«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Статья " Влияние системного недоразвития речи на освоение образовательных программ. "

Влияние системного недоразвития речи на освоение образовательных программ.

Можно ли эффективно помочь детям с дисграфией и дислексией?

Да, таким ребятам вполне по силам овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво и усердно заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то – месяцы.

Существует ряд методов и приёмов коррекционной работы с данной категорией детей.

Олимпиады: Информатика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Влияние системного недоразвития речи на освоение образовательных программ.

За последние два десятилетия статистика выявленных речевых отклонений возросла в десятки раз. Самую многочисленную группу — до 60% от всех детей дошкольного возраста — сегодня составляют дети с отклонениями в речевом развитии.

Системное недоразвитие речи (СНР) это комплекс нарушений речевого поведения, при котором наблюдается дисфункция языковых слагаемых: фонетики, грамматики, лексики. Диагноз “Системное недоразвитие речи” ставится ребенку после 5 лет.

Целый ряд причин может привести к развитию системного недоразвития речи у детей. Они делятся на внутренние и внешние.

К внутренним относят гипоксию плода, тяжелый токсикоз, различные болезни матери. Также системное недоразвитие речи наблюдается у детей, получивших травмы во время родового процесса. Внешние причины — ряд болезней и травм, полученных ребенком в первые годы жизни. К ним относятся тяжело перенесенные случаи ОРВИ, астения, различные патологии центральной нервной системы, церебральный паралич, рахит. Окружающая малыша обстановка также может внести свой “вклад” в нарушение речи: неправильно выбранная методика воспитания, постоянный стресс внутри семьи, излишнее давление на ребенка или пренебрежение к его требованиям, недостаток общения. Ребенок может подражать сюсюкающей манере общения по отношению к себе. Отсюда неправильное произношение отдельных звуков и слов.

Симптомы системного недоразвития речи

При СНР речь ребенка сбивчива, нелогична, со множеством звуковых ошибок. Ребенок начинает говорить гораздо позже сверстников, в 4-5 лет. Именно в этом возрасте малыш произносит свое первое осмысленное слово. Но в большинстве своем, речь ребенка остается малопонятной даже родителям. Невнятная речь сохраняется вплоть до 5-6 летнего возраста.

Суть слов и фраз ребенок понимает, но не может дать ответ или высказать свою точку зрения.

Формы системного недоразвития речи

Легкая степень системного недоразвития речи характеризуется незначительными нарушениями звукопроизношения. Ребенок начинает запинаться только тогда, когда пытается сказать сложную фразу. Он теряет вторичные смысловые линии в попытках донести главную мысль. Малыш не может апеллировать предлогами, “теряет” союзы, не всегда правильно строит цепочку “существительное-прилагательное”, путается в количественных характеристиках. Словарный запас меньше, чем у сверстников.

При средней степени системного недоразвития речи ребенок “плавает” в падежах, родах, не согласует их между собой. Что касается речи, то нарушение фиксируется только при попытке произнести звуки одной группы. Сложные бытовые слова остаются для малыша непокоренной вершиной. Слова, объединенные одной смысловой линией, ребенок обозначает одним словом. Например, диван, шкаф, телевизор, ковер — это все “дом”.

Тяжелая форма системного недоразвития речи. Ребенок не может составить из слов фразу, отсюда — несвязная речь. Один звук может обозначать и “мама”, и “кушать”. Проблема в произношении сразу нескольких звуковых групп: звонкие, глухие, шипящие, звонкие — все произносятся неправильно. Ребенок заторможено воспринимает речь. В речи присутствуют неверное употребление падежей, чисел.

Системное недоразвитие речи на фоне задержки психического развития дополняется повышенной физической активностью, невозможностью сосредоточиться, а также слабой памятью.

В школе для детей с нарушениями речи требуются напряженные усилия и длительное время для усвоения материала. Дети с нарушениями речи, интегрированные в массовую школу, испытывают значительные трудности в овладении процессами чтения и письма. В результате они попадают в разряд неуспевающих школьников и испытывают трудности в усвоении общеобразовательной программы.

Речевые нарушения часто сопровождаются пониженным вниманием и быстрой утомляемостью. Поэтому даже самый старательный и прилежный ребёнок , страдающий дисграфией, дислексией и дизартрией, показывает нестабильные результаты. Повышенная концентрация внимания сменяется рассредоточенностью, и тогда первая половина диктанта будет написано грамотно, а во второй мы увидим ошибку на ошибке. Сильное напряжение при письме провоцирует искажение почерка.

Но проблемы при обучении в массовой школе испытывает не только сам ребёнок с нарушением речи, но и дети, которые учатся с ним в одном классе. Передразнивание, например, может спровоцировать конфликты в классе, подражание может привести к копированию манеры речи заикающегося ребёнка, или его способу чтения. Педагог может столкнуться с проявлениями негативизма, повышенной агрессивности или ранимости, обидчивости некоторых детей. В процессе общения дети обнаруживают повышенную возбудимость, излишнюю двигательную активность, а другие, наоборот, вялы, апатичны, не проявляют интерес к играм. Встречаются дети с навязчивым чувством страха, повышенной впечатлительностью.

Что-же делать учителю, в условиях инклюзивного образования, как помочь ребёнку с СНР

Педагог, начиная со знакомства с ребёнком и на протяжении всего обучения, должен уметь налаживать и поддерживать общение и контакт с таким ребёнком. Важна постоянная стимуляция положительными эмоциями и впечатлениями от обучения. Задачей педагога становится не только показать этому ребёнку основы общения и взаимодействия с коллективом и обществом в целом, но и создать положительный климат в классе, чтобы ребёнку-логопату было комфортнее обучаться.

Учитель, чтобы помочь таким детям, должен понимать границы своих профессиональных возможностей и представлять себе классификацию дисграфических ошибок:

1. Ошибки на уровне буквы и слога. - Ошибки звукового анализа (пропуск гласных, перестановка букв, добавление лишней буквы). - Ошибки фонематического восприятия (путают парные согласные, лабиализованные гласные, заднеязычные, сонорные, свистящие и шипящие, аффрикаты).

2. Ошибки на уровне слов. - Слитное написание слов (особенно служебных частей речи). - Не разделение в потоке речи два самостоятельных слова. - Смещение границы слова. - Ошибки при самостоятельном словообразовании.

3. Ошибки на уровне предложений.

- Ошибки в согласовании слов. - При перечислении нескольких однородных членов предложения. - При употреблении предлогов.

Чаще всего дисграфические ошибки встречаются в диктанте. Хотя не исключены они и при списывании: если ребёнок прочитает слово, а потом сам себе продиктует, не глядя на образец.



Можно ли эффективно помочь детям с дисграфией и дислексией?

Да, таким ребятам вполне по силам овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво и усердно заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то – месяцы.

Существует ряд методов и приёмов коррекционной работы с данной категорией детей.

В учебный процесс можно включать логопедические задания. Подробнее с ними вы познакомитесь на наших занятиях.

Чтобы предупредить негативные последствия в образовательном процессе, учителям начальных классов необходимо:

создавать в классе благоприятный психологический климат;

не раздражаться, быть терпеливее и настойчивее;

учитывать реальные возможности ученика;

не торопить неуспевающего ребенка;

лишний раз похвалить ребенка за то, что хорошо получается;

соблюдать индивидуальный подход; дозированный темп и объем работы.

учитывать зону ближайшего развития ребенка, постепенно увеличивать и усложнять нагрузку;

учитывать речевые возможности ученика при устных ответах;

использовать индивидуальные карточки, тесты, зрительные и творческие диктанты

использовать на уроках упражнения по развитию мелкой моторики;

Чтобы помочь адаптации обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе.

Необходимо обеспечить учащихся альтернативными учебниками, похожими по содержанию, но более легкими для прочтения (для коррекционных школ). - Обеспечить по возможности аудиозапись текста учебника, чтобы ребенок мог слушать пленку и следить за текстом. Материал для чтения должен быть комфортным для ребенка. Тексты не должны содержать непонятных слов и словосочетаний, метафор. Желателен текст с иллюстрациями. При выполнении заданий по тексту ученик должен иметь возможность пользоваться содержанием. Вопросы и задания по тексту должны быть конкретными, четкими, на понимание фактической информации.

Упрощать задания для ребенка с ОВЗ, делая акцент на основные идеи. Заменять письменные задания альтернативными.

Вместо сочинений и изложений предлагать записать ответы на прописанные учителем вопросы. Задание, записанное на доске, должно дублироваться в распечатке для ребенка. Формулируя задание, стойте рядом с ребенком.

И конечно речь взрослого должна быть абсолютно правильная, литературная;

• по форме и по тону речь должна быть всегда безупречно вежливой;

• структуру речи следует согласовывать с возрастом детей

• содержание речи взрослых должно строго соответствовать развитию, запасу представлений и интересам детей, опираться на их опыт;

• речь взрослых должна соответствовать таким критериям, как точность, ясность, простота, эмоциональная выразительность

Определённые требования должны соблюдаться в отношении исправления ошибок в детской речи: они должны быть сделаны в тактичной, щадящей форме и только при уверенности, что поправка дойдет до сознания детей. “Поправлять спешно, мимоходом, в разгар работы, игры, когда дети чем-нибудь увлечены, ни в коем случае нельзя, - В лучшем случае такие поправки пропадают даром, в худшем – раздражают детей”. Коррекционная работа – это система специальных педагогических приемов и мероприятий, направленных не только на исправление отдельных нарушений, а на формирование личности в целом. Коррекционная работа является дополнением к основному образовательному процессу, способствует более эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его способностей в различных сферах.

Одно из главных условий качества коррекционно-речевого воздействия — искренняя заинтересованность педагога в его результатах, желание помочь ребенку и постоянная готовность оказать ему необходимую помощь и поддержку в случаях затруднений.

2


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее