«Осенний фестиваль знаний 2024»

Статья "Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках музыки в начальной школе "

Первостепенной задачей современной образовательной системы является духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане нашей необъятной страны. Дети наиболее восприимчивы к духовно-нравственному развитию и воспитанию. Недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках музыки в начальной школе  

Первостепенной задачей современной образовательной системы является духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане нашей необъятной страны. Дети наиболее восприимчивы к духовно-нравственному развитию и воспитанию. Недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Особая роль в духовно-нравственном воспитании ребёнка принадлежит музыке. Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребёнка. О роли музыки в воспитании и формировании личности упоминается ещё в Древней Греции. Триединая хорея – музыка, танец и слово – служили средством для очищения и возвышения души. Характерной особенностью музыки является сильное, тонкое и глубокое воздействие на внутренний мир слушателя. Музыка обладает невероятным магнетизмом и энергетикой. Не секрет, что музыка может влиять на психику человека как благотворно, так и разрушающе. Поэтому фундамент общей духовной культуры ребёнка формировать лучше всего в детском возрасте, через развитие музыкального вкуса и эмоциональную отзывчивость на музыку. Великий советский педагог Д.Б. Кабалевский в своё время говорил: «Музыка в школе выходит за пределы искусства. Она, так же, как и литература и изобразительное искусство, является ничем не заменимым средством формирования духовного мира школьника».  Вопрос музыкального воспитания детей занимает своё место среди общих вопросов о целях, задачах и методах воспитания. Цель общего музыкального образования и воспитания – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры – наиболее полно отражает заинтересованность современного общества в возрождении духовности. Уроки музыки - первая ступенька на пути в мир Музыки, в мир Прекрасного. Слушая музыку, рассматривая иллюстрации учебника, отвечая на вопросы, ребёнок начинает своё знакомство с народной и духовной музыкой, с произведениями великих композиторов прошлого и настоящего времени. Раскрыть «вечные темы» - темы добра и зла, любви и ненависти, жизни и смерти, материнства, защиты Отечества помогают разделы учебников, в названиях, которых выражены художественно - педагогические идеи блоков уроков четверти, года. На протяжении всех лет обучения изучаемые темы в учебнике  повторяются, но лишь для того, чтобы закрепить те или иные понятия и расширить свой кругозор по данной теме. Соприкоснутся с истоками возникновения музыки Древней Руси, начиная с древних славян, помогает учащимся разделы учебника «Россия – Родина моя» и «Гори, гори ясно, чтобы не погасло». Слушая народную и классическую музыку, исполняя её, ребенок осваивает бесценный культурный опыт поколений, переживания простого русского народа, восхищения природой. Опора на отечественную музыкальную культуру делает естественным и органичным приобщение детей к народному музыкально–поэтическому творчеству (хороводы, заклички, игры, загадки и поговорки, частушки и прибаутки). Знакомство с музыкальными инструментами России пробуждает интерес к истории их возникновения и бытования, к красоте их звучания в руках современных исполнителей. Это родные корни, основа, которую необходимо закладывать в детстве. Раскрыть самые разные направления музыки с жизнью, глубже почувствовать и понять внутренний мир ребёнка, ярче ощутить красоту природы помогает учащимся содержание раздела «День, полный событий». Музыка входит в детскую жизнь народной песней, мелодиями П.И. Чайковского, В.А. Моцарта, М.И. Глинки, И.С. Баха, С.С. Прокофьева, Д.Б. Кабалевского. На страницах раздела «О России петь – что стремиться в храм» учащиеся начальных классов знакомятся с художественными образами духовной музыки. Первые музыкальные впечатления, связанные с музыкой религиозной, школьники получают при слушании сочинений композиторов – классиков П. Чайковского, С. Прокофьева. Народные песнопения о Рождестве, о Сергии Радонежском, о самом главном празднике Русской православной церкви – Пасхой Христовой знакомят учащихся с духовным фольклором. Слушая молитву «Ангел вопияше», написанную в ХХ веке композитором П.Г. Чесноковым, в сознании учащихся осмысливается идея, что «нет больше той любви, чем положить, жизнь свою за дуги своя» (апостол Павел). Привлечение образов архитектуры, иконописи, живописи на уроках усиливает, умножает музыкальные впечатления детей. Музыкальное творчество, а именно хоровое пение - путь к развитию духовно–нравственного развития детей. Хоровое пение – наиболее доступная исполнительская деятельность школьников. Эмоциональные переживания во время слушания и исполнения музыки способны воздействовать на душу ребёнка. Вызывать различные душевные переживания, чувства. Вокально-хоровая деятельность на уроке – это расширение интонационно-образного багажа знаний, развитие навыков коллективного музицирования. Его эмоционального отклика на музыку, формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству как части окружающей его жизни. Изучая музыку, ребята, уже с первого класса  чувствуют и понимают, что они изучают жизнь, что музыка - это сама жизнь. Мировые музыкальные шедевры, репродукции картин знаменитых художников, фрагменты стихотворений мировой и отечественной классики, задания в учебниках часто направлены на эмоциональное восприятие музыки, на определение характера персонажей произведений искусств, их чувств и эмоций. Важную роль в формировании духовно-нравственного воспитания учащихся  имеет применение творческих заданий, направленных на образное восприятие музыки, на развитие нравственных качеств, как патриотизм, сопереживание добру и осуждение зла, умение дружить, взаимовыручка.   Во главу угла своих уроков я ставлю задачу развитие личности ребёнка, обогащение его духовного мира, развитие способности видеть, слышать, чувствовать, думать. Навывки же, как и специфические знания о музыке, формируются незаметно, как бы исподволь. Школа – это сфера, где формируется духовный мир ребёнка. «Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека …» сказал В.А. Сухомлинский. Отсюда следует, что музыка - могучий источник мысли. Развивая чуткость ребенка к музыке, мы облагораживаем его мысли, стремления, а уроки музыки является могучим средством духовно-нравственного воспитания.  

Список литературы:

1. Музыка.1-7 классы: тематические беседы. Театрализованные концерты, музыкальная игротека / авт.-сост. Е.Н. Арсенина. Волгоград, Учитель. 2009.

2. Сергеева Г.П. Музыка. Рабочие программы.1-4 классы. Предметная линия учебников Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. 1-4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина. – 8-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2021.

3. Критская Е.Д. Музыка: 1-4 кл. Методическое пособие / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2004.   

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее