«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Статья на тему: Основные направления коррекционно-развивающей деятельности педагога.

В данной статье рассматриваются основные направления коррекционно-развивающей деятельности педагога : диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное и информационно-просветительское.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

МКОУ «Ближнеосиновская СОШ»

Учитель: Подгорнова Татьяна Валерьена

Статья на тему: «Основные направления коррекционно-развивающей деятельности педагога».

Педагогическое изучение предусматривает получение об обучающемся сведений, раскрывающих знания, умения, навыки, которыми он должен располагать на определенном возрастном этапе.

В комплексной педагогической диагностике ведущую роль играет метод наблюдения. Метод наблюдения – наиболее доступный способ получения знаний об учащихся. Часто используют при диагностике метод опроса.

Диагностическое направление.

Цель: обеспечение своевременного выявления детей, нуждающихся в коррекционно-развивающей деятельности.

Критерии определения тревожности у ребенка.
1. Постоянное беспокойство.
2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.
3. Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).
4. Раздражительность.
5. Нарушения сна.
Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.
Тест А.И. Захарова на оценку уровня тревожности ребенка

Инструкция

Внимательно прочитайте эти утверждения и оцените, настолько они характерны для вашего ребенка. Если это выражено – ставьте «+», если это проявление встречается периодически, ставьте «0», если отсутствует «–».

Тест выполняют родители детей 4-10 лет.

Ваш ребенок:

1.Легко расстраивается, много переживает, все слишком близко принимает к сердцу.

2.Чуть что – в слезы, плачет навзрыд или ноет, ворчит, не может успокоиться.

3.Капризничает ни с того ни с сего, раздражается по пустякам, не может ждать, терпеть.

4. Более чем часто обижается, дуется, не переносит никаких замечаний.

5. Крайне неустойчив в настроении, вплоть до того, что может смеяться и плакать одновременно.

6. Все больше грустит и печалится без видимой причины.

7. Как и в первые годы, снова сосет палец, соску, все вертит в руках.

8. Долго не засыпает без света и присутствия рядом близких, беспокойно спит, просыпается. Не может сразу прийти в себя утром.

9. Становится повышенно возбудимым, когда нужно сдерживать себя, или заторможенным и вялым при выполнении заданий.

10. Появляются выраженные страхи, опасения, боязливость в любых новых, неизвестных или ответственных ситуациях.

11. Нарастает неуверенность в себе, нерешительность в действиях и поступках.

12.Все быстрее устает, отвлекается, не может сконцентрировать внимание продолжительное время.

13.Все труднее найти с ним общий язык, договориться: становится сам не свой, без конца меняет решения или уходит в себя.

14.Начинает жаловаться на головные боли вечером или боли в области живота утром; не редко бледнеет, краснеет, потеет, беспокоит зуд без видимой причины, аллергия, раздражение кожи.

15.Снижается аппетит, часто и подолгу болеет; повышается без причин температура; часто пропускает детский сад или школу.

Возможные варианты ответов:

данный пункт выражен и возрастает в последнее время – 2 балла;

данный пункт проявляется периодически – 1 балл;

данный пункт отсутствует – 0 баллов.

Подсчитывается сумма баллов и делается вывод о наличии невроза или предрасположенности к нему.

От 20 до 30 баллов – невроз.

От 15 до 20 баллов – невроз был или будет в ближайшее время.

От 10 до 15 – нервное расстройство, но не обязательно достигающее стадии заболевания.

От 5 до 9 баллов – необходимо внимание к этому ребенку.

Менее 5 баллов – отклонения несущественны и являются выражением проходящих возрастных особенностей ребенка.

Опросник Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М. по выявлению тревожности

Тревожный ребенок

1. Не может долго работать, не уставая.

2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.

3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.

4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.

5. Смущается чаще других.

6. Часто говорит о напряженных ситуациях.

7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.

8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.

9. Руки у него обычно холодные и влажные.

10. У него нередко бывает расстройство стула.

11. Сильно потеет, когда волнуется.

12. Не обладает хорошим аппетитом.

13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.

14. Пуглив, многое вызывает у него страх.

15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.

16. Часто не может сдержать слезы.

17. Плохо переносит ожидание.

18. Не любит браться за новое дело.

19. Не уверен в себе, в своих силах.

20. Боится сталкиваться с трудностями.

Суммируйте количество "плюсов", чтобы получить общий балл тревожности.

Высокая тревожность - 15-20 баллов.

Средняя - 7-14 баллов.

Низкая - 1- 6 баллов.

Коррекционно-развивающее направление.

Цель: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся и формирование интегративных качеств (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).

По результатам диагностической работы с учениками были выявлены: тревожность и нервное расстройство. Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время. Специалисты рекомендуют проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях.

1. Повышение самооценки ребенка

Для достижения успеха в этом деле необходимо, чтобы взрослый сам видел достоинства ребенка, относился к нему с уважением (а не только любовью) и умел замечать все его успехи (даже самые маленькие).

2. Обучение ребенка умению управлять своим поведением.

Это направление в работе с тревожными детьми предполагает переход от новых приобретений внутреннего мира ребенка (в виде более высокой самооценки и умения расслабляться, делать комфортным свое состояние) к их внешнему выражению. То есть мы должны обучить ребенка применению своих знаний и умений на практике, чтобы изменилось не только его восприятие, но и поведение.

3. Обучение ребенка расслаблению.

Уметь расслабляться важно всем детям, но для тревожных ребят - это просто необходимость, потому что состояние тревоги сопровождается зажимом различных групп мышц.

Обучить ребенка расслаблению - не такая простая задача, какой она кажется на первый взгляд. Дети хорошо знают, что такое сесть, встать, пробежаться, но что значит расслабиться - им не совсем понятно. Поэтому в основу некоторых игр для релаксации положен самый простой способ обучения этому состоянию. Он заключается в следующем правиле: после сильного напряжения мышц само собой следует их расслабление.

3. Консультативное направление.

Цель: получение необходимой консультации специалистов в данном вопросе.

Рекомендовано сходить на консультацию к психологу и невропатологу. Консультативная работа включает:

  • выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися;

  • консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приемов работы с такими учениками;

  • консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка.

Ведущие принципы консультирования:

    • доброжелательность и безоценочное отношение к клиенту, помощь и понимание;

    • проявление эмпатии в оценке ценностных ориентаций клиента: умение встать на его позицию, взглянуть на ситуацию его глазами, а не просто сообщить ему, что он не прав;

    • конфиденциальность (анонимность);

    • включенность клиента в процесс консультирования.


4. Информационно-просветительское направление.

Цель: составление рекомендаций по работе с тревожными детьми. Для работы используют различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательных отношений — обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей. Проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей.


Разработаны и проведены серии родительских собраний на темы: «Тревожные дети», «Как помочь тревожному ребенку», « Взаимодействие с тревожными детьми» и памятки для родителей.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее