Способы повышения мотивации учебной деятельности на уроках английского языка
(из опыта работы учителя английского языка 1 квалификационной категории МБОУ «СОШ №53» города Кургана Мохиревой Н.А.)
Народная мудрость гласит «немотивированный ученик просто не хочет учиться» или «ты можешь подвести коня к водопою, но ты не можешь заставить его пить».
Эта пословица приходит на ум, когда мы видим насколько разным может быть отношение учащихся к иностранным языкам.
Для одного ученика, процесс изучения языка является важным, многозначительным, он мотивирован к изучению языка разными мотивами - ориентация на цель, уход от неудач и поражений, самоактуализация.
Для другого ученика язык — это тяжелая ноша, которую он вынужден нести и он не скрывает свою безмерную скуку, зевает, отвлекается сам, отвлекает других, просто ждет конца урока.
Каждый учитель сталкивается с подобной ситуацией и чего греха таить – часто учитель обвиняет такого ученика в неверном поведении или неспособности изучать иностранный язык.
Но данную ситуацию можно воспринять и по –другому, так, как последние годы нас, учителей, и учат методисты: а задайте-ка себе вопрос: «Являются ли методы и подходы на моих уроках эффективными и действенными, способствуют ли они мотивации к изучению моего предмета у каждого ученика?» Ведь способность мотивировать учащихся является ключевым навыком учителя.
Существует много способов стимулирования учащихся к изучению английского языка. И моё выступление сегодня посвящено данной теме. И я постараюсь кратко описать те способы мотивации, которые использую именно я, исходя из опыта работы.
1. Создание атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои способности и возможности
Создание мотивации к изучению иностранного языка и к общению невозможно без создания в классе атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои способности и возможности.
Для этого мне важно во-первых представлять собой живой пример оптимистически настроенного к ученикам и коллегам человека. Поэтому я ставлю перед детьми или помогаю им самим ставить перед собой реалистичные и выполнимые цели и задачи, обеспечиваю и всегда стараюсь дать необходимые опоры для того, чтобы предусмотреть успешный результат. Задания, которые ставят в тупик ученика или весь класс не приведут ни к чему…
Также я обращаю внимание на настойчивость и затраченные детьми усилия на выполнение задания, а не на конечный результат сам по себе.
Стараюсь внушить ребенку, что и на неудачах строится успех. На ошибках учатся! А в изучении иностранного языка учатся именно на своих, а не на чужих ошибках.
2. Внедрение азартных технологий. Или что лучше звучит – это игра.
Вот сколько себя помню на стезе учителя – столько я и играю. Спросите учеников начальной школы, 5-х, 6-х классов – что вы ждёте на уроке? Хотим играть – скажут они. И будут правы.
Игра является самым сильным мотивирующим фактором, который удовлетворяет потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений.
А ролевая игра вообще дает широкие возможности для активизации учебного процесса, она является методическим приемом, который относится к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком, она создает условия реального общения.
Ролевую игру можно взбодрить наглядностью – и тут уж как пойдёт! От телефонов (если разговор по телефону) до макетов фруктов, игрушки, коробки и банки от сока, печенья, чая – если тема «Покупки в магазине».
Для ролевых игр я стараюсь отводить уроки диалогической речи. Дети заучивают клише вопросов и ответов, а на уроке даём волю разнообразным похожим ситуациям с подстановкой другой лексики по изучаемой теме.
Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве. Дефицит словарного запаса не надо доказывать ребёнку – он прочувствует его сам. Ведь говорить-то хочется, а нечем! Приходится что-то заучивать, спрашивать. Иначе – никак!
Игровые моменты иногда сами собой выходят на сцену урока. Учим слова – играть можно и в «Поле чудес», и в «Снежный ком» и в словарные «прятки» и в пантомиму, когда желающих х знает в момент игры только ОН – ученик Захарин, ученик Евтодьев, ученица Ушакова – и никто другой! Начинается конкуренция, начинается конкурс, взрыв эмоций и интерес к предмету!
3. Применение новых информационных технологий
Игра эффективна на младшем и среднем этапах обучения. А что у нас у старших? Спросите учеников 9-х, 10-х, 11-х классов. Они и ответят - давайте посмотрим!... И правильно скажут.
Здесь я больше внимания уделяю применению новых информационных технологий, что является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса. Именно ИКТ позволяют разнообразить и формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся.
Сейчас почти все учителя используют новые технологии. В том числе и я.
Например:
а) использую презентации. Подыскать достойную презентацию по любой теме в интернете сейчас не проблема. И хотя бум на подготовку собственной презентации пошёл на спад, я приветствую такую работу от учеников, всегда оцениваю на положительную отметку, пусть даже это совсем небольшая презентация, но ведь на её создание сподвигла ребёнка именно мотивация – и я должна её поддержать.
б) при изучении грамматики и лексики использую компьютерное тестирование, которое можно скачать из ЦОР-библиотеки. Дети также могут дома проходить такое тестирование и сообщать результат.
с) по страноведческим темам смотрим видеоролики на английском языке. В январе 8-е классы изучали тему «Олимпийские. Параолимпийские игры». Короткий, но яркий фильм о легкоатлетах, бегущих на протезах, передвигающихся в инвалидных колясках был просмотрен дважды при полной тишине. Дети поняли всю речь комментатора и были абсолютно неравнодушны к теме все последующие уроки .
4. Музыка
Музыка это — один из наиболее мощных способов воздействия на чувства и эмоции учащихся.
Музыка и песня могут оказать неоценимую помощь в изучении английского языка. Песня вызывает большой прилив энтузиазма и представляет собой приятный и, в то же время, стимулирующий подход в изучении культуры иноязычных стран.
Хорошие песни не забываются, в отличие от грамматических структур, которые улетучиваются из головы по окончанию урока.
На своих уроках я пою вместе с детьми. Начиная с простых песенок «Алфавит», «Как тебя зовут?», «А рыбки плавают, собачки бегают…», заканчивая современными песнями, с которыми дети потом могут выступить перед аудиторией. Нынче хотим порадовать учителей к8 Марта с песней от 9А класса.
Нужно ещё отметить, что именно песни способствуют совершенствованию навыков произношения. Песни содействуют эстетическому воспитанию учащихся и сплочению коллектива. Это ещё и релаксация в конце урока.
5. Художественный перевод.
Художественный перевод стихов или сказок формирует мотивационные потребности учащихся разного уровня знаний. Не подлежит никакому сомнению, что творческие работы повышают интерес учащихся к изучению языка. Самое интересное – интерпретаций получается всегда Н –ное количество и никогда слово в слово, ну, если , конечно, дети не делают эту работу вместе, что мной, впрочем, не возбраняется.
6. Работа с газетными материалами
Работа с газетными материалами, печатными изданиями, например, инструкциями к бытовой технике. Здесь хорошо можно отработать различные виды чтения - поисковое, просмотровое, ознакомительное, тренировать умение работать с контекстом для правильного использования лексики, для корректного перевода.
Одной из целей преподавания английского языка является приближение образовательного уровня учащихся к европейскому стандарту. Владение иностранным языком невозможно в отрыве от культуры и реалий англоговорящих стран, при этом газета вызывает естественный интерес учащихся, являясь источником новейшей информации.
7. Проектная деятельность
Об опыте проектной работы на своих уроках я уже делилась. Скажу только, что они безусловно способствуют повышению мотивации к изучению английского языка на всех ступенях обучения.
8. Внеурочная деятельность
9. Дистанционные олимпиады
10. Международные, всероссийские, школьные олимпиады по иностранному языку
Эти виды деятельности безусловно повышают мотивацию к изучению английского языка, но используются они достаточно редко, 1-2 раза в течение учебного года и задействуют, как правило, единицы детей.
11. Переписка учеников с их англоязычными сверстниками
Ну, и последнее, на чём я могу остановиться – это переписка учеников с их англоязычными сверстниками. Это ненавязчивый, опосредованный вариант, который реально работает на многих школьниках. У них появляется возможность практики английского языка с носителями языка. Перевод письма, написанного грамотным или неграмотным американским школьником, представляет немалую сложность для наших учеников, а это мотивирует их на изучение каких-то конкретных тем, переписка расширяет запас лексики.
Здесь только могу оговориться в следующем: о переписке я узнаю только по желанию самого ученика, когда он нуждается в понимании написанного или стесняется писать ответ. А так - в наши дни в силу разных причин (политических, этических) я не могу ни заставлять, ни предлагать, ни рекламировать данный вид деятельности.