Исследовательская деятельность учащихся в начальной школе
Одной из основных тенденций модернизации общего образования в России является активизация его развивающей функции. Предполагается, что образовательный процесс в школе должен быть направлен на достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих проблем теоретического или прикладного характера. Достижение этой цели связывается с организацией учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.
Исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная, творческая деятельность учащихся, результатом которой является формирование познавательных мотивов.
Целью исследовательской деятельности младших школьников является создание условий для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации. Цель может быть достигнута, если будут решены следующие задачи:
-развитие интереса к познанию мира (науки, техники, искусства, природы и т.п.);
-создание положительной мотивации учения;
-развитие умения самостоятельно, творчески мыслить.
Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах
Направления исследовательской деятельности:
1. Индивидуальная работа. Предусматривает деятельность в двух аспектах: а) отдельные задания (подготовка разовых докладов, сообщений, подбор литературы, мини-исследования в уроке); б) работа с учащимся над отдельной темой исследования
2. Групповая работа. Включает в себя работу над совместным исследовательским проектом, выполненным группой учащихся.
3. Массовая работа. Популяризация научных знаний и открытий, встречи с интересными людьми, в том числе с деятелями науки и культуры, посещение музеев, участие в олимпиадах и научно-практических конференциях.
Каковы условия формирования исследовательских умений младших школьников необходимо соблюдать?
1. Мотивированность.
Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности.
2. Целенаправленность и систематичность.
Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в урочной и внеурочной деятельности. Учитель должен использовать материал уроков чтения, русского языка, математики, окружающего мира с целью формирования умений исследовательской деятельности.
3. Творческая среда.
Учитель должен способствовать созданию творческой атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе.
4. Психологический комфорт.
Одна из задач учителя – поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.
5. Учет возрастных особенностей.
Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным.
На уроках русского языка можно организовать три вида исследования:
- исследование словарного слова;
- исследование текста;
- исследование фразеологизма.
Исследование словарного слова проводится в несколько этапов по определённому плану:
Первый этап - подготовительный
- выбор темы
- формулирование целей
- составление плана исследования
Второй этап - основной
- сбор материала
- обобщение полученных данных
Третий этап - заключительный
- представление результатов исследования
- обмен мнениями
На первом этапе определяется область исследования, например, словарное слово, формируются цели и задачи под руководством учителя. Цель исследования словарного слова: анализ значения и происхождения слова, наблюдение над единообразным написанием в различных формах, над функционированием слова в речи и т.д. Вместе с учителем выбираются приёмы и способы, которыми будут пользоваться исследователи: наблюдение, сравнение, выделение главного, анализ и синтез и т.д.
Исследование проводится по плану.
1.Знакомство со словом.
Дети знакомятся со словом в занимательной форме (ребусы, загадки, лото, рисунки, кроссворды, противопоставления, нахождение общих или частных понятий, выделение лишнего, вычленение из пословиц и поговорок, определение слова по его лексическому значению и др.)
Проводится звуковой анализ, анализ написания слова.
2. Этимологическая справка.
Содержит информацию о происхождении слова.
3. Толкование лексемы. Иллюстрация.
Помогает понять значение слова.
Учащиеся дают лексическое значение изучаемому слову, а затем сравнивают с определением мастеров слова (С.И.Ожегова, В.И.Даля, М.Л.Безруковой, С.Г.Трясогузовой и др.)
4.Однокоренные слова.
Проводится наблюдение над единообразным написанием однокоренных слов.
Ребята подбирают однокоренные слова к новому словарному слову или составляют однокоренные слова по определённой схеме.
5. Пословицы, поговорки и загадки.
Использование этого материала позволяет вести наблюдение над функционированием слова в русской речи.
Дети находят пословицы, поговорки, загадки с изучаемым словом.
6. Синонимы, антонимы, фразеологизмы.
Работа с этим материалом предполагает образование у учащихся некоторых лексикологических представлений, формирование понятий, а также делает речь богаче, ярче и интереснее.
Школьники подбирают синонимы, антонимы к словарному слову.
7. Словосочетания.
Учащиеся придумывают разные виды словосочетания: сущ.+прил.; гл.+сущ. в косвенном падеже; гл.+нар.
8. Предложения, тексты.
Практический материал, позволяющий вести наблюдение над функционированием слова в устной и письменной речи.
Участники процесса обучения предлагают стихи, рассказы, статьи.
На втором этапе учащиеся работают с научной и художественной литературой, сопоставляют свои знания с данными научного источника, отбирают наиболее интересный материал, структурируют собранный материал, отбирают главное и второстепенное. Для работы дети используют различные словари: толковые, синонимов, антонимов, иностранных слов, крылатых выражений, сборники загадок, пословиц и поговорок и другие источники, например, «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И Даля, «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова, Н.Ю.Шведовой, «Иллюстрированный толковый словарь современного русского языка» В.В. Лопатина, Л.Е.Лопатиной.
Третий этап - заключительный, представление результатов исследования или этап защиты проекта. Докладчик старается изложить суть исследования точно, ярко, доходчиво, используя все свои достижения. А тёплый приём товарищей вселяет уверенность и желание провести новое исследование.