Учреждение: МБОУ СОШ с. п. Уктур Комсомольский район, Хабаровский край
Учитель начальных классов: Пастухова Татьяна Ивановна
УМК« Перспективная начальная школа».
Предмет: литературное чтение
Класс: 4
Раздел: « Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту
человека ».
Тип урока: открытие новых знаний
Тема урока: «Сравнительный анализ языка разных видов искусств: литературы и живописи. В. Драгунский «Красный шарик в синем небе». С. Лучишкин «Шар улетел»».
Цель:
-формирование культуры сравнительного анализа произведений,
принадлежащих к разным видам искусства: на основе сходства или различия
мировосприятия их авторов (выраженных в произведении мыслей и
переживаний).
Задачи:
- продолжить знакомить с логикой и структурой рассуждения на примере
картины С. Лучишкина « Шар улетел» и рассказа В. Драгунского «Красный
шар в синем небе»;
- учить делиться своими впечатлениями, подтверждая своё мнение деталями
живописного произведения;
- учить определять с помощью, каких средств и приёмов автор передает свои
чувства и переживания в произведении, выделять в нём главную мысль;
- учить подтверждать свои выводы и ответы цитатами из текста;
- различать способы передачи речи героев.
Оборудование: учебник «Литературное чтение. Хрестоматия. 4 класс» в 2 ч., автор Н.А. Чуракова - М.: Академкнига/Учебник 2016 г.
О.В. Малаховская «Литературное чтение 4 класс – хрестоматия».
- М.: Академкнига/Учебник 2016 г.; презентации, песня «Детство», шарики, у детей лупы и полоски, текст, который нужно дополнить.
Методы и приёмы ведения урока: эвристическая беседа, самостоятельная работа, проблемный, частично-поисковый, исследовательский методы.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.
Планируемые результаты:
Личностные УУД.
Самоопределение: детям предлагается обоснованно присоединиться к одной из высказанных сквозными героями точки зрения, или высказать свою собственную.
Смыслообразование: формирование базовых нравственно-
этических и эстетических ценностей: способности ценить мир природы и
человеческих отношений, умение видеть красоту природы и красоту человека.
З. Контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результатов
учебной деятельности: отвечая на вопрос, совершать действия
сравнительного анализа и самоопределения, а значит, содержательного
самоконтроля. Примером является исследование текста.
Познавательные УУД.
l. Поиск и выделение информации (работа с текстом и иллюстрациями).
2. Поход в хрестоматию с целью конкретного произведения и выполнение задания.
З. Поход в « Музейный Дом» с целью поиска и анализа живописного
произведения.
4. Перечитывание текста с разными заданиями: определение темы и главной
мысли текста, поиск нужных частей текста, нужных строк, литературных
приёмов (сравнения, олицетворения, контраста).
Универсально- логические действия.
Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков:
сравнение литературного и живописного произведения с целью
обнаружения, сходства и различия темы или заключённого в них главного
переживания автора.Подведение под понятие: завершающий этап формирования понятия
«олицетворение», « сравнение», «контраст», представление о природе
смешного через анализ системы приёмов.Установление причинно-следственных связей: между фактом наделения
неживого предмета чертами одушевлённого лица и наличием приема
олицетворения. Пример (шарик - живой).
Коммуникативные УУД.
Коммуникация как кооперация: чтение по цепочке, по ролям.
Коммуникация как взаимодействие: учет позиций собеседника,
обоснование строчками из текста заявленного « чужого» мнения,
выражение своего согласия или не согласия.
Регулятивные УУД.
- планирование действия - волевая саморегуляция, самоконтроль и контроль
за ходом выполнения работы и полученного результата.
Ход урока
I. Организационный момент. Введение в тему.
- Начинаем урок литературного чтения.
- Вспомним пословицу «Ученику – удача, учителю – радость». Всем удачи на уроке.
Звучит куплет песни «Детство».
- Как вы думаете, о ком у нас сегодня пойдёт разговор?
- Я предлагаю вам рассмотреть выставку книг. ( Аркадий Гайдар «Тимур и его команда», В. Губарев «Королевство кривых зеркал», Е. Велтисов «Приключения Электроника», В. Драгунский «Денискины рассказы»)
- Что объединяет эти произведения? (они про детей, по ним созданы фильмы).
- Но какой автор вам особенно знаком? (Виктор Драгунский).
II. Актуализация знаний.
- Давайте вспомним о В. Драгунском. (Презентация №1) – слайды читают дети (Ира, Вероника.)
- Какие рассказы В. Драгунского мы читали? («Гусиное горло», «Ровно 25 кило», «Друг детства», «Кот в сапогах», «Что любит Мишка», «Сверху вниз наискосок»)
III. Подготовка к восприятию материала.
- У нас на уроке сегодня много шаров. Глядя на шарики, какие ассоциации у вас возникли? (праздник, радость, неожиданность)
- Прочтите предложение на доске. (Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека)
- А что это за слова? (это раздел в нашем учебнике)
- С помощью каких же выразительных средств, приёмов поэты, писатели, художники передают нам свои чувства, впечатления? ( с помощью пронзительно точных слов, приёма сравнения, олицетворения, контраста)
IV. Освоение нового материала.
1. Постановка проблемного вопроса.
- Мы продолжаем работать по этому разделу. В хрестоматии в этом разделе мы будем читать рассказ В. Драгунского «Красный шар в синем небе».
- Сегодня на уроке мы продолжим сравнение литературного и живописного произведений с целью обнаружения сходства или различия темы. Итак, наш основной проблемный вопрос – что объединяет произведения художника и писателя: общая тема или главная мысль? (на доске)
- Начнём исследовать произведения и искать ответ.
2. Работа с репродукцией. Поход в «Музейный Дом».
- Найдём картину Сергея Лучишкина «Шар улетел». Рассмотрим её. (Презентация 2) Слайд 1.
- В каком году написана картина? (1926)
- Где находится она? (Государственная Третьяковская Галерея г. Москва)
- Что мы видим на этой картине? (большие многоэтажные дома, между домами – девочка, а наверху – красный шарик)
-- Ребята, а теперь закройте шар и фигурку девочки полоской бумаги.
- У нас сегодня в гостях герои нашего учебника – Маша и Таня Перова (Аня С. и Аня Т.)
- Послушаем их. Какое впечатление производит на вас городской пейзаж, девочки? (подходят к картине; слайд 1)
Маша:
- Если закрыть девочку и шарик, то впечатление тоскливое и страшное! Как будто город пустой, без людей. Да и растительность чахлая: то ли приживётся, то ли нет!
Таня:
- И окрашено всё в какой – то один цвет. Как-то всё безрадостно!
- А какое впечатление на вас, ребята, производит городской пейзаж? Вы разделяете мнение девочек?
- Почему же этот пейзаж производит такое впечатление? (окна тёмные, деревья чахлые, дома наклонены, крыши до неба)
- Откроем полоски. А теперь картина изменилась? (да, шарик и девочка как бы оживили картину, она перестала быть пустынной)
- Можно сказать, что художник использует приём контраста? (да)
- Докажите это (шарик и девочка противопоставлены городскому пейзажу; серые дома, серое небо противопоставлены красному шарику и платью голубому у девочки)
- Какая же главная мысль художника в этой картине? (только присутствие человека, шарика наполняют жизнью картину, пейзаж перестаёт быть пустынным, безжизненным)
3. Работа с рассказом В. Драгунского.
- Продолжаем исследовать произведения.
а). - Проведём речевую разминку. Нужно радостно рассказать чистоговорку. Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас. А теперь - с огорчением.
б). - А теперь проведём дыхательную гимнастику.
- Надуем шар – наберём в рот воздух и выдуем его в шарик: вдох- выдох (дети показывают).
в). - Подготовили речевой аппарат, а теперь будем читать.
- В разделе «Учимся у поэтов т художников видеть красоту природы и красоту человека» мы читали очень красивое стихотворение Николая Заболоцкого «Сентябрь». Мы учились у поэта видеть красоту природы. Давайте прочитаем стихотворение хором и передадим все свои чувства (уч-ся читают стихотворение хором)
г). - Молодцы! А теперь послушаем рассказ Виктора Драгунского, читает артист. Поучимся у него актёрскому мастерству, слушайте с какой интонацией он читает, как выражает своё отношение к читаемому.
д). А теперь открываем хрестоматию на странице 91. Первую часть текста будем читать по ролям. (Автор – Руслана, Алёнка – Яна, Денис – Кирилл) Мы все следим, после чтения будем отвечать на вопросы.
- Ребята, вы должны нам показать радость детей, приподнятое настроение, читайте с правильной интонацией, ставьте логические ударения в словах, передавайте своё отношение к читаемому.
б). Работа по вопросам учебника.
в). Чтение второй части.
- Вторую часть будет читать Андрей, Юра, Ваня, Миша , Вероника. Постарайтесь показать переживания Алёнки, радость Дениски и своё отношение к тому, что вы читаете.
г). Работа по вопросам учебника.
V. Физминутка.
Кто-то утром, не спеша (шагаем)
Надувает красный шар (надуваем),
А как выпустишь из рук (хлопок над головой),
Станет вдруг светло вокруг (разводим руками)!
VI. Обобщение. Итог урока.
- Вспомним наш проблемный вопрос (на доске). Итак, наш основной проблемный вопрос – что объединяет произведения художника и писателя: общая тема или главная мысль?
- Что же объединяют два произведения: картину «Шар улетел» и рассказ «Красный шарик в синем небе»? (у них общая тема)
- А что же это за тема? (красота, праздник)
- Поработаем парой. У вас листочки на партах, там записан текст, нужно его дополнить.
В рассказе вид летящего в синем небе красного шарика вызывает у людей ощущение праздника и радости. Главный герой Денис думает, глядя на шарик: «как это красиво, когда весна на дворе, и все нарядные и веселые, и машины туда-сюда, и милиционер в белых перчатках, а в чистое синее-синее небо улетает от нас красный шарик…» Весенний, яркий городской пейзаж, окружающий Дениску, сам по себе уже вызывает радостное настроение, а летящий в небе шарик усиливает это состояние праздника. | В картине красный шарик, летящий на фоне выбеленного сероватого неба, оживляет довольно безжизненный и безрадостный городской пейзаж, делая его более человечным, радостным. |
- Прочитайте, что у вас получилось. ( Курцева Арина и Зелинская Лиза)
- Как вы думаете мы ответили на наш вопрос?
А цель нашего урока достигнута?
- На этом наши исследования заканчиваются.
VII. Рефлексия. Презентация 2, (слайд 2)
а). - Какую мысль ты уносишь с нашего урока? (людям нужен праздник, мы должны уметь дарить людям радость; красота есть во всём, только должен наступить момент, когда её заметят, и тогда она откроется)
- Какой этап урока доставил тебе радость?
- В какой момент урока вы могли бы себе сказать: «Молодец! Умница!»
б). - Что же сумел сделать Дениска своим нехитрым поступком? (подарить людям радость, красоту)
- А сейчас я предлагаю вам всем запустить в небо свои шарики и тем самым порадовать всех, кто будет за этим наблюдать. Показать людям красоту, сделать праздник для всех.
VIII. Домашнее задание.
- Подготовить пересказ рассказа В. Драгунского от лица Дениски или от лица Алёнки.