с вами откроем стр 26 и выясним почему же не растут деревья, читаем самостоятельно последний абзац и отвечаем подняв руку. А прочитав этот текст мы сможем ответить на загадку которую я задала в начале урока? Итак, как мы уже выяснили из прочитанного текста деревьев у нас в степях нет потому что там сильное испарение. Давайте прочитаем на странице 27 текст в рамочке. Один ученик читает вслух. Давайте подумаем, какие же растения у нас тогда могут расти в пустыне. Почему? Давайте мы с вами их рассмотрим(на доске гербарий). В пустыне жара усиливается, а дожди бывают редко. Давайте сравним растения пустыни с растения, которые растут в степях. Молодцы! Дальше нам нужно выяснить какие животные обитаю в этих зонах. Как вы думаете, какие животные будут у нас в степях? Почему? Правильно, самые большие животные в степи это сайгак и антилопы. Ребята, давайте подумаем, какие животные у нас будут обитать в пустынях? В степях животные и растения приспособлены к жестоким климатическим условиям. Физминутка. | Смотрят на картинки. Рассуждают. Здесь тепло.
Степи и пустыни
Один ученик выходит к доске, составляет план. Открывают учебник на странице 104-105 карту. Работа по карте. Ближе к экватору, в зоне степей и пустынь. Отвечают.
Сильно греет солнце, идут дожди, сильный дует ветер. Растут травы. Отвечают: в пустыне еще жарче, они расположены еще ближе к экватору, меньше влаги.
Травы.
Стебли тонкие, листья узкие, корни сильные и длинные, потому что в степях преобладают сильные ветры.
Читают и отвечают.
Один ученик читает текст в рамочке.
Отвечают: пустыня находится еще ближе к экватору там больше тепла и испарение влаги еще происходит быстрее. Листочки еще меньше, корни больше, потому что влага испаряется быстрее.
Маленькие. Негде прятаться и нечем питаться, потому что нет деревьев, а одни кустарники и травы.
Отвечают. |
|
Первичная проверка понимания. Время: 5-7 мин
| На доске у меня нарисованы климатические зоны и в разном порядке расположены карточки с растениями и животными три ученика выходят к доске, и распределяют их в правильные зоны. | 1 ученик распределяет растения и животных в зону лесов. 2 ученик в зону пустынь. 3 ученик в зону степей.
|
|
Обобщение и систематизация знаний. Время: 3-4 мин | Что вы можете сказать о климате в степи? Что вы можете сказать о климате в пустыне? Какие растения могут выжить в пустыне, а какие в степи? Может ли в степи жить лось или медведь? Почему? Почему в степи нет деревьев? | Отвечают на вопросы. |
|
Рефлексия. Время: 3-4 мин | Плюс-минус-интересно. Это выполнять письменно, предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу - «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной . В графу - «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. Плюс Минус Интересно | По предложению учителя заполняют таблицу. |
|