Статья "Художественная литература как средство воспитания патриотических чувств младших школьников"

Начальная школа является одной из ступенек долгого и кропотливого труда по воспитанию гражданственности и патриотизма у учащихся.

Тема "Художественная литература как средство воспитания патриотических чувств младших школьников" актуальна и значима в наше время, так как будущее нашей страны зависит от подрастающего поколения и перед нами, педагогами, стоит непростая задача сформировать в каждом ребенке все необходимые качества, которые создадут устойчивый фундамент для развития личности, найти для детей новые ориентиры для подражания, новые методы воздействия на сознание и чувства современных школьников.

Олимпиады: Технология 1 - 4 классы

Содержимое разработки


Художественная литература как средство воспитания патриотических чувств младших школьников.


Начальная школа является одной из ступенек  долгого и кропотливого труда по воспитанию гражданственности и патриотизма у учащихся.

Эта тема  актуальна и значима в наше время, так как будущее нашей страны зависит от подрастающего поколения и перед нами, педагогами, стоит непростая задача сформировать в каждом ребенке все необходимые качества, которые создадут устойчивый фундамент для развития личности, найти для детей новые ориентиры для подражания, новые методы воздействия на сознание и чувства современных  школьников.

Любовь к Родине, или патриотизм (греч. πατριώτης –соотечественник, πατρίς отечество) – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы.

В словаре С.И. Ожегова дается такое определение: «Патриот – это человек, проникнутый патриотизмом; преданный интересам какого-нибудь дела...»; «патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству и своему народу» [19,с. 377].

В толковом словаре В.И. Даля значение этого слова трактуется так: «Патриот – любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник; а патриотизм – любовь к отчизне» [8, с. 476].

Патриотизм как качество личности формируется и развивается в процессе патриотического воспитания. Патриотическое воспитание младших школьников является одной из основных задач образовательного учреждения. Это сложный педагогический процесс, в основе которого, лежит развитие определенных нравственных чувств и качеств.

Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу.

Большую роль в патриотическом воспитании младших школьников играют уроки литературного чтения, т.к. именно в них сходятся волнующие современного читателя проблемы долга и личной ответственности за судьбу отечества, мира, проблемы нравственного выбора и патриотической памяти. Именно художественные произведения позволяют пробудить у учащихся гордость, восхищение и чувство национального достоинства, способствуют воспитанию чувства патриотизма.

За долгие века своей героической истории нашим народом было создано множество художественных произведений, таких как: сказки, легенды, загадки, песни, пословицы и поговорки. Эти произведения впитали в себя мудрость и опыт поколений русского народа. Их изучение подчинено воспитанию уважения и гордости за свой народ, воспитанию высоких патриотических и гражданских чувств. Изучая фольклор предков, многими педагогами указывается, что в нем живет душа народа, что они объединяют многие поколения русских людей.

Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребёнка. Слово может окрылить, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомить с нормами поведения.

Огромное влияние на детей оказывают сказки, они хорошо воспринимаются и усваиваются детьми. С интересом дети читают рассказы об историческом прошлом нашей страны. Героический эпос русского народа дает детям образец истинного патриотизма. Былинные богатыри являются воплощением нравственных свойств русского народа: бескорыстия, мужества, справедливости, чувства собственного достоинства, трудолюбия.

Анализируя характер и поведение героев, ученики тем самым получают представления о нравственных нормах и углубляют их на протяжении четырех лет обучения.

С первого класса также представлены пословицы и поговорки. Как считает Н.А. Клиншова, читать пословицы – значит не только совершенствовать свою речь, но и лучше узнать народ, создавший их [26, с. 23]. В пословицах раскрывается сущность основных нравственных понятий и принятые правила поведения.

В учебниках представлено сопоставление русских произведений с произведениями других народов России (с ненецкими, нанайскими, татарскими сказками). Это формирует у учащихся уважительное отношение к культуре других народов, способствует усвоению нравственно- этических норм, на которые, несомненно, влияет многонациональность нашей страны.

Богатыми возможностями воспитательного воздействия на учеников обладают произведения о войне. В процессе работы над ними рассматриваются такие категории, как отвага, верность, героизм, патриотизм и т.д.

С первых уроков, указывает А.А. Леонтьев, необходимо формировать у детей такие важные понятия, как «Родина», «патриот», «подвиг», «воин-освободитель» и др. В этом помогает богатый материал учебника «Литературное чтение», в котором учтены психологические особенности детей младшего школьного возраста, что приобретает особую актуальность при изучении произведений военной тематики, например: А. Ахматова «Мужество», Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина», А. Твардовский «Рассказ танкиста», К. Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете…», А. Ахматова «Памяти друга» и др. (УМК «Планета знаний») [34, с. 5].

В процессе работы над текстами на военную тематику учащимся можно предложить составить словарик терминов по теме «Родина». Такая работа должна проводится с первого по четвёртый класс и формирует полноценное восприятие понятий, явлений, событий. Способствует расширению словарного запаса, который необходим не только на уроках литературного чтения.

Воспитанию патриотизма способствуют тексты художественной литературы и та работа, которая направлена на их анализ и осмысление. Уже в первом классе на материале небольших рассказов и стихотворений дети учатся не только читать, но осмысленно пересказывать содержание текста, высказывать своё отношение к прочитанному. Задача учителя – помочь учащимся разобраться в том, как видит мир автор, как передаёт свои мысли и чувства, то есть проводится работа по формированию читательской позиции ребёнка, которую он высказывает в результате работы с текстом.

Проникнуть в глубинную суть произведения и связать его с современностью помогают проблемные вопросы, которые позволяют стимулировать мышление учащихся на уроках и развивают самостоятельность суждений.

Учитель должен стараться из множества проблем, поднятых в произведении, выбрать такую, которая не оставит учеников равнодушными, заставит их размышлять, сочувствовать и сопереживать.

Учитывая огромные возможности художественной литературы, учитель должен пытаться вовлечь учеников в анализ образов героев произведения, которые являются примером для подражания. Учитывая это, используются такие виды работы, как подбор слов-характеристик, рассказ о характере персонажа с помощью опорных слов (ответственный, целеустремленный, любящий свою Родину и народ).

Большое значение в работе с литературными текстами придается историческим фактам, которые используются на разных этапах урока.

Исторический материал вызывает у младших школьников интерес к прошлому, оказывает сильное эмоциональное воздействие на личность ребёнка, способствует воспитанию любви к Отечеству. И конечно, интересные исторические факты о войне не оставляют детей равнодушными.

Отметим, что «Литературное чтение» представляет собой учебный предмет, который призван ввести детей в мир художественной литературы, сформировать средствами художественного слова образные представления о человеке и окружающем его мире. На уроках литературного чтения у учащихся формируется отношение к изображенным жизненным явлениям, пробуждается интерес к книгам и чтению, закладываются основы читательской культуры личности и воспитываются общечеловеческие и национальные нравственно-этические ценности. Художественная литература, изучаемая на уроках литературного чтения в начальной школе, безусловно, способствует формированию основ патриотизма у учащихся.


Список литературы

  1. Елистратова, Н.С. Патриотическое воспитание учащихся / Н.С. Елистратова // Начальная школа. – 2012. – № 12. – С. 7-8.

  2. Ивашкина, Н.А. Патриотическое воспитание в начальной школе / Н.А. Ивашкина // Начальная школа. – 2015. –№ 7. – С. 29-33.

  3. Клиншова, Н.А. О возможностях использования пословиц из сборника В.И. Даля на уроках чтения // Начальная школа. – 2014. – № 11. – С. 23-26

  4. Лазарева, В.А. Литературное чтение в современной школе: сборник статей / В.А. Лазарева. – М.: Изд-во педагогического университета «Первое сентября», 2015. – 176 с.

  5. Леонтьев, А.А. Патриотическое воспитание и национальное образование / А.А. Леонтьев // Начальная школа До и После. – 2012. – № 4. – С. 4-6.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее