«Зимний фестиваль знаний 2025»

Способы повышения мотивации учебной деятельности на уроках английского языка (из опыта работы учителя английского языка

Из опыта работы. Способы повышения мотивации учебной деятельности на уроках английского языка

Олимпиады: Английский язык 2 - 11 классы

Содержимое разработки

Способы повышения мотивации учебной деятельности на уроках английского языка

(из опыта работы учителя английского языка 1 квалификационной категории МБОУ «СОШ №53» города Кургана Мохиревой Н.А.)

Народная мудрость гласит «немотивированный ученик просто не хочет учиться» или «ты можешь подвести коня к водопою, но ты не можешь заставить его пить».

Эта пословица приходит на ум, когда мы видим насколько разным может быть отношение учащихся к иностранным языкам.

Для одного ученика, процесс изучения языка является важным, многозначительным, он мотивирован к изучению языка разными мотивами - ориентация на цель, уход от неудач и поражений, самоактуализация.

Для другого ученика язык — это тяжелая ноша, которую он вынужден нести и он не скрывает свою безмерную скуку, зевает, отвлекается сам, отвлекает других,  просто ждет конца урока.

Каждый учитель сталкивается с подобной ситуацией и чего греха таить – часто учитель обвиняет такого ученика в неверном поведении или неспособности изучать иностранный язык.

Но данную ситуацию можно воспринять и по –другому, так, как последние годы нас, учителей, и учат методисты: а задайте-ка себе вопрос: «Являются ли методы и подходы на моих уроках эффективными и действенными, способствуют ли они мотивации к изучению моего предмета у каждого ученика?» Ведь способность мотивировать учащихся является ключевым навыком учителя.

Существует много способов стимулирования учащихся к изучению английского языка. И моё выступление сегодня посвящено данной теме. И я постараюсь кратко описать те способы мотивации, которые использую именно я, исходя из опыта работы.

1. Создание атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои способности и возможности

Создание мотивации к изучению иностранного языка и к общению невозможно без создания в классе атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои способности и возможности.

Для этого мне важно во-первых представлять собой живой пример оптимистически настроенного к ученикам и коллегам человека. Поэтому я ставлю перед детьми или помогаю им самим ставить перед собой реалистичные и выполнимые цели и задачи, обеспечиваю и всегда стараюсь дать необходимые опоры для того, чтобы предусмотреть успешный результат. Задания, которые ставят в тупик ученика или весь класс не приведут ни к чему…

Также я обращаю внимание на настойчивость и затраченные детьми усилия на выполнение задания, а не на конечный результат сам по себе.

Стараюсь внушить ребенку, что и на неудачах строится успех. На ошибках учатся! А в изучении иностранного языка учатся именно на своих, а не на чужих ошибках.



2. Внедрение азартных технологий. Или что лучше звучит – это игра.

Вот сколько себя помню на стезе учителя – столько я и играю. Спросите учеников начальной школы, 5-х, 6-х классов – что вы ждёте на уроке? Хотим играть – скажут они. И будут правы.

Игра является самым сильным мотивирующим фактором, который удовлетворяет потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений.

А ролевая игра вообще дает широкие возможности для активизации учебного процесса, она является методическим приемом, который относится к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком, она создает условия реального общения.

Ролевую игру можно взбодрить наглядностью – и тут уж как пойдёт! От телефонов (если разговор по телефону) до макетов фруктов, игрушки, коробки и банки от сока, печенья, чая – если тема «Покупки в магазине».

Для ролевых игр я стараюсь отводить уроки диалогической речи. Дети заучивают клише вопросов и ответов, а на уроке даём волю разнообразным похожим ситуациям с подстановкой другой лексики по изучаемой теме.

Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве. Дефицит словарного запаса не надо доказывать ребёнку – он прочувствует его сам. Ведь говорить-то хочется, а нечем! Приходится что-то заучивать, спрашивать. Иначе – никак!

Игровые моменты иногда сами собой выходят на сцену урока. Учим слова – играть можно и в «Поле чудес», и в «Снежный ком» и в словарные «прятки» и в пантомиму, когда желающих х знает в момент игры только ОН – ученик Захарин, ученик Евтодьев, ученица Ушакова – и никто другой! Начинается конкуренция, начинается конкурс, взрыв эмоций и интерес к предмету!

3. Применение новых информационных технологий

Игра эффективна на младшем и среднем этапах обучения. А что у нас у старших? Спросите учеников 9-х, 10-х, 11-х классов. Они и ответят - давайте посмотрим!... И правильно скажут.

