«Зимний фестиваль знаний 2025»

Сравнение эффективности применяемых методов начального общего образования, выбор наиболее эффективных образовательных технологий с учетом типа образовательной организации

Сравнение эффективности применяемых методов начального общего образования, выбор наиболее эффективных образовательных технологий с учетом типа образовательной организации

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Сравнение эффективности применяемых методов начального общего образования, выбор наиболее эффективных образовательных технологий с учетом типа образовательной организации


Наибольшего эффекта в обучении можно добиться только при сочетании нескольких методов обучения одновременно и учете, что разные методы используются при решении определенных задач.

Осознание возможности каждого из методов обучения предостерегает педагогов от шаблона и трафарета в преподавании, ведет к выбору рациональных методов. Поскольку задача обучения реализуется через конкретное содержание, то методы обучения должны всемерно учитывать специфику учебного материала, характер действий учащихся, которые потребуются для овладения этого содержания. Одно содержание может быть лучше раскрыто с помощью индуктивного, другое – дедуктивного метода; одно содержание может позволить поисковое изучение его, другое окажется недоступным для применения такого метода. Таким образом, необходима специальная оценка возможности специальных методов. Критерий учебных возможностей учеников при выборе методов обучения предполагает, что учитель обязательно изучит предварительно уровень их подготовленности к поисковой, исследовательской деятельности, к дедуктивному усвоению материала, самостоятельной практической работе, отношение к учению, степень развитости самоконтроля в учении и состоянии работоспособности.









Сравнительные возможности различных методов обучения


Некоторые основные образовательные задачи, решаемые в ходе обучения

Формирование

Развитие

Теоретических знаний

Фактических знаний

Практ. и трудов. умений

Слов.–логич. мышления

Нагляд.образ. мышл.ения

Самостоятельн. мышления

Памяти

Речи

Познавательного интереса

Навыка учебного труда

Воли

Эмоций


Темп обучения

Словесные

Наглядные

Практические

+!

-

-

+!

+

+


-

+

+!

+!

_

_

-

+!

+

-

+

+!

+

+!

+

+!

_

_

+

+!

+

+

+

+!

+

+

+!

+

+!

+

Быстрый

Средний

Средний

Репродукт.

Проблемно-поисковые

+

+!

+!

+

+!

_

+

+!

+!

_

_

+!

+!

+

+

+!

+

+!

+!

+

+

+!

+

+!

Быстрый

Медленный

Индуктивные

Дедуктивные

+

+!

+

+!

+!

_

+

+!

+!

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+!

_

+!

+!

+!

+

Медленный

Быстрый

Методы учеб. работы под руководством учителя

Методы самостоятельной учебной работы

+!



+

+!



+


+



+!

+



+

+



+

+



+!

+



+!

+



+

+



+!

+



+!

+



+!

+



+!

Быстрый



Средний


Познавательные игры


Учебные дискуссии

+


+!

+


+!

+

_

+


+!

+!


+

+!


+!

+!


+

+


+!

+!


+!

+


+!

+!


+!

+!


+!

Медленный


Медленный

Устный контроль

Письменный контроль


Лабораторный контроль

+!

+


_

+!

+


_


_

_


+!

+!

+


_

_

+


_

+

+


+

+

+


_

+!

+


_

+

+


+

+

+!


+!

+

+!


+

+

+


+!


Средний

Средний


Медленный


Условные обозначения:

(+!) – решает данную задачу успешнее, чем другие методы данной группы;

(+) – решает данную задачу;

(-) – решает данную задачу менее успешно, чем другие методы этой группы.

Исследовательские методы наиболее эффективны при решении большинства образовательных задач, но требуют более длительного времени для их реализации и затрачивают больше сил педагога и учащихся.

Для развития самостоятельности мышления особенно эффективно можно использовать практические методы, связанные с выполнением логических упражнений, решением задач, написание сочинений, стихов и пр. Для этой же цели весьма полезными оказываются проблемно-поисковые методы изучения учебного материала. Предпочтительными оказываются методы самостоятельной работы в их многочисленных видах.

Познавательные интересы формируются успешно, всей совокупностью методов обучения. Однако из опыта преподавания известно, что интерес к учению значительно повышается, если в него шире вводятся наглядные методы, проблемно-поисковые, методы самостоятельной работы, хорошо обеспеченные предварительной подготовкой учащихся под руководством учителя. Огромную роль в этом играет методы познавательных игр, включаемые в разумной мере в учебный процесс, а также в учебные дискуссии. При формировании навыков учебного труда (работа с книгой, выполнение опытов, умение рационально запоминать материал, умение самостоятельно решать учебные задачи, работать в должном темпе, уметь выделять главное, планировать свою работу и др.) необходимо применять все методы.




Методы

При решении каких задач этот метод применяется наиболее успешно?

При каком содержание учебного материала особенно рационально применяется этот метод?

При каких особенностях, учащихся рационально применять этот метод?

Какие возможности должен иметь учитель для использования данного метода?



Словесные

При формировании теоретических и фактических знаний и решений задач обучения.

Когда материал носит приимущ. теор. инф. характер

Когда учен. готовы к усвоению информ. данным видам словесных методов.

Когда учитель владеет словесным методом.


Наглядные

Для развития наглядности, повышения внимания к изучаемым вопросам.

Когда содерж. матер. может быть пред. в нагл. виде

Когда имеющ. нагляд. пособия доступны учащимся.

Когда учитель распо-лагает необходим. пособиями.


Практические

Для развития практических умений и навыков.

Когда содержание темы вкл. практ. упр.

Когда ученик подгот. к выпол. практ.зад.

Когда учитель располаг. пособиями, дидакт. материалом.

Репродуктивные

Для формирования ЗУН.

Когда содерж. сложн. или просто.

Учен. не готовы к пробл. изуч. темы.

Когда учит.не имеет время для пробл.изуч.темы


Поисковые

Для развития самостоятельного мышле-ния, исследовательских умений, творческого подхода к делу.

Когда содерж. матер. имеет средн. уровень сложности.

Когда учен. подгот. к проблемному изучению темы.

Когда учитель имеет время для проблемного изучения темы.


Индуктивные

Для развит. умения обобщать, осущ. индуктивные умозаключения.

Когда содерж. темы излож. в учебнике индуктивно.

Когда учен. подгот. к индуктивным рассуждениям.

Когда учитель лучше владеет индуктивными методами обучения.



Дедуктивные

Для развит. умения осуществл. дедуктив. умозаключения и развития умения анализ. явления.

Когда содержание темы в учебнике дедуктивно.

Когда ученик подгот. к дедуктивным рассуждениям.

Когда учитель лучше владеет дедуктивными методами.



Самостоятельной работы

Для развития самост. в учебной деятти, формирования навыков учебного труда.

Когда содержание материала доступно для самостоятельного изучения.

Когда ученик подгот. к самостоятельному изучению данной темы.

Когда имеется дидактический материал для самостоятельной работы учеников.


Из приведенной схемы видно, что методы обучения обладают взаимозаменяемостью, компенсаторными возможностями, одни из них могут восполнять слабые стороны других.

Рассмотренные нами возможности различных методов обучения приводят так же к выводу о необходимости сочетания всех их реально в учебном процессе. При разнообразии методов обеспечивается активное восприятие учебного материала учащимися с разнообразными видами памяти и характером мыслительной деятельности. Разнообразие методов вследствие эффекта новизны активизирует познавательную деятельность обучаемых, вызывает и сохраняет у них познавательный интерес. Сочетание методов позволяет наилучшим образом учесть специфику содержания учебного материала, а обучаемым раскрыть свои учебно-познавательные возможности и способности, выбрать наиболее рациональные для себя приемы овладениями знаниями.


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее