Использование информационных технологий
на уроках казахского языка.
Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно- значимых качеств учащихся, а не только передачу знаний. Главной компетенцией преподавателя-предметника становится его обновлённая роль-роль проводника знаний, своего рода «навигатора», помогающего учащимся ориентироваться в безграничном море информации.
В связи с этим возрастает потребность в учителях – словесниках, владеющих информационными технологиями, умеющих проектировать, моделировать новые идеи и направления в школьной практике преподавания, обладающего образованностью и культурой знаний. Применение информационных технологий в преподавании казахского языка на данном этапе модернизации –это не дань моде, а необходимость , так как они способствуют совершенствованию практических умений и навыков; позволяют эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения; повышают интерес к урокам ; активизирует познавательную деятельность учащихся, развивает интеллектуальные творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
Сам факт проведения урока казахского языка и литературы в кабинете, оснащенном техникой, интригует детей, у них появляется мотивация. Учащийся чувствует потребность в знаниях. Ему не терпится узнать, что будет дальше. Из внешней мотивации «вырастает» интерес к предмету. Учащемуся интересно при помощи компьютера усваивать новый материал, проверять свой уровень компетенций, навыки профессионального общения.
Задача любого учителя – сделать каждый урок привлекательным и по-настоящему современным. Поэтому в целях достижения нового качества подготовки учащихся по казахскому языку и литературе активно внедрять в учебный процесс современные проектные и информационные технологии.
Компьютер в урочной деятельности использовать на всех этапах обучения: при объяснении нового материала; закреплении; повторении; контроле знаний, умений, навыков. При этом для учащегося он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой средой. В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации; наглядное пособие; средство диагностики и контроля.
С какой целью применять компьютер на уроках?
Во-первых, для того чтобы решать практические задачи, формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков; формировании общеучебных умений и навыков;
Во – вторых, при организации самостоятельной работы учащихся. Текстовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить, знает или не знает предмета обучающийся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработки информации.
В-третьих, применение информационных технологий позволяют формировать ключевые компетенции учащихся. Помогают решить эти проблемы и учебные компьютерные программы.
Учебные компьютерные программы позволяют одновременно решать ряд проблем:
-помогают повысить уровень своих знаний;
-повысить интерес учащихся к предмету;
-повысить успеваемость и качество знаний, учащихся;
-сэкономить время на опрос учащихся;
-дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях.
К наиболее эффективным формам представления материала по казахскому языку следует отнести мультимедийные презентации. Одним из инструментов ИКТ на уроках является программа Power Point. В данной программе преподавателем и учащимися составляются презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при подготовке, проведении уроков, а также во внеклассной работе. Данная методика подразумевает использование мультимедийного проектора.
Презентации позволяют преподавателю иллюстрировать свой рассказ. Одним из достоинств применения мультимедиа в обучении является повышения качества обучения за счёт новизны деятельности, интереса к работе с компьютером.
Создание мультимедийных презентаций как педагогам, так и учащимся, выполнение творческих и научно-исследовательских работ, а так же проектная деятельность учащихся с использованием информационно-коммуникационных технологий способствуют обучению сотрудничества, групповой работе, формирование и развитию аналитических навыков учащихся, повышению информационной грамотности.
Мультимедийные презентации я использую для того, чтобы выступающий смог на большом экране или мониторе наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению, например, видеозапись отрывка из художественного фильма, снимки, иллюстрации.
К примеру, при подготовке к открытому уроку по казахскому языку по теме «Обычаи и традиции казахского народа» для реализации лексической темы, мною были представлены презентации, видео, слайды.
Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе урока.
Ученик при создании каждого слайда презентации превращается в компьютерногохудожника ( слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение автора к излагаемому вопросу).Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление .Ранее бесцветные, порой не подкрепляемые даже иллюстрациями ,выступления превращаются в яркие и запоминающие. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который безусловно пригодится в дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, т.к. умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры.
Программа Power Point дает возможность использовать на уроке рисунки, портреты , видеофрагменты, диаграммы.
На уроках казахского языка использую электронные учебники. Эти учебники помогают мне решить следующие задачи:
-усвоить базовые знания по предмету;
-систематизировать усвоенные знания;
-сформировать мотивацию к учению предмета;
В последнее время наблюдается массовое внедрение Интернета в учебный процесс. Увеличивается число информационных ресурсов по всем предметам. Интернет действительно становится доступным для использования в образовательном процессе. Например, при изучении тем учащиеся ,пользуясь Интернетом находят много дополнительной, интересной информации. Ученики самостоятельно готовят доклады,рефераты, составляют проекты.Применение Интернета так же дает возможность учащимся принимать участие в различных видах олимпиад.
Использование новых технологий на уроках позволяют провести урок интересно и нестандартно, закрепить полученные на уроке знания.
Информационные технологии не только облегчают доступ к информации, но и позволяют по–новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой учащийся был активным и равноправным участником образовательной деятельности.
Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.
Использование информационных технологий в обучении – большая трудная работа. Она требует от учителя не только большой эрудиции, но и высокого методического уровня. Но эти технологии оснащены всеми необходимыми компонентами, которые в совокупности с правильно отобранными другими технологиями обучения становятся базой современного образования, гарантирующей необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
Включая эти приемы в образовательный процесс, учитель делает урок интересным, содержательным и увлекательным. Современный учитель должен использовать ИКТ в своей деятельности ,т.к. главная задача -воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.
Построение различных образовательных информационных систем основывается на картах развития умственных навыков учащихся и творческого потенциала учителя.