Конспект урока по математике во 2 классе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №9» города Вологды
Дата: 14.10.2020
Учитель: Мухина Екатерина Александровна
Методист: Мухина Екатерина Александровна
Студент: Исакова Карина Алексеевна
УМК:
Тип урока: Открытие новых знаний
Тема: «Сравнение, сложение и вычитание именованных чисел»
Цель: Научиться сравнивать, складывать и вычитать именованные числа
Задачи:
1. Сформировать умение переводить единицы измерения длины из метров и дециметров в дециметры и наоборот; сравнивать, складывать и вычитать именованные числа.;
2. Тренировать умения сравнивать, складывать и вычитать длины, заданные в разных единицах изме-рения.;
4. Активизировать мыслительные операции: анализ, сравнение.
Ресурсы: учебник, раздаточный материл, демонстрационный материал.
Ход урока
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. Организационно-мотивационный этап. | - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Карина Алексеевна и сегодня урок проведу у вас я! - Ребята, когда я сегодня вошла в школу, мне охранник сказал, что для нашего класса пришло письмо, которое нам необходимо для урока математики, и протянул мне конверт. Посмотрите, на конверте действительно написан наш адрес, но обратного адреса нет. Интересно, что написано в этом письме, и зачем оно нам на уроке математики? Давайте откроем его. Учитель на глазах детей вскрывает конверт, достаёт письмо и начинает читать первый фрагмент. «Здравствуйте, ребята! Я слышал, что предыдущий урок математики вы посвятили мне- метре и узнали обо мне много нового…» Затем учитель читает второй фрагмент письма. – «Меня зовут Метр. Я тоже очень рад познакомиться с вами. Я хочу, чтобы вы больше узнали обо мне…» – Ребята, а вы хотите поближе познакомиться с метром? Почему?
– Так о чём сегодня на уроке вы будете узнавать новое? - Да, и не только о метре, но и других единицах измерения длины.
|
-Дети внимательно смотрят
-Хотим, всегда интересно узнавать что-то новое
-Мы узнаем что-то новое о метре.
| Личностные: - формирование мотивации к обучению и целенаправленной деятельности. |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии. | -С чего начнёте?
– Что же вы знаете о метре?
Учитель вывешивает на доске друг под другом две карточки:
– Читаю дальше: «Изобрели меня учёные из разных стран, собравшись во Франции около 220 лет назад. У меня есть младшие братья. Их зовут Дециметр и сантиметр. Перевод единиц измерения длины, заданных в разных единицах измерения. – Проверим, хорошо ли вы знаете младших братьев метра. Записывайте в тетрадь только ответы. Один на индивидуальной доске, остальные – в тетрадях. – Выразите в дециметрах 5 метров. (50 дм.) – Сколько это сантиметров? (500 см.) – Выразите 800 см в дециметрах. (80 дм.) – Проверим. – У кого все задания выполнены верно, поставьте «+». – Чем вы пользуетесь при переводе единиц измерения длины? Актуализация аналогии соотношений между единицами длины и единицами счёта. – Интересно узнать, что ещё написал вам метр? Учитель читает четвёртый фрагмент текста письма. – «А ещё у меня есть хорошие друзья. Это Сотенка и Десяточек. Мы всегда помогаем друг другу…» – Давайте понаблюдаем, как друзья помогают друг другу. Открыть задание на доске: 3 с = д 3 м = дм – Что нужно сделать?
-Какой инструмент поможет вам наглядно представить и верно записать оба равенства? – Подберите и изобразите с помощью графических моделей 3 сотни и 3 метра. -Нужно нарисовать три больших треугольника.
-Давайте попробуем это сделать, кто выйдет к доске? (В одной сотне 10 десятков, значит в 3 сотнях – 30 десятков; в 1 метре 10 дм, значит, в 3 метрах – 30 дециметров.) Сложение и вычитание именованных чисел. – Вы уже умеете выполнять с именованными числами такие действия, как: сравнивать, складывать и вычитать. – Потренируетесь? На доске представлено задание –
Вспомните правила сложения и вычитания именованных чисел. – Молодцы! Значит, вам не трудно будет выполнить это задание. - По одному с места с объяснением. По ходу ответов учитель выписывает ответы на доску. (5 дм 3 см + 2 дм 4 см. Дециметры складываю с дециметрами, сантиметры – с сантиметрами: 5 дм + 2 дм = 7 дм; 3 см + 4 см = 7 см. Получится 7 дм 7 см.) – Это всё, что вам сегодня на уроке необходимо Задание для пробного действия. – Возьмите маленький листок и решите пример. – Назовите ответ последнего примера. Учитель выписывает все варианты ответов детей на доску. – Как мы видим, последний пример решили по-разному.) – Поднимите руку, у кого нет ответа. – Чего вы не смогли сделать? – Поднимите руку те, кто может доказать правильность решения этого примера. – Чего вы не можете сделать?
– Правильно ли я поняла, что у всех возникли трудности? | - С повторения необходимых знаний. -Что 1 м = 10 дм = 100 см, научились сравнивать единицы измерения длины и соотносить их с единицами счёта.
- Выходит один к доске
- 50 дм - 500 см -80 дм
-Опорным сигналом: 1 м = 10 дм = 100 см.
- Ответы учащихся
- Выразить сотни в десятках, метры в дециметрах. - Графичекские модели
- Сантиметры складываем с сантиметрами, дециметры – с дециметрами, метры – с метрами. Вычитаем так же.
2 м 32 дм, 1 м 2 дм …
- Не смогли из 35 дм вычесть 2 м 3 дм.
- (Не можем доказать, что решили пример правильно.
| Познавательные: - проверка знаний, полученных на предыдущих занятиях. Коммуникативные: - умение оформлять свои мысли в устной форме. |
3. Локация затруднений | Давайте разберёмся. Действия, с какими числами вы выполняли? – Разве вы не умеете выполнять действия с именованными числами? – Почему же мнения разделились? Чем последний пример отличается от предыдущих? –
- Что нужно сделать, чтобы они единицы измерения одинаковыми? – Почему же вы этого не сделали? | - С именованными.
- Умеем
- В этом примере в уменьшаемом и вычитаемом не совпадают единицы длины: в уменьшаемом дециметры, а в вычитаемом – метры и дециметры, а в других примерах совпадали. - Перевести единицы измерения так, чтобы они стали одинаковыми. -Нам не известен способ перевода метров и дециметров в деци-метры и наоборот. |
|
4. Построение проекта выхода из затруднения. | – Назовите тему урока. - – Какова же цель вашей работы на уроке?
Открыть тему на доске. – Как вы считаете, какие знания вам могут быть необходимы для построения алгоритма перевода метров в дециметры, и наоборот. Вспомните этап повторения. – А ещё? Вспомните настоящих друзей метра и дециметра. - С помощью какого инструмента можно представить именованные числа наглядно -Давайте приступим к изучению! | -Перевод единиц измерения длины. -Научиться переводить метры и дециметры в дециметры и наоборот.
-Знание соотношений единиц длины: 1 м = 10 дм = 100 см.
-Сотенка и Десяточек.
- С помощью моделей |
|
5.Реализация построенного проекта..
| Вернитесь к последнему примеру. – Итак, вам необходимо перевести 35 дм. Как вы предлагаете действовать? – Нарисуем эту модель.
(35 десятков – это 3 сотни и 5 десятков. Рисую 3 больших треугольника и 5 маленьких.) – Теперь у вас есть всё необходимое для перевода дециметров в метры и дециметры. Расскажите, как это сделать? – Ну что ж, вы выяснили, что 35 дм = 3 м 5 дм.
– Пора вернуться к примеру, который вы решили по-разному. Расскажите ход его решения. – Каким правилом вычитания единиц длины вы пользовались при решении этого примера?
– Молодцы! Вы преодолели возникшее затруднение. |
(35 дм соотнести с 35 десятками, изобразив с помощью графических моделей.)
- 35 дм = 3 м 5 дм, так как 35 десятков – это 3 сотни 5 десятков.
- (35 дм – 2 м 3 дм = 3 м 5 дм – 2 м 3 дм = 1 м 2 дм.) -Из метров вычитали метры, из дециметров – дециметры.)
| Коммуникативные: - умение работать в паре и группе; - умение оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные: - развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | - Выполните в учебнике № 1 на стр. 38. Прочитайте задание. (Нарисуй графическую модель и выра-зи в новых единицах измерения.) – Выполним задание. По одному с места с объяснением.
- А сейчас давайте выполним самостоятельную работу |
-(1 м 2 дм. Соотносим с единицами счёта, чтобы нарисовать графическую модель: 1 с 2 д. Рисуем один большой треугольник и 2 маленьких. 1 м 2 дм = 12 дм, так как 1 сотня и 2 десятка содержат 12 десятков.)
| Коммуникативные: - умение работать в парах. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | - У вас на столе лежат листочки с самостоятельной работой номер 1. Положите перед собой. Вам нужно будет выполнить данную работу а потом мы проверим в парах. - – Скажите, а для чего вам необходимо уметь переводить большие единицы измерения длины в мéньшие и наоборот? -– № 3 (первый столбик), стр. 38
|
-Для сравнения, сложения и вычитания именованных чисел.
| Регулятивные: - умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. |
8. Включение в систему знаний и повторение. | Давайте проверим! По очереди называйте и поясняйте вам ответ. Проверяют |
|
|
9. Рефлексия. Итог урока | - Чему был посвящён сегодня урок? –
Какой инструмент поможет вам безошибочно производить перевод единиц длины? – Что осталось непонятным? – Над чем надо поработать? – Согласны ли вы с мнением Метра о том, что без поддержки друзей невозможен успех? | -Способу перевода единиц измерения длины и использованию этих знаний при сравнении, сложении и вычитании именованных чисел. -(рафические модели.
|
|