«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Статья: «Пути совершенствования патриотического воспитания учащихся в рамках программы Рухани жаңғыру, через образовательно – воспитательную среду школы».

Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу.

Период младшего школьного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как младший школьник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Выступление на МО начальных классов: «Пути совершенствования патриотического воспитания учащихся в рамках программы Рухани жаңғыру, через образовательно – воспитательную среду школы».

Патриот - это человек, служащий Родине, а Родина - это, прежде всего народ. (Николай Гаврилович Чернышевский)

Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу.

   Период младшего школьного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как младший школьник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств.

        Патриотическое воспитание младших школьников позволяет с раннего возраста сформировать правильное отношение детей к своей стране – умение ценить и уважать события прошлого и современные достижения нашего народа. Все это поможет вырастить поколение, готовое к подвигу, готовое отстаивать интересы своей страны. Патриотизм имеет характерные черты – верность, терпимость, законопослушность, трепетную любовь к родной природе.

Основным средством воспитания настоящего патриота является включение учащихся в разнообразные виды деятельности и формирование у них навыков и привычек, опыта патриотического поведения. Патриотическое воспитание начинается с первых дней учёбы в школе. В учебниках по литературному чтению, познанию мира, русскому языку, математике есть  много  материала, на основе которого можно воспитывать патриотов нашей страны.  

  В курсе «Познание мира» даны первоначальные сведения о государственных символах Казахстана – флаге, гербе, гимне, о государственных праздниках, Конституции. Этот учебный материал также имеет большое значение для патриотического воспитания учащихся.

Мы,учителя считаем, что для каждого первый шаг к познанию Родины – изучение истории своей семьи. Проблема изучения истории своей семьи очень актуальна сегодня, так как современные семьи теряют связь поколений, мало общаются даже близкие родственники. Но патриотов государства не воспитаешь, если они не будут любить свою семью. А значит нужно также воспитывать любовь  к ближнему: маме, папе, бабушке, дедушке, сестрёнке, братишке. Надо учить уважать  окружающих их людей, товарищей, одноклассников,  не предавать друзей, близких им людей, воспитывать «чувство локтя».

Работа по изучению родословной развивает интерес к истории своих предков, способствует укреплению духовных ценностей, повышает культурный уровень. Кроме того, работа по изучению истории семьи содействует объединению детей, их родителей, бабушек и дедушек на основе общего интереса к генеалогии.

Одной из наиболее эффективной, интересной и целесообразной формой, признана организация проектной деятельности. Данная деятельность позволяет каждому ученику почувствовать себя исследователем, овладевать навыками работы с различными источниками информации. Ценно и то, что проектная деятельность позволяет объединить детей, родителей и учителей в совместную творческую, исследовательскую деятельность и формировать настоящее сообщество детей и взрослых.

Так, работая над проектом «Древо жизни»,книжек- малышек «Моя семья»,участие в конкурсах рисунков «Моя семья» в процессе работы узнали историю возникновения имен и фамилий, степени родства в семье, составили «ленту времени» своей жизни, родословное древо, узнали о семейных увлечениях и традициях.

Работая над проектами «Моя Родина -Казахстан», «Мой родной город» не только узнали интересные сведения об истории и достопримечательностях, но и научились распределять обязанности в группе, составлять презентации и оценивать достижения свои и товарищей.

Богатый материал по формированию патриотического воспитания содержит курс «Литературное чтение» . Формированию гражданских чувств способствует материал раздела «Родина», где дети знакомятся с произведениями о Родине известных казахских поэтов и писателей. Знакомятся с народными героями, батырами из легенд, эпосов. Ребята учатся читать стихи, передавая чувство гордости за свою Родину, сравнивают отношение и чувства разных поэтов к Родине, дают собственную оценку, отвечают на вопрос: « Почему ты гордишься своей Родиной?»

Патриотическое воспитание продолжается и на других уроках, начиная с 1 класса. Так, на уроках математики решаем задачи,связанные с растительным и животным миром Казахстана,о замледелии и животноводстве. Учащиеся, вычисляя примеры и решая задачи, обсуждали, какими качествами нужно обладать, чтобы служить в армии, как научиться быть ловкими и сильными. На уроках изобразительного искусства и трудового обучения выполняем с учащимися поделки, связанные с родной природой, Родиной, обычаями и традициями и т. д. На уроках русского языка пишем сочинения, изложения по темам патриотизма.

         Патриотическое воспитание в школе  осуществляется как в процессе обучения, так и во внеурочной и внеклассной деятельности. Мы с детьми постоянно проводим классные и внеклассные мероприятия, направленные на патриотическое воспитание:

Классные часы по темам: «Мой родной город».

Цели: Формировать понятие «малая родина». Знакомство с памятными местами города. Воспитание чувства патриотизма, гордости за свой родной город. Воспитание желания быть полезным своему городу.

Игровая программа «Звёздный час» . На классном часе ребята рассматривали слайды о Казахстане. Формировались представления о происхождении истории государственных символов Казахстана. Игра способствовала развитию познавательной активности, интеллекта, расширению кругозора учащихся; воспитывает национальное самосознание ,толерантность.

Праздник Единства народов Казахстана. Праздник посвящён дружбе в семье, дружбе в нашем классе, дружбе людей разной национальности. Воспитывает чувство патриотизма, уважительное отношение к людям разных национальностей ,к родителям.

День Первого Президента Казахстана. Классный час «Вместе с Президентом за крепкий Казахстан».В процессе просмотра слайдов дано представление о деятельности Президента РК Назарбаева Н. А. – как гаранте стабильности, согласия, укрепления межнационального единства.

Внеклассное мероприятие ко Дню Независимости Казахстана. «Независимый Казахстан ». Воспитание чувства патриотизма , любви и уважения к Родине: её природе, обычаям, традициям; дружеские взаимоотношение между людьми разных национальностей.

«Толерантность-путь к миру», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Я- гражданин РК», «Путешествие по стране Конституция», День «Пожилого человека», «Мой родной город», Праздник «Наурыз» и т. д.

Этому способствуют  праздники,линейки, концерты, проводимые в школе во внеурочное время, Здесь дети не только узнают много нового для себя, но и учатся дружить, не подводить своих товарищей и учителей, взаимовыручке. Эти мероприятия сплачивают детей.         

Я считаю, что работа по патриотическому воспитанию учащихся должна вестись не эпизодически, а ежедневно. Учитель в свою очередь на своём примере должен показывать, что ему не безразлично, какими станут его воспитанники. Учитель должен знать, что происходит в государстве, что ожидает нашу страну в будущем. Если дети будут чувствовать и видеть, что их учитель на деле, а не на словах любит свою страну, то они ему будут верить, и воспитание патриотических чувств будет направлено в нужное русло.


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее