«Зимний фестиваль знаний 2025»

Сравнение домашних и диких животных (волк, собака)

Технологическая карта урока по учебному предмету "Мир природы и человека" разработана в соответствии с ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - вариант 1

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Технологическая карта по предмету «Мир природы и человека»

Разработана в соответствии с ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) Вариант 1


Тема урока:

«Сравнение домашних и диких животных (волк, собака)»

Цель:

Познакомить со сходствами и различиями волка и собаки

Задачи урока:

Образовательные задачи:

Коррекционно-развивающие задачи:

Воспитательные

- расширение знаний о домашних и диких животных, раскрыть их особенности, повадки;

- расширение кругозора и словаря учащихся.

- коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении;

- развивать мыслительные операции, при отгадывании загадок;

- развивать связную речь, при полных ответах на вопросы.

- воспитание мотивации к учению;

- воспитание бережного и внимательного отношения к животным, желание за ними ухаживать.

Формирование базовых учебных действий

Познавательные учебные действия:

Личностные учебные действия:

Коммуникативные учебные действия:

Регулятивные учебные действия:


- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

- уметь работать с полученной информацией.

- уметь самостоятельно выполнять учебные задания;

- понимать личностную ответственность за свои поступки.


- уметь обращаться за помощью и принимать помощь;

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности.


- уметь работать с учебными принадлежностями и организовывать своё рабочее место;

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.


Предметные результаты:

-называть диких и домашних животных;

- различать диких и домашних животных;

- узнавать внешний вид, образ жизни, повадки и приметы, с которыми люди связывают этих животных.

Оборудование:

наглядный и раздаточный материал для учащихся: картинки с изображением животных


Тип урока: изучение нового материала


Ход урока:

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационный момент

Организовать направленное внимание на начало урока. Создание положительного настроя учащихся на урок.

Здравствуйте, ребята! Я приглашаю вас на урок мир природы и человека.

— Вот звенит для нас звонок – начинается урок.

Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

-Тихо сели. Настраиваемся на урок.

На парте у вас находятся учебник, рабочая тетрадь, в которой вы будете работать, карточки. Желаю вам удачи!

Приготовление к уроку.
Приветствие учителя.

2.Актуализация знаний

Проверка домашнего задания






































3.Мотивация к деятельности

Основная цель данного этапа заключается в том, чтобы каждый ученик внутренне осознал

потребность закрепления пройденного материала и открытия новых знаний и умений

































Мотивирование учащихся на изучение темы




Критерии оценивания обучающихся

Пожелание на сегодняшний урок:

С хорошим настроением принимайся за работу!

Ребята, давайте, вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке? (о животных)

На Земле живут разнообразные животные.

Все животные различаются по месту…(проживания), одни живут в…(лесу), другие... (у человека).

У всех животных общие части тела. Они состоят из … (головы, шеи, туловища, хвоста и 4 лап или ног).

Ребята у меня есть корзинка, а в ней животные, нужно назвать это животное и правильно разместить по месту проживания.

-Молодцы, ребята, вы хорошо справились с домашним заданием, старались правильно и полными ответами отвечали на вопросы.

Сейчас я загадаю вам загадки, отгадав их, вы узнаете, о каких животных пойдёт речь на сегодняшнем уроке.


1)День и ночь по лесу рыщет,

День и ночь добычу ищет.

Ходит-бродит он молчком,

Уши серые торчком.

2) В тени под деревом лежит

И двор, и сад наш сторожит.

Не то что настоящий вор —

Прохожий не зайдет во двор.

А нас он любит, признаёт,

Учтиво лапу подаёт.

-О ком мы с вами сегодня будем говорить на уроке?

-Правильно, ребята, сегодня на уроке мы продолжим разговор о диких и домашних животных и узнаем, какие же сходства и различия имеют волк и собака, узнаем более подробно о внешнем виде, образе жизни, повадках этих животных.

К концу урока мы научимся:

- находить сходство и различие у собаки и волка;

-узнаем, чем питается собака, и на кого охотится волк;

-узнаем, как называются детеныши собаки и волка


Урок очень важен и интересен, потому что вы много узнаете о жизни таких животных как собака и волк, научитесь отличать этих животных друг от друга.

За работу на уроке вы будете получать жетоны. В конце урока при оценивании ваших результатов будут учитываться, полученные вами жетоны.

Те учащиеся, которые будут иметь 7 и более жетонов получат за урок отметку «5»;

от 4 до 7 жетонов - получат отметку «4»;

от 1-3 жетонов - получат отметку «3».







Ответы учащихся



Раскладывают карточки с изображением животных в нужное место





волк








собака






Совместно с учителем формулируют задачи урока.







4.Динамическая пауза (этап физической разрядки)

Смена вида деятельности создает условия для снятия переутомления у детей.


Дети по лесу гуляли, (шагают на месте)

За природой наблюдали (ладонь к глазам)

Вверх на солнце посмотрели (тянут вверх руки)

И их лучики согрели. (обнимают себя)

Вдруг на встречу волк идет (крадутся)

Хитро смотрит, спинку гнет (выгибают спинку)

Мы волчишку обхитрим

На носочках побежим (бег на носочках)

Отдохнули, порезвились

И на стулья опустились. (сели)

Выполняют упражнения физкультминутки (по показу учителя), проговаривая слова (повторяют за учителем).


4. Учебно-познавательная деятельность

Цель – узнать о различиях и сходстве волка и собаки, называть

их детенышей

Работа с учебником










Строение тел собаки и волка похоже. Волки имеют средние размеры тела. Размер тела собаки зависит от породы. Окраска волка серая, окраска собак разнообразна. И собаки, и волки имеют крепкие зубы, сильные лапы. Собаки и волки быстро бегают. Хвост у собаки часто закручен, а у волка хвост всегда опущен вниз.

Собака сама не охотится. Собаку кормят мясом или специальным кормом.

Волки живут в лесу стаями, охотятся на зайцев, могут нападать на крупных животных (оленей и лосей). Волки могут напасть на домашний скот. Иногда волки нападают на людей.

Собака очень привязана к человеку, верно служит ему. Собаки помогают человеку: охраняют жилище, спасают людей, защищают их. Волки сторонятся человека, редко приручаются.

Работа с учебником

Откройте стр. 40 Посмотрите на рисунок и ответьте на вопрос: где расположены волк, а где собака

Мы с вами постараемся изучить сходства и различия волка и собаки


Различие собаки и волка



собака

волк


домашнее животное

Дикое животное

Внешний вид

Окраска собак разнообразна.

Окраска волка серая

Место проживания

Человек ухаживает за собакой, живет в доме или возле дома в будке


Обитает в тайге и в лесу.

Круглый год живет в лесу. Густой теплый мех защищает от ветров и морозов

Питание

Собака сама не охотится, ее кормят мясом или специальным кормом

Волки живут стаями, охотится на зайцев, иногда нападают на крупных животных – оленей, лосей

Повадки

Собака умеет поднимать хвост и вилять им в разные стороны.

У волка хвост всегда опущен вниз.


Собаки помогают человеку, верно служат ему, охраняют дом, спасают людей

У собаки след размазанный, тогда как у волка все пальцы четкие.

Волки могут нападать на человека, домашний скот, редко приручаются

Волки при выслеживании добычи ставят все лапы по одной линии.


Сходства собаки и волка


1.Внешне собака и волк похожи

2.Нуждаются в воде, воздухе, в пище

3. Имеют крепкие зубы, сильные лапы, быстро бегают

4. Вскармливают своих детенышей молоком


Собака и волк имеют потомство и вскармливают своих детенышей молоком. Детенышей собаки называют щенками, а детенышей волчицы - волчатами

Почему говорят: «Собака – друг человека», подумайте, рассмотрев картинки на с.44

Ознакомление с правилами безопасного поведения при встрече с незнакомой собакой

  1. При встрече с одинокой собакой постарайтесь повернуть в другую сторону.

  2. Не кричите.

  3. Спокойно подойдите к кому-нибудь из взрослых.

  4. Не дразните собак.

  5. Не издавайте звуки, повернувшись к животному.

Запрещается:

  1. Махать на собаку палкой, веткой, рукой.

  2. Кричать.

  3. Пытаться отобрать у собаки то, что она ест.

  4. Убегать с места встречи с животным.

  5. Подходить и гладить незнакомую собаку

















Открывают учебники, рассматривают картинки, находят собаку и волка






















Ответы учащихся

за выполненное задание получают жетоны




















Ответы учащихся

за выполненное задание получают жетоны

5. Закрепление изученного материала

Применение нового материала

Цель: проверить понимание изученного материала через ответы на поставленные учителем вопросы, составление рассказа, выполнение работы в тетради

А сейчас я предлагаю обобщить те знания, которые мы получили на уроке.

Закончите предложения:
1. Собака питается ...
2. Волк питается ...

1. У собаки хвост обычно ....
2. А у волка хвост ..

1.Собака живет ...
2. Волк живет в ...




Учащиеся отвечают на вопросы






6. Подведение итогов урока


Цель: установить степень усвоения темы; подвести итог проделанной работы на уроке. Какие выводы вы можете сделать?



Оценивание урока. Выставление отметок

Подведем итоги.

Ребята давайте посмотрим, выполнили мы поставленные задачи на уроке

- находить сходство и различие у собаки и волка;

-узнаем, чем питается собака, и на кого охотится волк;

-узнаем, как называются детеныши собаки и волка.



Вот и подошел к концу урок, и мы должны оценить вашу работу. Посчитайте сколько у вас жетонов, заработанных на уроке.

Учитель выставляет отметки, комментируя их.




Учащиеся отвечают на вопросы





Считают количество своих жетонов

7. Этап информации обучающимся о домашнем задании

Цель: разъяснение домашнего задания, используя дифференцированный подход

Чтобы продолжить наше удивительное путешествие в мир животных запишем домашнее задание:

Составить рассказ о волке и собаке по плану:

1.Внешний вид.

2.Где живут

3.Чем питаются.

4. Повадки



Дети записывают домашнее задание.

8. Рефлексия деятельности.

Цель: научить обучающихся оценивать результат своей деятельности

Оцените свои достижения на уроке. Прикрепи свой листочек на дерево (даются на выбор листочки 3 цветов, им необходимо выбрать тот, который они считают нужным).

Зелёный листочек – я все понял на уроке, интересные задания.
Жёлтый – я не все понял.
Красный – я ничего на уроке не понял.

Общение с животными делает людей добрее, а их жизнь - интереснее.

Ребята, понравился ли вам урок?
- Спасибо за урок!


Приклеивают свой листочек на дерево.


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее