«Зимний фестиваль знаний 2025»

Статья по теме: «Роль образовательных технологий деятельностного типа в достижении личностных и метапредметных результатов»

Новый ФГОС НОО устанавливает новые требования к результатам освоения учащимися начальной школы основной образовательной программы. Помимо предметных, учитель должен обеспечить личностные и метапредметные результаты (универсальные учебные действия).

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Учитель начальных классов:

Матяш Екатерина Николаевна

«Роль образовательных технологий деятельностного типа

в достижении личностных и метапредметных результатов»

Слайд

Новый ФГОС НОО устанавливает новые требования к результатам освоения учащимися начальной школы основной образовательной программы. Помимо предметных, учитель должен обеспечить личностные и метапредметные результаты (универсальные учебные действия).


Слайд

Этот метод осуществляется путём создания проблемных ситуаций и, как следствие – необходимости проблемного диалога.

Проблемно- диалогическое обучение – единственная технология, обеспечивающая тройной эффект обучения: более качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности.

Слайд

Применяю следующие типы уроков:

Урок открытия новых знаний

Цель: формирование новых понятий, включение детей в деятельность

на личностно – значимом уровне «Хочу, потому что смогу»


Урок рефлексии

Уроки рефлексии направлены на фиксирование затруднений в собственной деятельности учащихся. На уроках этого типа деятельность ученика организована по следующей структуре:

  • выявление индивидуальных затруднений;

  • выявление причины затруднения;

  • самостоятельное построение проекта выхода из затруднения;

  • анализ собственной деятельности.

Урок – тренинг

Уроки-тренинги – уроки активной мыслеречевой деятельности учащихся, формой организации которых является групповая работа.

Наиболее целесообразно использовать тренинги при обобщении и систематизации знаний учащихся, где обязательным компонентом урока является:

  • высказывание мнений;

  • обсуждение;

  • принятие общего решения;

  • самооценка.

Ребенок учится оценивать свои действия, планировать их, осознавать свое понимание или непонимание, свое продвижение вперед.


Урок контроля

Развивающие уроки контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:

  • написание учащимися варианта самостоятельной или контрольной работы;

  • сопоставление с эталоном выполнения этой работы;

  • оценка результата


В своей работе применяю технологии деятельностного типа:

1) проблемно-диалогическую технологию

2) технологию продуктивного чтения

3) технологию оценивания учебных умений

4) проектная деятельность


Проблемно-диалогическая технология даёт развёрнутый ответ на вопрос, как научить учеников ставить и решать проблемы. В соответствии с данной технологией на уроке введения нового материала я проработала два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения.

Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.

Поиск решения – этап формулирования нового знания.

Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий.

Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы ученики осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.

Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию.


Слайд

Приведу примеры приёмов создания проблемных ситуаций.


Урок русского языка в 1-й классе по теме «Почему слова, которые звучат одинаково, написаны по-разному: с маленькой и большой буквы».

Учитель

Ученик

- Запишите под диктовку предложение: У крыльца лежит шарик.


- Поднимите руку, кто написал так же, как на доске.

- Кто написал по-другому? Какое слово?

Оба варианта записываются на доске.

- Смотрите, одно и то же слово написано по-разному.

- Какой у вас воз­никает вопрос?



- Чему мы будем сегодня учиться?


Дети пишут в тетрадях, один ученик - на доске.


(Шарик в одном случае со строчной буквы, в другом - с прописной.)





- Почему слова, которые звучат одинаково, написаны по-разному: с маленькой и большой буквы?

- Распознавать, когда слово пишется с большой буквы, а когда - с малень­кой.

(Учебная проблема как тема)



Слайд

Примеры формулирования учебной проблемы.

Подводящий к открытию знания диалог.

Урок математики в 1 классе по теме «Длина»

Учитель

Ученик

- Измерьте длину полоски с помо­щью мерки (у учащихся на каждом столе полоски одинаковой длины, мерки на разных столах разные). (Задание на ошибку.)

- Давайте сравним длину ваших полосок. (Предъявление действи­тельного факта.)


- Итак, что вы сказали сначала?


- А что оказывается на самом деле? (Побуждение к осознанию противоречия.)

- Какой же возникает вопрос? (По­буждение формулированию про­блемы.)

Учащиеся измеряют полоски и назы­вают свои ответы (2, 3, 4).




Учащиеся сравнивают длину поло­сок наложением. (Возникновение про­блемной ситуации.)

- Полоски разной длины.


- Все полоски одинаковой длины (Осознание противоречия.)

- Как можно сравнить длины поло­сок, отрезков? (Учебная проблема как вопрос.)


На примере данного фрагмента урока мы видим, как происходит формирование и других универсальных учебных действий: за счёт использования диалога – коммуникативных, за счёт развития умений извлекать информацию, делать логические выводы – познавательных.


Слайд

На занятиях по предметам я провожу работу в малых группах, парах и другие формы групповой работы. Формирую развитие коммуникативных универсальных учебных действий и прежде всего – умения донести свою позицию до других, понять другие позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к позиции другого.

Применяю следующие формы организации учебного пространства коллективные:

1) парное взаимодействие;

2) микрогрупповое взаимодействие;

3) бригадное (групповое) взаимодействие;

4) межгрупповое взаимодействие

В результате можно наблюдать динамику в развитии коммуникативных УУД учащихся, а именно:

  • умение высказывать своё мнение;

  • вести диалог;

  • работать в группе;

  • предотвращать и преодолевать конфликты.


Работа над проектами гармонично дополняет в образовательном процессе классно-урочную деятельность и позволяет работать над получением личностных и метапредметных результатов и во внеурочноной деятельности.

При работе над проектами развиваем:

Регулятивные УУД - определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера, – работа по составленному плану.

Происходит освоение познавательных УУД - проводится сбор информации по теме, работа с энциклопедиями, справочниками, ресурсами интернет.

Совместная творческая деятельность учащихся способствует формированию коммуникативных умений: организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Личностные результаты при работе над проектами мы получаем при выборе тематики проектов. Например, выбор темы проектов, связанной с историей и культурой своей страны, края, позволяет формировать самоопределение учащихся как граждан России, испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину.


Слайд

Остановлюсь на развитии регулятивных универсальных учебных действий.

Развитие организационных умений осуществляется прежде всего через проблемно-диалогическую технологию.

Задания, направленные на развитие

регулятивных универсальных учебных действий.

Русский язык

Литературное чтение


Наблюдение за ролью глаголов в речи. «Прочитай тексты. …

Сравни тексты. Чем они отличаются? …Чем похожи?»

Актуализация знаний о глаголе.

«Подбери и запиши к каждому существительному как можно больше слов со значением действия».


Новые знания о происхождении названия части речи.

«Прочитай текст. Почему часть речи (глагол) получила такое название? … Как отличить глагол от других частей речи?».

Умение находить глаголы в речи. «Найди глаголы. Как будешь

действовать? … Выпиши глаголы, напиши вопросы к ним. Сделай вывод.

Обобщение знаний.

«Расскажи всё, что ты уже знаешь о глаголах, по плану: …».

Прочитай определение в рамке. (Умение соотносить полученный

результат с образцом, находить и исправлять ошибки.)

«Всё ли было верно в твоём рассказе?»

(Дети читают правило.)


Регулятивные универсальные учебные действия развиваются с помощью заданий:

1) на составление плана (план текста, план устного рассказа, план сочинения);

2) на проведение самопроверки; редактирования текста.




Слайд

Обратимся к развитию познавательных универсальных учебных действий.

Развитие интеллектуальных умений осуществляется под руководством учителя в 1–2-м классах, а в 3–4-м классах ставятся учебные задачи, которые ученики учатся решать самостоятельно.

Задания, направленные на развитие

познавательных универсальных учебных действий


Русский язык

Литературное чтение

3 класс. «Простые и сложные предложения».

После определений простого и сложного предложения даётся задание:

1. Ты прочитал учебно-научный текст. Из скольких частей он состоит?

2. На какой вопрос отвечает каждая часть?

3. Запиши эти вопросы под цифрами. У тебя получился план текст.

4.Перескажи этот текст по плану».

4 класс. Система работы с различными словарями.

«Прочитай слова. Объясни значение каждого слова. Воспользуйся толковым словарём…Запиши слова в нужной последовательности и проверь по словарю С.И. Ожегова».

«… В каких книгах можно встретить эти слова? А где можно уточнить, что означают эти слова?».

Развитие умений чтения и работы с информацией обеспечивает технология продуктивного чтения, которая отражена в учебниках и тетрадях по литературному чтению:

этап 1 (работа с текстом до чтения, на основе заглавия, фамилии автора, ключевых слов, иллюстрации) – обеспечивает развитие механизма прогнозирования и приёмов ознакомительного чтения;

этап 2 (работа с текстом во время чтения) – вычитывание фактуальной и подтекстовой информации;

этап 3 (после чтения) – это развитие умений рефлексивного чтения в ходе выполнения творческих заданий.




Слайд

Как же происходит развитие коммуникативных универсальных учебных действий?

Развиваются базовые умения различных видов речевой деятельности: говорения, слушания, чтения и письма. Их развитие осуществляется в том числе посредством технологии продуктивного чтения, и проблемно-диалогической технологии.

Задания, направленные на развитие

коммуникативных универсальных учебных действий

Русский язык

Русский язык

Литературное чтение

4 класс. «Поработай над своей устной научной речью».

Подготовь связный рассказ на тему «Что я знаю о сложном предложении». Построить свой рассказ тебе поможет план. Не забудь, что каждую свою мысль нужно подтверждать примером».


Провожу следующие виды работы на развитие коммуникативных УУД:

1) обсуждение прочитанного в диалоге с учителем и одноклассниками;

2) подготовка устных рассказов (о литературных героях, о личных впечатлениях по следам прочитанного);

3) инсценирование и драматизация;

4) устное словесное рисование;

5) творческий пересказ текста от лица разных героев-персонажей;

6) сочинение по личным впечатлениям и по прочитанному;

В своей практике применяю технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Технология направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников.


Слайд

Данная технология направлена прежде всего на формирование регулятивных универсальных учебных действий, так как обеспечивает развитие умения определять, достигнут ли результат деятельности. Наряду с этим происходит формирование и коммуникативных универсальных учебных действий: за счёт обучения аргументированно отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы. Воспитание толерантного отношения к иным решениям приводит к личностному развитию ученика.

На этапе рефлексии ученику, выполнившему работу задаю вопросы.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (формирование алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)


«Помощником» учителю в работе с учащимися для достижения ими планируемых результатов освоения основной образовательной программы является технологическая карта по учебным предметам. 

Технологическая карта предполагает изучение предмета по темам, а не поурочно, а также способы и приёмы, позволяющие в образовательном процессе формировать все виды УУД. Технологическая карта состоит из следующих разделов:

  • Название темы

  • Планируемый результат (предметные знания и УУД)

  • Основные понятия темы

  • Межпредметные связи

  • Система итогового и промежуточного контроля знаний и способов деятельности.

В технологических картах отслеживаются учебные достижения ученика.

В колонке «предметные результаты» закладывается планируемый результат того предмета, для которого составляется данная форма.

«Отметки» осуществляю в виде знаков, слов – характеристик: «качество сформировано», «сформировано частично», « не сформировано».

Работа по технологической карте для меня, как учителя, открывает возможность творческой реализации, возможность планировать и осуществлять системно–деятельностный подход на практике, осуществлять результаты контроля.

Организация мониторинга  оценки предметных результатов позволяет мне отследить динамику показателей успешности каждого ученика. Предметный мониторинг становится дифференцированным, направленным на отслеживание отдельных видов образовательных результатов. Мониторинг осуществляется на единой критериальной и содержательной основе, и проводится с использованием дополнительных диагностических методик.

В технологической карте имеется 2 блока: блок, отражающий уровень обученности младших школьников, блок, отражающий формирование универсальных учебных действий младших школьников.

Главное средство контроля метапредметных и личностных результатов - краевые мониторинговые работы, составленные на основе требований ФГОС НОО. Это комплексные задания, требующие одновременного применения различных универсальных учебных действий.

7


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее