Дыхательная гимнастика для улучшения речи школьников
Столько жалоб от родителей и тем более от учителей, что дети не могут выразить свою мысль вслух, не выговаривают слова, звуки ... У них каша во рту. С одной стороны, бессвязный поток слов, неумение формулировать мысли, с другой стороны — плохая дикция. Ребёнок говорит, но его трудно понять. Еще одна проблема: в классах появились не русскоговорящие дети. Многие плохо говорят по-русски или говорят с сильным акцентом. На уроках литературы раньше задавали учить стихи наизусть, учили декламировать: ставить интонационные и смысловые ударения, повышать и понижать тон в конце фразы, понимать смысл слов в стихотворном тексте. Сейчас этого практически нет. Есть такое понятие: речевая характеристика человека. Человек открывает рот, и через минуту мы понимаем, с кем имеем дело. По тому, как человек говорит, что говорит, как строит фразы, можно сделать выводы об уровне образования и интеллекта, о наличии или отсутствии чувства юмора, об артистизме и лидерских качествах … Важнейшая составляющая речи — голос, его тембр, выразительность, правильность и четкость произношения, хорошая дикция. Сначала мы слышим, как человек говорит, и только потом вникаем в смысл сказанного. Голос — это инструмент, с которым можно и нужно работать, настраивать его. Задача школы — подготовить человека к жизни в обществе, в частности, дать необходимые навыки социализации. Голос — то, что даётся с рождения и на всю жизнь, но его можно улучшить и с его помощью стать успешным, сделать хорошую карьеру, реализоваться. В 2022 году я училась на курсах ВИРО (Владимирский институт развития образования). В это время в Доме актёра проходил мастер-класс Николая Анатольевича Горохова — актёра Владимирского академического театра драмы имени А. В. Луначарского, Заслуженного артиста РСФСР, Народного артиста Российской Федерации. По совету директора нашей школы Ирины Борисовны Новиковой я записалась на его мастер-класс. Из учителей я была там одна. Николай Анатольевич занимался с участниками мастер-класса дыхательной гимнастикой. Мы учились делать гигиенический, вибрационный (или звуковой) массаж под руководством человека, который практиковался в этом всю жизнь. Н.А. Горохов подчеркивал, что детям дыхательная гимнастика особенно пригодится, дети податливы: «Раньше в дворянском обществе этому учили, поэтому дети и говорили хорошо». Я поняла: это как раз то, что поможет нынешним школьникам, и я могу применить это на практике! Попросила у Николая Анатольевича разрешения использовать на своих уроках его методику и записала упражнения на видео. Это гимнастика губ, гимнастика языка, проговаривание гласных, слогов, скороговорок и чистоговорок. а — о— у — э — и — ы и в сочетании с согласными — слоги: ма — мо — му и т.д. ба — бо — бу и т.д. Это резонирующие звуки, ими очень хорошо заниматься. Традиционную разминку мы заканчивали этой физкультминуткой. Иногда мы начинали с нее. За один учебный год удалось улучшить речь детей! В этом учебном году я взяла еще один класс, тоже второклассников, и с третьеклассниками буду продолжать заниматься. Чтобы поделиться своим опытом, я проводила мастер-классы на заседаниях районного методического объединения учителей физкультуры. На районном семинаре директоров школ и заместителей по УВР рассказала, как провожу эту физкультминутку. Продемонстрировала работу с классом, который уже год прозанимался, раздала инструкцию: Физкультминутка в удовольствие для учеников начальных классов. Гигиенический массаж. Разглаживание надбровных дуг, дуг под глазами, зоны над верхней губой, зоны под нижней губой, поглаживание по часовой стрелке груди и поглаживание зоны диафрагмы. Второй массаж — вибрационный. Постукивание резонаторных зон: надбровных дуг — звук ми, дуги под глазами — звук ни, дуги над верхней губой — звук ви, зоны под нижней губой — звук зи. На груди постукивание — звук жж и подсекание диафрагмы — ди, да. Дыхательная гимнастика. Положить руку внизу живота и, вдохнув животом, выдыхать снизу живота со звуком (ми, ни, ви, зи) или скороговоркой. Этой гимнастикой я занималась с детьми весь учебный год, но упражнения добавляла поэтапно, каждый месяц по одному упражнению, или увеличивала время на выполнение упражнений на 1-2 минуты.