Бурдина Н.С.
В настоящее время, когда большинство родителей одной из основных своих задач выбирают обеспечение материального благосостояния семьи и значительную часть времени заняты делами, выбор ими для своих детей занятия в группе продлённого дня как прогрессивной формы организации жизнедеятельности детей, их интеллектуального и духовного роста совершенно очевиден. Объективный анализ многих социально-педагогических тенденций убеждает в том, что режим ГПД нужен в школе любого типа и в первую очередь для детей младшего школьного возраста.
Теперь уже не только педагоги, но и родители убедились в том, что пребывание ребёнка в школьной группе продлённого дня помогает процессу становления личности, гарантирует его безопасность и здоровье (как физическое, так и нравственное). Ребёнок постоянно находится в зоне педагогического влияния.
Продлённый день – неизмеримый потенциал воспитательного воздействия школы на ребёнка, но реализуется он лишь при условии высокой организации работы группы продлённого дня и максимального использования всех предоставляемых режимом продлённого дня возможностей. Решение этой задачи - дело весьма сложное, оно требует согласованных усилий всего педагогического коллектива, учителя и воспитателя.
Основное время в ГПД не должно поглощаться самоподготовкой, выполнением домашних заданий, а способствовать развитию личностных качеств ребёнка, формированию общественной культуры – взращиванию самого себя, совокупности главных жизненных ценностей, навыков общения, гуманистических привычек.
За пределами урока дети могут органично реализовывать свою самобытность в играх, творческих занятиях, свободном общении, раскрыться цельно. Тот, у кого не ладится, скажем, с математикой, окажется, например, весёлым затейником и рассказчиком. А тот, кто не бойко читает, поразит своих товарищей выдумкой, поделками и т. д. При таком подходе к организации работы в ГПД исчезает граница между детьми: они не разделяются в ГПД на отличников, хорошистов, троечников и неуспевающих. В режиме продлённого дня, где основное место занимают общение, совместные дела, дети получают возможность проявлять совершенно не востребованные на уроке доброту и сострадание. Таким образом, возникают ситуации успеха, воодушевляющие детей, помогающие им утвердиться в глазах товарищей, учителя, а главное – придать смысл всей жизни ребёнка.
В условиях школы продлённый день должен создать для младших школьников некую рафинированную среду, которая втягивала бы в себя каждого ребёнка, тем самым увлекая его, по возможности, из стихийного культурно-образовательного пространства в специально организованное воспитательное пространство, в котором ребёнок должен быть защищён физически и психологически, занят разнообразной развивающей деятельностью, где ему было бы весело и интересно. Создать такое воспитательное пространство возможно только совместными усилиями учителей начальной школы, педагогов дополнительного образования, родителей младших школьников и, конечно же, в первую очередь, самого воспитателя.
Любой человек тянется к чему-то новому, оригинальному, неординарному. Взгляд человека проскальзывает по уже привычным формам и останавливается на чём-то ещё неизведанном, пусть по началу ещё непонятном. Даже маленький ребёнок, хорошо изучив свою игрушку – меньше использует её в своей игре по назначению. Ребёнок пытается использовать её в качестве другого предмета с другими функциями, не свойственными для неё изначально.
Таким образом, способность творить заложена в ребёнке с раннего детства. И проблема в том, что никто не занимается целенаправленно и осознанно развитием этих способностей. Всё пускается на самотёк. И тот ребёнок, в котором были заложены большие творческие задатки, и который мог бы себя проявить в будущем в качестве творца в той или иной области, становится обыкновенным «человеком из толпы». Необходимо развивать творчество в ребенке, прежде всего для него же самого. Только творческий человек всегда может найти выход в неординарной ситуации.
Задача воспитателя заключается в том, чтобы помочь ребёнку развить в себе творческие задатки, стать творческой личностью.
Если мы поймём, что особо важно для формирования способностей ребёнка, его чувств, умения думать мы сможем помочь ему, дать возможность наиболее полного развития. Мы должны открыть для ребёнка как можно больше путей и уже, конечно, помочь ему вступить в мир творчества, воображения, фантазии.
Развитие творческих способностей становится жизненно важной проблемой, актуальной во все времена.
Одним из эффективных средств воспитания, в котором тесно переплетаются формирование трудовых навыков и художественное развитие учащихся начальных классов, может быть внеклассная работа по изготовлению аппликаций.
Аппликация – один из самых распространенных и привычных видов работ в начальной школе. Для аппликации используют различные материалы: солому, бересту, ткань, кожу, мех, тополиный пух и конечно – бумагу.
Аппликационные работы способствуют развитию художественного видения природы, закреплению представлений о симметрии и асимметрии, совершенствованию представлений о выразительной композиции, развитию чувства формы, ритма, соотношения частей и целого. При работе над аппликацией у учащихся развиваются такие психические процессы, как внимание, мышление, воображение и др. На начальном этапе обучения детей хорошо использовать аппликацию для развития глазомера, моторики рук, координации движения, формирования представлений о приемах рациональной работы, совершенствования приемов разметки, вырезания, работы с клеем и ножницами. Работа над аппликацией помогает воспитывать аккуратность и терпеливость.
Творчество – это, прежде всего умение, отказываться от стереотипов мышления, только в том случае можно создать что-то новое.
Ещё один вид деятельности, способствующий творческому развитию детей – оригами. Удивительно, сколько положительных эмоций вызывают такие занятия. Дети испытывают удовольствие и восторг, когда у них из простого листа бумаги получается какая-то фигурка.
Почему оригами нравится взрослым и детям?
– Оригами похоже на фокус: из обычного листка бумаги за несколько минут рождается фигурка.
– Для занятий нужна только бумага и ваши знания.
– С помощью оригами легко создается целый мир, в который можно играть.
– Занятия оригами абсолютно безопасны даже для маленьких детей.
– Оригами – это личное и коллективное творчество.
– Для оригами нет возрастных пределов, и не требуется особых способностей.
– Оригами помогает оформлять помещения, делать оригинальные подарки (без больших материальных затрат).
Целью занятий является не складывание как можно большего количества разнообразных фигурок, а воспитание и развитие у детей целого ряда способностей и навыков. Педагогами разных стран выявлено, что оригами:
– развивает пространственное воображение, память, творческие и исследовательские способности, чертежные навыки, мелкую мускулатуру кистей рук, концентрацию внимания, уверенность в своих силах и способностях, так как неуспевающих на занятиях оригами нет;
– знакомит с основными геометрическими понятиями;
– улучшает способность следовать устным инструкциям;
– расширяет коммуникативные способности;
– воспитывает личность как члена общества с его нравственными, патриотическими, интернациональными чувствами;
– воспитывает наблюдательность, художественно-эстетический вкус детей, самостоятельность и аккуратность при работе.
Несложные приемы складывания и безграничная фантазия людей способны сотворить с помощью оригами целый мир, добрый, радостный, веселый.
Подготовка к занятию – это целое научное исследование и проектирование. Ведь каждая фигура оригами – это своя история, своя легенда и множество вариантов применения в жизни.
Одним из видов творческой деятельности является конструирование.
Термин “конструирование” происходит от латинского слова, обозначает построение вообще, приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов. Это вид продуктивной деятельности, предполагающий построение предметов. Его успешность зависит от уровня развития мышления и восприятия.
Основной особенностью детского конструирования является установление пространственного расположения элементов предмета и подчинение его определённой логике.
Конструктивное творчество является таким видом деятельности, которое характеризуется целенаправленным поиском новизны в способах построения, соединения деталей и их положении в пространстве, когда путём поиска определяются оригинальные способы конструирования. Конструктивное творчество представляет сложный комплекс умственных и практических действий. Оно имеет 2 основных этапа:
этап замысла, где отражается собственная преобразующая деятельность мышления и воображения ребёнка и
этап его практической реализации.
Эти этапы находятся в тесной связи, потому что детские замыслы уточняются и совершенствуются в ходе практической реализации, что способствует умственному развитию учащихся.
Природный материал – кладовая для развития фантазии, творчества, воображения. Процесс изготовления из него поделок не только положительно скажется на развитии эстетических чувств, пополнит навыки и умения, необходимые детям, но обязательно разовьёт мелкую моторику руки, внимание, интеллектуальную и творческую активность.
Создание поделок из природного материала даёт возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя. И пусть поделки будут пока не очень совершенны, но они принесут много радости и творческого удовлетворения.
При выполнении изделий из природного материала необходимо, прежде всего, предоставить ребёнку самостоятельность. Воспитатель должен лишь помочь ребёнку раскрыть образ будущего персонажа, разбудить его воображение. Воображение – самый главный помощник в творчестве. Развитие этой способности обогащает человека независимо от его возраста.
Работы по шитью, вышиванию, плетению привлекают детей своими результатами. Сколько радости получают они от сделанной своими руками салфетки, закладки, игрушки. Не меньшее удовольствие доставляет изготовление подарков и сувениров для родителей и друзей. Умелые руки и фантазия творят чудеса.
Работа с текстильными материалами способствует развитию творческих способностей детей: вкусу, чувству цвета, композиционному решению, выбору художественного образа.
Особую значимость работе придаёт то, что изделия, выполняемые из отходов тканей и ниток, прекрасно служат в быту в виде различных ковриков, салфеток, украшений и игрушек, а это является прекрасным воспитательным моментом.
Ещё один из видов творчества - лепка из различных материалов.
Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития детей. Лепка расширяет их кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни и нравственных представлений.
Занятия лепкой воспитывают художественный вкус детей, умение наблюдать, выделять главное, характерное, учат не только смотреть, но и видеть, ведь герои и сюжеты будущих работ находятся рядом с нами, идут по улице, живут в книгах и кинофильмах.
Хочется остановиться на работе с бросовым материалом – римейк.
Remake (англ.) – переделка. В работе используются старые и ненужные вещи. Отжившие своё носки и колготки превратятся в современные красивые вещи, нужные в каждом доме, старая мешковина и упаковочный шпагат помогут обновить интерьер, а карандаши «Полицвет» откроют маленькую тайну, из гофрированного картона (упаковочные коробки) можно изготовить различные панно, а из коробок, пластиковых бутылок, капсул всевозможные изделия.
Изготовление изделий из бросового материала способствует эстетическому развитию детей, приобретению ими умения грамотно подбирать цветовые сочетания, формы, размеры, комплектующие изделие детали.
Занятия изобразительным искусством. Они заключают в себе неиссякаемые возможности для всестороннего развития младших школьников.
Маленький человек, сидящий за партой, смотрит на воспитателя доверчивыми, широко открытыми глазами. Его чуткое сердце в любую минуту готово откликнуться на прекрасный, красочный мир, по-новому увиденный им в изобразительном искусстве.
Занятия изобразительного искусства не могут быть скучными, неинтересными для детей. На своих занятиях воспитатель вместе с детьми заново переживает радость открытия прекрасного в жизни, искусстве. Главным условием успеха таких занятий является постоянное эстетическое самообразование воспитателя.
Пожалуй, нет ни одного ребенка, который не любил бы сказки, не хотел бы подолгу слушать увлекательные истории, полные ярких событий и чудесных приключений. Однако, сказка – это не только развлечение, но и отличный способ для того, чтобы развить творческие способности младших школьников. А для этого нужна всего лишь фантазия, желание подарить детям позитивные эмоции. Сказки можно сочинять где угодно, когда угодно и о чем угодно. Маленькие дети могут сочинять сказки вместе со взрослыми, а ребята начальных классов уже свободно могут сочинять сказки самостоятельно.
Влияние сказок, прочитанных в детстве, на формирование личности ребенка очень велико.
Мир детства — таинственная и чудесная планета, жители которой много знают, многое понимают, чувствуют, но у них мало жизненного опыта. Они приобретают этот опыт в своей деятельности, в играх. Миллионы людей проходили в игре школу жизни, познавали окружающий мир, учились человеческим отношениям. Становясь взрослыми, они уносили с собой в жизнь замечательные качества, приобретенные в игре: доброту и смелость, бескорыстие и товарищество, мечтательность и творчество, юмор и добродушие, веру и верность, правду и честь. Игра, вечный спутник детства, создает предпосылки формирования умственных способностей ребенка. Если ребенок ежедневно погружается в различные виды игровой деятельности, которые нацелены на раскрытие его способностей, задатков, на творческое самовыражение, то личный опыт ребенка обогащается, формируется произвольная волевая регуляция поведения, формируются память, внимание, способность восприятия. Игра для младших школьников — это способ научиться тому, чему их никто не сможет научить, способ исследования и ориентации в реальном мире. В игре рождается плодотворное соревнование, подчиненное социально значимой идее — успешности общего действия и достижения поставленной цели. Таким образом, в ходе игры воспитывается личная ответственность за порученное дело.
И чем старше дети, чем шире круг их интересов, тем более сложными и разнообразными должны быть игровые задачи.
Детский праздник в группе продлённого дня даёт детям возможность проявить свои способности, склонности, а воспитателю – лучше узнать воспитанников, ненавязчиво влиять на них в нужном ему направлении.
Хороший умный праздник – яркое событие в жизни детей, которое запоминается своей сюрпризностью, необычностью. Дети любят праздники за то, что они дарят радость, вызывают яркие эмоциональные переживания. Среди равнины школьных будней они как блистающие вершины, манящие и одновременно требующие определённых усилий для восхождения на них. Подготовка праздника – это большое и важное дело, коллективное и непременно творческое, требующее труда и фантазии, выдумки и изобретательности воспитателя и детей, - тогда он интересен всем. Принимая участие в подготовке праздников, дети и взрослые реализуют свои скрытые возможности, набираются энергии для будущего.
Развитие творческих способностей – важная задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Из всего этого следует, что перед воспитателем группы продлённого дня встает задача развития ребенка, его творческих способностей, воспитания творческой личности в целом.
Одной из главных задач воспитателя группы продлённого дня является раскрытие и развитие творческих способностей младших школьников.
Каждый ребенок хочет играть, рисовать, лепить, творить т.е. жить творчески. На своих занятиях пробуждаю заложенное творческое начало, учу трудиться, помогаю понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве, для радостной, счастливой и наполненной жизни.
Универсальных приемов формирования познавательных интересов у младших школьников нет. Каждый творчески работающий воспитатель добивается этого, используя свои приемы развития познавательных интересов через творческую деятельность.
Творчество – это деятельность, в процессе которой создается нечто новое для самого ребенка. Оно имеет место тогда, когда ученик воображает, комбинирует, изменяет, создает такое, чего он раньше не видел, чего в его непосредственном личном опыте не было. В основе всякого творчества лежит догадка, гипотеза или собственный замысел.
Развитие творческих способностей происходит через:
умение переводить идеи в образы;
развитие воображения и фантазии в определенной ситуации;
использование приема “мозгового штурма” для развития беглого мышления;
умение среди множества ответов и решений находить нужные;
оригинальность мышления.