Здесь я больше внимания уделяю применению новых информационных технологий, что является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса. Именно ИКТ позволяют разнообразить и формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся.

Сейчас почти все учителя используют новые технологии. В том числе и я.

Например:

а) использую презентации. Подыскать достойную презентацию по любой теме в интернете сейчас не проблема. И хотя бум на подготовку собственной презентации пошёл на спад, я приветствую такую работу от учеников, всегда оцениваю на положительную отметку, пусть даже это совсем небольшая презентация, но ведь на её создание сподвигла ребёнка именно мотивация – и я должна её поддержать.


б) при изучении грамматики и лексики использую компьютерное тестирование, которое можно скачать из ЦОР-библиотеки. Дети также могут дома проходить такое тестирование и сообщать результат.


с) по страноведческим темам смотрим видеоролики на английском языке. В январе 8-е классы изучали тему «Олимпийские. Параолимпийские игры». Короткий, но яркий фильм о легкоатлетах, бегущих на протезах, передвигающихся в инвалидных колясках был просмотрен дважды при полной тишине. Дети поняли всю речь комментатора и были абсолютно неравнодушны к теме все последующие уроки .


4. Музыка

Музыка это — один из наиболее мощных способов воздействия на чувства и эмоции учащихся.

Музыка и песня могут оказать неоценимую помощь в изучении английского языка. Песня вызывает большой прилив энтузиазма и представляет собой приятный и, в то же время, стимулирующий подход в изучении культуры иноязычных стран.

Хорошие песни не забываются, в отличие от грамматических структур, которые улетучиваются из головы по окончанию урока.

На своих уроках я пою вместе с детьми. Начиная с простых песенок «Алфавит», «Как тебя зовут?», «А рыбки плавают, собачки бегают…», заканчивая современными песнями, с которыми дети потом могут выступить перед аудиторией. Нынче хотим порадовать учителей к8 Марта с песней от 9А класса.

Нужно ещё отметить, что именно песни способствуют совершенствованию навыков произношения. Песни содействуют эстетическому воспитанию учащихся и сплочению коллектива. Это ещё и релаксация в  конце урока.

5. Художественный перевод.

Художественный перевод стихов или сказок формирует мотивационные потребности учащихся разного уровня знаний. Не подлежит никакому сомнению, что творческие работы повышают интерес учащихся к изучению языка. Самое интересное – интерпретаций получается всегда Н –ное количество и никогда слово в слово, ну, если , конечно, дети не делают эту работу вместе, что мной, впрочем, не возбраняется.

6. Работа с газетными материалами

Работа с газетными материалами, печатными изданиями, например, инструкциями к бытовой технике. Здесь хорошо можно отработать различные виды чтения - поисковое, просмотровое, ознакомительное, тренировать умение работать с контекстом для правильного использования лексики, для корректного перевода.

Одной из целей преподавания английского языка является приближение образовательного уровня учащихся к европейскому стандарту. Владение иностранным языком невозможно в отрыве от культуры и реалий англоговорящих стран, при этом газета вызывает естественный интерес учащихся, являясь источником новейшей информации.

7. Проектная деятельность

Об опыте проектной работы на своих уроках я уже делилась. Скажу только, что они безусловно способствуют повышению мотивации к изучению английского языка на всех ступенях обучения.


8. Внеурочная деятельность

9. Дистанционные олимпиады

10. Международные, всероссийские, школьные олимпиады по иностранному языку

Эти виды деятельности безусловно повышают мотивацию к изучению английского языка, но используются они достаточно редко, 1-2 раза в течение учебного года и задействуют, как правило, единицы детей.

11. Переписка учеников с их англоязычными сверстниками

Ну, и последнее, на чём я могу остановиться – это переписка учеников с их англоязычными сверстниками. Это ненавязчивый, опосредованный вариант, который реально работает на многих школьниках. У них появляется возможность практики английского языка с носителями языка. Перевод письма, написанного грамотным или неграмотным американским школьником, представляет немалую сложность для наших учеников, а это мотивирует их на изучение каких-то конкретных тем, переписка расширяет запас лексики.

Здесь только могу оговориться в следующем: о переписке я узнаю только по желанию самого ученика, когда он нуждается в понимании написанного или стесняется писать ответ. А так - в наши дни в силу разных причин (политических, этических) я не могу ни заставлять, ни предлагать, ни рекламировать данный вид деятельности.













Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее