Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Информатика. Логика. Математика»
составлена на основе ФГОС НОО, примерной программы, программы О. Холодовой для 2 класса, авторского тематического планирования учебного материала, рабочей тетради для 2 класса в 2-х ч. О. Холодовой «Юным умникам и умницам: задания по развитию познавательных способностей»– М.: Росткнига, 2010.
Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу «Информатика. Логика. Математика»
К концу 2 класса обучающиеся научатся:
делать умозаключения из двух суждений, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность простых действий;
делить слова на слоги, находить однокоренные слова, решать задачи, раскодировать слова; отгадывать и составлять ребусы, по значениям разных признаков;
находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков, решать задачи на логику;
называть противоположные по смыслу слова; решать задачи, решать задачи на смекалку;
точно выполнять действия под диктовку, работать с толковым словарём, работать с изографами, уникурсальными фигурами;
уметь подбирать фразеологизмы; измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины;
узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый;
узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; читать информацию, заданную с помощью линейных диаграмм;
решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание);
составлять истинные высказывания (верные равенства и неравенства);
заполнять магические квадраты размером 3×3;
находить число перестановок не более чем из трёх элементов.
К концу 2 класса обучающиеся получат возможность научиться:
находить число пар на множестве из 3-5 элементов (число сочетаний по 2);
находить число пар, один элемент которых принадлежит одному множеству, а другой – второму множеству;
проходить числовые лабиринты, содержащие двое-трое ворот;
объяснять решение задач по перекладыванию спичек с заданным условием и решением;
решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументированно доказывать свою точку зрения;
формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности;
формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Содержание предмета
Курс направлен на развитие познавательных способностей учащихся, учит школьников самостоятельно мыслить и творчески работать, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по данному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок на занятиях снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности.
Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что весьма привлекательно для младших школьников. Это побуждает учащихся к активной мыслительной деятельности, способствует развитию познавательной активности и раскрытию всех возможностей и способностей младших школьников.
Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях обращено на такие качества учащихся, развитие и совершенствование которых очень важны для формирования полноценной самостоятельно мыслящей личности. Это внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти, мышление и речь. Идет формирование и развитие обще-учебных умений и навыков. Развиваются способности учащихся искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой проблемы.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение одного урока. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своем развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам. Все это означает, что у кого-то возникает интерес к учебе, а у кого-то закрепляется.
В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.
Рекомендуемая модель занятия
«Мозговая гимнастика» (1-2 минуты)
Под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.
Разминка (3-5 минут)
Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, включение в работу. Поэтому вопросы разминки достаточно легкие, способные вызвать интерес и рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции, окрашенные немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.
Тренировка психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей: памяти, внимания, воображения, мышления (10-15 минут)
Задания, используемые на этом этапе занятия не только способствуют развитию этих столь необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять творческие упражнения. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.
Веселая переменка (3-5 минут)
Динамическая пауза не только развивает двигательную сферу ребенка, но и способствует развитию выполнять несколько различных заданий одновременно.
Логически-поисковые задания (10-12 минут)
На данном этапе предлагаются задания, обучающие детей: наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строить простейшие предположения, проверять
их, делать выводы, «добывать» новую информацию, решать кроссворды, пользоваться выразительными средствами русского языка.
Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 минуты)
Чем больше и чаще ребенок буде уделять внимание своим глазам, тем дольше он сохранит хорошее зрение. Те же дети, чье зрение нуждается в коррекции, путем регулярных тренировок смогут значительно улучшить его. Выполнение коррегирующей гимнастики для глаз поможет как повышению остроты зрения, так и снятию зрительного утомления и достижению состояния зрительного комфорта.
Графический диктант, штриховка (10 минут)
Графические диктанты – отличный способ разработки мелких мышц руки ребенка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении красиво, аккуратно писать и логически мыслить. При регулярном выполнении таких упражнений ребенок начинает хорошо владеть ручкой и карандашом, у него появляется устойчивое, сосредоточенное внимание, воспитывается трудолюбие, усидчивость.
Графические диктанты – это и способ развития речи, так как попутно ребята отгадывают загадки, читают и заучивают стихи, песенки, потешки, т. е. овладевают выразительными свойствами языка.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
1 | Выявление уровня развития познавательных процессов | 1 |
|
2 | Развитие концентрации внимания | 1 |
|
3 | Тренировка внимания | 1 |
|
4 | Тренировка слуховой памяти | 1 |
|
5 | Тренировка зрительной памяти | 1 |
|
6 | Поиск закономерностей | 1 |
|
7 | Совершенствование воображения | 1 |
|
8 | Развитие логического мышления | 1 |
|
9 | Развитие концентрации внимания | 1 |
|
10 | Тренировка внимания | 1 |
|
11 | Тренировка слуховой памяти | 1 |
|
12 | Тренировка зрительной памяти | 1 |
|
13 | Поиск закономерностей | 1 |
|
14 | Совершенствование воображения | 1 |
|
15 | Развитие логического мышления | 1 |
|
16 | Развитие концентрации внимания | 1 |
|
17 | Тренировка внимания | 1 |
|
18 | Тренировка слуховой памяти | 1 |
|
19 | Тренировка зрительной памяти | 1 |
|
20 | Поиск закономерностей | 1 |
|
21 | Совершенствование воображения | 1 |
|
22 | Развитие логического мышления | 1 |
|
23 | Развитие концентрации внимания | 1 |
|
24 | Тренировка внимания | 1 |
|
25 | Тренировка слуховой памяти | 1 |
|
26 | Тренировка зрительной памяти | 1 |
|
27 | Поиск закономерностей | 1 |
|
28 | Совершенствование воображения | 1 |
|
29 | Развитие логического мышления | 1 |
|
30 | Развитие концентрации внимания | 1 |
|
31 | Поиск закономерностей | 1 |
|
32 | Выявление уровня развития познавательных процессов | 1 |
|
33 | Развитие концентрации внимания | 1 |
|
34 | Поиск закономерностей | 1 |
|