«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Статья"Основные подходы к организации урочной деятельности в условиях ФГОС НОО "

Урок, оставаясь основным педагогическим инструментом реализации требований ФГОС, должен формировать универсальные учебные действия. Изменяется целевая установка урока.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки


Основные подходы к организации урочной деятельности

в условиях ФГОС НОО



В соответствии с положениями и требованиями нового образовательного стандарта происходит переход от знаниевой парадигмы образования к компетентностной. Основными результатами начального образования являются:

  • формирование опорной системы знаний, предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

  • воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;

  • индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции.

Перед педагогом встаёт новая цель обучения и воспитания - формирование универсальных учебных действий (УУД):

  • регулятивные УУД (действия целеполагания, планирования, прогнозирования, организации, контроля, коррекции, оценки и волевой саморегуляции);

  • познавательные УУД (действия общеучебные, связанные с поиском информации, ее моделированием, структурированием, а также действия логические и действия постановки и решения проблем);

  • коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли, пла-нирование и реализация сотрудничества, управление поведением партнеров, разрешение конфликтов);

  • личностные УУД (действия смыслообразования, нравственной и эстетической оценки, личностного, профессионального и жизненного самоопределения).


Происходит смена целевой установки урока «дать образование» на установку «образование как самореализация».

У школьника меняется мотивация. Она направлена на саморазвитие. При организации урочной деятельности ведущую роль играет системно-деятельностный подход.

Учитель моделирует урок в соответствии с новыми требованиями стандарта. Урок строится на базе предметного содержания курсов фундаментального ядра начальной школы, с учётом тех УУД, которые могут быть сформированы через различные виды деятельности. Педагог, ориентируясь на те или иные УУД, отбирает нужное содержание, определяет виды деятельности на уроке, формы организации учащихся, отбирает оптимальные методы, приёмы, технологии. Уроки будут носить чаще интегрированный характер.

Увеличится доля таких уроков, как урок – исследование: форма обучения школьников на основе познания окружающего мира, организации исследования того или иного предмета или явления. Цель исследовательского урока – использование, развитие и обобщение опыта учащихся и их представлений о мире.

Урок на основе групповой технологии: работа в микрогруппах; по вариантам; классный конвейер; зачет в парах и т. д. Цель групповой технологии – обучение умению работать в коллективе и средствами коллектива.

Уроки дифференцированного обучения: строятся в соответствии с уровнем развития школьника и уровнем его базовых знаний. Цель дифференцированного обучения – развитие и формирование способностей каждого учащегося. Организация учебной деятельности на таких уроках специфична и требует рассмотрения индивидуальных принципов обучения, а также совершенствования теоретического и практического материала учебно-воспитательного процесса на уроке.

Урок-тренинг: организация учебной деятельности учащихся на основе процесса отработки определенных действий и закрепления учебного материала. Цель этой технологии – приобретение учащимися определенных умений и навыков при помощи неоднократного повторения одних и тех же знаний или действий. Эта специфическая тренировочная деятельность может быть как индивидуальной, так и групповой. Индивидуальные уроки-тренинги отличаются от групповых спецификой проблем. На уроках-тренингах групповой технологии рассматривается проблема, характерная для всех участников учебно-воспитательного процесса, на индивидуальной – для конкретного учащегося.

Меняется роль учителя: он играет роль наставника, организует и направляет деятельность учащихся. Усиливается роль алгоритмизации в организации урока. Педагог должен уметь выстраивать алгоритм учебных действий учащихся для достижения поставленных целей.

Для реализации ФГОС НОО потребуются различные технологии, в основе которых лежит деятельностная направленность. В нашем лицее накоплен достаточно богатый опыт в реализации инновационных технологий, которые могут успешно использоваться педагогами в достижении целей нового стандарта.

Режим дедуктивного исследования предполагает следующую структуру:

  • Формулировка гипотез(ы)

  • Проверка гипотез(ы) с помощью фактов

  • Вывод (верна гипотеза или нет).

Этапы урока-исследования в технологии МДО:

  • Мотивация

  • Исследование

  • Обмен информацией

  • Организация информации

  • Связывание информации

  • Рефлексия

  • Применение открытия или способа к решению практических задач

  • Постановка новых вопросов, формулирование новых проблем, возникновение новых гипотез

Формы общения на МДО:

  • Групповая работа

  • Межгрупповая работа (дискуссия)

  • Условия эффективной работы в группах на МДО:

  • Создавать малые группы только на одно исследование (сменный состав групп)

  • Распределение ролей в группе

  • Доброжелательные взаимоотношения в группе

  • Ответственность каждого за результат работы в группе (отчитываются о работе все члены группы)

  • Рефлексия


Итак, урок, оставаясь основным педагогическим инструментом реализации требований ФГОС, должен формировать универсальные учебные действия. Изменяется целевая установка урока. Мотивация направлена на саморазвитие ученика. При организации урочной деятельности ведущую роль играет системно-деятельностный подход.


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее