Статья "Диагностика предметных результатов по русскому языку"

В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых)

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Диагностика предметных результатов

по русскому языку.


Основным понятием, которое характеризует миссию и цели современного российского образования, является понятие «развитие». Образование понимается как процесс целенаправленного развития, которое приводит к определенному результату – становлению человека, обретению им культурно значимых качеств, способностей и возможностей. Для того чтобы отслеживать продвижение каждого ребенка по пути развития и эффективность собственной педагогической работы, и нужен мониторинг.

Мониторинг – это профессиональная деятельность по отслеживанию состояния или развития какого-либо предмета изучения, которая позволяет оценить результативность осуществляемой деятельности и принять своевременные и обоснованные решения.

Для того, чтобы мониторинг выполнял свою задачу, проводить его необходимо регулярно, с опорой на перечень умений, подлежащих формированию и оценке в начальном звене общеобразовательной школы, на основе единой стандартной процедуры и продуманных методов анализа результатов.

Предметом мониторинга являются как предметные умения, так и метапредметные универсальные учебные действия (УУД). Федеральный образовательный стандарт второго поколения дает перечень планируемых результатов по каждому предмету курса начальной школы, а также метапредметных результатов (освоенных обучающимися УУД).

Диагностика предметных знаний и умений учащихся 1-4 классов проводится в виде самостоятельных и контрольных работ .Пользуясь этими материалами, можно осуществить внешнюю оценку деятельности ученика.

В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Основным инструментом итоговой оценки являются итоговые работы – система заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру. Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам. Достижение этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.

В соответствии с пониманием сущности образовательных результатов, заложенном в Стандарте, предметные результаты содержат в себе

  • систему основополагающих элементов научного знания, которая выражается через учебный материал различных курсов (систему предметных знаний)

  • систему формируемых действий с учебным материалом (систему предметных действий), которые направлены на применение знаний, их преобразование и получение нового знания.

Ведение мониторинга образовательных результатов позволяют учителям начальных классов:

1. увидеть объективную и полную информацию об уровне подготовки класса по всем изучаемым разделам курса;

2. своевременно выявить положительные и отрицательные тенденции, динамики развития каждого ученика и класса в целом на протяжении всего учебного года, что позволяет учителю строить учебный процесс с учетом текущей ситуации в классе, обеспечивая индивидуальный подход к каждому ребенку.



Разговор об оценивании невозможен без рассмотрения проверочных и итоговых контрольных работ.

Безусловно, говоря об оценивании, мы ориентируемся на результат непосредственного наблюдения за деятельностью ребенка, учитываем уровень выполнения устных и письмен­ных заданий, предлагаемых ученику в качестве текущего контроля, предусматриваем рубежный контроль. Сейчас сфокусируем внимание на работах для рубежного контроля. Они содержат задания, позволяю­щие учителю, с одной стороны, выявить степень соответ­ствия знаний ребенка общим базовым требованиям по пред­метам, а с другой стороны, установить уровень превышения учениками общих базовых требований и уровень освоения ими универсальных учебных действий. Развитие УУД рас­сматривается как процесс целостный, однако в дальнейшем изложении мы сознательно будем расчленять целостную учебную деятельность на отдельные части, чтобы педагог лучше смог понять, сколько действий скрыто за каждым заданием, каков его потенциал для развития ребенка.





Требования к содержанию, форме и проведению прове­рочных и контрольных работ, которые всегда предъявляли занковцы, сейчас нашли отражение в методических материа­лах по проведению итоговых комплексных контрольных ра­бот. Назовем основные требования:

  • отсутствие регламентации общего времени выполнения работы каждым учеником: если часть школьников не успела завершить работу за отведенное время, им предоставляется возможность продолжить ее выполнение на следующем уроке;

  • проверочные работы выполняются в течение несколь­ких уроков. Эти работы необязательно проводить за одну неделю. На них нужно отводить от 10 До 15 минут урока в зависимости от уровня сложности заданий и уровня под­готовки класса;

  • при проведении контрольных работ по русскому языку на написание диктанта отводится один урок;





  • знаком «+» отмечены диагностирующие задания. При оценивании контрольной работы в целом результат их вы­полнения не фиксируется отметкой.

Каждая работа завершается самопроверкой. Приведем основные требования к этому виду контроля:

  • самостоятельно найденные и аккуратно исправленные ошибки не должны служить причиной снижения оценки,


выставляемой за работу. Только небрежное их исправление может привести к снижению балла, при условии, что в клас­се проводилась специальная работа по формированию уме­ния вносить исправления;

  • при проверке работы ошибки, не исправленные самим учеником, учителем не исправляются: они либо подчерки­ваются, либо в конце каждого задания указывается их коли­чество. Работы возвращаются ученикам для самостоятель­ного исправления ошибок.

Результаты такой самопроверки служат показателем уровня сформированности самоконтроля:

4-й уровень - в результате самопроверки исправлены все допущенные ошибки (при этом учитываются и ошибки, ис­правленные сразу после выполнения работы);

  1. й уровень - в результате самопроверки уровень выпол­нения работы улучшен, но часть ошибок осталась неисправ­ленной;

  1. й уровень - в результате самопроверки уровень выпол­нения работы не изменился;

  • 1-й уровень - в результате самопроверки уровень выпол­нения работы ухудшился.


Примечание. Работы учеников, выполненные без ошибок или с ошибками, полностью исправленными при первона­чальной проверке сразу после завершения работы, оцени­ваются с точки зрения сформированности самоконтроля высшим уровнем.



Подробнее остановлюсь на диагностике предметных результатов по русскому языку в первом классе.





Обучение грамоте (Н.В. Нечаева)1

Владение устной речью

Оценка внешней характеристики устной речи.

Наблюдая за детьми , я определяла уровень владения устной речью по следующим показателям.

Таблица 1


Показатели: 1) говорит охотно; 2) форма общения с учи­телями и учениками соответствует ситуации; 3) речь в ос- новном грамматически правильна; 4) артикуляция чистая; 5) громкость нормативная.

4-й уровень - в норме 5 показателей;

  1. й уровень - в норме 4 показателя;

  1. й уровень - в норме 2-3 показателя;

  1. й уровень - в норме 1 показатель.

Оценка связности устной речи

Показатели: 1) типичные единицы высказывания; 2) раз­вернутость характеристики объекта.

  1. й уровень - говорит связными предложениями; может дать развернутую характеристику объекта или явления;

  1. й уровень - речь состоит из предложений или отдель­ных слов, заменяющих предложение; характеристика объек­та или явления дается в виде малосвязных мыслей;

  1. й уровень - предложения почти не используются в речи, произносятся в основном отдельные слова; ученик испытывает большие трудности при характеристике объекта или явления;

  1. й уровень - речь в основном состоит из междометий и частиц; содержание высказывания улавливается с трудом.




































Владение устной речью

Фамилия, имя ученика

Внешняя характеристика речи

Уровень связности речи

Показатели

Уровень

Иванов Коля

1

2

3

4

5



-

+

+

+

-

2

3













Примечание. Порядок изучения устной речи и Критерии оценки ее развития в целом сохраняются до конца 4 класса.



  1. Оценка понимания лексического значения слов, умения группировать

ЗАДАНИЕ 2

Прочитай названия предметов. Что обозначают эти

слова?

Напиши в каждой строке номер «лишнего» предмета.

а) 1. Лось. 2. Лампа. 3. Сова. 4. Жук. №

б) 1. Воробей. 2. Сорока. 3. Волк. 4. Ворона. №




Владение письменной речью, I полугодие.















3Оценка умений оформлять предложение, различать на слух

границы слов

ЗАДАНИЕ 3

Запиши предложения под диктовку схемами.

Наступила зима. Выпал снег. Лиза каталась с горки. Во­ва и Зина возили санки. Дети рады зиме.

Примечание. Учитель после слов каталась, с, Вова, и делает паузы.



4. Оценка дифференциации звуков речи

ЗАДАНИЕ 4

Запиши слова под диктовку кружками.

Вы, эму, кот, гора, полка, клюква, магазин.

5. Оценка навыка списывания и усвоения фонетических знаний

ЗАДАНИЕ 5

Спиши слова.

Дым, лимон, паук, шарф, обед.



Ранка, ёжик, стон, тайна, зорька, гром, край.

Проставь ударение.

Подчеркни буквы, обозначающие гласные звуки.

Раздели, где можно, вертикальной чертой слова на слоги.

6. Оценка усвоения фонетических знаний

ЗАДАНИЕ 6

Спиши слоги ру, ня, ве, ты, жи, шу, ли.

Подчеркни слоги с мягким согласным звуком. Примечание. Выполнение заданий 2-6 оценивается в за­висимости от количества правильно выполненных заданий- или правильно записанных предложений, слов.



Обучение грамоте II полугодие.



  1. Оценка понимания лексического значения слов, умения группировать

ЗАДАНИЕ 2

Прочитай слова в строчках. Подумай, что они обозна­чают. Подчеркни «лишнее» слово в каждой строке.

  1. Заяц, лиса, тигр, белка.

  2. Дуб, василёк, тополь, осина.

  3. Весна, ноябрь, лето, зима.

Ответы: 1) тигр, 2) василек, 3) ноябрь.

  1. Оценка умений оформлять предложение и различать на слух границы слов

ЗАДАНИЕ 3

Запиши предложения под диктовку схемами.

ГРОЗА

Стоит тёплый летний денёк. По небу плывёт большая туча. Вот ударил сильный гром. На землю упали первые капли. Полил дождик. Куда бежать? Вася и Юля укрылись под крышей. (29 слов)

Примечание. Правила диктанта обычные: сначала чи­тается весь текст,

потом отдельные предложения, каждое из которых затем диктуется по два-три слова. Обязательно выдерживаются паузы перед предлогами, союзами и пос­ле них.

  1. Оценка дифференциации звуков речи

ЗАДАНИЕ 4

Запиши слова под диктовку кружками.

Эх, уха, рай, река, горка, грелка, варёный.

  1. Оценка навыка списывания и усвоения

фонетических знаний

ЗАДАНИЕ 5

Спиши слова. Поставь в словах ударение.

Море, ярко, стоп, сойка, деньки, грач, крой.

Подчеркни буквы, обозначающие гласные звуки.

Раздели, где можно, слова на слоги вертикальной чертой.


  1. Оценка усвоения фонетических знаний

ЗАДАНИЕ 6

Спиши слоги. Подчеркни слоги с буквой, обозначающей мягкий согласный звук.

Жи, лё, ра, ми, ци, ща, но, се.

Примечание. Выполнение заданий 2.2-2.6 оценивается в зависимости от количества правильных ответов или пра­вильно записанных предложений и слов.



  1. Класс ( 2 полугодие)

  1. ВЛАДЕНИЕ УСТНОЙ РЕЧЬЮ

Уровни оценки: 1) внешней характеристики; 2) связнос­ти устной речи (см. раздел «Обучение грамоте»),

2. ВЛАДЕНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЬЮ

  1. Фонетический анализ, словарный запас,

умение быстро переключаться с одного слова на другое

ЗАДАНИЕ 1

  1. Задумай согласный звук. Запиши три слова, в которых этот звук был бы в начале слова. Подчеркни букву, обозна­чающую задуманный звук.

  2. Задумай гласный звук. Запиши три слова, в которых этот звук был бы в конце слова. Подчеркни букву, обозна­чающую задуманный звук.

Оцениваются: 1) количество записанных слов; 2) соот­ветствие слов задуманному звуку.

Орфографические ошибки в записи слов при выполне­нии данного задания не учитываются. Однако самостоя­

тельное записывание слов может дать дополнительные све­дения о сформированности графических умений, об орфо­графической зоркости: пишет в «опасных» местах наугад, делает пропуск или спрашивает о написании учителя.

С одной стороны, предлагая детям это задание, мы про- . веряем предметное умение выделять звуки, определять их позицию в слове. Задание дано в обобщенном виде, и ре­бенок через свои примеры выходит на иллюстрацию знания материала. Особенно важно здесь совмещение тео­ретических знаний с их практическим применением. Ре­бенку значительно легче выбрать слова в соответствии с заданием из группы уже предложенных, чем подобрать свои примеры. Это более высокий уровень осознания

материала, показывающий освоенность и осознанность знания ребенком.

Проверяя выполнение этого задания, учитель полу­чит представление и о развитии УУД. Уровень развития регулятивных УУД: принятие учебной задачи, планиро­вание, а для этого - удержание в памяти частей задания и логики его выполнения; самоконтроль (например, спрашивает у учителя или самостоятельно делает про­пуски на месте орфограмм); уровень самостоятельности при выполнении задания (нуждается ли в стимулирую­щей помощи учителя и в итоге выходит на верное вы­полнение задания, самостоятельно с заданием не может справиться). Познавательные УУД: активизация логи­ческих приемов и операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Вчитывание в текст задания, осмысление его - работа с информацией. Коммуникативные УУД: умение формулировать вопрос, воспринимать информа­цию. Личностные УУД: волевые качества (как ведет себя ребенок, если задание не получается, доводит ли выполнение задания до логического конца); насколько аккуратно выполняет задание; умеет ли работать само­стоятельно; если была возможность выполнять задание в паре, - умеет ли сотрудничать и т.п.



    1. Соотнесение печатного и письменного шрифтов, комбинаторные способности, знание алфавита, различение мягких и твердых согласных звуков и их букв

ЗАДАНИЕ 2

  1. Запиши буквы письменным шрифтом в алфавитном порядке.

АБУКТОИСЗ

  1. Составь из записанных букв как можно больше слов. Буквы можно повторять; можно использовать не все буквы.

  2. В составленных словах отметь зеленым цветом буквы мягких согласных звуков и синим - буквы твердых соглас­ных звуков.

Оцениваются: 1) количество выполненных заданий;

  1. правильность Выполнения каждого задания.

    1. Проверка орфографической зоркости

ЗАДАНИЕ 3*

Возможные формулировки задания:

  1. Подчеркни все орфограммы (пример № 1).

  2. Подчеркни все опасные места (пример № 2).

Задание может быть проведено на любом предложении

или наборе слов, приведенных в данных проверочных рабо­тах, а также на любых текстах похожей сложности.

Примеры предложений:

  1. На столе стоя! чайник и чашки.

  2. У ёлки норка. Там живут ёжик и маленькие ежата.

Оценивается полнота выполнения задания. Невыделение буквы парного глухого согласного в конце слова за ошибку не считается.

2.4 Списывание текста

ЗАДАНИЕ 4

Наиболее объективным показателем умения списывать текст является определение средних результатов домашней и классной работ за последние 1-2 недели в зависимости от конкретных обстоятельств.

Списывание может быть преднамеренным, когда предла­гается задание правильно списать текст, например, «Спиши текст».

Примеры текстов:

ТРИ МЕДВЕДЯ

В доме жили три медведя. Маленького медведя звали Мишутка. Медведи ушли гулять. Дом был пуст. (17 слов)

(По Л. Толстому)

  • Филя, есть хочешь?

  • Да нет, батюшка. Я перекусил.

  • Да чем перекусил?

  • Да съел кусок пирога, горшок сметаны да мешок кала­чей. (20 слов) ,ТЖ , .

(Из фольклора)

После списывания возможно задание на самопроверку: «Сверь свой текст с текстом на доске, исправь ошибки, если они есть», или грамматическое задание, например: «В первой строчке первого предложения подчеркни бук­вы мягких согласных звуков» (вариант: «В словах пер­вого предложения поставь ударение или подчеркни все орфограммы»), «Подчеркни слова, которые нельзя пере­нести».

Списывание может быть и непреднамеренным, как необ­ходимый этап выполнения другого задания: грамматическо­го или на восстановление деформированного текста.

Оценивается правильность выполнения задания. Учите­лем фиксируются такие недочеты, как количество пропу­щенных/лишних букв и пунктуационных знаков, количест­во искажений и замен букв, большая/маленькая буква в на­чале предложения, количество исправлений. Все ошибки на изученные и неизученные орфограммы отмечаются как искажения, замены букв.

Оценка списывания

4-й уровень - текст переписан правильно, без ошибок.

  1. й уровень - допущены 1-2 ошибки или внесены 1-3 исправления.

  1. й уровень - допущены 3-4 ошибки или 4 исправления.

  1. й уровень - работа показывает значительные затрудне­ния ученика при списывании.

Оценка самоконтроля (фиксируется в работах, оценен­ных 3-1 уровнями списывания)

  1. й уровень - исправляет все ошибки самостоятельно.

  1. й уровень - реагирует на знак (точку, палочку), постав­ленный учителем на полях.

  1. й уровень - реагирует на знак, поставленный учителем рядом со словом.

  1. й уровень - реагирует на знак учителя, поставленный под ошибочно написанной буквой.

  1. Выявление готовности к усвоению орфографической темы следующего года обучения: буквы проверяемых безударных гласных в корне

ЗАДАНИЕ 5*

Выпиши только родственные (однокоренные) слова.

Водяной, водитель, водный, вода.

В выписанных словах поставь знак ударения.

Подчеркни буквы безударных гласных.

Оценивается правильность выполнения каждого задания.

  1. Орфографический диктант

ЗАДАНИЕ 6

Проверяется правописание гласных после шипящих, обозначение мягкости согласных на письме, оформление предложения. Учитель читает текст целиком, затем - по предложениям, далее диктует слова предложения по ор­фографическим нормам (кроме проверяемых правописа­нием) с паузами между словами, перед и после предлогов и союзов. После записи всех предложений учитель медлен­но читает весь текст, а ученики проверяют написанное.



Ужи откладывают яйца, а гадюки рождают живых детё­нышей. Этим змейкам только один день. Но малыши уже умеют шипеть. Они очень ядовиты! (21 слово)

Грамматические задания

  1. В словах первого предложения поставь ударение.

  2. Во втором предложении подчеркни буквы, обозначаю­щие мягкие согласные звуки.

  3. Слова предпоследнего предложения раздели на слоги.

Оценивается диктант по количеству допущенных оши­бок. При выполнении грамматических заданий оценивается количество правильно выполненных заданий.

  1. Составление предложений из данных слов


Составление предложений из данных слов1

Задание 7. Из данных слов составь как можно больше предложений. Формы слов можно менять. Можно использо­вать слово и.

Марина, читать, Аня, книга

Назначение задания

Выявить уровень усвоения учениками понятий «предло­жение», «слово», способность к поиску разных вариантов словесного выражения мысли (комбинаторные возможнос­ти). Количество вариантов связано с изменением порядка слов, их форм, с выходом на повествовательные и вопроси­тельные предложения (например: Марина читает книгу Ане. Марина читала книгу Ане? Марина, читай книгу Ане! Марина и Аня читают книгу. Аня читает книгу Марине. Аня читала книгу Марине? Аня, читай книгу Марине!).

Оценка составления предложений

Оценивается только количество правильно составленных предложений. Орфографические ошибки не учитываются.

  1. й уровень - составлено не менее 4 вариантов предложе­ний;

  1. й уровень - составлены 2-3 предложения;

  1. й уровень - составлено 1 предложение;

  1. й уровень - задание не выполнено.

Безусловно, мы говорим здесь о развитии личностных УУД регулятивных УУД в первую очередь. Выполнение данной творческой учебной задачи также позволяет про­верить предметные ЗУНы (умение оформлять предложе­ние, знание о том, что слова пишутся раздельно, имена собственные пишутся с заглавной буквы; показательно также, спрашивает ребенок учителя или делает пропуск на месте неизученных орфограмм, использует ли разные формы слов и пр.) и познавательные УУД (анализ и син­тез предложенного материала, сравнение, ориентация на разнообразие способов решения задач). При рассмотре­нии уровня развития коммуникативных УУД для нас важно, чтобы ребенок мог адекватно использовать рече­вые средства для решения коммуникативных задач, в т.ч. и умение задавать вопросы, ерли они возникают по ходу выполнения работы.

Восстановление деформированного текста, списывание

Задание8. Расположи предложения так, чтобы получился текст.

А собаки бегут им вдогонку.

Все улицы завалил снег.

Наступил декабрь.

Смех, лай - все перемешалось!

Дети катаются на санках.

Назначение задания:

  • выявить умение устанавливать логико-смысловые связи между предложениями, качество непреднамеренного списы­вания, каллиграфические навыки;

  • установить уровень самостоятельности.



Организация работы: предложения записываются на дос­ке печатными буквами, каждое с новой строки.

Оценка составления текста:

4-й уровень - все логико-смысловые связи установлены правильно;

  1. й уровень - большинство связей установлено правильно;

  1. й уровень - большинство связей установлено непра­вильно;

  1. й уровень - хаотический набор предложений.

Если изменить условия проведения этого задания и ввес­ти меры помощи, о которых, мы писали выше, то можно по­лучить сведения об уровне самостоятельности ребенка.

Оценка уровня самостоятельности ребенка:

  1. й уровень - задание выполняется с доски или с листа.

В случае затруднений или ошибок задание предлагается

в следующих вариантах (3-1-й уровни):

  1. й уровень - косвенная подсказка: каждое предложение написано на отдельном листочке (метод проб и ошибок);

  1. й уровень - прямая подсказка по части задания: указа­ние на первое предложение;

1-й уровень - текст составлен с помощью взрослого.

Оценка списывания

Результаты списывания и составления текста фиксируют­ся в таблице 2.

Таблица 2









Результаты списывания и составления текста



Кол-во допущенных ошибок

Уровни

П/п

Фамилия

Пропущенные и недописанные знаки

Пунктуационные знаки

Пропущенные и лишние знаки

Искажения и замена букв

Большая буква в начале предложения

Исправления

1-й уровень

2-й уровень

3-й уровень

4-й уровень










На основе качественного анализа списывания (см. табл. 2) устанавливается уровень овладения этим навыком:

  1. й уровень - переписывает правильно, без ошибок;

  1. й уровень - допущены отдельные (одна-две) ошибки или отдельные (одно-три) исправления;

  1. й уровень - а) 3-4 ошибки или 4 исправления; б) 1-2 ошибки и отдельные (1-3) исправления;

1-й уровень - работа показывает значительные трудности у ребенка при списывании по большинству показателей.

Из текста задания и его оценивания становится ясно, какие предметные и какие метапредметные умения прове­ряются. Обратим ваше внимание именно на метапредмет­ные. Познавательные УУД: работа с информацией, ее ос­мысление, установление логико-смысловых связей. Регу­лятивные УУД: умение планировать свою деятельность, удерживать все ее этапы, осуществлять самоконтроль; по­нимание трудностей и обращение за помощью к учителю, внесение корректив по ходу и после завершения работы,, выполнение учебных действий в материализованной, громкоречевой и умственной форме. Личностные УУД: эмоционально-волевая готовность к выполнению задания, принятие ребенком своего незнания (адекватная оценка своих возможностей). Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника, сформулировать вопрос.

Таким образом, к концу учебного года появится сводная таблица предметных результатов по русскому языку. (см приложение)



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее