«Зимний фестиваль знаний 2025»

Статья Безотметочное обучение в начальной школе как стимул для максимального развития каждого ученика в соответствии со склонностями, интересами и возможностями

Статья о безотметочном обучении в первом классе начальной школы. Учитель может использовать материал статьи при организации оценочной деятельности.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Безотметочное обучение в начальной школе как стимул для максимального развития каждого ученика в соответствии со склонностями, интересами и возможностями

Система работы учителя начальных классов по ФГОС НОО должна быть направлена на максимальное раскрытие и развитие личностных качеств каждого ученика. Именно безотметочное обучение может стать стимулом для полноценного раскрытия способностей и возможностей ребенка.

Безотметочное обучение позволяет повысить интерес к учебной деятельности, развивать способности обучающегося. Безотметочное обучение даже может стать средством коммуникации между субъектами образовательного процесса «учитель-ученик-родители». Однако, чтобы достигнуть этих результатов необходимо помнить о том, что организация оценивания в условиях безотметочного обучения должна базироваться на следующих требованиях:

  1. оценивание должно начинаться с первого дня обучения;

  2. при оценивании необходимо опираться на успехи ребёнка;

  3. оценивание нужно осуществлять последовательно от оценки  организационной стороны деятельности к оценке её содержания;

  4. оценка обязательно должна показывать ребёнку перспективы;

  5. оценка должна осуществляться на основе чётких, понятных ребёнку критериев;

  6. оценочная деятельность должна распространяться не только на предметные знания, умения, навыки, но и учебную деятельность, общеучебные навыки, познавательную активность ребёнка, его прилежание и старание;

  7. оценивание должно проводиться в системе.

Существует целый набор хорошо зарекомендовавших себя форм и способов оценки, позволяющий реализовать все требования к оцениванию. Остановлюсь на некоторых формах и способах оценки.

На мой взгляд, даже в первом классе необходимо вести дневник. Итак, каким же образом может строиться работа учителя начальных классов в первом классе на этапе безотметочного обучения?

Дневник обучающегося это уже некая система: система занятий и система оценивания. Учитель может использовать словесные высказывания не только на уроке, но и при работе в дневнике. Однако «умница», «молодец» и т. д. не позволяют понять почему именно ребенок молодец, к чему это относится: работа на уроке, поведение или просто субъективное отношение учителя к конкретному ребенку. Целесообразно использование более точных формулировок «отлично отвечал на уроке», «хорошо выполнил письменную работу», «выразительно читал». Такие формулировки помогут понять и ребенку за какой успех он получил поощрение, и родителю понять, что хорошо получается и над чем еще стоит поработать. Кроме записей в дневнике можно использовать шуточные печати и поощрительные наклейки.

Кроме того, я считаю, что учителю необходимо вести «Карты успеха» каждого ученика. В «Карте успеха» необходимо учитывать работу урочной и внеурочной деятельности. «Карта успеха» заводится на одну четверть, учитывает все основные виды работы на уроке. В «Карте успеха» для оценивания можно использовать любые значки-символы (смайлы, звезды, кружочки). Для воспитательной работы (помощь по классу, участие в мероприятиях, сотрудничество с одноклассниками и т. д.) можно завести отдельный «Лист успеха», но уже не в форме таблицы, а в виде картинки (например, дерево - с каждым достижением появляется одно яблочко или листик; космос - с каждым достижением появляется одна звезда).




Приложение.

Карта успеха ___________________________________

1 « » класс

Предмет

Формы/виды работы

Примечание

Обучение грамоте

Устные ответы

Письменные работы

Техника чтения

Работа со схемами (схема звука, слова, предложения)

Каллиграфия




Математика

Устный счёт

Письменные работы

Написание цифр и рисование бордюров

Задания повышенной сложности

Самостоятельные работы

Проверочные работы


Окружающий мир

Устные ответы

Письменные работы

Ведение научного дневника

Самостоятельные работы

Проверочные работы

Работа с дополнительной информацией

Проектная деятельность


Изобразительное искусство

Устные ответы

Индивидуальные творческие работы

Групповые творческие работы


Технология

Устные ответы

Индивидуальные творческие работы

Групповые творческие работы


Физическая культура

Выполнение упражнений

Участие в играх

Командные соревнования


Родной язык

Устные ответы

Письменные работы

Техника чтения












Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее