Безотметочное обучение в начальной школе как стимул для максимального развития каждого ученика в соответствии со склонностями, интересами и возможностями
Система работы учителя начальных классов по ФГОС НОО должна быть направлена на максимальное раскрытие и развитие личностных качеств каждого ученика. Именно безотметочное обучение может стать стимулом для полноценного раскрытия способностей и возможностей ребенка.
Безотметочное обучение позволяет повысить интерес к учебной деятельности, развивать способности обучающегося. Безотметочное обучение даже может стать средством коммуникации между субъектами образовательного процесса «учитель-ученик-родители». Однако, чтобы достигнуть этих результатов необходимо помнить о том, что организация оценивания в условиях безотметочного обучения должна базироваться на следующих требованиях:
оценивание должно начинаться с первого дня обучения;
при оценивании необходимо опираться на успехи ребёнка;
оценивание нужно осуществлять последовательно от оценки организационной стороны деятельности к оценке её содержания;
оценка обязательно должна показывать ребёнку перспективы;
оценка должна осуществляться на основе чётких, понятных ребёнку критериев;
оценочная деятельность должна распространяться не только на предметные знания, умения, навыки, но и учебную деятельность, общеучебные навыки, познавательную активность ребёнка, его прилежание и старание;
оценивание должно проводиться в системе.
Существует целый набор хорошо зарекомендовавших себя форм и способов оценки, позволяющий реализовать все требования к оцениванию. Остановлюсь на некоторых формах и способах оценки.
На мой взгляд, даже в первом классе необходимо вести дневник. Итак, каким же образом может строиться работа учителя начальных классов в первом классе на этапе безотметочного обучения?
Дневник обучающегося это уже некая система: система занятий и система оценивания. Учитель может использовать словесные высказывания не только на уроке, но и при работе в дневнике. Однако «умница», «молодец» и т. д. не позволяют понять почему именно ребенок молодец, к чему это относится: работа на уроке, поведение или просто субъективное отношение учителя к конкретному ребенку. Целесообразно использование более точных формулировок «отлично отвечал на уроке», «хорошо выполнил письменную работу», «выразительно читал». Такие формулировки помогут понять и ребенку за какой успех он получил поощрение, и родителю понять, что хорошо получается и над чем еще стоит поработать. Кроме записей в дневнике можно использовать шуточные печати и поощрительные наклейки.
Кроме того, я считаю, что учителю необходимо вести «Карты успеха» каждого ученика. В «Карте успеха» необходимо учитывать работу урочной и внеурочной деятельности. «Карта успеха» заводится на одну четверть, учитывает все основные виды работы на уроке. В «Карте успеха» для оценивания можно использовать любые значки-символы (смайлы, звезды, кружочки). Для воспитательной работы (помощь по классу, участие в мероприятиях, сотрудничество с одноклассниками и т. д.) можно завести отдельный «Лист успеха», но уже не в форме таблицы, а в виде картинки (например, дерево - с каждым достижением появляется одно яблочко или листик; космос - с каждым достижением появляется одна звезда).
Приложение.
Карта успеха ___________________________________
1 « » класс
Предмет | Формы/виды работы | Примечание |
Обучение грамоте | Устные ответы Письменные работы Техника чтения Работа со схемами (схема звука, слова, предложения) Каллиграфия | |
Математика | Устный счёт Письменные работы Написание цифр и рисование бордюров Задания повышенной сложности Самостоятельные работы Проверочные работы | |
Окружающий мир | Устные ответы Письменные работы Ведение научного дневника Самостоятельные работы Проверочные работы Работа с дополнительной информацией Проектная деятельность | |
Изобразительное искусство | Устные ответы Индивидуальные творческие работы Групповые творческие работы | |
Технология | Устные ответы Индивидуальные творческие работы Групповые творческие работы | |
Физическая культура | Выполнение упражнений Участие в играх Командные соревнования | |
Родной язык | Устные ответы Письменные работы Техника чтения | |