Рыжова Татьяна Сергеевна
ГБОУ школа-интернат № 71 г.о. Самара .
Русская народная сказка, используемая для формирования связной речи у обучающихся с ОВЗ в начальной школе VIII вида.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально- экономического развития Российской Федерации.
В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования.
Развитие речи – процесс многогранный, включающий формирование навыков, разнообразных умений учащихся.
Развитие речи – это и раздел обучения языку, и вид урока, и аспект обучения языку.
«Раскрыть уста детей» – основная цель уроков развития речи.
Обучение русскому языку, развитие речи – одна из главных задач воспитания и обучения детей с ОВЗ. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач, одной из которых является развитие связной монологической речи. Работа над пересказом – одно из значимых направлений в овладении детьми с ОВЗ связной речью.
Именно процесс формирования связной речи, в частности, работа над пересказом создаёт у детей базу для развития умений:
осознанно воспринимать тексты;
логично строить высказывания;
последовательно излагать факты;
грамматически правильно строить предложения.
В процессе передачи прочитанного текста ребёнок учится фрагментации текста, разделению его на части, выделению главной мысли, постижению последовательности событий. Это развивает логическое мышление ребёнка, помогает установить и осознать причинно-следственные связи между событиями.
Подходящим материалом для обучения пересказу будут русские народные сказки, так как их текст имеет чёткую структуру, что позволяет успешно разделить текст на части, выделить главную мысль, выстроить последовательность событий.
Необходимо отметить, что дети с нарушениями интеллекта в связи с неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности.
Сказка же является одним из элементов культуры. Она базируется на народно-этнической культуре, на фольклорных корнях и обладает богатым социальным, нравственно-педагогическим потенциалом. Любая сказка обучает, воспитывает, предупреждает, учит и т. п. Она выполняет функцию социализации, т. е. приобщения новых поколений к общечеловеческому и этническому опыту. Кроме того сказке присуща креативная функция, т. е. способность выявлять, формировать, развивать и реализовать творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление.
Текст сказок затрагивает не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка, так как дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают эмоциональные, образные слова и словосочетания, учатся владеть живым родным языком. Высокая художественность произведений, предлагаемых для пересказа, цельность формы, композиции и языка учат детей с ОВЗ чётко и последовательно строить рассказ, не увлекаясь деталями и не упуская главного, то есть развивать их речевые умения.
Важность сказок для обучения детей признается исследователями. Однако, на наш взгляд, используется явно недостаточное количество сказочных текстов, не задействованы специфические особенности сказочного текста, позволяющие научить детей не только пересказу, повысить уровень связной речи, но и обогатить сознание детей морально-нравственными представлениями.
Кроме того, используемые в учебнике тексты не всегда в достаточной мере соответствуют уровню знаний и интеллектуального развития учеников.
Нами были подобраны русские народные сказки для улучшения понимания текстов и пересказа: «Лиса и Журавль», «Лиса и рак», «Зимовье зверей», «Глиняный парень».
Каждый урок может быть разбит на 2 части из-за объёма материала с учётом интеллектуальных возможностей, навыков и умений учеников, которые были уже сформированы до начала работы по предлагаемой программе.
Предполагаемые результаты: освоение пересказа сказки; понимание специфики народной сказки; использование в речи оборотов сказки (повторов, зачина, обязательность концовки); понимание роли и характерных особенностей героев сказки.
При разборе сказки учащимся предлагается следующая опорная схема с включёнными в неё речевыми моделями:
Герои: Кто? Какой? Последовательность действий, слова героев: Что делает? Что говорит? Зачин: жили-были…
Смысл сказки: Вывод Конец сказки: Тут и сказке… конец
Особенности предлагаемой программы заключены в том, что детям предлагаются задания на репродуктивном (пересказ литературного образца) и продуктивном уровнях (создание самостоятельного связного высказывания). Задания продуктивного характера, как правило, предлагаются с опорой на картинку или игрушку, в том числе созданную детьми.
Одновременное использование литературного образца и иллюстраций значительно повышает качество детских пересказов. Картинки положительно влияют на понимание текста и позволяют ребёнку точнее, содержательнее, последовательнее его излагать.
Возможно использование серии сюжетных картинок при обучении пересказу, но их количество не должно превышать пяти, в противном случае большее количество картинок не позволяет сосредоточиться на главном: рассеивается внимание, повышается уровень отвлекаемости.
Таким образом, мы считаем, что обучение детей пересказу в младших классах СКОУ VIII будет протекать успешнее при использовании в качестве дидактического материала текстов русских народных сказок с учётом психолого – педагогических особенностей развития и обучения умственно отсталых детей.
Используемая литература.
А. К. Аксёнова. Методика обучения русскому языку в специальной коррекционной школе. Учебник для студентов дефектологического факультета педвузов. – М., ВЛАДОС,1999, 320 с.
Б. П. Аникин. Русская народная сказка. – М.: Худ. лит., 1984. 186 с.
Б. П. Аникин. Русский фольклор. – М.: Просвещение,1987. 224с.
А.Н. Афанасьев. Народные русские сказки. – Л.: Лениздат,1983.366 с.
О.А. Белобрыкина. Речь и общение. – Ярославль: Академия развития, 1998. 240 с.
В. Богат. Сказочные задачи на занятиях по ТРИЗ// Дошкольное воспитание. – 1995. – № 10 – С. 30 – 32.
Б. Брезе. Активизация ослабленного интеллекта при обучении во вспомогательных школах. – М.: Наука, 1981. 224 с.
М. А. Вавилова. Русская бытовая сказка. учебное пособие к спецкурсу. – Вологда: ВГПИ,1984, 76 с.
Н. М. Ведерникова. Русская народная сказка. – М.: Наука, 1975,с. 19 –25.
И.М. Гилевич, Е. А. Забара, М. В. Ипполитова. Дети с отклонениями в развитии. – М.: Просвещение, 1990.224 с.