Тема :Величины и их измерение.
Понятие положительной скалярной величины и ее измерения.
В начальном курсе математики учащиеся знакомятся с разными величинами: длиной, площадью, вместимостью, массой предметов, временем, количеством. Изучая эти величины, школьники должны понять, что общего имеют данные величины, в чем их различие, что представляет собой процесс измерения величины. Но для этого сам учитель должен уметь ответить на эти вопросы.
Понятие величины всеобъемлющее, сложное. В данном курсе будем рассматривать величину как свойство объектов (процессов, явлений), которое проявляется при их сравнении по этому свойству, причем каждая величина связана с определенным способом сравнения.
Величины, которые выражают одно и то же свойство объектов, называются величинами одного рода, или однородными величинами. Например, длина стола и длина комнаты - это величины одного рода.
Однородные величины сравнивают, выполняют с ними действия, измеряют. Уточним эти понятия, используя язык математики.
1.Для величин одного рода имеют место отношения «равно», «меньше» и «больше», и для любых величин А и В справедливо одно и только одно из отношений: А
А В. Эти отношения на множестве однородных величин транзитивны.
Например, мы говорим, что длина гипотенузы прямоугольного треугольника больше, чем длина любого катета этого треугольника, масса яблока меньше массы арбуза, а длины противоположных сторон прямоугольника равны.
2. Для любых двух величин А и В однозначно определяется величина С = А + В, которую называют суммой величин А и В. Иначе говоря, величины одного рода можно складывать, в результате сложения получается величина того же рода.
Сложение величин коммутативно и ассоциативно.
Например, если А - масса арбуза, а В - масса дыни, то С = А +В - это масса арбуза и дыни. Очевидно, что А+В = В+А и (А+В) + С = А+(В+С).
3.Разностью величин А и В называется такая величина С = А - В, что А = В + С.
Разность величин A и B существует тогда и только тогда, когда AB.
Величины одного рода можно вычитать, получая в результате величину того же рода. Определяют вычитание через сложение.
Например, если A – масса купленных овощей (лука и моркови), а B – масса купленной моркови, то C = A – B – это масса купленного лука.
|
4.Для любой величины А и любого положительного числа х существует единственная величина В = x ∙ А, которую называют произведением величины А и числа x.
Иными словами, величину можно умножать на положительное действительное число, в результате получают величину того же рода.
Например, если А - время, отводимое на один урок, то умножив А на число 3, получим величину В = 3 · А - время, за которое пройдут 3 урока.
5.Частным величин А и B одного рода называется такое положительное действительное число х = А : В, что А = х ·В.
Иными словами, величины одного рода можно делить, получая в результате число. Определяют деление однородных величин через умножение величины на число.
Так, если А - длина отрезка a, B - длина отрезка b и
отрезок a состоит из 4-х отрезков, равных b, то А:В = 4, поскольку
А = 4 ·В.
6.Величины измеряют: если задана величина А и выбрана единица величины Е (того же рода), то измерить величину А - это значит найти такое положительное действительное число х, что А= х ∙Е.
Число х называется численным значением величины А при единице величины E, или мерой величины А при единице величины Е.
Например, если А - длина отрезка а, Е- длина отрезка b,то А = 4-Е. Число 4 - это численное значение длины при единице длины Е, или, другими словами, число 4- мера длины А при единице длины Е.
В практической деятельности при измерении величин люди пользуются стандартными единицами величин: так, длину измеряют в метрах, сантиметрах и т.д. Результат измерения записывают в таком виде: 2,7 кг; 13 см; 16с. Исходя из понятия измерения, данного выше, эти записи можно рассматривать как произведение числа и единицы величины. Например, 2,7кг = 2,7∙кг; 13 см = 13∙см; 16 с = 16∙с.
Используя это представление, можно обосновать процесс перехода от одной единицы величины к другой. Пусть, например,
требуется выразить 5 ч в минутах. Так как 5 ч = 5 ∙ ч и 1 час=60мин, то 5 · ч= 5 ∙ 60 ∙ мин = (5 ∙ 60)мин = 300 мин
Измерение величин позволяет переходить от сравнения величин к сравнению чисел, от действий с величинами - к соответствующим действиям с их численными значениями, и наоборот.
Рассмотрим примеры:
а)если А =5 кг, В= 3кг, то можно утверждать, что А В, поскольку 5 3;
б)если А = 5 кг, В =3 кг, то А + В = 5 кг + 3 кг = (5 + 3) кг = 8 кг;
в)если А = 5 кг, а масса В в 2 раза больше массы А, то И = 2А = 2 · (5 · кг) = (2 · 5) кг = 10 кг. В данной ситуации возможна и такая запись: В = А · 2 = (5 · кг) · 2 = (5 · 2) · кг = 10 кг.
Величину, которая определяется только одним численным значением, называется скалярной величиной. Если при выбранной единице измерения скалярная величина принимает только положительные численные значения, то ее называют положительной скалярной величиной.
Длина, площадь, объем, масса, время, стоимость, количество – положительные скалярные величины.
Рассмотренные понятия - объект (предмет, явление, процесс), еговеличина, численное значение величины, единица величины - надо уметь вычленять в текстах и задачах. Например, математическое содержание, предложения «Купили 3 килограмма яблок» можно описать следующим образом: в предложении рассматривается такой объект, как яблоко, и его величина - масса; для измерения массы использовали единицу массы - килограмм; в результате измерения получили число 3 - численное значение массы яблок при единице массы килограмм.
Один и тот же объект может обладать несколькими свойствами, которые являются величинами. Например, для человека это рост, масса, возраст. Процесс равномерного прямолинейного движения характеризуется тремя величинами: расстоянием, скоростью и временем, между которыми существуют зависимость, выражаемая формулой s = v∙ t.
Если величины выражают разные свойства объекта, то их называют величинами разного рода, или разнородными величинами. Так, например, длина и масса - это разнородные величины.
Практические задания.
1. О каких величинах идет речь в следующих предложениях:
а) Груши дороже яблок.
б) Книга тяжелее тетради.
в) Таня выше Светы.
2. Какие величины могут характеризовать следующие объекты:
а) карандаш; б) человек; в) озеро?
3. Разбейте на классы тремя способами следующие величины (в каждом случае укажите основание для классификации:
А – высота дерева; В – 16кг; С – масса доски; D – 25 см; E – возраст дерева; M – площадь доски; H – 13 с; K – 26 м; L – длина веревки; Р – толщина доски.
|
|
|
|
|
|
|
4. Какие из данных величин можно сравнить между собой:
1500 м; 2,5 км; 18 штук; 8 десятков;
3 ц; 1 км 500 м; 299 кг; 18 пар.
5. Сравните величины:
56 мин и 7/10 ч;
3/50 м и 4/5 дм;
1,5 см и 3/20 дм;
5/4 кг и 1250 г.
6. Назовите объект, его величину, численное значение и единицу измерения величины в каждом из следующих предложений:
а) В коробке 8 кг яблок.
б) Глубина оврага 2 м.
в) Площадка садового участка 6 соток.
г) В сервизе 6 тарелок.
д) Рост девочки 1 м 20 см.