Приём Интрига в учебной деятельности
По мнению психолога, на успешность продвижения ребёнка в процессе обучения наибольшее влияние оказывают познавательные мотивы: интерес к предмету и любознательность:
« Всё, что повышает любознательность, может быть включено в урок».
Одним из таких приёмов, « подталкивающих» ребят к изучению объекта, является интрига.
Внимание учеников всегда привлекает спровоцированная учителем интрига. В начале урока учитель задаёт загадку (сообщает удивительный факт), разгадка которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.
Е Н.Ильин характеризует интригу как образную задачу, помогающую завести урок.
Интрига в учебной деятельности – это приём развития познавательных мотивов, основанный на использовании нового необычного факта и взгляда на события.
Поэтому часто я вынуждена прибегнуть к какой-то «интриге». В методике это близко к понятию «проблемный вопрос» или к понятию «поисковый метод». «Интрига» может быть использована в начале урока, когда учитель формулирует цели предстоящего урока, иногда она просто необходима при изучении определенного блока урока,
Интригой может быть одно или несколько предложений, содержащих в себе основную проблему урока, но не раскрывающих её.
1.Необычные факты.
2.Яркие наглядные образы ( предмет, вещь).
3.Фотографии, иллюстрации.
4.Игровые ситуации.
5. Задания творческого характера.
Примеры
Театральное начало . При этом следует продумать антураж, привлекающий внимание детей, задания в виде игры
Музыкальное сопровождение.
Иллюстрации, яркие плакаты. Наглядность часто вызывает небывалый интерес.
Пример. Естествознание
На уроке по теме «Вода» учитель рассказывает: «Однажды в одной афри-
канской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой лю-
ди ходят по воде! И самое удивительное, что этот рассказ был правдивым! А
мы с вами ходим по воде? Мы так привыкли к воде, что часто не замечаем ее
свойств» (по А. Гину).
Например, в теме «Плесневые грибы» «интрига» используется перед постановкой целей урока. Тема записана на обратной стороне доски, а я сообщаю, что нам предстоит изучение грибов, которые есть дома у каждого из нас. И задается вопрос: «А какие грибы есть у каждого из вас?» Предлагаются всевозможные варианты: это и сушеные шляпочные грибы, это и дрожжи. Затем ученикам демонстрируют кусочек хлеба со специально выращенным к уроку грибом мукором. Возражения сыплются со всех сторон, все уверяют, что у них дома нет плесени! Тогда предлагается следующее: взять кусочек хлеба, немного увлажнить его и поместить в теплое место. Что произойдет? Появится плесень! А почему это возможно, каковы условия существования плесневых грибов, способы их размножения и распространения, как можно защитить продукты от плесневых грибов? Эти значимые вопросы и положены в основу задач, которые должны быть решены на уроке. Ребята готовы к работе.
Приведу возможный вариант использования «интриги» на уроке на тему «Звезды и созвездия».
I. Актуализация опорных знаний
Интрига
Рассказывают, что один шутник дал такое объявление: «Ты хочешь быстро, удобно и дешево совершить путешествие вокруг света? Тогда купи у меня билет, и я расскажу, как это сделать». Желающих было много, они покупали билеты у шутника, а взамен он давал им такой совет: «Сядь ночью у раскрытого окна и любуйся небом. Катаясь на Земле, как на карусели, ты увидишь весь свет».
А вы хотите сегодня покататься на этой удивительной карусели?
Таким образом, приём интрига является приём развития познавательных мотивов, активизирует личную заинтересованность ученика в познании.