«Осенний фестиваль знаний 2024»

Статья "Исследовательская деятельность учащихся в начальной школе"

Исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная, творческая деятельность учащихся, результатом которой является формирование познавательных мотивов.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Исследовательская деятельность учащихся в начальной школе


Одной из основных тенденций модернизации общего образования в России является активизация его развивающей функции. Предполагается, что образовательный процесс в школе должен быть направлен на достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих проблем теоретического или прикладного характера. Достижение этой цели связывается с организацией учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.

Исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная, творческая деятельность учащихся, результатом которой является формирование познавательных мотивов.

Целью исследовательской деятельности младших школьников является  создание условий для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации. Цель может быть достигнута, если будут решены следующие задачи:

-развитие интереса к познанию мира (науки, техники, искусства, природы и т.п.);

-создание положительной мотивации учения;

-развитие умения самостоятельно, творчески мыслить.

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах

Направления исследовательской деятельности:

1. Индивидуальная работа. Предусматривает деятельность в двух аспектах: а) отдельные задания (подготовка разовых докладов, сообщений, подбор литературы, мини-исследования в уроке); б) работа с учащимся над отдельной темой исследования

2. Групповая работа. Включает в себя работу над совместным исследовательским проектом, выполненным группой учащихся.

3. Массовая работа. Популяризация научных знаний и открытий, встречи с интересными людьми, в том числе с деятелями науки и культуры, посещение музеев, участие в олимпиадах и научно-практических конференциях.

Каковы условия формирования исследовательских умений младших школьников необходимо соблюдать?

1. Мотивированность.

Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности.

2. Целенаправленность и систематичность.

Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в урочной и внеурочной деятельности. Учитель должен использовать материал уроков чтения, русского языка, математики, окружающего мира с целью формирования умений исследовательской деятельности.

3. Творческая среда.

Учитель должен способствовать созданию творческой атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе.

4. Психологический комфорт.

Одна из задач учителя – поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.

5. Учет возрастных особенностей.

Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным.

На уроках русского языка можно организовать три вида исследования:
- исследование словарного слова;
- исследование текста;
- исследование фразеологизма.
Исследование словарного слова проводится в несколько этапов по определённому плану:
Первый этап - подготовительный
- выбор темы
- формулирование целей
- составление плана исследования
Второй этап - основной
- сбор материала
- обобщение полученных данных
Третий этап - заключительный
- представление результатов исследования
- обмен мнениями
На первом этапе определяется область исследования, например, словарное слово, формируются цели и задачи под руководством учителя. Цель исследования словарного слова: анализ значения и происхождения слова, наблюдение над единообразным написанием в различных формах, над функционированием слова в речи и т.д. Вместе с учителем выбираются приёмы и способы, которыми будут пользоваться исследователи: наблюдение, сравнение, выделение главного, анализ и синтез и т.д.

Исследование проводится по плану.

1.Знакомство со словом.

Дети знакомятся со словом в занимательной форме (ребусы, загадки, лото, рисунки, кроссворды, противопоставления, нахождение общих или частных понятий, выделение лишнего, вычленение из пословиц и поговорок, определение слова по его лексическому значению и др.)

Проводится звуковой анализ, анализ написания слова.

2. Этимологическая справка.

Содержит информацию о происхождении слова.

3. Толкование лексемы. Иллюстрация.

Помогает понять значение слова.

Учащиеся дают лексическое значение изучаемому слову, а затем сравнивают с определением мастеров слова (С.И.Ожегова, В.И.Даля, М.Л.Безруковой, С.Г.Трясогузовой и др.)

4.Однокоренные слова.

Проводится наблюдение над единообразным написанием однокоренных слов.

Ребята подбирают однокоренные слова к новому словарному слову или составляют однокоренные слова по определённой схеме.

5. Пословицы, поговорки и загадки.

Использование этого материала позволяет вести наблюдение над функционированием слова в русской речи.

Дети находят пословицы, поговорки, загадки с изучаемым словом.

6. Синонимы, антонимы, фразеологизмы.

Работа с этим материалом предполагает образование у учащихся некоторых лексикологических представлений, формирование понятий, а также делает речь богаче, ярче и интереснее.

Школьники подбирают синонимы, антонимы к словарному слову.

7. Словосочетания.

Учащиеся придумывают разные виды словосочетания: сущ.+прил.; гл.+сущ. в косвенном падеже; гл.+нар.

8. Предложения, тексты.

Практический материал, позволяющий вести наблюдение над функционированием слова в устной и письменной речи.

Участники процесса обучения предлагают стихи, рассказы, статьи.


На втором этапе учащиеся работают с научной и художественной литературой, сопоставляют свои знания с данными научного источника, отбирают наиболее интересный материал, структурируют собранный материал, отбирают главное и второстепенное. Для работы дети используют различные словари: толковые, синонимов, антонимов, иностранных слов, крылатых выражений, сборники загадок, пословиц и поговорок и другие источники, например, «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И Даля, «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова, Н.Ю.Шведовой, «Иллюстрированный толковый словарь современного русского языка» В.В. Лопатина, Л.Е.Лопатиной.

Третий этап - заключительный, представление результатов исследования или этап защиты проекта. Докладчик старается изложить суть исследования точно, ярко, доходчиво, используя все свои достижения. А тёплый приём товарищей вселяет уверенность и желание провести новое исследование.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее