Проектная деятельность как инновационная составляющая одной из организационных форм обучения
Общеобразовательная школа за последнее десятилетие стала одним из самых инновационных направлений развития российского образования. Все более актуальным в образовании становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это в свою очередь предполагает поиск новых организационных форм и методов обучения, обновление содержания образования.
Эту проблему в школе пытаются решать в последние годы через введение новых организационных форм в педагогический процесс, в частности через организацию проектной деятельности. Сегодня все большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными знаниями и навыками. В системе образования начинают превалировать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося, направленной на решение реальных жизненных задач. Признанным подходом здесь выступает деятельностно-ориентированное обучение: учение, направленное на решение проблем; проектные формы организации обучения.
Анализируя методическую литературу и отмечая положительные результаты в ходе реализации программ развивающего обучения, можно выделить ряд проблем, затрудняющих переход школьников на следующую ступень образования:
очень низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;
неумение следовать прочитанной инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;
разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью школьников и практическими упражнениями и заданиями, в ходе которых отрабатываются навыки;
отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.
Одним из решений этих проблем является введение в педагогический процесс новых организационных форм обучения, важнейшим из которых является метод проектов.
Метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ученику проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности, проявить творчество при выполнении учебных заданий.
Проект есть целенаправленное управляемое изменение, фиксированное во времени. Важнейшей характеристикой проектирования является различение того, что производится, и того, что в результате получается. Производимый «продукт» не является самоцелью, его нужно рассматривать в более широком контексте. Особенность проекта в том, что при его реализации не задается порядок действий, школьники сами определяют весь набор необходимых средств, материалов и действий, с помощью которых будет достигнут результат. Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.
Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности и этапов создания проекта.
Выделяют следующие этапы создания проекта:
Этапы проекта | Деятельность учителя | Деятельность школьников |
выработка концепции | формулирует задачу | выбор и осознание проблемы |
определение целей и задач проекта | формулирует проблему (цель и конечный продукт проекта) | определяют актуальность и важность данной проблемы |
разработка собственного варианта решения проблемы | помогает спланировать деятельность, организует деятельность | анализируют разнообразную информацию, программу действий, разрабатывают варианты реализации своей программы |
реализация плана действий | практическая помощь (по необходимости) | реализуют план действий, подготавливают продукт деятельности к презентации |
подготовка к защите проекта | помощь в подготовке презентации | оформляют портфолио, готовят стендовую защиту, разрабатывают электронную презентацию |
реализация проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности | формирует новую задачу | представляют продукт деятельности, анализируют проделанную работу, делятся своими впечатлениями |
Организация проектных работ представляют собой один из способов контроля школьников, которому придаётся огромное значение в рамках учебного процесса, поскольку:
успешный самостоятельный творческий поиск является показателем глубокого усвоения знаний и творческого развития личности;
знания проявляются в нестандартной, новой ситуации с использованием умений детей из разных образовательных областей;
выявляется уровень личностного отношения учащихся к учебному труду;
проявляется умение работать в коллективе и способность брать на себя ответственность за качество выполненной работы;
учениками проявляется учебная инициатива и самостоятельность, происходит их становление как личностей, способных активно действовать в современной жизни.
ученикам младшего школьного возраста необходима помощь взрослого на всех этапах работы над проектом. Правильно организованная подготовка проекта должна превратиться в интересную игру.
Проектная деятельность будет способствовать:
обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;
развитию творческих способностей и активности учащихся;
формированию проектного мировоззрения и мышления, обеспечению межпредметных связей в обучении;
адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни;
формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.
Метод проекта актуален и очень эффективен. Он дает школьнику возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного образования.